Практикум для родителей
методическая разработка на тему
Обучение письменной речи, один из самых сложных....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение письменной речи – один из самых трудных этапов обучения в школе. Он же одновременно является и важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. К сожалению, есть дети, и их количество в последние годы растет, которые допускают множество специфических ошибок на письме. Иногда эти ошибки невозможно объяснить никакими правилами. Обычно взрослые считают такие ошибки нелепыми и объясняют их неумением слушать учителя, невнимательностью. Такие ошибки свидетельствуют о наличии у ребенка так называемой ДИСГРАФИИ
(стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма).
Письменная речь формируется только на основе устной, и между ними существует тесное взаимодействие.
Основное назначение письменной речи состоит в том, чтобы как можно точнее передать устную речь.
Устная речь состоит из следующих компонентов:
Звукопроизношение
Фонематическое восприятие
Лексика и грамматика
Пространственно – временные представления.
В отличии от устной речи процесс письма формируется осознанно в возрасте 6-7 лет.
Итак, процесс письма состоит из ряда компонентов:
Речевой анализатор (отвечает за устную речь: звукопр., фонематич. процессы,
лексика и грамматика)
Зрительный анализатор ( работа зр. ан. является необходимым условием в развитии зрит. гнозиса – это узнавание, выделение буквы из ряда других, а также ее написание)
Двигательный анализатор (отвечает за развитием мелкой моторики, а мелкая моторика в свою очередь влияет на развитие реч. анализатора, чем лучше работают пальцы тем активнее работает язык)
Также необход. условием для совершения акта письма необходима сформированность представлений (пространственных и временных – красная строка, обзац ..)
Внимание и память (психические процессы, которые тоже учавствуют в акте письме).
Итак, мы с вами возвращаемся к устной речи и рассмотрим каждый компонент по подробнее.
Дефекты звукопроизношения:
- пропуск звука (- ыба)
- замены одного звука на другой (сыска – шишка, лобот – робот)
Недостаточная сформированность фонематических процессов:
- не дифференцирует звуки по тв. и мягк. (лук-люк, мел-мель, галка-галька, мышка-миска).
- не дифферен. по звонкости-глухости (п-б, д-т, к-г, ф-в, с-з, ш-ж
бочка-почка, баня-паня, тачка- дачка, дочка- точка, уточка-удочка,горка-корка
- не диф. фонемы разных групп (свистящ-шипящ: с-ш, з-ж, ч-ц, ч-щ
чаша-чаща, крыша-крыса, кочка-кошка.
- фонемат. восприятие предусматривает сформированность звуко-слогового анализа и синтеза: кол-во звуков и слогов в слове
место звука в слове
последовательность звуков в слове
недостатки языкового анализа выражаются на письме в пропуске букв слогов, вставке лишней буквы,слога.
пропуски согласных при их стечении (ДОЖИ-ДОЖДИ, ДЕКИ-ДЕНЬКИ, СОСТАЛЯЮТ- СОСТАВЛЯЮТ);
пропуски гласных (ДЕВЧКИ-ДЕВОЧКИ, ПОШЛ-ПОШЛИ, ТЧКА-ТАЧКА, РАСКАЧИВЕТ-РАСКАЧИВАЕТ);
перестановки букв (ПАКЕЛЬКИ-КАПЕЛЬКИ, КУЛКА-КУКЛА);
добавление букв (ВЕСНАЯ-ВЕСНА);
пропуски, добавления, перестановки слогов (ВЕСИПЕД-ВЕЛОСИПЕД).
Более грубые нарушения письма обусловлены недостатками в развитии лексики (т.е. словарь ребенка), грамматики (управление и согласование) и связной речи.
Недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений ведет к появлению оптической дисграфии, т.е.
Не дописывание элементов букв и-ш, ш-щ, л-м, х-ж, и-у,
Добавление лишних элементов ш-и, ш-щ
Неправильное расположение элементов букв в пространстве
в-д, б-д, с-э
Одно из проявлений оптической дисграфии – зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо.
Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.
- Быки, салаты, походы, лодка, весна, яма, резина, магазин.
- к – кость - 1
н – конь – 3
и – лист – 2
г – нога – 3
а – собака - 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для родителей.
Семинар – практикум для родителей....

Практикум для родителей "Как научить ребёнка слушать"
Игры, памятки и конспект практикума для родителей " как научить ребёнка слушать и слышать"...
Тематика консультаций и семинаров-практикумов для родителей 2 класс
Педагогическое просвещение с целью повышения педагогической компетентности родителей, оптимизация процесса обучения....
Тематика консультаций и семинаров-практикумов для родителей 4 класс
Педагогическое просвещение с целью повышения педагогической компетентности родителей, оптимизация процесса обучения....
Семинар-практикум для родителей учащихся 2-х классов по теме: «Преодоление специфических нарушений письма, обусловленных несформированностью языкового анализа и синтеза».
Письмо называют «базовым» навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение. От того, как усвоит ребёнок этот навык, зависят его успехи не только по русскому языку,...

Тренинги для родителей Психологический тренинг-практикум для родителей: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения»
Тренинги для родителейПсихологический тренинг-практикум для родителей: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения»...