"Здоровье - основная жизненная ценность"
материал (1 класс) по теме
Родительский лекторий, посвященный двум распространенным проблемам современности: гиперактивность и гиподинами. Приводятся причины и последствия, а так же некоторые советы родителям таких деток.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskiy_lektoriy_zhigalova_e.s.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа р.п. Мишеронский Шатурского района |
Здоровье – основная жизненная ценность |
Родительский лекторий. |
Жигалова Елена Сергеевна, учитель начальных классов, классный руководитель 1-Б класса. |
Мишеронский - 2012
РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ:« Здоровье – основная жизненная ценность».
Цели: познакомить родителей детскими заболеваниями гиперактивность и гиподинамия; показать их причины и последствия; научить справляться с ними и сохранять здоровье детей; заставить задуматься над видами отдыхадтей.
ХОД СОБРАНИЯ.
Согласитесь: спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: "Ой, что это с ним не так?" Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих ошалевших родителей? И где граница между нормой и "перебором"?
Активный ребенок - это хорошо, это значит, что он, во-первых, здоров (стал бы больной скакать по диванам!), а во-вторых, имеет в своем распоряжении вполне адекватных родителей, которые не давят с воспитанием. Он бегает и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит и строит, а еще дерется, кусается, танцует, поет, кричит - и все это почти одновременно. Только став мамой такого сокровища, понимаешь истинный смысл старой доброй присказки: "Какой же ты хороший, когда спишь!"
Но если это так естественно, почему неврологи в один голос называют гиперактивность патологией и так и норовят прописать непоседе успокоительные? Оказывается, есть большая разница между просто активностью и навязчивой перевозбудимостью.
Тест на гиперактивность
Похоже на детскую игру из серии "Найди 5 отличий"… Итак, Активный ребенок:
- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.
- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
- Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее исключение.
- Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.
- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал.
Гиперактивный ребенок:
- Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.
- Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…
Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребенка, а следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. И если все "недоразумения" (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму после. Специалисты утверждают, что к 14 годам гиперактивность сглаживается окончательно.
Спокойствие, только спокойствие!
Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности? Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами - очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы "по ходу дела". Скажите себе: "Четкий распорядок дня" и постарайтесь сами стать более организованными.
Говориь об этом легко, но когда такой непоседа появляется у вас в классе… Вот где нужно спокойствие! У нас в классе тоже есть текой мальчик – Тимоша. Поэтому я знаю не понаслышке. С 1 сентября у нас начались проблемы: жалобы от родителей и ребят. Он не мог сидеть на месте, вскакивал, ходил по классу, приставал к ребятам, не слушал никого: ни учителя, ни ребят. Часто уставал, после физминуток долго успокаивался, постоянно спрашивал, когда будет перемена. С ребятами дружит, а через 2 минуты дерется с лучшим другом. На прогулках я очень боялась за его жизнь и здоровье, так как он постоянно убегал, залазил на забор, уходил за ворота. В общем, такой ребенок требует очень много внимания, которого невозможно осуществить в классном коллективе. Благодаря большой проделанной работе совместно с родителями мальчик находится на домашнем обучении. Таким образом, осуществили индивидуальный подход, созданы комфортные условия для обучения и развития и для Тмофея, и для остальных ребят. Наше сотрудничество с родителями продолжается. Мальчик так же общается с одноклассниками, приходит на наши праздники. Родители получили вот такие рекомендации.
Но неважно, каков ваш ребенок: активный, гиперактивный или пассивный – ему всегда необходимо ваше внимание, общение и совместная деятельность. Давайте вспомним, что вы делали за последний месяц вместе со своими детьми? Кто готов ответить на несколько моих вопросов, поднимите руку ___________________
- Вместе делали зарядку
- Плавали в бассейне
- Катались на лыжах, на коньках
- Были в спортзале
- Ездили в театр
- На экскурсию
- Ходили на прогулку
- Вместе собирали пазлы
- Читали книгу
- Смотрели телевизор
- Ходили в кинотеатр
Я не зря спросила о вашем отдыхе, через несколько минут вы узнаете причину моих вопросов. Так как потивоположное состояние детей – другая яркая болезнь нашего времени -
ГИПОДИНАМИЯ
В последние годы на страницах печати все чаще встречается это понятие.
Термин «гиподинамия» в переводе с латинского языка означает «малоподвижность». Под этим подразумевают ограничение двигательной активности, которое возникает в результате малоподвижного образа жизни.
Дети довольно часто становятся «заложниками» данного состояния.
Порой в этом виноваты мы - родители, так как не можем отучить ребенка от компьютерных игр и не приучаем его вести здоровый образ жизни. Некоторые из родителей уверены, что увлечение компьютером ограждает от негативного воздействия улицы. Но таким образом они приучают своих детей к сидячему образу жизни, который рано или поздно скажется на здоровье.
В школьном возрасте гиподинамия обычно связана с нерациональным распорядком дня ребенка, с перегрузкой его учебой. При расспросе таких детей выясняется, что они мало бывают на свежем воздухе, мало двигаются. Много сидят перед компьютером, поздно ложатся спать. Без работы мышцы слабеют и постепенно атрофируются. Уменьшаются сила и выносливость, появляется вегетососудистая дистония, депрессия и другие расстройства нервной системы, нарушается обмен веществ. Гиподинамия приводит к функциональным изменениям сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Потому что в этом случае не работают мышцы, помогающие движению крови по сосудам. Недостаток притока крови к головному мозгу, плохой отток приводят к изменениям внутричерепного давления. Отсюда сильная головная боль, усталость, утомляемость. К перечисленному можно добавить расстройства дыхания и пищеварения. С течением времени из-за гиподинамии уменьшается костная масса, страдают суставы и позвоночник. Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте. Она задерживает формирование организма. Существенно снижает иммунитет, дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение. Малая подвижность школьников и длительное пребывание в однообразной позе за столом в школе и дома могут вызвать нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника. Так называемый мускульный голод у детей может привести к более выраженному нарушению функций, чем у взрослых, становится причиной развития различных заболеваний жизненно важных органов. Снижается не только физическая, но и умственная работоспособность.
Одна из причин близорукости– гиподинамия. Уже давно замечено, что подростки, плохо развитые физически, часто бывают и близоруки. Иногда, прогрессируя, близорукость приводит к необратимым изменениям и значительной потере зрения.
Накопление избыточного веса у ребенка также является следствием малоподвижности. Ожирение у детей сейчас встречается в два раза чаще, чем 10 лет назад. Иногда ожирение у ребенка может достигать значительной степени. Многие родители не воспринимают это как болезнь. Но в 80% случаев полнота, возникшая в детстве, не покидает человека уже всю жизнь. Гиподинамия ведет к ожирению потому, что жир сгорает в мышцах: в работающих мышцах этот процесс многократно усиливается, а в малоподвижных, соответственно, уменьшается.
Как бороться с гиподинамией у детей?
Нужно приучать ребенка делать зарядку, начиная с простых упражнений. Хорошо, если вам удастся превратить зарядку в игру.
Если у вас нет возможности играть с ребенком 3–4 раза в неделю в активные игры, то может выручить приобретение детского спортивного комплекса. Он занимает в квартире не так уж много места, но зато позволяет ребенку вволю двигаться.
Родителям школьников ни в коем случае не стоит добиваться освобождения ребенка от физкультуры, «выдумывая» диагнозы. Кроме того, хорошо записать ребенка в спортивную секцию, где ему помогут полюбить физическую активность. Если ребенок в силу обстоятельств не посещает спортивный кружок, то физическое воспитание ложится на плечи родителей. Летом можно купаться в открытых водоемах, зимой кататься на лыжах, коньках и санках, играть в настольный теннис, а посещать бассейн можно круглый год.
Рецепт эффективной борьбы с гиподинамией у детей и подростков очень прост: занятия должны быть, во-первых, интересными, а во-вторых, регулярными. Помимо прямой пользы от физических нагрузок, у детского спорта есть еще одна важная особенность – он формирует правильный образ жизни, с отказом от вредных привычек и с постоянной потребностью в здоровом движении. Все это залог благополучия на долгие-долгие годы!
Давайте вернемся к нашему опросу и оценим результаты:
Получается, что все вы, уважаемые родители, стараетесь уделять внимание своим детям и проводите с ними свободное время. Но обратите внимание, что катаются на лыжах и коньках, делают зарядку, бывают в бассейне и спортзале, т.е. предпочитают активный отдых _________ из вас, бывают в театрах и на экскурсиях, т.е. расширяют кругозор, прививают интрес к окружающему миру, а здесь также присутствует некоторое движение и прогулка____- чел., собирают пазлы и читают книги ______чел. Это тоже хорошо, ведь вы развивате мелкую моторику и интеллект детей, но здесь нет никакого движения, и вы только подталкивате своего ребенка навстречу к гиподинамии. Давайте обратим внимание на красный лист ответов: телевизор и кинотеатр. В этом отдыхе нет развития ни умственного, ни физического, да и отдыхом-то можно ли назвать?
Не откладывая в долгий ящик, проанализируйте двигательный режим своих детей. Как много времени они сидят за компьютером и телевизором? Не слишком ли долго отлеживаются на диване, слушая музыку? Сделайте это именно сегодня, завтра может быть уже поздно.
И помните, личный пример – самое эффективное средство вовлечения в здоровый образ жизни!
Мы сегодня поговорили о двух детских патологиях – гиперактивности и гиподинамии. Выяснили их причины и, самое главное, узнали, как с этим справиться. Если кто-то узнал по признакам гиперактивности своего ребенка, то не нужно пугаться, все исправимо. Подробнее вы можете ознакомиться с информацией на сайте психологического центра Адалин - это команда профессиональных детских психологов, психотерапевтов и педагогов по работе с детьми. Они проводят также онлайн-консультации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизненные ценности (Сказкотерапия)
Цель: 1. Расширение представлений о счастье, о внутреннем мире людей. 2. Поиск жизненных цен...
Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список заранее записывается на доску....
Педагогический проект по теме "Развитие творческого потенциала и жизненных ценностей у младших школьников"
В ходе проекта сформировалось позитивное мышление,активная жизненная позиция.Представлены творческие работы-газеты по разным темам,участвовали в выпуске областного журнала "Бимка",ведётся шефская рабо...
Доклад на родительскую конференцию "Детское здоровье, как самое важная жизненная ценность".
Предлагаемый проект программы носит название «Здоровый педагог и здоровые дети - здоровое общество».В основу программы заложена идея совмест...
Мероприятие «Здоровье – это главная жизненная ценность»
Мероприятие направлено на формирование здорового образа жизни у воспитанников....
Конспект классного часа «Жизненные ценности человека» 2 класс
Класс: 2Тема: «Жизненные ценности человека»Цели: создание устойчивых представлений учащихся о жизненных ценностей человека: жизнь, здоровье, семья, знание, дружба.Подготовительная работа: ...
Внеурочное мероприятие "Мои жизненные ценности. Дружба и здоровье", 2 класс
Цель: сформировать у детей понимание дружбы и здоровья как жизненных ценностей, положительного отношения к дружеским отношениям и здоровому образу жизни.Планируемые результаты: Предметные:...