Родителям первоклассников
статья по теме
Предварительный просмотр:
По материалам статьи М.А. Павлинской и О.В. Малецкой
«Диагностика готовности ребенка к школе.
Пособие для педагогов и родителей».
Родителям будущих первоклассников
Нижеследующие тесты, вопросы, творческие задания не претендуют на систему диагностики. Мы делаем лишь попытку обратить внимание родителей на своего ребенка.
Выделим несколько основных аспектов готовности ребенка к школе:
- здоровье детей, идущих в школу. Накануне, лучше весной, важно обследовать психологическое и физическое состояние ребенка. Консультации психолога и педиатра помогут укрепить здоровье с учетом выявленных недостатков. Важно выяснить, знакома ли ребенку программа «Забочусь о себе сам» и владеет ли он элементами самозащиты;
- уровень воспитанности и нравственных качеств. Трудолюбие. Отношение к окружающим;
- выражение себя и своего отношения к окружающему миру в изобразительной деятельности (рисунок ребенка «Моя семья»);
- знания и специальные практические умения, необходимые будущему первокласснику: элементарные вычислительные навыки, ориентировка в фонетической стороне речи, готовность руки ребенка к письму;
- навыки учебной деятельности. Мотивационная готовность ребенка к школе.
Необходимо подумать о том, овладел ли ребенок системой межличностных отношений для нахождения в школьном коллективе. Эта система либо создает для ребенка атмосферу эмоционального благополучия и таким образом стимулирует его учебную деятельность, либо, наоборот, складывается неблагополучно. Очень важно своевременно формировать навыки учебной деятельности, не пугать школой, но и не показывать ее в развлекательном ракурсе. Ребенок еще до поступления в школу должен усвоить:
Школа — это нужно! Школа - это трудно! Школа - это интересно!
- ЧТО РЕБЕНОК ЗНАЕТ О СЕБЕ И СВОЕЙ СЕМЬЕ?
Следующие вопросы помогут выявить уровень данных представлений:
1. Назови свою фамилию, имя, отчество, возраст.
2. Знаешь ли ты свой домашний адрес?
3. Укажи фамилию, имя, отчество родителей и близких родственников.
4. Где они работают?
5. Вспомни домашний телефон, а также рабочие телефоны мамы и папы, бабушки...
6. Если родителей нет дома (вечером и в выходные дни), где они могут быть? Как их найти?
7. Ты заблудился в большом магазине, на незнакомой улице. Что ты будешь делать?
8. Ты один дома. Тебя настойчиво просят открыть дверь (пришли из школы, милиции, домоуправления). Что ты сделаешь?
9. Отгадай загадки о себе:
- один говорит, двое глядят, двое слушают (язык, глаза, уши);
- между двух светил и в середине один (нос);
- всю жизнь ходят в обнимку, а обогнать друг друга не могут (ноги);
- если б не было его, не сказал бы ничего (язык).
Ответы на нижеследующие вопросы выявят степень знаний и отношений к программе «Забочусь о себе сам»:
1. Самостоятельно или после напоминаний ребенок исполняет каждодневные правила личной гигиены (чистит зубы, умывается, чистит обувь, одежду и т. д.)?
2. Сформирована ли потребность заниматься утренней гимнастикой? Что ребенок знает о влиянии гимнастики на здоровье, развитие мускулатуры и т. д.?
3. Знание о полезных продуктах, витаминах, культуре питания.
4. Осведомленность о вредных, нежелательных продуктах, особенно в больших количествах (сахар, соль, жиры и т. д.). Каковы признаки несвежих, опасных для здоровья продуктов?
5. Умение проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов (помыть яблоко, апельсин).
6. Знание о пользе свежего воздуха, вредности пыли, потребности жить в чистом помещении. С этой целью принимать посильное участие в уборке квартиры,
7. Представления об оказании первой медицинской помощи. Знания о том, как обращаться с йодом, бинтом и т. д.
8. Знакомы ли шестилетке некоторые приемы релаксации?
9. Умеет ли ребенок отдыхать, восстанавливать потраченную энергию?
II. УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ И ВОСПИТАННОСТИ
- Воспитание добрых чувств, чуткости, умения прийти на помощь
При воспитании добрых чувств важна специальная ориентация на других людей, в том числе обездоленных. В каждом случае периодически важны комментарии родителей о жизни людей, имеющих трудности (старики, инвалиды, сироты и т.д.) Задумайтесь над вопросом: как наши дети относятся к нам? В народе недаром говорят, что человека нужно оценивать и по отношению к матери. Предлагаем в этой связи провести мини-эксперимент: куда сядет ваш ребенок? (См. рисунок.)
папа
мама
Если ваш ребенок безоговорочно выбирает стул рядом с мамой, папе следует задуматься о своем отношении с ребенком. Если ребенок захотел сесть между родителями и для этого предложил пересесть кому-либо из вас, радуйтесь: он относится к вам примерно одинаково. Но если ребенок захотел сесть отдельно куда-то в угол - малышу в семье одиноко, тоскливо. Уделите ему значительно больше внимания и любви.
2. Уровень трудолюбия -
- Какие постоянные трудовые обязанности имеет ваш шестилетний ребенок?
- Охотно ли откликается на поручения? Часто ли проявляет инициативу в выполнении трудовых дел?
- Выполняет ли дело до конца, или бросает его, встретившись с трудностями, или переключается на легкие, интересные дела?
- Качество труда: степень аккуратности, отсутствие суетливости и лишних движений.
- Мотивация труда ребенка: делает, чтобы помочь, или работает, чтобы получить похвалу.
3. Выражение себя и своего отношения к окружающему в изобразительной деятельности
Очень хорошо показывают дети свое отношение к членам семьи в рисунках.
Кроме того, характер детских работ отражает семейную атмосферу.
Предложите шестилетке нарисовать рисунок на тему «Моя семья»:
- с удовольствием взялся – любит свою семью, дом, в котором он живет;
- отказывается рисовать семью – с ней связаны неприятные ассоциации;
- кого первого нарисовал – самая большая значимость для ребенка;
- нарисовал сам себя большого – ориентирован на себя, т. е. истероидный тип;
- наоборот, сам очень маленький – показатель малозначимости в семье;
- гигантская мама и маленький папа – нарушена психологическая гармония в семье. Мама значима;
- все фигуры очень маленькие – у ребенка депрессия, подавленность, тревога;
- ноги большие – признак места в семье, ноги маленькие – неустойчивая позиция в семье;
- голова заштрихована, спиной к родителям – ушел в себя;
- закрытое лицо – ребенок не любит быть в семье;
- рот, губы большие, яркие – признак агрессии;
- девочка рисует себе глаза с ресницами – хочет нравиться;
- пауза во время рисования, стирает или зачеркивает нарисованный образ – испытывает страх перед этим человеком;
- все члены семьи в ячейках – семья недружная, многие отчуждены;
- наличие телевизора, ковра – этому отдает предпочтение ребенок;
- рисует просто дом вместо семьи – испытывает нежелание идти туда, дом для ребенка – источник угроз;
- присутствие в рисунках куклы или собаки – не хватает тепла в семье, ребенок ищет общение с животными и игрушками;
- много мелких деталей в рисунке – не хватает общения с близкими;
- много черных штрихов – испытывает тревогу;
- отказывается использовать цветные карандаши – низкая самооценка у ребенка, ощущение тревожности;
- если ребенок нарисует себя в центре листа, значит, чувствует себя значимым, если вниз, значит, самым зависимым.
4. Знания и специальные практические умения, необходимые будущему первокласснику
ОБЩАЯ ЭРУДИЦИЯ
Знания об окружающем мире: времена года, растительный и животный мир, быт людей (одежда, обувь, посуда …), правила поведения, дорожного движения и т. д.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Ребенок должен знать:
- цифры, знаки «+» и «-»;
- смежные числа в пределах 10 («соседи числа»);
- количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);
- простейшие геометрические фигуры.
Ребенок должен уметь:
- читать числа до 20;
- считать до 20 (прямой и обратный счет);
- решать арифметические задачи в одно действие на «+» и «-»;
- ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку»;
- решать примеры в пределах 10 (или 20);
- пользоваться часами без секундной стрелки.
УРОВЕНЬ УСТНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Ребенок должен знать:
- средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);
- ряд стихов, потешек, загадок, считалок.
Ребенок должен уметь:
- проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;
- различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;
- выделять ударение в словах;
- устно пересказать то, что только что прочитали (осознанность текста).
Речь как показатель готовности к школьному обучению:
- ясное произношение всех звуков родного языка;
- умение ребенка говорить тихо – громко – тихо, менять темп речи: быстро – медленно – быстро;
- использование в речи средств интонационной выразительности, умение выразительно прочитать стишок;
- уровень культуры речевого общения: разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей;
- без длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;
- умение объяснить своими словами смысл пословицы, стихотворения.
УРОВЕНЬ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;
- умение правильно держать ручку, карандаш, кисть.
УРОВЕНЬ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ
- умение выполнять действие классификации;
- умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;
- умение строить простейшие умозаключения.
5. Навыки учебной деятельности. Мотивационная готовность ребенка к школе
Чтобы будущему первокласснику было легче адаптироваться к школьной жизни и построить отношения в новом коллективе, всмотритесь в вашего ребенка вот с каких позиций:
- умеет ли ребенок слышать ваши указания и слушаться, в разумных пределах, с первого раза?
- обучен ли он управлять своим поведением (хочется поиграть, а мама попросила посмотреть за младшей сестренкой);
- усвоены ли нравственные нормы жизни в коллективе: основные формы приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения; умение поделиться чем-то, попросить о чем-то, заводить знакомства, разговаривать на различные темы с новыми приятелями, дружить, помогать, сопереживать,
- умеет ли ваш ребенок произвольно действовать, работать в коллективе без вашего личного контроля и присутствия;
- каков уровень организованности и самостоятельности;
- каковы мотивы желания идти в школу (потому что купят портфель, надоело быть маленьким и ходить в детский сад, в школе я узнаю много нового, интересного).
Успехов Вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей первоклассника "Ваш ребенок-первоклассник".
Рекомендации которые помогут справиться с переменами в жизни ребенка....
Рекомендация для родителей первоклассника "Эмоциональная поддержка первоклассника"
Рекомендация- совет подготовлена для родителей учащихся 1 класса с целью помочь им оказать эмоциональную поддержку детям в период адаптации к школе....
"ЛИКБЕЗ"для родителей первоклассников или что должен знать родитель первоклассника.
В материале говорится о том, что должен знать родитель первоклассника, а именно: как выбрать школу,во сколько лет привести ребёнка в школу,существуют ли особенности в организации режима дня первокласс...
Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.
Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...
Консультация родителям первоклассников. «Ваш ребенок первоклассник»
Скоро в школу. Этой осенью ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих д...
Советы родителям первоклассника «Помощь первокласснику в период адаптации к школе»
Советы родителям первоклассника по теме "Помощь первокласснику в период адаптации к школе" рекомендавана учителям начальных классов и их родителям для оказания психологической поддержки учащимся перво...
ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. (из выступления на родительском собрании для первоклассников)
ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.(из выступления на родительском собрании для первоклассников) Подготовила:Ноева Сата Ивановнаучитель начальных классов...