Права и обязанности детей
материал (2 класс) по теме
Права и обязанности детей с точки зрения психолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
советы психолога | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Права и обязанности детей с точки зрения психолога
Н.О. Зиновьева
В этих заметках не будет полного перечня того, что должны делать дети младшего школьного возраста; вряд ли возможно перечислить все, что мы, взрослые, возлагаем на них. К тому же, в разных семьях совершенно по-разному относятся к вопросу прав и обязанностей детей. Например, в одной семье ребенку говорят: «У тебя одна обязанность – хорошо учиться» (такой подход может вызвать проблемы в плане воспитания у детей привычки к наведению и поддержанию порядка в доме). В другой семье тревожные и амбициозные родители пытаются разделить с ребенком его обязанность учиться, готовя вместе с ним домашние задания. На консультации, когда задаешь ребенку вопрос: «А какие у тебя есть обязанности по дому», часто следует ответ: «Когда мама просит, выношу мусорное ведро, или накрываю на стол, или подметаю», из чего следует, что постоянных обязанностей у него нет. Что касается прав детей, то обычно в семьях этот вопрос не поднимается, не обсуждается, да и вообще многие не понимают, что под этим подразумевать.
Вернемся пока к вопросу об обязанностях детей. Каждый ребенок, какого бы возраста он ни был, принимает как само собой разумеющееся, что вы для него готовите, убираете, стираете, моете его, укладываете спать и т.п. Нет ни одного ребенка, который бы отказался от привилегии быть членом семьи и ничего самому для семьи не делать, в том числе и обслуживать самого себя. На самом деле, дети младшего школьного возраста в состоянии брать на себя не только обязанность обеспечивать полностью свою личную гигиену, но и домашние обязанности, не говоря уже об обязанностях учебных. Как обычно вводятся эти обязанности в распорядок дня? Родители сообщают ребенку о тех правилах, которые приняты в семье, и кто за что отвечает. В отношении домашних обязанностей очень важно предоставить ребенку возможность выбора; затем уточнить, как часто и каким образом будут выполняться эти обязанности. Чем конкретнее и подробнее родители договорятся с детьми, тем больше шансов, что договоренности будут выполняться. Не ждите, что ребенок всегда будет выполнять свои обязательства. Если это связано с исключительными обстоятельствами, например, болезнью, родителям стоит отнестись к этому мягко и с пониманием. Однако будьте бдительны: исключения не должны стать нормой. Как только у ребенка выполнение своих обязанностей станет привычным, это даст ему ощущение спокойствия и безопасности, в которых мы все так нуждаемся. Это способствует повышению уверенности в себе и снижению внутренней тревожности.
Что касается прав детей, то, по мнению ряда психологов, они тесно связаны с правами родителей. Современные специалисты, говоря о так называемой «теории социального равенства», утверждают, что нынешние дети воспринимают себя равными родителям, точно так же заслуживающими уважения, внимания, права иметь свою собственную точку зрения и т.п. Подобные установки у детей связаны с тем, как общество через средства массовой информации «проповедует» демократическое сотрудничество между партиями, меньшинствами, мужчинами и женщинами и т.п. Что касается семьи, то ребенок постоянно наблюдает за тем, как родители, дедушки и бабушки дискутируют по разным вопросам и подсознательно делает для себя вывод: и мне тоже можно, я тоже имею право. Поэтому сегодня из всех имеющихся педагогических подходов к воспитанию приветствуется воспитание в духе сотрудничества, которое предполагает, что родители будут придерживаться принципов, описанных ниже, и этот подход даст возможность детям реализовывать свои права.
Принципы воспитания через сотрудничество
(по Г.Л. Ландрету)
Я – не всезнайка, поэтому я не буду пытаться быть им.
Я хочу, чтобы меня любили, поэтому я буду открытым для любви своих детей.
Я хочу больше принимать в себе ребенка, поэтому я с интересом и благодарностью позволю своим детям входить в мой мир.
Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства, поэтому я позволю детям учить меня.
Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий, поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.
Иногда мне нужно убежище, поэтому я дам убежище своим детям.
Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле, поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
Я делаю ошибки. Я человек и могу ошибаться, поэтому я буду терпеливым со своим ребенком.
Я реагирую эмоционально на мир собственной реальности, поэтому я постараюсь понять и войти в мир моего ребенка.
Приятно чувствовать себя главным и большим и знать ответы на все вопросы, поэтому мне понадобится много работать над тем, чтобы защитить от себя детей.
Я чувствую себя лучше всего, когда нахожусь в безопасности, поэтому я буду последователен и постараюсь дать такое же ощущение своим детям.
Я – единственный, кто может прожить мою жизнь, поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы всегда управлять жизнью своего ребенка.
Я научился почти всему, что я знаю, на собственном опыте, поэтому я позволю своим детям приобретать их собственный опыт.
Я черпаю надежду и любовь к жизни внутри себя, поэтому я буду признавать и поддерживать чувство собственного достоинства у своего ребенка.
Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарования и стрессы ребенка исчезли, поэтому я буду стараться смягчать удары.
Я сам чувствую страх, когда я беззащитен, поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру моего ребенка с добротой, лаской и нежностью.
Завершая эти заметки о правах и обязанностях, хотелось бы перечислить основные права человека, которые поддерживают уверенность в себе (по C. Kelley):
- право быть одному;
- право быть независимым;
- право на то, чтобы быть успешным;
- право быть выслушанным и принятым всерьез;
- право получать то, за что платишь (в смысле и материальном, и моральном);
- право иметь права, например, право действовать в манере уверенного в себе человека;
- право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным;
- право просить то, чего хочешь;
- право не быть напористым и уступать;
- право совершать ошибки и быть ответственным за них.
Дорогие родители, научите детей реализовывать свои права!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»
1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Формировать представ...
Классный час Тема: «Права и обязанности детей в семье»
Современные дети очень хорошо знают свои права, но не хотят помнить об обязанностях. Различать их и выполнять обязанности нужно учить детей с младшего школьного возраста....
Права и обязанности детей
права и обязанности детей...
Разработка открытого классного часа "Права и обязанности детей в семье"
Презентация к классному часу по теме:"Права и обязанности детей в семье"...
Внеклассное мероприятие по теме "Права и обязанности детей"
В рамках месячника "Ты - о законе, закон - о тебе" в 3 кл. проводилось внеклассное мероприятие, на котором дети смогли ознакомиться со своими правами и обязанностями....
БЕСЕДА ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ
Права детейДекларация прав ребёнка 1959 г. провозгласила, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призв...
Классный час в 4 классе "Ваши права и обязанности, дети".
Сценарий ориентирован на формирование у детей коммуникативных навыков, умения понимать себя и других; знакомит с основными правилами делового и бытового этикета; формирует умение совершенствоват...