Упражнения на развитие внимания
статья (2 класс) по теме
В материале представлена небольшая справка об особенностях развития внимания младших школьников. Приведены образцы упражнений, которые способствуют развитию внимания. Данный материал можно применить для проведения родительского собрания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_na_razvitie_vnimaniya.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности внимания младшего школьника.
"Внимание есть именно та дверь, перед которой проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира". (К. Д. Ушинский)
Часто психологи и врачи слышат: "Мой ребенок - умный мальчик, но ему трудно учиться, потому что он невнимательный и плохо запоминает:" И зачастую это действительно так. Не умея быстро сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, ребенок просто "дрейфует" в безбрежном информационном море.
Преобладающим видом внимания младшего школьника остается непроизвольное, основанное на ориентировочном рефлексе. В этом возрасте все еще сильна реакция на все новое, яркое, необычное. Непроизвольное внимание в период обучения ребенка в школе развивается. Младший школьник быстро реагирует на то, что его интересует, поэтому очень важно воспитывать познавательные интересы и потребности учащихся.
В начальной школе происходит развитие произвольного внимания учащихся.
Произвольное внимание возникает вследствие сознательно поставленной цели: направить внимание на определенный объект или явление действительности. Оно связано с волевым усилием.
Внимание и его свойства.
Внимание - это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях.
Концентрация - степень сосредоточенности внимания на объекте. Человек с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организацией и, наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.
Объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации.
Устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа.
Переключение - намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Об особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько ребенок быстро переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие.
Распределение - возможность удерживать в сфере внимания несколько объектов. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающими.
Упражнения на развитие внимания
Упражнение № 1.
Для развития произвольного внимания можно предложить ребёнку переписать без ошибок зашифрованные слова. А затем расшифровать их. Например:
Аворок , алокш, кинечу, адогоп, алкук, теломас, анишам, рофотевс, ьлибомотва.
Упражнение №2. Корректурная проба.
В таблице предложенных букв необходимо вычёркивать буквы А, М, К, З.
Зонеафюстжмпсвюкчффложббюр
Мфдлитгедишафялзихоюнзкиш
Втюфгрвкдуекбжяапрсоютбге
Упражнение № 3.
В ниже приведённых рядах букв можно предложить найти « спрятавшиеся» там слова.
Аврогазетаатмнивслшктдомрвмчевгнмшь ( газета, дом)
Шаонскрвикымочкиивглмстимсрпнпакетрвнп(очки, пакет)
Рагуиберёзатсмвекшгщлдбючкнигалвапкдлбчф(берёза, книга)
Вонгарсиыпчцтмбюджзкошкавцасчмивеснажщ(кошка, весна)
Звнкцпеналблдарнгшсиавуцылесбдлзжхонеацуф(пенал, лес)
Упражнение№4.
Ребёнку предлагается разделить « склеенные» между собой слова.
Шаркорзинаботинкибинокльедаобезьяна
Книгарукаельчасытрамвайсамоварлучиграокно
Упражнение№5.
Ребёнку предлагается разделить « склеенные» между собой предложения.
Былазимазимойхолодноморозщиплетщёкипогодахорошаясветитсолнцедетирадуютсятёплымлучам.
Упражнение №6.
Ребёнку предлагается вычеркнуть повторяющиеся слова.
Моресолнцелесводамореземлясолнцелучнебоводарыбалесуткаморесолнцепароходводаземляпоходморелисрыбанебодетиморе
Упражнение№7. «Каждой руке – свое дело»
Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или записывать решения несложных примеров.
Упражнение№8. Игра “Пуговица”
Играют 2 человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее. Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти.
Упражнение № 9
Покажите и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь.
9 | 5 | 11 | 23 | 20 |
14 | 25 | 17 | 19 | 13 |
16 | 21 | 7 | 3 | 1 |
18 | 12 | 6 | 24 | 4 |
22 | 15 | 10 | 2 | 8 |
Норма 30–50 сек на 1 таблицу.
Упражнение № 10
Взрослый в отсутствие ребенка выкладывает на стол какое-то, на первых порах небольшое количество предметов (ручку, несколько карандашей, тетрадь, игрушку) и все это закрывает. Затем приглашает ребенка, на несколько секунд открывает все предметы, опять закрывает и просит перечислить все, что увидел. Чем больше предметов ребенок успевает зафиксировать, тем больше объем его внимания. Тренировка объема внимания, его расширение достигаются путем многократного повторения этого простого упражнения при постоянном увеличении количества предметов
Упражнение № 11 Пляшущие человечки.
Нарисуйте на листе бумаги несколько рядов пляшущих человечков трех-четырех видов. Эти рисунки могут чередоваться в любой последовательности. Предложите ребенку в течение 8-10 минут рассматривать ряды пляшущих человечков и отмечать карандашом человечков только одного вида.
Затем вы можете подсчитать количество ошибок, допущенных ребенком, и предложить ему посоревноваться с вами в точности выполнения задания. Несколько ваших проигрышей явно повысят интерес ребенка к игре.
Игру можно усложнить, введя новые типы фигурок или дополнительные детали (шляпы, обувь и т.п.), можно предложить это же задание , но с геометрическими фигурами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения по развитию внимания учащихся в домашних условиях
Данная статья представляет собой практическое пособие для родителей по развитию внимания детей в домашних условиях. Также прилагается памятка для родителей в виде рекомендаций по развитию внимания мл...
Упражнения для развития внимания
Помощь родителям...
Упражнения на развитие внимания
Примеры упражнений на развитие внимания у детей младшего школьного возраста....
Упражнения на развитие внимания
Упражнения для развития внимания младших школьников....
Упражнения для развития внимания младших школьников на урока русского языка.
Собраны упражнения для развития внимания младших школьников на уроках русского языка. Позволит учителю совмещать данные упражнения с некоторыми темами уроков русского языка и одновре...
Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста
Упражнения на внимание нужны как во время уроков, таки во внеурочное время. Дети с удовольствием выполняют эти упражнения....
Цикл упражнений на развитие внимания
Данные упражнения могут быть использованы в качестве раздаточного пособия родителям по теме собрания "Родителям о внимании и внимательности"....