ребенок начал читать.
статья на тему

что делать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_nachal_chitat.docx14.09 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок начал читать: что делать родителям?

Ваш ребенок знает все буквы. Он уже способен прочитать название новой книжки (оно ведь написано крупными буквами). И на улице – замечаете вы – он все чаще смотрит на вывески «новым» взглядом, неожиданно для самого себя «узнает» какое-то слово на рекламном щите. В общем, он начинает читать. Для родителя это момент искушения. Почему-то кажется, что теперь уже нет необходимости читать ребенку. Это даже может ему повредить: если все будет как раньше, зачем же ему учиться читать самому, совершенствовать свой навык чтения?

О том, как совершенствовать навык, – отдельный разговор. Эта задача не так проста, как кажется, и простым давлением на ребенка ее не решить. Ограничимся пока разговором про родительское чтение.

То, что нужно прекращать читать малышу, как только вы подложили ему букварь, – один из самых вредных родительских мифов. Посмотрите, какие книги вы читаете пятилетнему малышу: это ведь не только коротенькие сказки и рассказы. Скорее всего, лет с четырех – четырех с половиной вы уже перешли к сказочным повестям. Вы читаете толстые книжки, с множеством персонажей, со сложным сюжетом, с довольно сложным уровнем языка. И читаете вы каждую из этих книжек неделю, а то и две-три. То есть еще и задаете работу детскому вниманию, детской памяти. 

Когда ребенок сможет самостоятельно одолеть книгу такого объема и такого уровня сложности? Года через два, не раньше – и то при благополучных обстоятельствах. Сам он начнет с коротеньких, простеньких по языку текстов. Эти тексты, с содержательной и речевой точек зрения, являются для него давно пройденным этапом. Значит, бросая читать ребенку, вы обрекаете его на вынужденную деградацию. Поток культурной информации и культурных переживаний, с которым он теперь будет иметь дело, упростится и будет явно не соответствовать уровню его психических возможностей.

 Чтение ребенку вслух сложных книжек, которые он еще долго не сможет сам осилить, это перспектива на будущее: вот какие книжки ты скоро будешь читать сам! 

Классик отечественной психологии Л.С. Выготский ввел в психологию понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития». Зона актуального развития измеряется достижениями ребенка на данном этапе. Это то, чему он уже научился, что он может делать сам. А зона ближайшего развития – это то, что ребенок сам еще делать не в состоянии, зато может делать с помощью взрослого. В зоне ближайшего развития задается вектор будущих достижений.

Чтение ребенку вслух сложных книжек, которые он еще долго не сможет сам осилить, это совместная деятельность малыша и родителя в зоне ближайшего развития. Это перспектива на будущее: вот какие книжки ты скоро будешь читать сам! Смотри, как интересно.

Но это, что называется, методическая сторона вопроса. А ведь есть еще один, не менее важный аспект – общение. Чтение вслух – это уникальная форма общения с ребенком, заведомо содержательная, позволяющая оказаться в общем поле переживаний.

И тут должен был бы сработать здоровый родительский прагматизм: зачем же себя обкрадывать? Тем более что книжка – не просто предмет для получения совместного удовольствия, но и незаменимый посредник в разговоре на сложные темы – о любви, о смерти, о ревности, о боли и разводе.

 Чтение вслух – это уникальная форма общения с ребенком, заведомо содержательная, позволяющая оказаться в общем поле переживаний. 

Иными словами: читать ребенку вслух нужно до тех пор, пока вы не сможете усесться каждый в свое кресло со своей книгой в руках и погрузиться в «чтение рядом». Но такое, между прочим, может и не наступить. Случается, что у читающих родителей вырастают нечитающие дети. Почему – отдельный вопрос. Пусть так. Но если ребенок сам не читает (не читает книги для удовольствия), и все-таки не возражает, чтобы вы читали ему вслух, нужно читать. До тех пор, пока он сам от этого не откажется.

То, что вы успеете прочитать своему ребенку, и станет его культурным фундаментом в будущем.

Марина Аромштам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как помочь ребенку научиться читать?"

Статья содержит рекомендации, которые помогут родителям в обучении детей чтению....

Как научить ребенка быстро читать.

Как научить ребенка быстро читать?      Навык чтения – это основа всего обучения, одно из условий успешной учебы в школе. Уроки данной статьи помогут Вашему ребенку, зна...

Как помочь ребенку научится читать? Учимся,играя.

К концу дошкольного возраста большинство родителей считают необходимыми умение ребенка читать....

Буклет. Десять причин начать читать в семье.

«Читать – это еще ничего не значит.Что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело».                            ...

что делать, если ребенок начал заикаться?

Здесь родители найдут ответ на вопросы: Что делать, если ребенок внезапно начал заикаться?, Как помочь учиться заикающемуся школьнику?...

Консультация для родителей "Что делать, если ребенок начал курить"

консультация для родителей, как помочь своему ребенку в данной ситуации...

Как "расЧИТАТЬся" и начать читать самостоятельно.

Советы от учителя-логопеда. Воспитываем любовь и интерес к книге. Поможем ребёнку начать читать самостоятельно. Создадим условия мягкого бережного вхождения в мир чтения! ...