Памятка для родителей
материал по теме

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному т успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postuplenie_v_shkolu.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

        Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному т успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

        Понимая важность подготовки детей к школе, нужно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми.

        Психологическая готовность к школьному обучению предполагает следующие компоненты:

  1. прежде всего, у ребёнка должно быть желание идти в школу, то есть на языке психологии – мотивация к обучению; 
  2. должна быть сформулирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать с ровесниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение; 
  3. важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня; 
  4. интеллектуальное развитие ребёнка, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, должно соответствовать возрасту, чтобы ребёнок успевал работать вместе с классом. 

      Иногда родители думают, что если ребёнок перед школой умеет читать, писать и считать, то ему обеспечен успех. Однако, педагогическая практика показывает, что часто такие дети с лёгкостью приступив к учёбе, вдруг, совершенно неожиданно для родителей, начинают снижать свои успехи. Почему? Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу у ребёнка были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, моторика.

      Ребёнок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. Вот предшкольная подготовка  и поможет ребёнку развить и реализовать свои возможности. Ведь, прозанимавшись, ребёнок с уверенностью переступит порог школы, учение для него будет не тяжёлой обязанностью, а радостью, и у родителей не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

        Главный смысл предшкольной подготовки – выровнять стартовые возможности дошколят, научить ребёнка умению слушать, общению с детьми и взрослыми,  работе с пластилином, рисованию, различать оттенки цветов.

       Все эти навыки можно получить в предшкольной подготовке.

       На занятиях изучаются основы письма: мы учим детей владеть рукой, чтобы они получали удовольствие от этого процесса. Для этого ребята занимаются штриховкой, раскрашиванием. На занятиях развития речи  учим детей внимательно слушать, понимать прочитанное, разучиваем стихи, учим грамотно и красиво говорить, отгадывать загадки. На занятиях по математике закладываются основы устного счёта в пределах десятка – дети получают первичное представление о составе числа. Решаются различные логические задания, дети работают с геометрическим материалом, играют в математические игры.

       Вообще, на всех занятиях мы стараемся включать как можно больше игр, чтобы ребёнку было интересно, и легче запоминался материал.

Тесты, помогающие выявить готовность ребенка к школе

Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один балл.

1. В школе у меня будет много новых друзей.
2. Мне очень интересно, какие в школе уроки.
3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками.
4. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.
5. Интересно, как выглядит классная комната.
6. Я обязательно буду учиться хорошо.
7. Каникулы - это самое лучшее в школьной жизни.
8. Я думаю, что в школе интереснее, чем в детском саду.
9. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья - первоклассники.
10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад.

Подсчитайте результаты.

Если ваш ребенок набрал от одного до трех баллов, то стоит призадуматься. Ваш ребенок вовсе не горит желанием идти в школу. Ему хорошо и без нее.

От четырех до восьми баллов - хороший результат. Ваш малыш хочет в школу. Но важно определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует - новые друзья или сами уроки.

Если больше получено утвердительных ответов по первой части теста, то ребенок несколько идеализирует школу, он еще не совсем готов к трудностям школьных будней. Если же больше положительных ответов во второй половине, то ваш малыш вполне представляет для чего ходят в школу, а повседневная школьная жизнь пока не вызывает у него неприязни.

Девять-десять баллов - отличный результат! Ваш малыш хочет идти в школу, и желание его вполне осознанно. Может быть, он сохранит свое отношение к школе на протяжении всего школьного обучения

Тесты для родителей на определение готовности ребенка к школе

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?
17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.

Задания на проверку развития воображения и речи

Наиболее распространенный вариант подобного задания - составление рассказа по картинкам. Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением хорошо известных ему действий. Например, на одной картинке может быть изображено, как мальчик просыпается, на другой картинке он умывается, на третьей, завтракает, а на четвертой картинке показано, как мальчик идет в школу. Картинки располагаются в произвольном порядке, а ребенку предлагают расположить их в том порядке, в котором происходит действие. Затем малыш должен обосновать, почему он расположил иллюстрации так, а не иначе. Последний этап упражнения включает в себя составление связного рассказа по серии картинок.

Рисунки могут быть и другими. Например, ребенку предлагается составить связный рассказ по серии картинок, на которых изображены действия каких-либо персонажей. Учитель или психолог на собеседовании может также задать несколько вопросов относительно самих персонажей, попросить малыша охарактеризовать их, рассказать об их привычках, предпочтениях, составить их словесный портрет.

Важно также, насколько хорошо ваш ребенок усвоил значение тех или иных слов. Учитель или психолог, проводящий вступительное собеседование, хочет увидеть, умеет ли ребенок грамотно и правильно строить свою речь, объяснять то или иное понятие. На собеседовании вашего ребенка могут также попросить объяснить значение некоторых слов, например: "телевизор", "аквариум", "библиотека", "школа" и т. д.

Для контроля развития воображения, образности, пространственного мышления будет целесообразным предложить ребенку сложить схематические фигурки животных из полосок бумаги, частей квадрата "танграм" или из кубиков, стороны которых окрашены в различные цвета. Предлагается сложить кубики или полоски таким образом, чтобы получилось изображение зайки, кенгуру, лисички, паучка и т. д.

Для развития образного представления и пространственного воображения большое значение имеет изобразительная и конструктивная деятельность. Поэтому на вступительном собеседовании вашему ребенку могут предложить нарисовать картинку или собрать модель из конструктора. Картинки могут быть нарисованы и заранее, а ребенку предлагается описать их или сказать, на что похоже то или иное изображение.

Для контроля развития речи могут быть использованы задания, которые выявляют, насколько содержательно и развернуто ребенок отвечает на вопросы, умеет ли он грамотно строить синтаксические конструкции. Например, учитель может дважды повторить сложноподчиненное предложение, затем задать по нему вопросы.

В качестве примера приведем следующее предложение: "После того как Таня сделала домашнее задание, она пошла гулять с подругами" - "Что сделала Таня раньше: пошла гулять с подругами или выполнила домашнее задание?" Можно также попросить ребенка выполнить какие-либо словесные поручения, а затем подробно рассказать, что он сделал.

Например, учитель раскладывает перед малышом игрушки, разбрасывает их и просит сложить мишек в одну коробку, а заек - в другую. Затем ребенка спрашивают, что он делал и в какой последовательности. Для контроля развития речи ребенка его могут также попросить повторить слова за взрослым, но во множественном числе. Взрослый говорит: "кот", "мышь", "самолет", "нос", "крыло", "корабль", "дерево" и т. п. Ребенок повторяет: "коты", "мыши", "самолеты", "носы", "крылья", "корабли", "деревья".


Проверка готовности ребенка к обучению русскому языку и русской речи

Для того чтобы посмотреть, насколько малыш готов к обучению русской речи, на вступительном собеседовании ему могут быть предложены задания на определение фонематического слуха. Для этого учитель может выстукивать разнообразные ритмы, предлагая ребенку повторить за ним.

Сначала используются простые ритмы, например, I- II; II-I; II-I-I; I-I- II. Если задание выполнено успешно, то могут быть предложены более сложные серии выстукиваний: III-I-I; I-I-III; I-II-III; III-II-I и т. п. Очень хорошо, если ребенок выполняет задания без ошибок и без промедления.

Важно также и то, как ребенок воспринимает количество букв в словах, различает ли он односложные, двусложные слова и слова с большим количеством слогов.

Учитель может предложить ребенку с помощью палочек или кружочков отобразить, сколько букв в названных словах. Начинать опять-таки следует с простых слов ("луг", "дом", "кот", "кит", "лиса", "вода", "мама"), постепенно переходя к более сложным ("трава", "палка", "метро", "клубок", "ласточка") и т. д.

Для того чтобы посмотреть, насколько натренирована рука ребенка для письма, его могут попросить срисовать фигуры или рисунки, нарисованные в тетради в клетку. Фигуры следует копировать в том же порядке, в каком они даются. Вы можете потренироваться с ребенком, предложив ему перерисовать бордюрчики. Как рисовать орнаменты с помощью клетки, описано в статье "Методики обучения дошкольников чтению и письму".

Проверка математических представлений

На вступительном собеседовании ребенка могут попросить посчитать до десяти или даже до двадцати, причем как в прямом, так и в обратном порядке. Малыш должен также уметь разбирать числа первого десятка. В качестве упражнения для контроля знаний его могут попросить разложить, например, число "девять" с помощью счетных палочек (1-8; 2-7; 3-6; 4-5).

Кроме того, на вступительном собеседовании оценивают навыки счета в пределах первого десятка. Причем в зависимости от школы и класса, в который пойдет малыш, счет может быть проведен как на палочках, так и без какой бы то ни было опоры.

Важно, чтобы ребенок мог сравнивать предметы, например полоски бумаги разной длины и ширины. Он должен сказать, какая полоска шире (уже) и длиннее (короче); сколько длинных полосок, сколько коротких, каких больше (меньше, поровну).

Способность будущего первоклассника определять нахождение предметов в пространстве также имеет большое значение. С помощью игрушек или кубиков разного цвета у малыша могут спросить, что находится рядом, далеко, впереди, позади, справа, слева, сверху, снизу и т. д.

Вполне может быть, что на вступительном собеседовании ребенок должен будет разделить предмет на 2-4 равные части. В качестве предмета может выступить специальное пособие, состоящее из различных долей, вкупе составляющих круг. Этот круг из плотной бумаги ребенок должен поделить на две, три или четыре равные части.

Вашего малыша могут также попросить написать графический диктант в тетради в клетку. Учитель диктует: "одна клетка вверх, две клетки вправо; одна клетка вниз, две клетки вправо". Узоры могут быть и более сложными. Здесь речь идет уже не о том, насколько ребенок узнает рисунок и сможет его скопировать, как было уже описано выше (бордюрчики), а о том, насколько хорошо он воспринимает задание на слух и самостоятельно ориентируется в пространстве школьной тетради.

Некоторые психологи, участвующие в проведении собеседования, задают вопросы или задачки на логическое мышление. Это могут быть известные загадки или небольшие проблемные ситуации, для решения которых нужно выявить определенный "подвох".

Примеры таких задачек:

- Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене? (Ответ: ни одной - на клене вишни не растут.)

- Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (Ответ: 4 кг.)

- У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3.)

Таким образом, задания на вступительном собеседовании могут быть весьма разнообразными. Не стоит копировать именно те задания, которые были описаны в этой статье. Важно подготовить ребенка к выполнению подобных упражнений, а не заставлять его зубрить конкретные примеры.

Еще раз повторимся: подготовка к вступительному собеседованию - это довольно длительный и трудоемкий процесс, а его результативность зависит от планомерности и систематичности занятий.

Важно также психологически настроить малыша перед собеседованием. Он должен не бояться публично говорить, не стесняться переспросить задание, если не понял его сути.

Итак, к шести годам ваш ребенок:

- Обладает словарем около 4000 слов.
- Практически все звуки родного языка произносит правильно.
- Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому.
- Помнит и может описать прошедшие события.
- Пользуется сложными предложениями.
- Употребляет все части речи.
- Использует абстрактные и отвлеченные понятия.
- Рисует, заштриховывает, обводит.
- Хорошо ориентируется в пространстве и на листке бумаги.
- Различает и дифференцирует звуки речи.

Несмотря на то, что словарный запас вашего ребенка постоянно увеличивается, далеко не все еще ясно и понятно малышу в речи окружающих людей. По-прежнему к вам пристают с вопросами. Не отмахивайтесь, ведь теперь ребенка интересуют и какие-то узкие, отдельные темы, особенности. Много новых слов появляется именно потому, что ребенок учится называть составные части, детали, компоненты, то есть интересуется не только общим названием, но и тем, из чего, из каких частей состоит предмет или явление. Недаром малыш так стремится все разобрать, посмотреть, что внутри, каков принцип действия. Приготовьте такие игры, где, например, нужно к одной картинке, изображающей предмет, подобрать (и назвать) картинки, изображающие отдельные части предмета. Как обычно, все манипуляции ребенок проговаривает.

Вот на картинке дерево. К дереву подбираются картинки с изображением листика, ветки, ствола, корней. Вы можете схематично все это изобразить. Или к машине подбираются колеса, кузов, кабина, руль и т. д. Можно предложить следующие картинки:

Дом (крыша, стена, дверь, окно, труба).
Чайник (носик, ручка, крышка, бочок).
Куртка (рукава, воротник, карман, полы).
Бабочка (туловище, голова, глаза, усики, лапки, крылья).
Рыба (туловище, голова, хвост, плавники, глаза, рот).
Цветок (серединка, лепестки, стебель, листья).

Обобщающие понятия, одно название которых приводило вас в состояние тоски (помните "видовые понятия" и "родовые понятия"), более или менее закрепились в речи. И, что особенно важно, ребенок уже начинает внутри этих понятий разбираться. Например, не просто знает, что волк, белка, кабан, коза - животные, а уже объясняет, кто из них дикие, а кто домашние. И вы активно помогаете малышу, побуждаете не только говорить, но и анализировать, рассуждать, сочетая в общении приятное с полезным.

Свободно пользоваться словами, не затрудняться в выборе нужного слова или выражения - вот чему вы сейчас учите своего малыша. Попробуйте игру в антонимы, подбор слов, противоположных по значению. Это очень просто, вы называете слова, а ребенок подбирает противоположное. Приведем примеры:

добрый - злой
твердый - мягкий
пушистый - гладкий
веселый - грустный
ровный - кривой
чистый - грязный
ленивый - трудолюбивый
радостный - печальный
идти - стоять
говорить - молчать
шептать - кричать
держать - бросать
рвать - скреплять
чистить - пачкать
сушить - мочить
одевать - снимать
близко - далеко
высоко - низко
широко - узко
глубоко - мелко
смешно - грустно
вверху - внизу
впереди - позади
слева - справа


Включайте в игру все части речи, не только прилагательные, глаголы и существительные, но и наречия. Это особенно полезно, потому что в возрасте пяти лет ребенок еще не совсем свободно пользуется ими. Например:

птица летит высоко, а комар ... (низко);
летом жарко, а зимой ... (холодно);
черепаха двигается медленно, а заяц ... (быстро);
море далеко, а лес ... (близко);
днем светло, а ночью ... (темно);
в океане глубоко, а в луже ... (мелко);
ворона кричит громко, а воробей ... (тихо). 


Обычно такие задания ребенок выполняет с удовольствием. Если хотите, чтобы малыш пользовался достаточным количеством слов, сами употребляйте их, разнообразьте свою собственную речь, не отделывайтесь однословными ответами и короткими высказываниями.

Заяц прыгает, а ласточка ...
Червяк ползает, а рыба ...
Лошадь скачет, а змея ...
Кузнечик прыгает, а гусеница ...
Сорока стрекочет, а ворона ...
Кошка мяукает, а собака ...
Овечка блеет, а корова ...
Кукушка кукует, а лягушка ...
Свинья хрюкает, а коза ...


Антонимы можно подбирать и по картинкам, и по описанию. А вот отыскивать новые, интересные признаки, сравнения - это задача потруднее. Нельзя допустить, чтобы ребенок мыслил штампами, говорил в основном широко используемыми словами, не умел находить свежие, оригинальные эпитеты. Конечно, никто не требует от ребенка каждым словечком доказывать свою оригинальность, но уметь увидеть какие-то новые оттенки, краски, сравнить с чем-то по-новому - к этому надо стремиться. Обращайте внимание малыша на яркие, красивые предметы и явления. Если что-то привлекло внимание ребенка, и он за чем-то внимательно наблюдает, не мешайте, дайте время. Богатство и образность языковых средств вы найдете, читая ребенку хорошие детские стихи и прозу. Малыш отлично запомнит именно тот материал, который его впечатлил, заставил задуматься, прочувствовать. Недаром дети часто просят читать им полюбившиеся стихи, сказки по нескольку раз, и им это не надоедает. Итак, ключевые слова "на что похоже" и "какой, какая, какие, какое".

Ау

Весело аукнула
Из лесу весна.
Ей Медведь откликнулся,
Поурчав от сна.

Поскакали зайки к ней,
Подлетел к ней Грач;
Покатился Ежик вслед,
Как колючий мяч.

Всполошилась Белочка,
Глянув из дупла, -
Дождалась, пушистая,
Света и тепла.

Гордо приосанился
Посветлевший бор;
На ветвях коричневых
Грянул птичий хор.

Улыбнулся радостно
Весь прозрачный лес,
И Мороз за елками,
Заворчав, исчез.
(Л. Аграчева)


Снег идет

Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.

От калитки мы с трудом
К дому стежку проведем,
Выйдет мама на порог,
Скажет: "Кто бы это мог
Провести дорожку
К нашему порожку?"
(М. Познанская)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка-совет родителям и памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

Поведение - это  зеркало, в  котором  отражается истинный  облик  каждого!  Не хочется быть навязчивыми, но даже самым замечательным родителям не помешает памятка-совет и...

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

Памятка для родителей "Правила речевого поведения родителей по предупреждению нарушения произношения у дошкольников"

Полезный материал для родителей ребят из подготовительной группы детского сада....

Памятка для родителей «Ваш ребенок — первоклассник», анкета для родителей.

Учение — это нелегкий и ответственный труд. Памятка поможет родителям первоклассников  в некоторых вопросах воспитания детей....

Рекомендация для родителей первоклассника "Памятка для родителей"

Памятка разработана для родителей учащихся 1 класса с целью помочь своему  ребёнку адаптироваться к условиям обучения в школе....