Работа над ошибками по русскому языку
материал по теме

Терновых Светлана Викторовна

Данная памятка поможет ученику самостоятельно выполнить работу над ошибками, а родителям проконтролировать процесс выполнения работы. Учителю необходимо провести консультацию по правильному выполнению работы над ошибками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_oshibkami_po_russkomu_yazyku.docx50.39 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над ошибками по русскому языку

Работа над ошибками – один из обязательных видов деятельности ученика. Качественная работа по исправлению ошибок постепенно помогает приблизиться к грамотному выполнению задания. Так как чаще всего работу над исправлением ошибок ученики выполняют дома, то надеемся, что эти материалы будут для вас полезными.

Способы исправления учителем ошибок
в письменных работах учащихся

Исправления, сделанные учителем в тетради, должны обязывать учащихся к определенной работе над ошибками, которую нужно контролировать. Сами по себе, без последующей работы, исправления учителя не способствуют устранению орфографических ошибок. Учителя начальной школы используют различные способы исправления орфографических ошибок, что не только позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, но и способствует правильному выбору способа исправления ошибки учеником. После того как ошибка зафиксирована учителем, ученик должен выполнить работу над ошибками.

1. Обозначение на полях условным знаком (/) строчки, в которой находится ошибка.

2. Подчеркивание слова, в котором находится ошибка, и обозначение ошибки на полях условным знаком.

3. Подчеркивание ошибки в слове и обозначение на полях условным знаком (/).

4. 3ачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях номера орфограммы, на которую допущена ошибка.

5. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях морфемы, в которой находится ошибка.

Например:

6. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях способа исправления ошибки.

Условные обозначения орфографических,
пунктуационных и речевых ошибок

/ – орфографическая ошибка.

V – пунктуационная ошибка.

W – логопедическая ошибка.

Ф – фактическая ошибка. (К лесным защитникам относятся разные гусеницы, муравьи.)

Z – красная строка (нет отступа).

Г – нарушение границы предложения. (Еж фыркнул. И убежал под диван.)

V – пропуск слова, предложения.

1, 2, 3 – нарушение порядка слов в предложении.

1         3             4               2

(Кувшин стоял на столе с молоком.)

Н – речевой недочет (неудачный выбор слова).

 – нарушение последовательности изложения.

П – повтор одного и того же слова (неумение подбирать синонимы).

Работа над ошибками (2–4 классы)

I. Последовательность работы над орфограммами.

1. С новой строчки выпишите слово или словосочетание, в котором допущена ошибка.

2. Подчеркните (выделите) орфограмму.

3. Определите, в какой части слова (или части речи) допущена ошибка.

4. Выясните, на какое правило допущена ошибка (определите характер орфограммы), повторите это правило.

5. Выполните указания правила. Графически обозначьте орфограмму.

6. Выберите ошибки на то же правило и исправьте их.

7. Приведите один-два примера на это правило.


№ п/п

Характер орфограммы

(правило)

Как исправить

Пример

1

2

3

4

1

Заглавная буква в начале предложения.

Предложение – это группа слов, которые

выражают законченную мысль

Запишите правильно предложение. Подчеркните заглавную букву

Мальчики гуляли во дворе

2

Заглавная буква в именах собственных.

Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, названия улиц, площадей и др. пишутся с заглавной буквы

Напишите слово правильно.

Выделите заглавную букву.

Объясните написание по образцу

Иван – имя

Петрович – отч.

Сидоров – фам.

Грузия – геогр. н.

река Нева – геогр. н. пес Филька – кл.

3

Перенос слов.

Запомните!

1. Переносите слова по слогам.

2. Нельзя оставлять или переносить одну букву. (Язык – переносить НЕЛЬЗЯ!) 

3. Нельзя отрывать букву Й, а также Ь, Ъ от предыдущих букв, так как русские слова не могут начинаться буквами Й, Ь, Ъ, Ы

(конь-ки, лей-ка, подъ-езд).

4. При переносе слов с двойными согласными граница переноса проходит между этими согласными (рус-ский).

5. Особого внимания требует перенос на границе приставки и корня. При переносе нельзя отрывать начальную часть корня, не составляющую слога

(при-крыть, про-спать, НО НЕ прик-рыть, прос-пать)

Напишите слово правильно, разделите на слоги.

Подчеркните, выделите гласные буквы.

Напишите все случаи переноса данного слова

про/пус/тил

про-пустил

пропус-тил

4

Если пропустили (кроме непроизносимых), не дописали, переставили букву в слове

Напишите слово правильно. Разделите на слоги. Выделите или подчеркните букву, которую не написали, заменили, переставили

пло/щад/ка

5

Гласные И, А, У после шипящих.

Запомните:

Жи-ши

Ча-ща

Чу-щу

Напишите слово правильно. Выделите цветом сочетание или подчеркните, подберите и запишите ещё два слова с этим сочетанием

машина

широкий

чаща

щука

чугун

6

Сочетания ЧК-ЧН, НЧ-НЩ.

Запомните:

ЧК-ЧН

НЧ-НЩ

(пишите без Ь)

Напишите слово правильно, выделите цветом сочетание или подчеркните, подберите и запишите ещё два слова с этим сочетанием

банщик 

диванчик

одуванчик


1

2

3

4

7

Проверяемые безударные гласные в корне слова (б/г).

Запомните!

Безударные гласные А, Я, И, О, Е можно проверять только в корне.

Для этого нужно изменить слово или

подобрать однокоренное слово так, чтобы на б/г падало ударение

Подберите и запишите проверочное слово, поставьте знак ударения, выделите корень, подчеркните ударную гласную.

Напишите правильно слово с б/г, поставьте знак ударения, выделите корень и б/г в корне

мост – мОсты

красный –

крАсиво

кормит –

кОрмушка

8

Проверяемые согласные в корне слова

(п/с).

Запомните!

Парные звонкие и глу-

хие согласные б-п, д-т, в-ф, г-к. з-с, ж-ш на конце и в середине слова нужно проверять. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук (или согласный Н, Л, М, Р)

Подберите и запишите проверочное слово, выделите корень и подчеркните букву после п/с.

Напишите правильно слово с п/с. Выделите корень и п/с в корне

морозы,

морозный – мороЗ

глаза,

глазной – глаЗки

резок – реЗкий

9

Непроизносимые согласные в корне слова (н/с): в, д, л, т.

Измените слово или подберите однокоренные слова так, чтобы после согласного стоял гласный или согласный четко звучал.

Запомните!

Букву Т – писать напрасно!

Чудесно – чудеса

Прекрасно – краса

Ужасно – ужасы

Опасно – опасен

Вкусно – вкусы

Интересно – интересы

Подберите и запишите проверочное слово. Выделите корень и подчеркните гласную после н/с.

Напишите правильно слово с н/с. Выделите корень и н/с в корне

звезда

звездочка

звезДный

10

Непроверяемые орфограммы в корне слова (словарные слова).

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова ЗАПОМИНАЕМ

Напишите слово правильно. Выделите цветом или подчеркните орфограмму. Подберите два однокоренных слова (или 2 слова
с подобной орфограммой)

мороз

морозный

морозец

(город, топор)

11.

Мягкий знак (ь) – показатель мягкости согласных.

Пишется после согласных

 на конце слова (конь)

 в середине слова между согласными (коньки)

Напишите слово правильно. Выделите ь.

 Подчеркните согласный, мягкость которого на письме показывает ь, подбери ещё два слова с ь.

конь

морковь

девять

коньки

мальчик

пальцы

12.

Ь - разделительный.

Пишется в корне слова после согласных пред гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Показывает, что согласный звук не сливается с гласным

Напишите слово правильно. Выделите ь.

Подчеркните согласную и гласную, которые разделяет ь, подбери ещё два слова на это правило.

вьюга

листья

платье

II. Последовательность работы над пунктуационными ошибками.

1. Выпишите все предложение, в котором была допущена ошибка, подчеркните пунктограмму. Повторите пунктуационное правило.

2. Составьте схему предложения (или подчеркните грамматическую основу).

3. Приведите один-два примера на данное слово.

п/п

Характер орфограммы

(правило)

Как исправить

Пример

1

2

3

4

1

Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.

Предложение – это слово или группа слов, которые выражают законченную мысль

Выпишите предложение.

Поставьте в конце предложения нужный знак.

Объясните по образцу

Наступило раннее утро.

(повествовательное, невосклицательное)

2

Разбор предложения.

Подлежащее и сказуемое – главные

члены предложения.

Подлежащее обозначает, о ком или о чем говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? что?

Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает?
(и др.)

Остальные члены называются второстепенными: дополнение,

определение, обстоятельство

Выпишите предложение. Подчеркните главные члены (основу предложения).

Выпишите из предложения все словосочетания, используя алгоритм

Седые туманы

плывут к облакам.

Туманы (какие?)

седые.

Плывут (куда?)

к облакам


1

2

3

4

14

Разделительный твердый знак (Ъ).

Запомните!

Пишется после приставок, которые

заканчиваются на согласную, перед

гласными в корне Е, Е, Ю, Я.

согл. Ъ е, е, ю, я

Исключения: объект, субъект, адъютант

Напишите слово правильно.

Выделите приставку и Ъ.

Подчеркните согласную в приставке и гласную в корне, которые разделяет Ъ. Запишите ещё два слова с разделительным Ъ.

съезд

объем

объявление

15

Ь – на конце имен существительных после шипящих.

На конце имен существительных ж. р. в и. п. после шипящих пишется Ь. На конце имен существительных м. р. после шипящих НЕ пишется Ь

Определите род имени существительного. Напишите слово правильно.

дочь – ж. р.

печь – ж. р.

луч – м. р.

мяч – м. р.

16

Ь - после шипящих во 2-м л. ед. ч. глаголов.

На конце глаголов 2-го л. ед. ч. в форме настоящего и будущего времени пишется Ь

Выпишите глагол. Выделите окончание. Разберите глагол по схеме: часть речи, время, число, лицо

шишешь – гл.,

наст. вр.,

ед. ч., 2л.

решаешь,

пишешь

17

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Предлоги со словами пишутся раздельно, так как предлог – это часть речи.

Между предлогом и словом можно поставить другое слово или вопрос.

Перед местоимениями 3 лица после предлога пишите букву Н.

Перед глаголами предлоги не пишутся

Выпишите слово с предлогом. Докажите раздельное написание (между предлогом и словом вставьте другое слово или вопрос)

Сосна росла
у берега.

У (какого?) берега,

у крутого берега.

Ко V мне

С V ними

18

Предлог с местоимением

Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

Перед местоимениями 3 лица после предлога пишите букву Н.

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё два примера на эту орфограмму

Ко _ мне, у _ него,

за _ ней

19

Соединительные гласные в сложных словах (о, е)

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё одно слово на эту орфограмму

водовоз,

самолёт

20

Безударные гласные в родовых окончаниях имён прилагательных

Запомни: у слов – вопросов всегда ударные окончания

Выпиши из предложения существительное, задай от него вопрос к прилагательному. Запомни вопрос и прилагательное. Обозначь орфограмму, выделив окончание.

В доме (каком?)

новом

21

Не с глаголом (орфограмма – пробел)

Частица НЕ с глаголами пишется отдельно

Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму – пробел.

не _ пришёл (гл.)

не _ выучил (гл.)

не _ знал (гл.)

22

Мягкий знак у глаголов неопределённой формы

Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши ещё два слова на это правило

(что делать?) шить (н.ф.)

замечать (н.ф.)

стараться (н.ф.)

23

Безударные падежные окончания имён существительных

Выпиши слово, поставь его в начальную форму. Определи склонение и падеж имени существительного

 На родине    (на земле  (1скл., П.п)

24

Безударные падежные окончания имён прилагательных

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание

 К лесу (какому?) дальнему    - м.р., ед. ч., Д.п.

25

Безударные личные окончания глаголов

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед ть, Определи спряжение глаголи и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. ч. и мн. Ч.

Пишет – писать, гл. 1 спр., (-е, -ут., - ют)

Ставит – ставить, гл., 2 спр., (-и, - ат, -ят)

28.

Однородные члены предложения – несколько членов предложения (главных или второстепенных), которые отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова. Между однородными членами предложения запятая ставится:

1) если между ними нет союзов;

2) если между ними есть союзы А, НО, ДА=НО;

3) если союзы И, ИЛИ повторяются.

Запятая не ставится:

если между ними один раз употребляется союз И, ИЛИ, ДА=И

Выпишите предложение.

Подчеркните однородные члены и слова, от которых они зависят.

Вспомните о знаках препинания между однородными членами.

Наш народ любит
и бережет свою Родину.

29.

Состав слова.

Если неправильно разобрано слово по составу – вспомните правила и определения.

Запомните!

Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны (близки) по смыслу называются однокоренными. 

Запомните!

В корнях родственных слов пишутся одинаковые гласные. Общая (одинаковая) часть родственных слов называется корнем.

Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов

Напишите слово.

Разберите по составу, пользуясь планом.

ПЛАН

1. Выясните смысл слова.

2. Определите часть речи.

3. Выделите окончание. Докажите (измените слово)

4. Выделите корень.

Докажите (подберите

два родственных слова).

5. Выделите приставку (она стоит перед корнем).

6. Выделите суффикс (он стоит после корня)

Поездка.

Ездить, проезд

Радостный.

Рад, радовался

II. Последовательность работы над пунктуационными ошибками.

1. Выпишите все предложение, в котором была допущена ошибка, подчеркните пунктограмму. Повторите пунктуационное правило.

2. Составьте схему предложения (или подчеркните грамматическую основу).

3. Приведите один-два примера на данное слово.

п/п

Характер орфограммы

(правило)

Как исправить

Пример

1

2

3

4

1

Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.

Предложение – это слово или группа слов, которые выражают законченную мысль

Выпишите предложение.

Поставьте в конце предложения нужный знак.

Объясните по образцу

Наступило раннее утро.

(повествовательное, невосклицательное)

2

Разбор предложения.

Подлежащее и сказуемое – главные

члены предложения.

Подлежащее обозначает, о ком или о чем говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? что?

Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает?
(и др.)

Остальные члены называются второстепенными: дополнение,

определение, обстоятельство

Выпишите предложение. Подчеркните главные члены (основу предложения).

Выпишите из предложения все словосочетания, используя алгоритм

Седые туманы

плывут к облакам.

Туманы (какие?)

седые.

Плывут (куда?)

к облакам

3

Однородные члены предложения – несколько членов предложения (главных или второстепенных), которые отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова. Между однородными членами предложения запятая ставится:

1) если между ними нет союзов;

2) если между ними есть союзы А, НО, ДА=НО;

3) если союзы И, ИЛИ повторяются.

Запятая не ставится:

если между ними один раз употребляется союз И, ИЛИ, ДА=И

Выпишите предложение.

Подчеркните однородные члены и слова, от которых они зависят.

Вспомните о знаках препинания между однородными членами. Сделайте схему

Наш народ любит
и бережет свою Родину.


III. Ошибки в разборе слова по составу.

Ошибки (правила)

Как исправить

Пример

1

2

3

Состав слова.

Если неправильно разобрано слово по составу – вспомните правила и определения.

Запомните!

Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны (близки) по смыслу называются однокоренными. 

Запомните!

В корнях родственных слов пишутся одинаковые гласные. Общая (одинаковая) часть родственных слов называется корнем.

Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов

Напишите слово.

Разберите по составу, пользуясь планом.

ПЛАН

1. Выясните смысл слова.

2. Определите часть речи.

3. Выделите окончание. Докажите (измените слово)

4. Выделите корень.

Докажите (подберите

два родственных слова).

5. Выделите приставку (она стоит перед корнем).

6. Выделите суффикс (он стоит после корня)

Поездка.

Ездить, проезд

Радостный.

Рад, радовался

IV. Ошибки в изложении или сочинении.

Характер ошибок

Как исправить

Пример

1

2

3

П – повтор слова

Замените повторяющееся слово.

Запишите предложение с новым словом

Ваня увидел собаку и испугался. Ваня закрыл руками лицо и заплакал.

Он закрыл руками лицо и заплакал.

Мальчик закрыл руками лицо и заплакал

Н – неудачное слово или предложение

Замените неудачное слово или предложение.

Запишите исправленное предложение, употребив нужные слова

Холодный осенний ветер вырывал листья и заносил их.

Холодный осенний ветер срывал листья и уносил их

V – пропуск слова или предложения

Подумайте, какое слово или предложение пропущено. Запишите

предложение, впишите в него пропущенное слово (или запишите предложение, которое пропустили)

Жили-были V со старухой.

Жили-были старик со старухой

Г – нет в конце предложения точки или других знаков препинания

Подумайте, какие знаки препинания не поставили. Выпишите предложение. Поставьте в конце предложения нужный знак препинания. Объясните свой выбор

Наступило раннее утро.

(повествовательное,

невосклицательное)

Z – красная строка

Разделите текст на части. Запишите каждую (или соответствующую) часть с красной строки

1, 2, 3… –

неудачный порядок слов в предложении

Прочитайте предложение. Измените порядок слов.

Запишите предложение, правильно расположив слова

Ученики класса нашего спорт любят. Ученики нашего класса любят спорт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку. 1 класс.

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются в 1 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обоз...

Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку, 2 класс

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются во 2 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обо...

Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку, 3 класс.

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются в 3 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обоз...

Как выполнить работу над ошибками по русскому языку

Материал представляет собой памятку по выполнению работы над ошибками по русскому языку....

Работа над ошибками по русскому языку.

Данный материал является помощником для выполнения работы над ошибками по русскому языку....

Памятка по работе над ошибками по русскому языку

Памятки находятся у каждого учащегося. Они помогают правильно и чётко организоватьиндивидуальную работу над своими ошибками как в классе, так и дома....

Памятка для работы над ошибками по русскому языку

Для работы над ошибками уже много лет раздаю ученикам памятку, созданную мной на основе предложенной авторами программы по русскому языку Бунеевым Р.Н., Бунеевой Е.В. и Прониной О.В. Когда проверяю де...