Практикум для родителей
методическая разработка на тему
Обучение письменной речи, один из самых сложных....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_dlya_rod._teoriya.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение письменной речи – один из самых трудных этапов обучения в школе. Он же одновременно является и важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. К сожалению, есть дети, и их количество в последние годы растет, которые допускают множество специфических ошибок на письме. Иногда эти ошибки невозможно объяснить никакими правилами. Обычно взрослые считают такие ошибки нелепыми и объясняют их неумением слушать учителя, невнимательностью. Такие ошибки свидетельствуют о наличии у ребенка так называемой ДИСГРАФИИ
(стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма).
Письменная речь формируется только на основе устной, и между ними существует тесное взаимодействие.
Основное назначение письменной речи состоит в том, чтобы как можно точнее передать устную речь.
Устная речь состоит из следующих компонентов:
Звукопроизношение
Фонематическое восприятие
Лексика и грамматика
Пространственно – временные представления.
В отличии от устной речи процесс письма формируется осознанно в возрасте 6-7 лет.
Итак, процесс письма состоит из ряда компонентов:
Речевой анализатор (отвечает за устную речь: звукопр., фонематич. процессы,
лексика и грамматика)
Зрительный анализатор ( работа зр. ан. является необходимым условием в развитии зрит. гнозиса – это узнавание, выделение буквы из ряда других, а также ее написание)
Двигательный анализатор (отвечает за развитием мелкой моторики, а мелкая моторика в свою очередь влияет на развитие реч. анализатора, чем лучше работают пальцы тем активнее работает язык)
Также необход. условием для совершения акта письма необходима сформированность представлений (пространственных и временных – красная строка, обзац ..)
Внимание и память (психические процессы, которые тоже учавствуют в акте письме).
Итак, мы с вами возвращаемся к устной речи и рассмотрим каждый компонент по подробнее.
Дефекты звукопроизношения:
- пропуск звука (- ыба)
- замены одного звука на другой (сыска – шишка, лобот – робот)
Недостаточная сформированность фонематических процессов:
- не дифференцирует звуки по тв. и мягк. (лук-люк, мел-мель, галка-галька, мышка-миска).
- не дифферен. по звонкости-глухости (п-б, д-т, к-г, ф-в, с-з, ш-ж
бочка-почка, баня-паня, тачка- дачка, дочка- точка, уточка-удочка,горка-корка
- не диф. фонемы разных групп (свистящ-шипящ: с-ш, з-ж, ч-ц, ч-щ
чаша-чаща, крыша-крыса, кочка-кошка.
- фонемат. восприятие предусматривает сформированность звуко-слогового анализа и синтеза: кол-во звуков и слогов в слове
место звука в слове
последовательность звуков в слове
недостатки языкового анализа выражаются на письме в пропуске букв слогов, вставке лишней буквы,слога.
пропуски согласных при их стечении (ДОЖИ-ДОЖДИ, ДЕКИ-ДЕНЬКИ, СОСТАЛЯЮТ- СОСТАВЛЯЮТ);
пропуски гласных (ДЕВЧКИ-ДЕВОЧКИ, ПОШЛ-ПОШЛИ, ТЧКА-ТАЧКА, РАСКАЧИВЕТ-РАСКАЧИВАЕТ);
перестановки букв (ПАКЕЛЬКИ-КАПЕЛЬКИ, КУЛКА-КУКЛА);
добавление букв (ВЕСНАЯ-ВЕСНА);
пропуски, добавления, перестановки слогов (ВЕСИПЕД-ВЕЛОСИПЕД).
Более грубые нарушения письма обусловлены недостатками в развитии лексики (т.е. словарь ребенка), грамматики (управление и согласование) и связной речи.
Недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений ведет к появлению оптической дисграфии, т.е.
Не дописывание элементов букв и-ш, ш-щ, л-м, х-ж, и-у,
Добавление лишних элементов ш-и, ш-щ
Неправильное расположение элементов букв в пространстве
в-д, б-д, с-э
Одно из проявлений оптической дисграфии – зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо.
Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.
- Быки, салаты, походы, лодка, весна, яма, резина, магазин.
- к – кость - 1
н – конь – 3
и – лист – 2
г – нога – 3
а – собака - 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для родителей.
Семинар – практикум для родителей....
Практикум для родителей "Как научить ребёнка слушать"
Игры, памятки и конспект практикума для родителей " как научить ребёнка слушать и слышать"...
Тематика консультаций и семинаров-практикумов для родителей 2 класс
Педагогическое просвещение с целью повышения педагогической компетентности родителей, оптимизация процесса обучения....
Тематика консультаций и семинаров-практикумов для родителей 4 класс
Педагогическое просвещение с целью повышения педагогической компетентности родителей, оптимизация процесса обучения....
Семинар-практикум для родителей учащихся 2-х классов по теме: «Преодоление специфических нарушений письма, обусловленных несформированностью языкового анализа и синтеза».
Письмо называют «базовым» навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение. От того, как усвоит ребёнок этот навык, зависят его успехи не только по русскому языку,...
Семинар-практикум для родителей
Интегрированное занятие в подготовительной группе...
Практикум для родителей «Индивидуальная образовательная программа, как условие образования, саморазвития и самоопределения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья».
Индивидуальная образовательная программа, как условие образования, саморазвития и самоопределения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья...