Материалы для родителей
статья (2 класс) по теме

Щагина Елена Петровна

Родительский лекторий на тему:"Режим дня второклассников во 2 смену".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко  считал:

...наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - Это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

Сегодня мы с вами поговорим о режиме дня второклассников в условиях обучения во II смену.

   Режим дня в жизни детей младшего школьного возраста важен и необходим. В теории все знают, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Но на практике четко организовать и спланировать день школьника довольно сложно. Режим основан на закономерностях, по которым живет организм, от его соблюдения или несоблюдения, прежде всего, зависит такой важный показатель состояния организма как работоспособность.

     Рационально организованный режим дня – это:

  1. точно регламентированное время и продолжительности подготовки домашних заданий и творческой деятельности;
  2. достаточный отдых на свежем воздухе;
  3. правильно организованная двигательная активность;
  4. регулярное и полноценное питание;
  5. достаточный по продолжительности сон.

      У младших школьников работоспособность снижается довольно быстро, о чем свидетельствует общее двигательное беспокойство. Через 15-20 минут после начала урока дети начинают отвлекаться, вертеться — то же самое происходит дома во время приготовления домашних заданий. Двигательное беспокойство — защитная реакция детского организма, который как бы отключается, дает себе отдых, не доводя до утомления.

Конечно, можно всё пустить на самотёк и предоставить школе. Но ведь большую часть суток дети находятся в семье, и дело взрослых – проявить к ним внимание и заботу, правильно организовать режим выполнения домашних заданий, отдыха, питания и сна. Ведь от того, как правильно организован режим дня школьника, особенно в младших классах, зависят состояние его здоровья, физическое развитие, работоспособность и, главное, успеваемость в школе.

В основе правильно организованного режима дня школьников, независимо от того, в какую смену они занимаются, лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов распорядка. Если каждый день в одно и то же время ученик готовит уроки, ест, ложится спать, то очень скоро его организм окажется подготовленным к этому повторяющемуся изо дня в день циклу. Например, прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение, приготовление уроков в одни и те же часы сокращает время вхождения в работу.


При соблюдении режима вырабатываются относительные рефлексы на определенное время:

-дети быстро засыпают;

- проще встают по утрам;

- и не утрачивают работоспособности в течение всего дня.

 Сначала, естественно, родителям понадобиться упорство, чтобы приучить ребенка жить по часам: вовремя уложить-разбудить, совместно позаниматься гимнастикой, позавтракать, усадить за уроки...

Наверное, среди ваших знакомых есть такие, кто успевает и работать, и спортом увлекаться, и семье уделять достаточно внимания, а есть те, кто всегда пожалуется на нехватку свободного времени. В сутках ровно 24 часа. Для всех. Но одни сами командуют временем, а остальные ему подчиняются. Побеседуйте про это с ребенком. А еще лучше, предложите ему эту игру: пусть он словно сфотографирует собственный день, распишет его с точностью до минутки. К примеру, гулял 40 мин., проделывал арифметику 25 мин. и так дальше. Помогите ему найти «потерянное» время, и спланировать завтрашний день.

Ученик, занимающийся во вторую смену, должен вставать не позднее 8 часов. До завтрака в течение 30 минут ребенок застилает постель, делает гимнастику, умывается, одевается. Последующие 20— 30 минут отводятся на завтрак. Перед приготовлением уроков необходимо погулять в течение часа. (АНКЕТА)
Уставом школы установлены следующие нормы продолжительности домашних занятий школьников с учетом их возраста: в первом классе — до 1 часа,  во втором — до 1,5ч., в третьем и четвертом — до 2-х. После 25—30 минут работы целесообразно устраивать 5 — 10-минутные перерывы, во время которых учащиеся выполняют несколько простых физических упражнений. При более продолжительных домашних занятиях у ребенка снижается работоспособность, и это отрицательно сказывается на качестве выполнения задания. (АНКЕТА)

Учитель одной школы услышал такой разговор на родительском собрании: «Мой Петя сидит за уроками 3-4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание сохранилось у него до 11 класса».

Но ведь в 3-м классе на домашние уроки надо тратить не более от полутора до двух с половиной часов.

Воспользовавшись приглашением Петиной мамы, учитель понаблюдал, как Петя учит уроки.

Петя занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает.. но нет, оказывается. Вот куда-то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут..

Но всё найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу…  Вдруг ему захотелось попить воды, а ещё через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…

На раскачку ушло 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:

-- дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;

-- один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа    

   мультфильмов;

-- дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;

-- один раз доставал из стола альбом с марками и  листал его.

Но вот работа закончена. Петя ещё 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради…

Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько положено ученику 3-го класс.

Такая картина, как вы понимаете, является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.

Что можно посоветовать, если ребёнок не может «усидеть за уроками»?        

Во-первых, игры. Старайтесь подобрать для ребёнка не только тихие настольные игры, но и подвижные сюжетно-ролевые игры, которые можно использовать для достижения педагогических целей. Если играете в «магазин», дайте ребёнку побольше разных поручений и настаивайте на том, чтобы все покупки были сделаны совершенно точно по заданию.

Полезно для ребёнка выполнять какое-то дело вместе со взрослыми, делать его быстро, весело, без предварительной раскачки, без томительных пауз. Можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребёнок вытирает; можно вместе прилаживать что-то или чинить; можно вместе читать книгу: страницу вы, страницу ребёнок.

Можно выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если зовут, есть, то он должен немедленно прекратить игру. Недопустимо позволять ребёнку позволять ребенку игнорировать родительские указания в чём-то ни было. Необходимо приручать ребёнка отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным, не путать дело с игрой, не превращать одно  в другое. Сколько раз приходилось видеть, как во время еды ребёнок играет с хлебом, пошёл мыть руки и заигрался с бахромой полотенца. Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен. Иначе то же самое будет твориться с занятиями. Добивайтесь, чтобы всё необходимое ребёнок делал без дополнительного напоминания, ни на что не отвлекаясь.

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня специальные исследования, проведённые в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учиться, есть твёрдо установленное время для приготовления уроков, и они его твёрдо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.

        

И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянного отведенного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической  работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учёбе. Режим дня не должен изменяться  в зависимости от количества уроков, оттого, что интересный фильм показывают по телевизору.



После приготовления домашних уроков — занятия по собственному усмотрению (чтение художественной литературы, конструирование, рисование, просмотр телевизионных передач, работа по дому).
Время с 11.00 — 11.30 до обеда, т. е. до 12.30 часов, следует отвести для подвижных игр и спортивных развлечений.

Перед уходом в школу ученик должен обязательно пообедать.

По возвращении сразу делать уроки не стоит. Ведь школьник устал и работоспособность снижена. Вечернее время (ужин в 19.00—19.30) плодотворно для творческой деятельности детей, занятий любимым делом. Продолжительность ночного сна зависит от возраста. Младшие школьники должны ложиться спать не позднее 22 часов. Это необходимо строго соблюдать,  так как недосыпание часто служит причиной возникновения детских неврозов. (АНКЕТА)

А.С. Макаренко советовал: «Если вы требуете, чтобы дети за обедом не читали книгу, - то и сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать тоже. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная  и не позорная работа. Во всех этих пустяках гораздо больше значения, чем обыкновенно думают».



Дорогие родители! Успехи ваших детей зависят не только от них самих, но и

от вас, особенно в младших классах. Не напрягайте и не ругайте детей зря, а

лучше помогите им в трудный период их жизни (не подменяя их), и тогда у

вас всегда будет повод ими гордиться. Если ребёнок что-то сделал не так, он

чаще всего не виноват. Помогите ему понять, в чём дело, и в ответ вы

получите лучезарную улыбку и объятия. И не забывайте похвалить ребёнка,

 когда он этого заслуживает.



Конечно, все советы носят рекомендательный характер. Каждая семья индивидуально подбирает подходящий режим ребенку, в зависимости от посещаемых кружков, графика работы родителей и мн.других факторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей.

Мой ребенок - школьник.Материал для скачивания:https://cloud.mail.ru/public/424h/4rBxMhsv2...

Материалы для родителей

Здесь содержатся статьи по важным моментам школьной жизни....

Материалы для родителей

Полезные советы для родителей учащихся....

Материалы для родителей

Карточка -подсказка по теме Имя существительное...

Материалы для родителей.

Советы для родителей первоклассников....

Материалы для родителей "Эмоционально - личностные особенности детей"

Родителям и учителям в своём общении с детьми необходимо учитывать эмоционально-личностные особенности детей....

Материалы для родителей

ПРЕДИСЛОВИЕ  Задачи Г. Остера . Настоящие и необычные. Рассказать вам садистский анекдот? Приходит детский писатель кчитателям и говорит: "А я для вас новую книжечку написал - задачник ...