Родительское собрание" 10 ошибок семейного воспитания"
статья (4 класс) по теме
Начался учебный год не только для ребят, но и для их родителей!!!!
Нужно каждый вечер проверять домашнее задание ребёнка!
Предлагаю познакомиться со статьёй: " Ребёнок и его домашние задания"
Родителями быть нелегко,
но плохо, если нелегко
от этого нашим детям!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 50.13 КБ |
rebenok_i_ego_domashnie_zadaniya.docx | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
8
9
10
|
Предварительный просмотр:
Ребенок и его домашние задания.
Консультация психолога для родителей ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ.
Надо ли помогать ребенку делать уроки?
Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться. Дело в том, что помощь родителей должна быть уместной, своевременной и целенаправленной.
Пока ребенок маленький (первоклассник), помощь родителей в подготовке домашних заданий заключается в том, чтобы помочь ему организовать рабочее место, подготовить все материалы, чтобы он не терял времени. Пусть малыш расскажет вам, что он будет делать, а в конце работы покажет готовый результат.
К 8 годам (2-ой класс) родители уже должны подсказывать, как лучше выучить материал. Ваши исправления должны касаться не только ошибок в упражнениях, но и методов его самостоятельной работы.
К концу начальной школы (3-4-ый класс) ребенок должен выполнять свои домашние задания совершенно самостоятельно. Взрослый может присутствовать поблизости разве что в качестве временного помощника или для того, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы. Причем всегда лучше помочь ребенку найти ответ самому, а не просто предоставить ему нужную информацию.
Если вы (или ваш ребенок) устали или раздражены, не стоит даже пытаться тут же сажать его за домашнее задание сразу по возвращении домой. Дайте ему (и себе) передышку. Ваш ребенок имеет право передохнуть перед тем, как снова приняться за работу. Возбужденный ребенок сначала должен дать выход своей энергии на физическом уровне, чтобы начать работу на интеллектуальном. И почему бы не испытать вместе с ним этот момент расслабления, чтобы перекусить, поболтать , посмеяться… Если начать выполнение домашних заданий сразу, надеясь освободиться от них как можно скорее, это может затянуться до глубокого вечера.
Сразу определите, сколько времени вы собираетесь потратить на выполнение домашних заданий. А какова норма?
Возраст ребенка | Максимальная общая продолжительность выполнения домашних заданий |
6–7 лет | 45 минут |
10 лет | 1-2 часа |
11–12 лет | 2-3 часа |
Лучшее время для выполнения домашних заданий – с 15 до 17 часов.
С 18 до 19 работоспособность резко снижается, поэтому вечером лучше не заниматься. Можно ориентироваться на биологические ритмы ребенка, понаблюдав за его поведением (активность и утомление).
Установить с самого начала время на выполнение домашних заданий – значит показать ребенку, что у вас нет намерения продержать его за уроками весь вечер. Это воодушевит ребенка, и он доверится вам. Выполнение домашнего задания не должно отнять у него больше установленного времени. Вы должны проследить за тем, чтобы это время было потрачено эффективно, чтобы работа не затянулась, а ребенок не испытал разочарования.
Если в какой-то раз домашнее задание получилось больше нормы, разделите его выполнение на несколько этапов, устроив небольшую переменку после первых 30-40 минут. Сообщите об этом ребенку заранее и придерживайтесь этого режима. Если видите, что он устал, сделайте переменку раньше – пусть он поиграет – это поможет ему восстановить энергию, чтобы снова приняться за работу. Время переменки ребенок пусть отслеживает по часам – запишите его на маркерной доске. Эффективно использовать песочные часы на 10 минут.
Если, пытаясь помочь ребенку, вы выполняете вместо него какое-то сложное задание, чтобы побыстрее закончить и избавить его и себя от лишних объяснений и споров, вы избавляете ребенка от стрессоров (факторов, вызывающих стресс), но не учите его справляться с ними.
Ограничьте отвлекающие источники – пусть обстановка будет спокойной (телевизор не помогает, а мешает концентрации), освободите место для работы и попросите ребенка подготовить все, что понадобится для уроков (пенал, тетради, учебники). Не давайте ребенку вставать со стула – нужно его «зафиксировать», чтобы мобилизовать его когнитивные способности.
Некоторые считают, что сконцентрироваться можно только в идеальных условиях – это неверно, т.к. вне такого идеального места будет практически невозможно мобилизовать внимание. Учитывая, что обстановка в классе достаточно шумная и ребенка впереди в жизни ждут непредсказуемые обстоятельства, нужно научить его приспосабливаться к любым реальным условиям.
Некоторые родители предпочитают начинать с простых уроков. Этот подход рискован, поскольку выполнение сложного задания потребует от ребенка максимума концентрации, а он к этому времени уже утомится и начнет отвлекаться.
Лучше начать с того урока, с которым ребенок может справиться самостоятельно, под минимальным присмотром – первый этап выполнения домашних заданий.
На втором этапе вы уже будете помогать ребенку – ему потребуются объяснения. Будьте поблизости, время от времени оставляйте ребенка одного, но не надолго, поскольку здесь возникает риск отвлечься и потерять настрой. Делайте так:
«Тебе заданы два упражнения по математике. Давай вспомним, как вы решали их в школе. Думаю, на них тебе хватит 10 минут. Спокойно решай, а через 10 минут (можно воспользоваться песочными или обычными часами) я подойду» (технология «Песочные часы»).
На третьем этапе выполнения домашних заданий вы будете вместе делать то, что ребенку одному сделать трудно, например, повторить таблицу умножения (можно воспользоваться «говорящей») или выучить стихотворение.
Помогите ребенку организовать свою работу: повесьте в комнате маркерную доску, чтобы он мог на ней записывать свои планы, что надо сделать сначала, что потом (и не только уроки - сбор портфеля, уборка игрушек, кровати и др.). Вместо доски можно использовать большие листы бумаги. Приучите его (и себя) к постоянному предварительному проговариванию будущего действия. Проследите за выполнением планов.
Не требуйте от ребенка невозможного. Учитывайте, насколько он развит физически и интеллектуально. Не давайте ему чрезмерной нагрузки, не давите на него. Заставляя его тянуться вверх «для его же блага», вы рискуете добиться того, что он стремительно упадет вниз, особенно если он тянулся исключительно из-за того, чтобы доставить вам удовольствие. В подростковом возрасте он «кинет» и вас, и учебу просто из чувства протеста или к тому времени уже заработает невроз.
Во время выполнения домашних заданий наблюдайте за поведением ребенка: не использует ли он жесты – паразиты: не болтает ли ногами, не раскачивается ли на стуле, не щелкает ли авторучкой? Не нужно просто заставлять ребенка прекратить это, важнее обратить на них внимание самого ребенка. Объясните ему, что на эти движения уходит часть силы его мозга, которая могла бы пригодиться для решения задачки. Эти жесты снижают концентрацию внимания или внимательность.
Результаты психологической диагностики детей (устойчивость, концентрация и распределение внимания):
Количество детей | Устойчивость внимания | Концентрация внимания | Распределение внимания |
Высокий уровень | |||
Средний уровень | |||
Низкий уровень |
Примечание. Устойчивость внимания – способность поддерживать сосредоточение на конкретном объекте работы в течение определенного периода времени (пример: мы долго выполняем какую-либо работу и не допускаем при этом ошибок)
Концентрация внимания – способность сосредоточиться на конкретном объекте работы (пример: «эффект вечеринки» - в компании мы слышим только общий гул голосов, но стоит кому-то обратиться к нам, мы сразу начинаем воспринимать то, что он говорит).
Распределение внимания – способность одновременно использовать несколько каналов восприятия (пример: в классе во время объяснения учителя ученик читает книгу, при этом его внимание перескакивает с одного канала на другой)
Как объяснить ребенку, что такое внимательность, и чем она отличается от рассеянности? Для этого мне понадобится несколько фишек.
Я кладу первую фишку: Это ты, ты на уроке. Учительница рассказывает новое правило. Допустим, тебе не очень это интересно, и твои мысли потекли…
Я кладу вторую фишку рядом с первой: Твои мысли уводят тебя, например, к прошлым выходным. Ты думаешь о том, как катался с ребятами с горки…
Я кладу в ряд третью фишку: Вспоминая об этом, ты подумал, как в это воскресенье пойдешь с папой на каток…
Я кладу четвертую: А еще папа обещал купить тебе коньки, а не брать на прокат, как раньше. А коньки ты хочешь не как у Мишки из 4 «Б», а как у Пашки, а еще Димка хвастался какими-то навороченными…
Часто на этом этапе ребенок начинает улыбаться. И тогда я указываю на первую фишку: Проблема в том, что ты сидишь в классе, за партой, учительница объясняет тебе правило, а твоя голова выбирает коньки. Ты не слушаешь, что говорит учительница, а значит, ты не сможешь потом выполнить и упражнение на это правило.
После этого я кладу все фишки одна на другую: Что же значит быть внимательным? Это значит держать свою голову там, где твое тело.
Бесполезно просто повторять ребенку: Будь внимательным! Для ребенка характерно разбрасываться, т.е. отвлекаться, особенно если ему не интересно то, чем он занят. Ребенок бессознательно ищет возможность развлечься.
Можно подумать, что нужно сделать уроки настолько интересными, чтобы ребенок все время был увлечен. Но это задача учителя в 1-м и в начале 2-го класса. Начиная с 3-го класса, ребенок уже должен понимать, что те знания, которые он получает в школе, ему необходимы. Да, надо признать, что многие вещи со временем забудутся, как у всех людей. Тем не менее учеба тренирует ум (процессы в головном мозге), как спорт тренирует тело. Школа учит узнавать новое, находить нужную информацию, не говоря о том, что готовит к приобретению любимой профессии.
Предложите ребенку попробовать сегодня выполнять здание, совсем не отвлекаясь. Он выполнит задание быстрее, испытает чувство облегчения, удовлетворения. Это повысит и его уверенность в себе.
В ходе уроков или приготовления домашних заданий, когда вы чувствуете, что ребенок отвлекается, можно прибегнуть к таким упражнениям:
Попросите ребенка закрыть глаза и приложить свой указательный палец ко лбу над бровями. Попросите ребенка представить, что его голова прозрачна и он может заглянуть через палец внутрь головы (глаза ребенка под веками должны немного сместиться вверх).
Для чего это делается? Такое движение глаз переводит мозг в «положение альфа», способствующее лучшей концентрации.
Еще один простой прием вернуть ребенка в состояние внимания:
Задайте ребенку 3 вопроса:
Где ты?
Сколько сейчас времени?
Что ты должен сейчас делать?
Отвечая на эти вопросы, ребенок постепенно (каждый раз все быстрее) возвращается к реальности и учится быстро концентрироваться.
Как помочь ребенку запоминать?
Выясните, какой канал памяти ребенок использует наиболее эффективно – зрительный, слуховой или двигательный, т.е. на что опирается его память – на то, что видит, то, что слышит или то, что делает руками или ногами.
Упражнение «Визуализации» (провести с родителями):
«Расслабьтесь, можно прикрыть глаза… Внимательно прослушайте мои вопросы и мысленно ответьте на них.
- В вашем холодильнике есть молоко?
- Ваша любимая мелодия быстрая или медленная?
- На сколько частей вы обычно режете яблоко?
- Что вам напоминает песок?
- Горячий хлеб пахнет так же, как теплый?
- Вам больше нравится вкус лимона или апельсина?
Проанализируйте, ответ на какой вопрос вызвал в вашей памяти наиболее яркие ощущения, воспоминания – этот канал восприятия работает для вас наиболее успешно: 1) зрительный, 2) слуховой, 3) моторно-двигательный, 4) тактильно-осязательный, 5) обонятельный, 6) вкусовой.»
Используйте сначала ведущий канал запоминания, а потом остальные для закрепления. Только сначала проверьте, понимает ли ребенок то, что учит (тестовое упражнение «Толкование пословиц»).
Результаты психологической диагностики детей (зрительная, слуховая, моторная, логическая память):
Количество детей | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
зрительная память | |||
слуховая память | |||
моторная память | |||
логическая память |
Примечание. Память – способность приобретать, удерживать и использовать информацию.
Уча стихотворение, опирайтесь на зрительные, слуховые или двигательные образы (картинки, описания или движения).
Воспользуйтесь принципом «обогащенной среды» (по известному советскому педагогу Виктору Шаталову, который говорил: «Если огурцы положить в рассол, они станут солеными сами по себе»). Превратите дом ребенка в развивающую среду: разместите на стенах комнаты слова с орфограммами, иностранную лексику, алфавит, примеры на сложение, таблицу умножения и т.д. Когда живешь в обогащенной среде, все будет запоминаться само. Надо только жить в этом, думать об этом, играть с этим – «Что я спрятала?»
Как работать с учебным параграфом?
В большом параграфе покажите ребенку логику, связывающую его части, разделите его на части, озаглавьте их, зарисуйте названия глав, обыграйте сложный материал, выпишите сложные слова на карточки, поиграйте с ними.
Почему ребенок забывает на уроке то, что вроде бы запомнил дома?
Причина 1. Если уроки были выучены из-под палки, то со временем эти знания улетучиваются.
Причина 2. Если уроки были выучены из последних сил, то со временем эти знания тоже улетучиваются.
Причина 3. Если уроки были выучены после 18 часов, то со временем эти знания тоже могут улетучиться.
Причина 4 – стресс.
Ребенок может находиться на уроке в состоянии страха: страха отвечать перед детьми или учителем, страха получить плохую оценку, страха быть наказанным дома или отруганным учителем, страха ошибиться, страха показаться хуже, чем о нем думают.
Что в этом случае происходит? В мозге человека есть такое образование – миндалина мозжечка, – которое играет роль своеобразного стража, определяющего все входящие в мозг раздражители как опасные или безопасные. Если ситуация спокойна, миндалина тоже спокойна, и необходимые участки мозга участвуют в консолидации памяти, воспринимают новые знания и накапливают их. Если же миндалина обнаруживает опасность (а в нашем случае это тревожные мысли), то она мобилизует мозг на борьбу со стрессом в ущерб запоминанию. Ребенок должен успокоиться, чтобы иметь доступ к своей памяти.
Поэтому учителю в начале урока перед выполнением контрольной работы надо несколько минут посвятить успокоению и расслаблению детей. А вы, зная, что ваш ребенок в силу своих психологических особенностей может не справиться с химическими процессами в своем мозге, настройте его перед отправлением в школу: Все у тебя будет хорошо! Не сразу начинай делать контрольную, немножко посиди и успокойся. Сделай 3 раза полный вдох и полный выдох. Давай потренируемся…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект к презентации родительского собрания "Стили семейного воспитания"
Материал конспекта соответствует слайдам презентации. Готовый материал для работы....
Родительское собрание "Методы семейного воспитания"
Преднозначено для родителей учащихся 1 - 4 классов. Позволяет родителям повысить психолого - педагогический уровень. Знакомит их с методами семейного воспитания....
Родительское собрание "Проблемы семейного воспитания"
Рассматриваются причины проблем семейного воспитания....
Родительское собрание "Методы семейного воспитания (ситуационная игра)"
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ - СИТУАЦИОННАЯ ИГРА на тему "Методы семейного воспитания: одобрение(осуждение), слово и убеждение, наказание, пример взрослых, создание воспитывающих ситуаций....
Родительское собрание "Особенности семейного воспитания"
Тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенк...
Конспект родительского собрания "Стили семейного воспитания"
На родительском собрании проводится тестирование, позволяющее определить стиль семейного воспитания, а , соответственно, даёт повод задуматься о правильности воспитания ребёнка в семье....
10 ошибок семейного воспитания
Презентация для родителей и учителей...