Рекомендации родителям"Научить детей читать-задача не из легких"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Научить детей читать – задача не из легких.
Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна. Хорошая книга - и воспитатель, учитель, и друг.
Психологи утверждают, что на успеваемость ученика влияет более 200 факторов. Естественно, что учесть их просто не возможно. Но даже если из 200 брать только 40 и исследовать их воздействие на успеваемость ученика, то окажется, что фактором номер один является все-таки умение бегло читать. Чтение – это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь. Формируется чтение на базе устной речи.
Родители хотят, чтобы их ребёнок был хорош. Но как помочь ребенку знают не многие. Если вы решили попробовать себя в роли учителя, запаситесь терпением, доброжелательным настроением. Создайте ребенку обычную, традиционную обстановку и не демонстрируйте процесс чтения всему семейству и тем, более гостям. Что же зачастую наблюдается во многих семьях? Папа или мама усаживают своего сынишку – первоклассника, который плохо читает, у которого чтение вызывает затруднение, и говорит следующее: “Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи”. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора очень трудной работы. Папа и мама допускают здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа – полутора за один прием. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы. Хорошо бы просмотр проводить перед сном, так как последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и то время, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Поэтому чтение перед сном дает хорошие результаты.
Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Поэтому родителям предлагаю следующие рекомендации:
1.Перед чтением не оказывайте на ребенка давление, в противном случае можно отвратить ребенка от чтения. Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.
2. При выборе книг опирайтесь на желания ребенка.
3. Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками.
4. Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор.
5. Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.
6.Надо организовать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.
7. Не перебивайте ребенка при чтении, после прочтения вернитесь к ошибкам и попросите его перечитать указанные вами слова.
8.Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.
9.Если вы хотите исправить интонационные ошибки, то сами выразительно прочитайте отрывок.
10. Не смейтесь над ошибками ребенка, даже если они окажутся забавными.
11. Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению.
12. После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли о прочитанном.
13.Задайте ребенку вопрос по содержанию текста. Если он не точно понял смысл прочитанного, постарайтесь выяснить почему это произошло. Часто ребенок неточно понимает смысл отдельных слов, но не всегда спрашивает об этом. Обязательно вернитесь к новым для него словам и поясните их значение.
14.Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.
15.И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать ребенка любить книгу.
Соблюдая данные выше рекомендации, родители могут оказать своевременную помощь своему малышу, тем самым создав условия для его успешного обучения в школе.
Учитель начальных классов МБОУ « СОШ №14»
Алексеева О.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям гиперактивных детей.
Данные рекомендации в помощь родителям....
Рекомендации родителям тревожных детей
Даны рекомендации родителям младших школьников....
Рекомендации родителям медлительных детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению
Медлительность – свойство нервной системы, поэтому нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником. Быстры...
Гиперактивность.Рекомендации родителям гиперактивных детей
Материал содержит рекомендации родителям гиперактивных детей....
Рекомендации родителям одарённых детей «Одаренный ребенок: как помочь ему?»
Чтобы уменьшить Ваши родительские тревоги и помочь Вам черпать радость в воспитании своих одаренных детей, мы собрали здесь самые ценные советы и рекомендации....
"Основные рекомендации родителям заикающихся детей"
Данная статья рекомендована родителям заикающихся детей для организации правильной работы дома....
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Одаренные дети. Кто они? Это, прежде всего, - дети, но обладающие большими способностями к высоким достижениям и выдающимся результатам в различных сферах деятельности....