Родительское собрание "Адаптация первоклассников"
методическая разработка (1 класс) на тему

 

  • помощь родителям в осознании трудностей, возникающих у учащихся 1-го класса в процессе адаптации;
  •  дать родителям информацию об обучении ребенка планированию своих действий;
  •  обучить приемам проверки и оценки своей работы;
  •  дать советы по организации дня младшего школьника.
  •  выработать методы и пути взаимодействия  с детьми;
  •  знакомство с мерами профилактики дезадаптации;
  •  пробуждение желания оказать учащимся помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie_adaptaciya_1_klassy.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Адаптация первоклассников »

Подготовила и провела учитель начальных классов: Клецкова Наталия Викторовна

Задачи:

  1.  помощь родителям в осознании трудностей, возникающих у учащихся 1-го класса в процессе адаптации;
  2.  дать родителям информацию об обучении ребенка планированию своих действий;
  3.  обучить приемам проверки и оценки своей работы;
  4.  дать советы по организации дня младшего школьника.
  5.  выработать методы и пути взаимодействия  с детьми;
  6.  знакомство с мерами профилактики дезадаптации;
  7.  пробуждение желания оказать учащимся помощь.

Предварительная подготовка: оформить памятки для родителей, презентация.

План занятия:

I. Вступительное слово ведущего

II. Разогрев участников

III . Работа по теме

IV .  Результаты диагностик

V .   Обучение ребенка приемам проверки и оценки своей работы

V I. Заключительная часть

ХОД СОБРАНИЯ

I. Вступительное слово ведущего

— Сегодня мы проводим семинар «Как помочь учащимся  адаптироваться к школе?». Мне хотелось бы, чтобы то, что мы обсудим сегодня на семинаре, было вам полезно.

II. Разогрев участников

Упражнение «Снежинка»

 Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие - не смотреть ни на кого и слушать инструкцию. Перед каждым из вас на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

  1. Сложите лист пополам.
  2. Оторвите правый верхний уголок.
  3. Опять сложите лист пополам.
  4. Снова оторвите правый верхний уголок.
  5. Сложите лист пополам.

6.        Оторвите правый верхний уголок.

Продолжайте эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковыми. Нашли? (Участники отвечают, что не нашли.)

- А почему?

-  Как вы думаете?

Варианты ответов поступают самые разные, и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Вот так и наши дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Поэтому и адаптация к обучению в школе проходит у всех по – разному.

III . Работа по теме

- Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка. В то же время именно в 1 классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль «ученик». То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а все что имеет отношение к учебе, становится более ценным.

В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое «приобретение» в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка.

Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что ребёнок не был готов к школе.

Принято выделять три основные группы трудностей, с которыми сталкиваются не готовые к школе дети:

  1. Трудности в системе взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками (неумение слушать товарища и следить за его работой, содержательно общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои действия).
  2. Трудности в общении со взрослыми (непонимание вопросов учителя, его особой позиции, специфических учебных ситуаций и учебного общения).
  3. Трудности в сфере собственного самосознания ребенка (завышенная оценка своих возможностей и способностей, необъективное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя).

Эти три группы трудностей отражают основные стороны психологической готовности ребенка к школе и школьному обучению.

        Поскольку все стороны школьной действительности взаимосвязано, недостаточная готовность приводит к трудностям во всех сферах школьной жизни.

       Нам приходится сталкиваться с этими трудностями. И не каждый справляется с ними. Воспитание и обучение детей можно сравнить с ростом и развитием растения.

   Каждое зерно жертвует собой ради дерева, которое вырастает из него. С первого взгляда кажется, что зерно исчезло, но то, что посеяно и принесено в жертву, воплощается в дереве, в его ветвях, цветах и плодах.

   Если бы это зерно не было сначала принесено в жертву дереву, то не было бы ни ветвей, ни цветов, ни плодов.

Работа с изображением цветка.

Показать изображение цветка.

Цветок - это ваш ребенок, наш ученик. Корни цветка - дошкольная зрелость. Листья - общее психическое развитие и саморегуляция. Именно они способствуют качественному развитию цветка, то есть вашего ребенка. Посмотрите, на этом рисунке нигде не обозначены навыки письма, чтения, счета. Если у ребенка хорошо развиты высшие психические функции, то эти навыки успешно сформируются и разовьются. Таким образом, развивается и вырастает ваш ребенок - цветок вашей жизни.

IV . Результаты диагностики

V .  Обучение ребенка приемам проверки и оценки своей работы

Для развития навыков успешной учебы наиболее важны:

1) привычка к регулярному и точному исполнению своих обязанностей;

2) самоконтроль.

Первое качество гарантирует аккуратное и добросовестное выполнение всех очередных и внеочередных заданий, который учащийся получает в школе и дома.

Второе качество позволяет постоянно соотносить выполняемую работу с теми задачами, которые ставятся перед ребенком.

Если у ребёнка есть проблемы с вниманием и самоконтролем, его нужно обучить различным приемам проверки и оценки своей работы.

 «Колобок» на психологический лад

Ведущий. А сейчас предлагаю вам прослушать всем известную сказку «Колобок» на психологический лад и попрошу принять активное участие в ее разборе.

Итак, начали.

Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них Колобок.

Первая заповедь: осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.

По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них Колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.

Вторая заповедь: не оставляйте маленьких детей без присмотра.

Покатился Колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

Третья заповедь: научите ребенка общаться с окружающим миром.

Встретилась ему лиса - ласковая, хитрая.

Заповедь четвертая: научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

Съела лиса Колобка.

Заповедь пятая: научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.

Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась.

VI. Заключительная часть

И так, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, чтобы ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям необходимо время и наша с вами  помощь и поддержка в этот сложный период в жизни ребёнка.

Подводятся итоги, отвечает на вопросы родителей (если они возникают), дает родителям возможность высказать свое мнение по обсуждаемым вопросам.

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе?

  1. Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает (но не сравнивать с другими детьми, с эталонами).
  2.  Не показывать ребенку свою озабоченность его школьными успехами.
  3.  Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т. п.
  4.  Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя.

Все это поможет снижению тревожности, а так как ребенок на уроках все же работает, то у него накапливаются некоторые достижения. Таким образом, нельзя допустить, чтобы ребенок был замкнут на своих школьных неудачах.

  1.  Все замечания свести к минимуму, когда ребенок «фокусничает», а главное - к минимуму свести эмоциональность ваших реакций, ибо именно эмоциональности ребенок и добивается. Ваша эмоциональность для такого ребенка не наказание, а поощрение его ассоциативного способа привлечения внимания.
  2.  Необходимо научиться адекватно реагировать на жалобы. Прежде всего покажите ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжать водить его в школу, показать искреннюю веру в его возможности.
  3.  Необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, чтобы ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе?

  1. Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает (но не сравнивать с другими детьми, с эталонами).
  2.  Не показывать ребенку свою озабоченность его школьными успехами.
  3.  Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т. п.
  4.  Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя.

Все это поможет снижению тревожности, а так как ребенок на уроках все же работает, то у него накапливаются некоторые достижения. Таким образом, нельзя допустить, чтобы ребенок был замкнут на своих школьных неудачах.

  1.  Все замечания свести к минимуму, когда ребенок «фокусничает», а главное - к минимуму свести эмоциональность ваших реакций, ибо именно эмоциональности ребенок и добивается. Ваша эмоциональность для такого ребенка не наказание, а поощрение его ассоциативного способа привлечения внимания.
  2.  Необходимо научиться адекватно реагировать на жалобы. Прежде всего покажите ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжать водить его в школу, показать искреннюю веру в его возможности.
  3.  Необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, чтобы ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

 Рекомендации по организации дня младшего школьника

Пробуждение Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Он заранее может вздрагивать, когда она входит в комнату. «Вставай, опоздаешь». Гораздо лучше научить его пользоваться будильником. Лучше купить будильник и, преподнося его, как-то обыграть ситуацию: «Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и всегда успевать». Можно включить по - громче радио.  Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.  Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: «Через 10 минут тебе надо выходить в школу». «Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол».

Выход в школу Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки, лучше протянуть их молча, чем пускаться в пространное рассуждение о его забывчивости и безответственности.  Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: «Пусть все сегодня будет хорошо», чем: «Смотри, веди себя хорошо, не балуйся». Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: «Увидимся в два часа», чем: «После школы нигде не шляйся, сразу домой».

Возвращение из школы Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы. Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей («им нужны мои оценки, а не я»). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции «написаны» у него на лице. («День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?»).

Вечером, когда домой приходит отец, не надо обрушивать на него все жалобы и просьбы. За ужином, когда вся семья в сборе, можно поговорить, но за едой лучше о хорошем, по душам. Это сближает семью.

Пора спать

Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.

Не надо вступать в спор, если ребенок сообщает, что забыл умыться и попить.

Рекомендации по организации дня младшего школьника

Пробуждение Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Он заранее может вздрагивать, когда она входит в комнату. «Вставай, опоздаешь». Гораздо лучше научить его пользоваться будильником. Лучше купить будильник и, преподнося его, как-то обыграть ситуацию: «Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и всегда успевать». Можно включить по - громче радио.  Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.  Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: «Через 10 минут тебе надо выходить в школу». «Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол».

Выход в школу Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки, лучше протянуть их молча, чем пускаться в пространное рассуждение о его забывчивости и безответственности.  Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: «Пусть все сегодня будет хорошо», чем: «Смотри, веди себя хорошо, не балуйся». Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: «Увидимся в два часа», чем: «После школы нигде не шляйся, сразу домой».

Возвращение из школы Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы. Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей («им нужны мои оценки, а не я»). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции «написаны» у него на лице. («День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?»).

Вечером, когда домой приходит отец, не надо обрушивать на него все жалобы и просьбы. За ужином, когда вся семья в сборе, можно поговорить, но за едой лучше о хорошем, по душам. Это сближает семью.

Пора спать

Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.

Не надо вступать в спор, если ребенок сообщает, что забыл умыться и попить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Первоклассник и компьютер"

Как-то совсем незаметно и очень быстро компьютеры проникли в наши гостиные, спальни, а иногда даже на кухне можно встретить компьютер в соседстве с телевизором. Если же пока в комнате вашего ребенка к...

родительское собрание "Первоклассник: "ХОЧУ" и "НАДО"

В беседе с родителями первоклассников разграничиваются эти понятия. даются советы родителям во воспитанию качеств ученика. прилагается памятка для родителей...

материал для родительского собрания первоклассников.

Собрание для родителей первого класса о внедрении ФГОС в начальном образовании....

Общешкольное родительское собрание первоклассников по теме «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе».

Общешкольное родительское  собрание первоклассников по теме «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе».Цель выступления – познакомить родителей с содержанием деятельност...

Родительское собрание первоклассников.Знакомство

Родительское собрание первоклассников.Знакомство...

Материал для родительского собрания "Первоклассники"

Шести-семи летние дети  – самые маленькие школьники. Первого сентября в их жизни совершается важное событие: они поступают в школу, как говорил Гегель «переходят в гражданское состояние». Готовы ...