Скоро в школу.
учебно-методический материал по теме
Готовность ребёнка к обучению в школе, требования к знаниям и умениям будущих первоклассников, тест и "шпаргалка" для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skoro_v_shkolu.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Быть готовым к школе уже сегодня –
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит
быть готовым всему этому научиться».
Л.А.Венгер, А.Л.Венгер.
Ребёнку пора в школу… Радость и волнение родителей. Множество вопросов, первый из которых – готов ли наш малыш к поступлению в первый класс?
Готовность к школе – это не только набор определённых умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребёнка к 6-7 годам. Готовность к школе включает в себя несколько основных компонентов:
-интеллектуальная готовность. Ориентировка ребёнка в окружающем, запас его знаний, усвоенных в системе. Желание узнавать новое, любознательность. Сенсорное развитие. Развитие образных представлений. Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой. Смысловое запоминание.
-личностная и социально-психологическая готовность. Принятие позиции школьника. Положительное отношение к школе, к учебной деятельности, к учителям, к себе самому. Потребность в общении, умение подчиняться правилам и интересам группы, способность устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми. Способность действовать совместно с другими.
-эмоционально-волевая готовность. Способность управлять своими эмоциями и поведением. Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём. Стремление преодолевать трудности. Стремление к достижению результата своей деятельности.
-физическая готовность. Состояние здоровья. Физическое развитие. Развитие анализаторных систем. Развитие мелких групп мышц. Координация движений в соответствии с возрастной нормой (прыжки, подскоки, бег и т.д.). Готовность организма ребёнка к учебным нагрузкам.
Что необходимо знать ребёнку к 1-му классу?
Ознакомление с окружающим миром.
Я и общество.
Дети должны знать:
-название нашей страны и её столицы;
-флаг, герб России;
-название родного города, села, свой адрес.
Дети должны иметь представление:
-о всенародных праздниках;
-о труде людей в городе и сельской местности;
-дети должны уметь рассказать о своей семье.
Предметный мир.
Дети должны уметь:
-сравнивать, группировать, классифицировать предметы;
-называть материалы, из которых они изготовлены;
-понимать значение обобщающих слов.
Неживая природа.
Дети должны:
-иметь представление о сезонных изменениях в природе;
-определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;
-уметь вести календарь природы с помощью взрослого.
Животный мир.
Дети должны иметь представление:
-о домашних и диких животных;
-о перелётных и зимующих птицах;
- о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Растительный мир.
Дети должны иметь представление:
-об условиях, необходимых для роста растений;
-о лесных ягодах и грибах;
-об овощах и фруктах;
-о деревьях, кустарниках и цветах.
Дети должны уметь:
-различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.
Развитие речи.
Ребёнок, поступающий в школу, должен:
-правильно произносить все звуки родного языка;
-различать и называть слова с определённым звуком;
-уметь определять место звука в слове (начало-середина-конец);
-делить слова на слоги;
-составлять слова из слогов;
-иметь представление о предложении;
-уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
-подбирать синонимы, антонимы;
-использовать разные способы образования слов;
-пересказывать знакомые сказки и рассказы;
-составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).
Математика.
Количество и счёт.
Дети должны знать:
-состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);
-состав чисел из двух меньших.
Дети должны уметь:
-называть числа в прямом и обратном порядке;
-соотносить цифру и число предметов;
-правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
-сравнивать числа в пределах 10;
-устанавливать, какое число меньше ( больше) другого;
-уравнивать неравное число предметов двумя способами (добавить, убрать).
Величина.
Дети должны уметь:
-сравнивать предметы разные по величине (длине, ширине, высоте);
-выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже);
-сравнивать до 10 предметов, различных по величине;
-измерять длину предметов с помощью условной мерки.
Геометрические фигуры.
Дети должны уметь:
-различать форму предметов: круглую, треугольную, четырёхугольную;
-составлять из нескольких треугольников, четырёхугольников фигуры большего размера;
-делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части.
Ориентировка в пространстве.
Дети должны уметь:
-выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и другим предметам;
-уметь ориентироваться на листе бумаги.
Время.
Дети должны:
-различать и называть части суток, их последовательность;
-понимать значения понятий вчера, сегодня, завтра;
-знать дни недели, их последовательность;
-уметь называть месяцы года.
Изобразительная деятельность.
Рисование.
Дети должны:
-правильно сидеть при рисовании;
-уметь держать карандаш, кисти и пользоваться ими;
-использовать акварель, гуашь;
-уметь наносить легкий контур карандашом;
-правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, соотношение по величине; цвета и их оттенки;
-уметь располагать изображения на листе бумаги;
-рисовать по представлению, с натуры (овощи, фрукты, цветы, игрушки);
-изображать сюжетные рисунки: картины природы, сюжеты из сказок и т.д.;
-иметь представление о декоративно-прикладном искусстве (жостовская, хохломская, городецкая росписи);
-рисовать узоры по мотивам этих изделий.
Лепка.
Дети должны:
-уметь пользоваться глиной, пластилином и стекой;
-лепить предметы используя приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания, примазывания;
-использовать при изготовлении поделки разные способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
-уметь украшать изделие каленым и углубленным рельефом; -лепить предметы с натуры и по представлению (овощи, фрукты, животных и человека). Аппликация и ручной труд. Ребёнка надо научить: -правильно держать ножницы и пользоваться ими; -приёмам симметричного и силуэтного вырезания из бумаги, обрывной аппликации; -сочетать приёмы вырезания ножницами с приёмами обрывной аппликации для создания выразительного образа; -составлять сюжетные аппликации и декоративные узоры; -изготовлять простые фигурки из бумаги путём складывания.
Физическое развитие. К обучению в школе ребёнок умеет: -выполнять все виды ходьбы и бега, прыжков, метания, лазанья;
-прыгать на мягкое покрытие высотой до 40 см; спрыгивать с высоты 40 см; прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега – 180 см, в высоту с разбега – не менее 50 см; прыгать через скакалку;
-перебрасывать набивные мячи;
-метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м;
-выполнять физические упражнения чётко, ритмично;
-сохранять правильную осанку;
-ходить на лыжах переменным и скользящим шагом;
-активно участвовать в играх с элементами спортивных игр;
-плавать 15 м.
Правила поведения.
У детей должны быть сформированы навыки культуры поведения. Они должны:
-первыми здороваться со взрослыми, сверстниками;
-вежливо прощаться;
-благодарить за оказанную помощь;
-говорить тихо, не привлекая к себе внимания, не мешать другим;
-вежливо обращаться с просьбой;
-не перебивать говорящего;
-не вмешиваться в разговор старших;
-соблюдать порядок, чистоту.
Правила дорожного движения.
Дети должны:
-различать проезжую часть дороги, тротуар;
-понимать значение сигналов светофора;
-знать правила дорожного движения;
-улицу переходить в специальных местах на зелёный сигнал светофора, при желтом и красном – стоять;
-ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны;
-не играть на проезжей части дороги.
Самообслуживание.
Культурно – гигиенические навыки и самообслуживание
Дети должны научиться:
-следить за своим внешним видом;
-самостоятельно умываться, чистить зубы, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;
-следить за чистотой ногтей;
-уметь пользоваться расческой, носовым платком;
-при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком;
-кушать аккуратно: пищу брать понемножку, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды;
-самостоятельно быстро и аккуратно одеваться, раздеваться;
-аккуратно складывать и вешать одежду;
-убирать постель;
-приводить её в порядок – чистить, просушивать;
-ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить);
-вдевать иголку в нитку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку.
Шпаргалка для родителей
(какой запас знаний должен быть у ребёнка, поступающего в школу)
Хорошо, если ваш ребёнок перед поступлением в школу будет:
- называть своё полное имя, отчество и фамилию;
- определять свой возраст (желательно дату рождения);
- знать свой домашний адрес;
- называть свой город и его главные достопримечательности;
- знать страну, в которой живёт;
- называть фамилию, имя, отчество родителей, их профессию;
- знать времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года);
- называть домашних животных и их детёнышей;
- ознакомлен с миром диких животных наших лесов, жарких стран, их повадками и названиями их детёнышей;
- определять транспорт наземный, воздушный, водный;
- различать одежду, обувь и головные уборы;
- называть зимующих и перелётных птиц, овощи, фрукты и ягоды;
- знать и уметь рассказывать русские народные сказки;
- различать и правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, овал, многоугольник;
- свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т.п.);
- уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный рассказ, составлять (придумывать) рассказ по картинке;
- запоминать и называть 6-10 предметов, картинок, слов;
- различать гласные и согласные звуки;
- разделять слова на слоги с помощью хлопков, по количеству гласных звуков;
- определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «сани», «дубы», «роза»;
- хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы; вырезать предметы по контуру);
- владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;
- свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10;
- уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30-35 минут);
- сохранять осанку, особенно в положении сидя.
Свод правил для родителей:
- Позиция родителей должна основываться на доверии и уважении к своему ребёнку.
- Важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка и не перегружать его.
- Дайте ребёнку почувствовать рост своих возможностей.
- Проявляйте живой интерес к жизни ребёнка, к его радостям и огорчениям.
- Смейтесь вместе с ним, веселитесь, шутите, играйте.
- Поощряйте в своём ребёнке желание задавать вопросы, спорить, выражать собственное мнение, утверждать свою позицию.
- Учите ребёнка уважительно высказывать и доказывать своё мнение без крика, обид и раздражения.
- Извиняйтесь перед ребёнком, если по какой-либо причине вы допустили по отношению к нему бестактность.
- Старайтесь избегать резкой критики ошибочных действий ребёнка. Лучше предложите ему самостоятельно отыскать ошибку и исправить её.
- Не перехваливайте ребёнка, чтобы не формировать у него завышенную самооценку.
- Поощряйте поисковую, исследовательскую деятельность малыша, учите его размышлять, рассуждать, находить самые разные пути и варианты решения одной и той же задачи.
- Не заставляйте ребёнка заниматься, а заинтересовывайте его новыми занятиями.
- Посещайте вместе с ребёнком музеи, театры, выставки. Слушайте классическую музыку, читайте народные сказки, смотрите добрые короткометражные мультфильмы. Делитесь своими впечатлениями.
- Говорите с ребёнком о добре и зле, о любви и ненависти, об умении понимать других людей и прощать их.
- Будьте для ребёнка безупречным образцом для подражания, и тогда он сможет впитать всё самое прекрасное и доброе. Ваш образ жизни и поступки – пример для детей. Недаром народная мудрость гласит: «Что посеешь, то и пожнёшь» или «Доброе семя – добрый и всход».
Тест для родителей на определение готовности ребёнка к школе.
Отметьте каждый утвердительный ответ 1 баллом.
- Как вы считаете, хочет ли ваш ребёнок идти в первый класс?
- Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
- Может ли он в течение 15-20 минут самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т.д.)
- Можете ли вы сказать, что ваш ребёнок ведёт себя без стеснения в присутствии посторонних людей?
- Умеет ли он описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из 5 предложений?
- Может ли он рассказать стихи наизусть?
- Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
- Умеет ли ваш ребёнок читать хотя бы по слогам?
- Считает ли он до 10 в прямом и обратном порядке?
- Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
- Может ли ваш ребёнок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
- Любит ли ваш ребёнок рисовать, раскрашивать картинки?
- Умеет ли он работать с ножницами и клеем (например, делать аппликацию из бумаги)?
- Может ли он из 5 элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
- Знает ли ваш ребёнок названия диких и домашних животных?
- Есть ли у вашего ребёнка навыки общения, например, может ли он назвать яблоки и груши одним словом «фрукты»?
- Любит ли он самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор?
Если вы ответили утвердительно на 14 и более вопросов, значит, ваш ребёнок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
Если малыш может справляться с содержанием 9-13 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем ещё нужно потренироваться с ребёнком.
В том случае, если количество утвердительных ответов 8 или менее, следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребёнком. Он ещё не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача – систематически заниматься с ним, тренироваться в выполнении различных упражнений. Возможно, на первых порах школьного обучения придётся очень тщательно выполнять вместе с ребёнком домашние задания и закреплять пройденный материал, но не стоит отчаиваться – упорные и систематические занятия помогут вашему ребёнку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»
Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...
Статья "Первоклашка скоро в школу"
Статья предназначена для родителей будущих первоклассников....
Буклет "Скоро в школу"
Рекомендации для родителей первоклассников....
Скоро в школу!
Вот и наступил год и приближается тот день, когда ваши дочка или сын впервые войдут в школьный класс. Но еще раньше начинается тревожный и радостный этап жизни – подготовка ребенка к школе....
Родительское собрание Скоро в школу
Как приготовить ребёнка в школу? как выбрать портфель. чтоб сохранить здоровья? На эти вопросы есть ответы в презентации к родительскому собранию...
Скоро в школу. Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?
Скоро в школу.Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?...
Рабочая программа «Скоро в школу» (подготовка детей 6-7 лет в школу) учителя начальных классов первой квалификационной категории
Рабочая программа «Скоро в школу» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего...