Основные требования к знаниям, умениям и навыкам третьеклассников.
материал по теме
Содержит планируемые результаты обучения по русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру (чему дети научатся и получат возможность научиться по основным темам).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_trebovaniya_k_znaniyam_umeniyam_i_navykam_treteklassnikov.docx | 32.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам третьеклассников.
Планируемые результаты обучения по р.яз.
В результате работы по теме «Предложение» дети научатся:
- осознанно выбирать и использовать в устной и письменной речи предложения, разные по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные), в соответствии с речевой ситуацией;
- отличать предложения от словосочетаний;
- находить словосочетания в предложениях;
- различать главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и словосочетание;
- владеть терминами «подлежащее», «сказуемое»;
- использовать в устной и письменной речи разные виды предложений: простые двусоставные (без термина); распространённые и нераспространенные.
В процессе работы по теме «Предложение» дети получат возможность научиться:
- разбирать предложения по членам предложения (выполнять синтаксический разбор предложения) с двумя главными членами: выделять в нём подлежащее и сказуемое, второстепенные члены предложения (без их деления на виды);
- понимать смысловую и интонационную законченность предложения, значение логического ударения в нём;
- использовать на практике опыт синтаксического разбора предложений:
- выделять предложения из сплошного текста и оформлять их на письме;
- различать нераспространённые и распространённые предложения, распространять предложения для достижения большей точности и выразительности текста;
- использовать различные части речи как члены предложения;
- конструировать предложения и тексты;
- расставлять знаки препинания в предложениях, различных по цели высказывания и интонации, в предложениях с перечислением.
В результате работы по теме «Состав слова» дети научатся:
- характеризовать значимые части слова (объяснять термины «основа слова», «окончание слова», «корень слова», «приставка», «суффикс»);
- разбирать слова по составу (имена существительные, прилагательные), включая слова с чередующимися согласными и беглыми гласными в корне слова: свет – свеча; день – дня;
- различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
- подбирать группы однокоренных слов и изменять форму данного слова (имени существительного и прилагательного);
- подбирать однокоренные слова с данным корнем, используя суффиксы и приставки;
- объяснять (различать) роль приставки, суффикса в приобретении словом самостоятельного значения или нового оттенка в группе однокоренных слов: двор – дворик – дворник;
- различать:
- однокоренные слова и слова, близкие по значению;
- слова, не являющиеся однокоренными, но имеющие корень, который звучит и пишется одинаково: вода – водитель;
- объяснять различие в значении многозначных слов;
- различать и пояснять примерами прямое и переносное значение слов;
- использовать опыт работы по разбору слов по составу, по подбору однокоренных слов и изменению формы данного слова при решении орфографических задач:
- определять характер затруднений в правописании слов и место орфограммы в составе слова (орфограмма в корне, приставке или суффиксе);
- применять соответствующие правила и целесообразные способы проверки написания слов, обсуждать и выбирать порядок действий при различных затруднениях:
- в правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова;
- в правописании приставок по-, под-, от-, про-, до-, на-, за-, над-, с-;
- в правописании суффиксов –ик, -ек;
- в правописании непроизносимых согласных в корне слова;
- в правописании слов с двойными согласными;
- в правописании слов с разделительными твёрдым и мягким знаками;
- в правописании слов с приставками и существительных с предлогами (пошёл по полю);
- при переносе слов типа подъезд, соловьи, стройка, покрышка, закладка, доставка.
В процессе работы по теме «Состав слова» дети получат возможность научиться:
- использовать опыт работы по анализу состава слова, по различию смысловых и эмоциональных оттенков, вносимых приставками и суффиксами в значение слова, опыт работы с многозначными словами, синонимами и антонимами:
- выбирать наиболее точные и выразительные слова и словосочетания при составлении предложений, текстов на тему, выбранную самостоятельно или заданную учителем, использовать сложные слова;
- составлять предложения, небольшие тексты с данными группами слов, близких или противоположных по смыслу;
- составлять контекст для многозначных слов или контекст для толкования слов (объясняя их значения);
- составлять предложения, тексты со словами в переносном значении;
- используя опыт работы по темам «Предложение» и «Состав слова», строить информационное сообщение, эмоционально-оценочное высказывание; формулировать задание к данному языковому материалу (в соответствии с поставленной целью) и рекомендации по его выполнению: обсуждать, в чём смысл задания, которое предстоит выполнить, что для этого надо знать и уметь, с чего начинать, что можно использовать в качестве справочного материала, как проверить задание и т.д.1
В результате работы по теме «Имя существительное» дети научатся:
- находить имена существительные (в именительном падеже и в форме косвенных падежей) в тексте;
- определять, на какой вопрос отвечает данное имя существительное и что оно обозначает (предмет, явление природы, действие, признак);
- различать имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые;
- определять число и род имён существительных;
- изменять существительные по числам;
- различать мягкий знак – показатель мягкости (пень, день) и мягкий знак – показатель рода имени существительного с основами на Ж, Ч, Ш, Щ;
- грамотно писать существительные женского и мужского рода с нулевым окончанием и основами на Ж, Ч, Ш, Щ;
- ставить существительные в начальную форму;
- изменять форму имён существительных в контексте.
В процессе работы по теме «Имя существительное» дети получат возможность научиться:
- изменять имена существительные по падежам (склонять имена существительные);
- ставить падежные вопросы к имени существительному;
- различать падежные вопросы, которые ставят к одушевлённым и неодушевлённым существительным;
- определять падеж имён существительных;
- различать в предложении существительные в форме именительного и винительного падежей;
- делать морфологический разбор имён существительных;
- подбирать синонимы и антонимы к данным существительным;
- составлять предложения и тексты с близкими и противоположными по значению существительными;
- осознанно подбирать и использовать в устной и письменной речи существительные в соответствии с речевой ситуацией (дом, домик, домище; изба, избушка, избёнка и т.п.);
- использовать опыт изменения имён существительных по падежам в соответствии с речевой ситуацией;
- употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён существительных (например, на деревьях вместо на деревьев).
В результате работы по теме «Имя прилагательное» дети научатся:
- по лексико-грамматическим признакам определять имя прилагательное в тексте;
- выделять в тексте и самостоятельно составлять словосочетания имён прилагательных с именами существительными;
- определять род и число прилагательных по роду и числу существительных, с которыми эти имена прилагательные составляют словосочетание;
- определять род и число прилагательных по родовым окончаниям;
- изменять прилагательные в форме единственного числа по числам и родам;
- разбирать имена прилагательные по составу.
В процессе работы по теме «Имя прилагательное» дети получат возможность научиться:
- изменять имена прилагательные по падежам (склонять имена прилагательные);
- определять род , число и падеж прилагательных в сочетании с именами существительными;
- проверять правописание падежных окончаний по вопросам (по окончаниям падежных вопросов прилагательных);
- делать морфологический разбор имени прилагательного;
- различать прямое и переносное значение имён прилагательных (горячее молоко, горячее солнце);
- употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён прилагательных;
- составлять предложения и тексты с прилагательными, соответствующими речевой ситуации, с прилагательными, близкими и противоположными по значению, и прилагательными, которые используются в прямом и переносном значении.
В результате работы по теме «Глагол» дети научатся:
- характеризовать глагол как часть речи по его лексико-грамматическим (морфологическим) признакам;
- определять (устанавливать) глаголы среди других частей речи в предложении, тексте, среди отдельных слов и ставить к ним вопросы;
- различать и сравнивать глаголы и существительные, называющие действие: (что делать?) стучать – (что?) стук;
- различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? И на вопрос что сделать?.
В процессе работы по теме «Глагол» дети получат возможность научиться:
- устанавливать (называть) начальную форму глагола;
- разбирать глаголы в неопределённой форме по составу (свистнуть, гулять);
- разбирать глаголы в прошедшем времени по составу, выделяя родовые окончания (светил, светило, светила);
- определять форму числа, лица и времени глагола;
- изменять число, лицо и время глагола в тексте и вне текста (отдельное слова);
- устанавливать по неопределённой форме (по вопросам что делать? что сделать?) возможные для данного глагола формы времени;
- грамматически правильно употреблять различные формы глагола в речи (соотносить глагол с личными местоимениями, изменять форму лица, числа глагола в зависимости от личного местоимения, с которым глагол сочетается в предложении);
- грамотно писать глаголы с изученными орфограммами;
- использовать в собственной речи различные формы лица, числа и времени глагола;
- подбирать синонимы и антонимы к данному глаголу;
- выбирать глагол из синонимичного ряда применительно к конкретной речевой ситуации, коммуникативной задаче (дождь капает, сеет, идёт, стучит, барабанит, льёт) и в соответствии со стилистическими особенностями текста (отец говорит, сказывает, молвит).
Планируемые результаты обучения по лит. чтению
Предметными результатами изучения курса «Литературное чте- ние» является сформированность следующих умений:
3-й класс
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить
словарную работу;
– делить текст на части, составлять простой план;
– самостоятельно формулировать главную мысль текста;
– находить в тексте материал для характеристики героя;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять рассказ-характеристику героя;
– составлять устные и письменные описания;
– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисо- вать) то, что представили;
– высказывать и аргументировать своё отношение к прочитан- ному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетво- рения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
На момент завершения начального образования достигаются сле- дующие составляющие техники чтения:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдени- ем норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдени-
ем необходимой интонации, пауз, логического ударения для переда- чи точного смысла высказывания.
Выпускник начальной школы должен также уметь читать осо- знанно текст про себя.
В 3-м классе должно быть правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чте- ние целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответ- ствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения. Темп чтения в 1-м полугодии – 60-70 слов в минуту, во 2-м – 75 -80 слов в минуту (в старых треб.)
Планируемые результаты обучения по математике
Уметь:
- на автоматизированном уровне складывать и вычитать числа в пределах 20, выполнять табличное умножение и сложение.
- читать, записывать и сравнивать многозначные числа, знать их десятичный состав и порядок следования в натуральном ряду.
- выполнять письменное сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначного числа на однозначное.
- устно складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 100 и выполнять действия с многозначными числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
- применять правило порядка действий в выражениях, содержащих 4-5 действий (со скобками и без них).
- использовать переместительное, сочетательное и распределительное свойство сложения и умножения для упрощения вычислений.
Знать:
- названия компонентов действий.
Уметь:
- читать числовые и буквенные выражения, содержащие 1-2 действия, с использованием терминов: сумма, разность, произведение, частное.
Знать:
- формулу пути ($ = v • (), формулу стоимости (С = а • п), формулу работы (А = v I), площади и периметра прямоугольника (51 = а • Ь; Р = (а + Ь) • 2), уметь их использовать для решения текстовых задач.
- единицы измерения длины, площади, объема, массы и времени.
Уметь:
- выполнять перевод из одних единиц измерения в другие, действия с именованными числами. Знать названия месяцев и дней недели. Уметь определять время по часам.
Уметь:
- решать задачи в 2-3 действия всех изученных видов и проводить их самостоятельный анализ.
- решать простые уравнения основных видов (а + х = Ь, а -х = Ь,х- а = Ь, а • х = Ь, а : х = Ь, х : а = Ь) с комментированием по компонентам действий.
- устанавливать принадлежность множеству его элементов, включение множеств.
- обозначать элементы множеств на диаграмме Венна, находить объединение и пересечение множеств.
- чертить с помощью циркуля и линейки отрезок, прямую, луч, окружность, находить их пересечение.
- измерять длину отрезка и строить отрезок по его длине.
- находить периметр многоугольника по заданным длинам его сторон и с помощью измерений.
- строить на клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник, вычислять площадь прямоугольника и площадь фигур, составленных из прямоугольников.
- выполнять простейшие преобразования фигур на клетчатой бумаге (перенос на данное число клеток в данном направлении, симметрия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
(из метод литературы) сообщение на родительское собрание Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Самостоятельная читательская деятельность 1 класс Положительное ...
Требования к знаниям,умениям и навыкам учащихся 2 класса.
Здесь вы найдете требования к знаниям учащихся, выпускников 2 класса....
"Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 1 класса"
Материал содержит минимум по обучению грамоте и математике, который должны усвоить обучающиеся по УМК "Школа России" к концу 1 класса....
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, окончивших 3 класс
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам (3 класс)...
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам 3 класс...
Основные требования к знаниям, умениям обучающихся начальной школы, система оценки знаний и умений.
Достаточно полно раскрыта система оценки ЗУН обучающихся. программные требования, требования к проверке диктантов, изложений и т. д ....
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащегося 3 класса находящегося на семейном обучении УМК «Школа России»
Что должен знать и уметь ученик 3 класса на конец учебного года...