Скоро в школу.
учебно-методический материал по теме

Кириченко Ульяна Анатольевна

Готовность ребёнка к обучению в школе, требования к знаниям и умениям будущих первоклассников, тест и "шпаргалка" для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skoro_v_shkolu.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

«Быть готовым к школе уже сегодня –

не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит

быть готовым всему этому научиться».

           Л.А.Венгер, А.Л.Венгер.

        Ребёнку пора в школу… Радость и волнение родителей. Множество вопросов, первый из которых – готов ли наш малыш к поступлению в первый класс?

        Готовность к школе – это не только набор определённых умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребёнка к 6-7 годам. Готовность к школе включает в себя несколько основных компонентов:

-интеллектуальная готовность. Ориентировка ребёнка в окружающем, запас его знаний, усвоенных в системе. Желание узнавать новое, любознательность. Сенсорное развитие. Развитие образных представлений. Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой. Смысловое запоминание.

-личностная и социально-психологическая готовность.  Принятие позиции школьника. Положительное отношение к школе, к учебной деятельности, к учителям, к себе самому. Потребность в общении, умение подчиняться правилам и интересам группы, способность устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми. Способность действовать совместно с другими.

-эмоционально-волевая готовность. Способность управлять своими эмоциями и поведением. Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём. Стремление преодолевать трудности. Стремление к достижению результата своей деятельности.

-физическая готовность. Состояние здоровья. Физическое развитие. Развитие анализаторных систем. Развитие мелких групп мышц. Координация движений в соответствии с возрастной нормой (прыжки, подскоки, бег и т.д.). Готовность организма ребёнка к учебным нагрузкам.

        Что необходимо знать ребёнку к 1-му классу?

Ознакомление с окружающим миром.

        Я и общество.

Дети должны знать:

-название нашей страны и её столицы;

-флаг, герб России;

-название родного города, села, свой адрес.

Дети должны иметь представление:

-о всенародных праздниках;

-о труде людей в городе и сельской местности;

-дети должны уметь рассказать о своей семье.

        Предметный мир.

Дети должны уметь:

-сравнивать, группировать, классифицировать предметы;

-называть материалы, из которых они изготовлены;

-понимать значение обобщающих слов.

        Неживая природа.

Дети должны:

-иметь представление о сезонных изменениях в природе;

-определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;

-уметь вести календарь природы с помощью взрослого.

        Животный мир.

Дети должны иметь представление:

-о домашних и диких животных;

-о перелётных и зимующих птицах;

- о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

        Растительный мир.

Дети должны иметь представление:

-об условиях, необходимых для роста растений;

-о лесных ягодах и грибах;

-об овощах и фруктах;

-о деревьях, кустарниках и цветах.

Дети должны уметь:

-различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.

Развитие речи.

Ребёнок, поступающий в школу, должен:

-правильно произносить все звуки родного языка;

-различать и называть слова с определённым звуком;

-уметь определять место звука в слове (начало-середина-конец);

-делить слова на слоги;

-составлять слова из слогов;

-иметь представление о предложении;

-уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;

-подбирать синонимы, антонимы;

-использовать разные способы образования слов;

-пересказывать знакомые сказки и рассказы;

-составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).

        Математика.

        Количество и счёт.

Дети должны знать:

-состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);

-состав чисел из двух меньших.

Дети должны уметь:

-называть числа в прямом и обратном порядке;

-соотносить цифру и число предметов;

-правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;

-сравнивать числа в пределах 10;

-устанавливать, какое число меньше ( больше) другого;

-уравнивать неравное число предметов двумя способами (добавить, убрать).

        Величина.

Дети должны уметь:

-сравнивать предметы разные по величине (длине, ширине, высоте);

-выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже);

-сравнивать до 10 предметов, различных по величине;

-измерять длину предметов с помощью условной мерки.

        Геометрические фигуры.

Дети должны уметь:

-различать форму предметов: круглую, треугольную, четырёхугольную;

-составлять из нескольких треугольников, четырёхугольников фигуры большего размера;

-делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части.

        Ориентировка в пространстве.

Дети должны уметь:

-выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и другим предметам;

-уметь ориентироваться на листе бумаги.

        Время.

Дети должны:

-различать и называть части суток, их последовательность;

-понимать значения понятий вчера, сегодня, завтра;

-знать дни недели, их последовательность;

-уметь называть месяцы года.

Изобразительная деятельность.

        Рисование.

Дети должны:

-правильно сидеть при рисовании;

-уметь держать карандаш, кисти и пользоваться ими;

-использовать акварель, гуашь;

-уметь наносить легкий контур карандашом;

-правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, соотношение по величине; цвета и их оттенки;

-уметь располагать изображения на листе бумаги;

-рисовать по представлению, с натуры (овощи, фрукты, цветы, игрушки);

-изображать сюжетные рисунки: картины природы, сюжеты из сказок и т.д.;

-иметь представление о декоративно-прикладном искусстве (жостовская, хохломская, городецкая росписи);

-рисовать узоры по мотивам этих изделий.

        Лепка.

Дети должны:

-уметь пользоваться глиной, пластилином и стекой;

-лепить предметы используя приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания, примазывания;

-использовать при изготовлении поделки разные способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

-уметь украшать изделие каленым и углубленным рельефом;                           -лепить предметы с натуры и по представлению (овощи, фрукты, животных и человека).                                                                                                                          Аппликация и ручной труд.                                                                                                                                                               Ребёнка надо научить:                                                                                            -правильно держать ножницы и пользоваться ими;                                             -приёмам симметричного и силуэтного вырезания из бумаги, обрывной аппликации;                                                                                                              -сочетать приёмы вырезания ножницами с приёмами обрывной аппликации для создания выразительного образа;                                                                    -составлять сюжетные аппликации и декоративные узоры;                                      -изготовлять простые фигурки из бумаги путём складывания.

        Физическое развитие.                                                                             К обучению в школе ребёнок умеет:                                                                  -выполнять все виды ходьбы и бега, прыжков, метания, лазанья;

-прыгать на мягкое покрытие высотой до 40 см; спрыгивать с высоты 40 см; прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега – 180 см, в высоту с разбега – не менее 50 см; прыгать через скакалку;

-перебрасывать набивные мячи;

-метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м;

-выполнять физические упражнения чётко, ритмично;

-сохранять правильную осанку;

-ходить на лыжах переменным и скользящим шагом;

-активно участвовать в играх с элементами спортивных игр;

-плавать 15 м.

        Правила поведения.

У детей должны быть сформированы навыки культуры поведения. Они должны:

-первыми здороваться со взрослыми, сверстниками;

-вежливо прощаться;

-благодарить за оказанную помощь;

-говорить тихо, не привлекая к себе внимания, не мешать другим;

-вежливо обращаться с просьбой;

-не перебивать говорящего;

-не вмешиваться в разговор старших;

-соблюдать порядок, чистоту.

        Правила дорожного движения.

Дети должны:

-различать проезжую часть дороги, тротуар;

-понимать значение сигналов светофора;

-знать правила дорожного движения;

-улицу переходить в специальных местах на зелёный сигнал светофора, при желтом и красном – стоять;

-ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны;

-не играть на проезжей части дороги.

        Самообслуживание.

Культурно – гигиенические навыки и самообслуживание

Дети должны научиться:

-следить за своим внешним видом;

-самостоятельно умываться, чистить зубы, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;

-следить за чистотой ногтей;

-уметь пользоваться расческой, носовым платком;

-при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком;

-кушать аккуратно: пищу брать понемножку, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды;

-самостоятельно быстро и аккуратно одеваться, раздеваться;

-аккуратно складывать и вешать одежду;

-убирать постель;

-приводить её в порядок – чистить, просушивать;

-ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить);

-вдевать иголку в нитку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку.

Шпаргалка для родителей

(какой запас знаний должен быть у ребёнка, поступающего в школу)

        Хорошо, если ваш ребёнок перед поступлением в школу будет:

  1. называть своё полное имя, отчество и фамилию;
  2. определять свой возраст (желательно дату рождения);
  3. знать свой домашний адрес;
  4. называть свой город и его главные достопримечательности;
  5. знать страну, в которой живёт;
  6. называть фамилию, имя, отчество родителей, их профессию;
  7. знать времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года);
  8. называть домашних животных и их детёнышей;
  9. ознакомлен с миром диких животных наших лесов, жарких стран, их повадками и названиями их детёнышей;
  10. определять транспорт наземный, воздушный, водный;
  11. различать одежду, обувь и головные уборы;
  12. называть зимующих и перелётных птиц, овощи, фрукты и ягоды;
  13. знать и уметь рассказывать русские народные сказки;
  14. различать и правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, овал, многоугольник;
  15. свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т.п.);
  16. уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный рассказ, составлять (придумывать) рассказ по картинке;
  17. запоминать и называть 6-10 предметов, картинок, слов;
  18. различать гласные и согласные звуки;
  19. разделять слова на слоги с помощью хлопков, по количеству гласных звуков;
  20. определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «сани», «дубы», «роза»;
  21. хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы; вырезать предметы по контуру);
  22. владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;
  23. свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10;
  24. уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30-35 минут);
  25. сохранять осанку, особенно в положении сидя.

Свод правил для родителей:

  1. Позиция родителей должна основываться на доверии и уважении к своему ребёнку.
  2. Важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка и не перегружать его.
  3. Дайте ребёнку почувствовать рост своих возможностей.
  4. Проявляйте живой интерес к жизни ребёнка, к его радостям и огорчениям.
  5. Смейтесь вместе с ним, веселитесь, шутите, играйте.
  6. Поощряйте в своём ребёнке желание задавать вопросы, спорить, выражать собственное мнение, утверждать свою позицию.
  7. Учите ребёнка уважительно высказывать и доказывать своё мнение без крика, обид и раздражения.
  8. Извиняйтесь перед ребёнком, если по какой-либо причине вы допустили по отношению к нему бестактность.
  9. Старайтесь избегать резкой критики ошибочных действий ребёнка. Лучше предложите ему самостоятельно отыскать ошибку и исправить её.
  10. Не перехваливайте ребёнка, чтобы не формировать у него завышенную самооценку.
  11. Поощряйте поисковую, исследовательскую деятельность малыша, учите его размышлять, рассуждать, находить самые разные пути и варианты решения одной и той же задачи.
  12. Не заставляйте ребёнка заниматься, а заинтересовывайте его новыми занятиями.
  13. Посещайте вместе с ребёнком музеи, театры, выставки. Слушайте классическую музыку, читайте народные сказки, смотрите добрые короткометражные мультфильмы. Делитесь своими впечатлениями.
  14. Говорите с ребёнком о добре и зле, о любви и ненависти, об умении понимать других людей и прощать их.
  15. Будьте для ребёнка безупречным образцом для подражания, и тогда он сможет впитать всё самое прекрасное и доброе. Ваш образ жизни и поступки – пример для детей. Недаром народная мудрость гласит: «Что посеешь, то и пожнёшь» или «Доброе семя – добрый  и всход».

Тест  для родителей на определение готовности ребёнка к школе.

Отметьте каждый утвердительный ответ 1 баллом.

  1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребёнок идти в первый класс?
  2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
  3. Может ли он в течение 15-20 минут самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т.д.)
  4. Можете ли вы сказать, что ваш ребёнок ведёт себя без стеснения в присутствии посторонних людей?
  5. Умеет ли он описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из 5 предложений?
  6. Может ли он рассказать стихи наизусть?
  7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
  8. Умеет ли ваш ребёнок читать хотя бы по слогам?
  9. Считает ли он до 10 в прямом и обратном порядке?
  10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
  11. Может ли ваш ребёнок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
  12. Любит ли ваш ребёнок рисовать, раскрашивать картинки?
  13. Умеет ли он работать с ножницами и клеем (например, делать аппликацию из бумаги)?
  14. Может ли он из 5 элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
  15. Знает ли ваш ребёнок названия диких и домашних животных?
  16. Есть ли у вашего ребёнка навыки общения, например, может ли он назвать яблоки и груши одним словом «фрукты»?
  17. Любит ли он самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор?

Если вы ответили утвердительно на 14 и более вопросов, значит, ваш ребёнок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

        Если малыш может справляться с содержанием 9-13 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем ещё нужно потренироваться с ребёнком.

В том случае,  если количество утвердительных ответов 8 или менее, следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребёнком. Он ещё не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача – систематически заниматься с ним, тренироваться в выполнении различных упражнений. Возможно, на первых порах школьного обучения придётся очень тщательно выполнять вместе с ребёнком домашние задания и закреплять пройденный материал, но не стоит отчаиваться – упорные и систематические занятия помогут вашему ребёнку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...

Статья "Первоклашка скоро в школу"

Статья предназначена для родителей будущих первоклассников....

Буклет "Скоро в школу"

Рекомендации для родителей первоклассников....

Скоро в школу!

Вот и наступил год и приближается тот день, когда ваши дочка или сын впервые войдут в школьный класс. Но еще раньше начинается тревожный и радостный этап жизни – подготовка ребенка к школе....

Родительское собрание Скоро в школу

Как  приготовить ребёнка в школу? как выбрать портфель. чтоб сохранить здоровья? На эти вопросы есть ответы в презентации к родительскому собранию...

Скоро в школу. Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?

Скоро в школу.Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?...

Рабочая программа «Скоро в школу» (подготовка детей 6-7 лет в школу) учителя начальных классов первой квалификационной категории

Рабочая программа «Скоро в школу» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта  начального  общего...