Первый раз в первый класс
методическая разработка (1 класс) по теме

Мазурикова Лариса Анатольевна

Вы и ваш ребёнок впервые идёте в школу. Подборка материалов поможе ответить на вопросы, которые вас постоянно будут тревожить:

  • С чего начать подготовку к школе?
  •  Необходимо ли учить ребёнка чи­тать?
  • На какие вопросы должен ответить ребёнок при записи его в школу?
  • Если ваш ребёнок произносит не все звуки или пишет левой рукой, к кому обратиться за помо­щью в школе?

 И многие вопросы, которые возникнут, когда ваш ребенок сядет за парту 1 сентября.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_roditeley_budushchih_pervoklassnikov.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Первый раз – в первый класс

Вы и ваш ребёнок впервые идёте в школу. Мы постараемся помочь ответить на вопросы, которые вас постоянно будут тревожить:

  1. С чего начать подготовку к школе?
  2.  Необходимо ли учить ребёнка читать?
  3. На какие вопросы должен ответить ребёнок при записи его в школу?
  4. Если ваш ребёнок произносит не все звуки или пишет левой рукой, к кому обратиться за помощью в школе?

 И многие вопросы, которые возникнут, когда ваш ребенок сядет за парту 1 сентября.

Приход в школу ребёнка является переломным моментом в его жизни. Произойдет переход к новому образу жизни, деловой деятельности, новым отношениям. Школа станет центром жизненных интересов вашего ребёнка.

С чего надо начинать подготовку к школе?

Постарайтесь перед школой пройти полное обследование здоровья ребёнка, сделать все надлежащие профилактические прививки.

Примите все возможные меры по устранению и предупреждению различных заболеваний. Ваш ребёнок начинает трудиться, и он должен будет преодолевать различные нагрузки своим еще не совсем сформировавшимся организмом.

Все ли звуки выговаривает ваш ребёнок?

Если нет, то обратитесь к логопеду. Он поможет исправить речь. Логопед работает в школе. Неправильное произнесение звуков будет мешать ребёнку успешно учиться, особенно это влияет на обучение чтению и письму. Кроме того, он будет себя чувствовать неловко при общении со сверстниками.

Нужно ли ребёнка учить читать?

Министерство образования России не рекомендует учить детей читать, усматривая в этом перегрузку для детей данного возраста. Кроме того, неквалифицированное обучение чтению создает массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить. Для того чтобы ребёнок быстрее научился читать в школе, ему надо развивать память, внимание, воображение.

Что делать, если ваш ребёнок леворукий? 

 Знаете ли вы, что леворукими были величайшие художники Ми-келанджело и Леонардо да Винчи; римский император Юлий Цезарь, ученые И.П. Павлов, Дж. К. Максвелл, выдающиеся полководцы Александр Македонский и Наполеон, актер Чарли Чаплин и др. Вот и ваш ребенок оказался в одном списке с выдающимися личностями. Он нуждается в вашей опеке и помощи.

Необходимо принять все меры, которые могли бы помочь вашему малышу. Следует подготовить левую руку, ведь ребенку придется ею много работать и в большей степени держать ручку и писать.

Можно рекомендовать упражнения, которые способствуют развитию двигательного аппарата руки, укрепляют его. Не думайте, что только вашему ребенку они необходимы, такие же трудности испытывают дети, которые пишут правой рукой. У них также плохо подготовлена рука к письму. Но им легче ориентироваться в тетради. Пишут в тетради слева направо, а вашего ребенка надо этому учить, так как он ориентируется в письме справа налево. Необходимо помочь ребенку писать рукописные буквы в том направлении, в котором они даны, и т.д.

Укреплению и развитию руки, координации движений будут служить следующие упражнения:

  1. застегивание и расстегивание пуговиц,
  2. завязывание и развязывание лент, ниток,
  3.  перекладывание мелких игрушек,
  4. работа с конструктором, закручивание и раскручивание гаек конструктора,
  5. игра с мозаикой,
  6. вырезание предметов различной формы,
  7. плетение из ниток, завязывание узелков,
  8. работа с пластилином и т.д.

Можно предложить гимнастику для пальцев:

  1. ладони рук лежат на столе; поднять по одному пальцы сначала левой руки, а затем правой и в обратном порядке;
  2. выпрямить кисть левой руки и поочередно присоединить безымянный палец к мизинцу, средний к указательному и т.д.;
  3. левую ладошку плотно положить на стол и постепенно сгибать то средний, то указательный, то большой палец, остальные пальцы при этим должны постепенно подниматься вверх;
  4. сжать пальцы левой руки в кулак и вращать кистью в разные стороны;
  5. левую руку поставить на локоть, разомкнуть пальцы как можно шире и, медленно соединяя их, опускать руку;
  6. перекатывать маленький шарик (или ластик) на столе с поворотами его в разные стороны;
  7. сложить ровно палочки на столе и т.д.

Все эти упражнения могут выполнять и дети, которые пишут правой рукой. Чтобы ребенок в дальнейшем не путал написание букв, следует вырезать рукописные буквы (они должны быть увеличены примерно в 4-5 раз) и разделить их на элементы. Ваш малыш будет сам собирать буквы из элементов и запоминать, в какой последовательности пишется буква. Такое пособие-альбом с письменными буквами и их элементами можно увидеть в продаже. Он очень поможет вашему ребенку.

И обязательно предупредите учителя, что ваш ребенок будет
учиться писать левой рукой.

Должен ли ребёнок иметь какой-нибудь запас знаний перед поступлением в школу?

Конечно, должен. У него накопился определенный жизненный опыт, который еще не очень велик. Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребёнка, прежде всего к произвольности, управляемости его психическими процессами — мышлению, восприятию, вниманию, памяти и т.д.

Ребёнок должен иметь определенный запас конкретных знаний об окружающем мире, применять некоторые рациональные способы обследования внешних свойств предметов, что дает возможность дифференцированно воспринимать, анализировать сложные объекты, ориентироваться в пространстве и времени, уметь выделять существенное в предметах и явлениях окружающей действительности, сравнивать их, видеть сходное и различное, обобщать, рассуждать, мотивируя свой ответ, находить причины явлений, владеть элементарной объяснительной речью.

Ребёнок должен овладеть следующими умениями:

  1. понимать и принимать поставленную перед ним задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности;
  2. оценивать свои действия.

 На какие вопросы должен отвечать ребенок при поступлении в школу?

Ваш ребёнок должен знать:

  1. своё имя, фамилию;
  2. возраст;
  3.  где живёт (село, улица, дом, телефон и т.д.);
  4.  имена (отчества) своих родителей, где они работают;
  5. знать мир, который его окружает: времена года, деревья, животных, насекомых;
  6. отличие времён года, деревьев, животных, насекомых и т.д;
  7.  должен не просто воспринимать действительность, а делать определенные выводы, размышлять.

Чаще задавайте ему вопрос, почему ты так думаешь.

 Важно, чтобы ваш ребёнок научился сравнивать, обобщать, сопоставлять.

Но кроме аналитических способностей у ребенка должны сформироваться определенные знания из предметных областей:

  1. понимает ли ребенок прочитанное ему стихотворение, рассказ и т.д.;
  2. может ли он выделить героев произведений, определить время действия (сначала, потом и т.д.);
  3. расположить картинки в порядке следования сюжета;
  4. различает ли он в произнесенном слове звуки;
  5. знает ли он названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник;
  6. считает ли до 10, получается ли у него счет от 10 до 1.

Приобретайте ребёнку детские журналы ("Веселые картинки" и т.п.) и игры (лото, мозаика и т.п.), в них много различных упражнений на развитие мышления, памяти, внимания, воображения.

 Как быть, если ребенок сам желает научиться читать?

Помочь ему в этом. Особое внимание обратите на обучение детей механизму чтения. Каждая буква имеет свое название, например, м - эм. Кроме того, каждая буква обозначает звуки, и это важно знать при обучении ребенка механизму чтения. Буквы мы пишем и видим, звуки мы слышим и произносим.

В русском языке различают буквы, которые обозначают глас-

ные звуки (звуки принято обозначать в квадратных скобках): а [а], о [о], у [у], и [и], ы [ы], э [э] и гласные буквы, которые обозначают два звука я [йа], ю [йу], е [йэ], ё [йо].

Буквы, которые обозначают согласные звуки. Чаще всего согласные звуки бывают твердые и мягкие (мягкие согласные звуки обозначают с маленькой запятой в верхнем правом углу): б [б]- [б'], в [в]- [в'], г [г]- [г'], д [д]- [д'], з [з]- [з'], к [к]-[к'], л [л]- [ л'], м [м]-[м'], н [н]-[н'], п [п]-[п'], р [pMp'j, с[с]-[с'], т [т]-[т'], ф [ф]-[ф']> х [х]- [х']. Есть буквы, которые обозначают всегда твердые звуки: ж [ж], ш [ш], ц [ц], всегда мягкие звуки: ч [ч], щ [щ], и [и]. Буквы, которые звуков не обозначают: твердый знак (ъ), мягкий знак (ь).

Одна и та же буква в слове может обозначать разные звуки. Например, слова мама и мир пишем с буквы м, но читаем ее по-разному: в слове мама - твердо [м], с слове мир - мягко [м']. Это зависит от гласной, которая стоит после согласной. Следует помнить: если после буквы, обозначающей согласный звук, стоят: а, о, у, ы, э, то звук произносится твердо [м], как в слоге ма, если - я, е, ё, ю, и или ь, то - мягко [м'], как в слоге ми.

Для знакомства с новыми звуками и буквами можно предложить следующий план действий.

Покажите ребенку картинку, где нарисован предмет, в состав слова которого входит новый звук, например, мыло - [м]ыло. Попросите своего малыша назвать этот предмет и произнести отчетливо первый звук. Покажите еще одну картинку, где нарисован, например, мяч - [м]яч. Ваш ребенок должен произнести слово и выделить первый звук. Звук [м'] в этой позиции произносится мягко - [м']яч. Вы помогаете ребенку сравнить два звука [м], [м']. Убедитесь, что он вас понял, назовите ему несколько слов, в которые входят эти звуки, например, мир, мел, мама, мёд и т.п., попросите назвать в этих словах нужный звук. Приведите примеры слов, где нет новых звуков. Заставьте своего ребенка думать, анализировать, сопоставлять. Можно вырезать несколько кружков небольшого размера и наклеить их на плотную бумагу. Раскрасить их в красный, зеленый и синий цвета. Они будут символизировать звуки. Красным цветом принято обозначать гласные звуки, синим цветом - твердые согласные звуки, зеленым цветом - мягкие согласные звуки. При произношении слов с новым звуком ребенок определяет, сколько всего звуков в слове, и с помощью кружков может выложить слово с новым звуком, например, слово мама выглядит с помощью кружков так: синий кружок, красный кружок, синий кружок, красный кружок. Слово мель - зеленый кружок, красный кружок, зеленый кружок, всего три кружка, буква ь обозначает мягкость согласного звука.

Покажите ему буквы, которые обозначают новые звуки. Их четыре - две печатные и две письменные. Лучше показать печатные буквы, так как именно с ними мы встречаемся при чтении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый урок в первом классе "Первый раз-в первый класс"

Первый урок  для первоклассника - это праздник. который он должен запомнить на всю жизнь....

Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе.

Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе. ...

Первый раз в первый класс План первого урока в первом классе

Первый урок познакомит детей со школой, правилами поведения в ней.Создаст праздничное настроение, чувство радости от встречи с учителем, ребятами-одноклассниками....

Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс!"

Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс!"...

Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс"

Разработка интересного сценария первого урока для первоклашек....

Проведение первого урока в 1-м классе 1 сентября, посвященного Дню знаний «Первый раз в первый класс!»

Цель: создание условий для быстрой и безболезненной адаптации детей в школе и классном коллективе.Задачи:создать условия для первичного знакомства детей с учителем и друг другом.познакомить детей...

Сценарий первого урока в первом классе "Первый раз - в первый класс"

Конспект первого урока в первом классе  с  презентацией "Правила поведения в школе"....