Советы родителям первоклассников
методическая разработка по теме

Андрейчик Елена Евгеньевна

 

Советы   родителям    первоклассников

 

         Школа…  Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, учителя с этим словом.

 

        Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний. Новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

 

      У вас Событие – ваш ребёнок впервые переступил порог школы. Как он будет успевать в школе, понравится ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идёт уже второй, третий или пятый ребёнок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_roditelyam_pervoklassnikov.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Советы   родителям    первоклассников

         Школа…  Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, учителя с этим словом.

        Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний. Новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

      У вас Событие – ваш ребёнок впервые переступил порог школы. Как он будет успевать в школе, понравится ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идёт уже второй, третий или пятый ребёнок.

       Это естественно, поскольку каждый маленький человек – неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности и возможности. И главная задача родителей совместно с педагогами – так организовать обучение, чтобы ребёнок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.

       Как должны вести себя взрослые, чтобы добиться этого? Необходима «кровная» заинтересованность в успехах, в школьных делах маленького ученика. Он должен чувствовать, что родителям, дедушкам и бабушкам очень важно и интересно знать, что происходило в школе, что нового (по каждому предмету в отдельности) узнал он сегодня. Желательно поддерживать интерес к учёбе, перенося новые знания ребёнка на повседневную жизнь (использовать навык счёта, чтобы посчитать, сколько птиц село на ветку или сколько красных машин стоит у дома, навык чтения – чтобы прочитать вывеску или название новой книжки, купленной мамой).

       И, конечно, необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение вашего отпрыска. Дело в том, что особенно в возрасте 6 -10 лет дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными и любимыми (хорошими). Поэтому для пап и мам, бабушек и дедушек это реальный рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению.

       О вреде длительного просмотра телевизионных передач, игры в компьютер знают все от мала до велика. Можно сделать эту неотъемлемую и любимую практически всеми детьми часть нашей жизни способом поощрения за успехи и достижения. Тем более что обязанности школьника требуют много сил, времени и здоровья.

       Чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни (портфель, тетради, учебники и т. п.) появилось внутреннее ощущение перехода в новое качество « ученик», необходимо отношение взрослых к поступлению в школу как к ответственному, серьёзному шагу ребёнка («ты теперь ученик, большой мальчик, у тебя новы, серьёзные обязанности»). Конечно, ваше дитя будет продолжать играть и в куклы и в машинки, но нужно давать установку на    

« взросление». А это не только новые обязанности, но и новые возможности, более сложные поручения и определённая самостоятельность. Контроль необходим (степень его проявления  в компетентности каждого родителя), но все, же постарайтесь дать возможность вашему первокласснику «подрасти» в своём мироощущении, почувствовать себя старше.

      У каждой личности должно быть своё пространство. Если у ребёнка нет своей комнаты, нужно организовать рабочее место: письменный стол, где он будет заниматься своим серьёзным делом – учиться. Это хорошо и сточки зрения соблюдения правил гигиены – правильная посадка, позволяющая сохранить осанку. Необходимое освещение.

        Отдельного внимания заслуживает режим дня. К сожалению, многие дети (по статистике, порядка 40 – 50 %) обладают синдромом минимальной мозговой дисфункции (ММД) или, как следствие, вегетососудистой  дистонией. Эти лёгкие неврологические заболевания могут компенсироваться к 10- 12 годам при условии соблюдения общей гигиены жизни (нормальная продолжительность сна – 9 – 10 часов, прогулки - 2 - 3 часа, подвижные игры и занятия спортом, посещение бассейна, полноценное питание). Именно для этой категории детей важно правильно распределить время учёбы и отдыха, поскольку причинами проблем с учёбой, поведением являются повышенная утомляемость, невозможность длительной концентрации внимания.

       Пожалуйста, дорогие родители. Не переусердствуйте в выполнении домашних заданий. Дети в возрасте 6 -7 лет должны заниматься не более получаса, далее нужно делать перерыв не менее 15 минут. Количество не всегда переходит в качество! Кроме того, длительным написанием палочек и крючочков можно надолго отбить охоту к учёбе.

       Ещё всем родителям нелишне знать, что все мы грешны высокими амбициями и ожиданиями по отношению к своим чадам. И бывает очень сложно детям дотянуться до той планки, которую мы им ставим. Бесспорно. Проще стучать кулаком по столу и требовать: «Учись хорошо, слушай учительницу!» Гораздо сложнее помогать ребёнку, ежедневно разбираясь в его проблемах, подбадривать в случае неудачи и хвалить за успехи.

        Помните: ребёнок – это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы будем это делать, зависит образ будущей личности.

 

                      Рекомендации для родителей,

                   у которых ребёнок стал   первоклассником

·        Ваш ребёнок пошёл в школу. Не считайте, что в школу пошли вы. У вас много дел и без этого.

·        Не старайтесь увидеть в ребёнке десятиклассника. Будьте готовы, что учеником он станет спустя некоторое время. Парта, ранец, тетради ещё не делают из него ученика.

·        Уважайте новую жизнь ребёнка. Теперь уже не вы решаете, с кем он сидит за одной партой, какими должны быть его взаимоотношения с учительницей и одноклассниками. Всё это теперь его собственные уроки жизни, которые, поверьте, важнее школьного расписания.

·        Меньше отвечайте за его пребывание в школе и больше – за пребывание дома. Дом теперь приобретает для ребёнка гораздо большее значение, чем раньше.

·        Старайтесь не демонстрировать возможностей ребёнка перед сверстниками. Важнее, чтобы он почувствовал себя равным другим, хотя бы в первом классе.

·        Попробуйте запомнить имена учителей, одноклассников, их родителей. Иногда это может оказаться важным в самых неожиданных обстоятельствах.

·        Старайтесь не заходить в магазины и не делайте побочных дел по дороге в школу. Беседуйте с ребёнком, спрашивайте об уроках, которые сегодня предстоят. То есть проявляйте уважение к школе как самому важному делу вашего ребёнка.

·        На первых порах просите ребёнка «подсказать» вам, как дойти до дома. Советуйтесь: а что, если мы пройдём по другой улице? Ребёнку важно, проведя несколько часов в школе, почувствовать пространство. Просто побыть в движении.

·        Дойдите с ребёнком до одной или двух соседних школ. Он должен ощущать, что его школа – не единственная.

·        Помогайте ребёнку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздороваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте покачаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседских детей, с кем ваш ребёнок дружил до школы.

·        И ещё! Человек, который пошёл в школу, преисполнится  достоинства, если у него появится собственный будильник, который он с вечера сам поставит на определённое время.

·        И ещё очень важно – уважение к миру ребёнка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать  вещи, принадлежащие ему.

        Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В этой тетради он сможет описывать каждый свой день.

                     

                                                         

                                                           

                                                            Какие знания должны быть сформированы

                                             у  будущего первоклассника?

        В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущего  

        первоклассника  необходимо:

  1. уметь чётко произносить все звуки речи;
  2.  уметь интонационно выделять звук в словах;
  3.  уметь выделять заданный звук в потоке речи;
  4. уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
  5. уметь произносить слова по слогам;
  6. уметь произносить предложения из 3 – 5 слов;
  7. уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;
  8.  уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);
  9. уметь составлять рассказ по картинке  (например, «В зоопарке», « На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т. д.);
  10.  уметь составлять несколько предложений о предмете;
  11.  различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
  12. уметь наизусть читать любимые стихотворения;
  13. уметь последовательно передавать содержание сказки;

           К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементарные  

           математические  представления:

  1. знать цифры от 0 до 9;
  2. уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д.;
  3. уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах   первого десятка;
  4. знать знаки +, -, =,
  5. уметь сравнивать числа первого десятка;
  6. уметь соотносить цифру и число предметов;
  7. уметь сравнивать 2 группы предметов;
  8. уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  9. знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
  10. уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
  11. уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже»,  «перед», «за», «между»;
  12. уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

                    В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику  

              необходимо:

  1. уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности  (например, ель, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и назвать их отличительные признаки;

  1. уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей…);

  1. иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…)
  2. знать названия 1 -3 комнатных растений;
  3. знать названия 12 месяцев года;
  4. знать названия всех дней недели.

               Кроме того, ребёнок, поступающий в 1-й класс, должен знать:

  1. в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;
  2. полные имена членов своей семьи;
  3. иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
  4. знать правила поведения в общественных местах и на улице.

                                       Рекомендации  по режиму дня первоклассника.

                           Примерный режим дня младшего школьника:

  1.   Подъём 7:00
  2.   Утренняя зарядка, водные процедуры,
  3.   Уборка постели, туалет 7:00-7:30
  4.   Завтрак 7:30-7:50
  5.   Дорога в школу 7:50-8:20
  6.   Занятия в школе  8:30-!3:00
  7.   Горячий завтрак в школе 10:00-10:15
  8.   Обед  13:30-14:00
  9.   Послеобеденный сон или отдых   14:00-15:00
  10.   Прогулка или игры на воздухе, помощь семье  15:00-16:00          
  11.   Полдник 16:00-16:15
  12.   Выполнение домашних заданий: 16:15-17:30
  13.   Прогулка, общественно полезный труд  17:30-19:00
  14.   Ужин и свободные занятия,
  15.   Помощь семье, ручной труд, тихие игры  19.00-20:00
  16.   Приготовление ко сну  20:00-20:30
  17.   Сон  20:30-7:00

                     Что делать, если ребёнок с трудом привыкает к школе?

  1. Проявляйте максимум терпения и сообразительности.

  1. В отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели», подчёркивайте его   успехи, даже самые незначительные, непременно поощряйте, хвалите его в тех случаях,  когда он этого заслуживает (даже если успех невелик и не совсем удовлетворяет учителя и вас).

  1.  Не фиксируйте внимание ребёнка на оценках, которые он получает. Оценивайте его   внимание учиться, старание.
  2. Оценивая успехи, не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, не подчёркивайте, что кто–то делает это лучше, особенно если видите, что ребёнок прилагает много усилий. Помните: каждый ребёнок уникален!

  1. Серьёзно, по-взрослому объясняйте ребёнку правила поведения в школе. Можно посетовать на огорчение, которое он доставляет вам плохим поведением, но обязательное правило – делайте это наедине, не ставьте ребёнка в неловкое положение ни перед другими взрослыми, ни перед сверстниками (особого внимания в этом отношении требуют дети, которые не посещают детский сад, а воспитываются дома).

  1. Ребёнок должен знать, что у вас он всегда найдёт поддержку, сочувствие, должен быть уверенным, что вы поможете ему найти выход из любой трудной ситуации.

  1. Если вы чувствуете, что не справляетесь с возникшими проблемами, обратитесь к психологу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вредные советы родителям первоклассников

Вредные советы родителям первоклассников...

Советы родителям первоклассников

В статье даются ответы на вопросы, которые часто задают родители: есть ли в 1 классе домашнее задание, можно ли давать ребёнку карманные деньги, как помочь первокласснику в учёбе и др....

Советы родителям первоклассников"

Сообщение на родительском собрании по теме "Советы родителям первоклассников"...

Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...

Советы родителям первоклассника «Помощь первокласснику в период адаптации к школе»

Советы родителям первоклассника по теме "Помощь первокласснику в период адаптации к школе" рекомендавана учителям начальных классов и их родителям для оказания психологической поддержки учащимся перво...

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу и у всех по разному.  Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому в период адаптации должно...