"Дети учатся у жизни" Консультация для родителей
материал (1 класс) на тему

Ковба Татьяна Геннадьевна

Рекомндации,советы психологов и учителей, для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у ребенка желания учиться         

Первый класс - это существенные изменения в жизни маленького человечка, он расстается с тем, что было таким привычным и родным, и вступает в новый мир, полный не только интересных моментов, но также таящий в себе некоторые опасности.

Подготовка ребенка к школе должна включать в себя не только определенный набор знаний, умений и навыков, которые обязательно потребуются от него в процессе школьного обучения. Не менее важна психологическая готовность маленького человечка к наступлению нового этапа в его жизни.

            Это также и начало нового этапа в жизни семьи, в которой воспитывается первоклассник. От родителей тоже требуется определенная психологическая готовность помочь юному человечку вступить в новый мир.

Ваша задача - помочь ему преодолеть трудности в начале школьного пути. Данный этап в жизни ребенка имеет исключительную важность - порой от того, как сложится начало школьного обучения, зависит его успех в дальнейшей жизни. Необходимо, чтобы у него сложилось правильное представление о школьной жизни, дабы впоследствии предотвратить разочарование или даже отвращение, вызываемое у ребенка школой.

Дети являются свидетелями активной подготовки к школе: они присутствуют при записи в школу, видят, как приобретаются школьные принадлежности, и это несколько успокаивает их, настраивает на позитивное восприятие школы, вызывает интерес.

Зачастую у детей складывается неправильное представление о школе. По их мнению, школьник - это счастливый обладатель ранца, человек, который общается со сверстниками и жизнь которого занимательна и интересна. Дети подчас рисуют себе красивую картинку школьной жизни, не замечая трудностей реального школьного обучения.Ребята воспринимают в этом возрасте свою жизнь как некую игру, так же предстает в их воображении и школа.

Ребенок, чье представление о школе было основано на игре, может уже с первых дней школьного обучения почувствовать себя обманутым, ведь в школе приходится не только играть, но и по-настоящему трудиться.

Безусловно, важно, чтобы изначально у малыша сложилось позитивное представление о школе, ибо школьная жизнь полна приятных моментов. Учиться в школе интересно и занимательно, однако не стоит при этом игнорировать те трудности, которые возникают в процессе обучения. Система подготовки ребенка к школе обязательно должна включать в себя психологическую подготовку малыша к продолжительному обучению.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с радостью, чтобы он овладел необходимыми знаниями и умениями, расскажите ему о школьной жизни так, чтобы заинтересовать его, но не приукрашивайте реальное положение вещей.

Следует рассказать ребенку, что означает "быть школьником" и какие обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных примерах доказать ему важность уроков, оценок, школьного распорядка. Следует воспитывать интерес у детей к содержанию самих занятий, к получению новых знаний.



Предварительный просмотр:

                                                      Дети учатся у жизни!


Если ребенка постоянно критикуют, он учится НЕНАВИДЕТЬ.


 


Если ребенок растет во вражде, он учится АГРЕССИВНОСТИ.


 


Если ребенка постоянно высмеивают, он становится ЗАМКНУТЫМ.


 


Если ребенок растет в упреках, он учится ЖИТЬ С ЧУВСТВОМ ВИНЫ.


 


Если ребенок растет в терпимости, он учится ПРИНИМАТЬ ДРУГИХ.


 


Если ребенка подбадривают, он учится ВЕРИТЬ В СЕБЯ.


 


Если ребенка хвалят, он учится БЫТЬ БЛАГОДАРНЫМ.


 


Если ребенок растет в честности, он учится БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ.


 


Если ребенок растет в безопасности, он учится ВЕРИТЬ В ЛЮДЕЙ.


 


Если ребенка поддерживают, он учится ЦЕНИТЬ СЕБЯ.


 


Если ребенок живет в миролюбии и понимании, он учится НАХОДИТЬ ЛЮБОВЬ В ЭТОМ МИРЕ!




Предварительный просмотр:

Будь здоров!

Береги глаза смолоду

(беседы с офтальмологом о детском зрении)

Продолжаем беседу с Эрикой Наумовной Эскиной.

 

 Ребенок пошел в школу

– Ребенок пошел в школу. Нагрузка на глаза резко увеличивается, а значит, могут возникнуть проблемы со зрением, даже если раньше ничего особенно тревожного не было. На что, в первую очередь, следует обращать внимание родителям, когда ребенок начинает долгое время проводить за партой или за письменным столом?

– В наше время нагрузка возрастает раньше – еще за год или даже два до школы дети посещают разные подготовительные курсы, многие начинают сами читать. Иногда ребенок жалуется, что у него устают глаза, а иногда вы можете заметить, что он смотрит в тетрадь боком, то есть старается возложить нагрузку на лучше видящий глаз, а тот, что видит хуже, может даже закрыть, причем это происходит бессознательно. Так что прежде всего стоит понаблюдать, как работает ребенок.

– Всем известно, как важно, чтобы рабочее место было хорошо освещено. А что лучше: электрические или люминесцентные лампы?

– По гигиеническим стандартам считается, что лампы дневного света лучше, но на практике они часто оказываются менее комфортными: имеют раздражающий спектр света, шумят и гудят, а главное, когда начинают выходить из строя, мигают, а это уже крайне вредно. Я бы предпочла, чтобы рабочее место ребенка днем хорошо освещалось естественным светом, а вечером – обычной лампой накаливания, с яркостью порядка 60 ватт. Для устройства рабочего места важно, правша или левша ваш ребенок. Вы прочтете во всех инструкциях, что окно должно быть слева от парты, так и делается в школьных классах. Но ребенок-левша сам себе загораживает свет. В школе его лучше посадить ближе к окну, где освещение в любом случае лучше. Дома же можно и нужно учесть эту особенность и сделать так, чтобы окно и настольная лампа находились справа.

– Наверное, если у ребенка слабое зрение, он носит очки, стоит попросить посадить его поближе?

– Многие мамы так и делают, но если ребенок способен в очках видеть на все сто процентов, я не вижу причин, чтобы он сидел на первых партах. Он может сидеть, где угодно, лишь бы были хорошие условия для зрительной работы. Если он видел в очках хорошо, а потом стал видеть хуже, нужно не пересаживать его, а отвести к окулисту. Другое дело, если ни в очках, ни без очков он не может хорошо видеть, то есть у него вообще снижена острота зрения. Тогда просьба посадить поближе к доске имеет смысл. Но даже если слабо видит один глаз, надо стараться разрабатывать его, давать ему нагрузку. А чем ближе ребенок сидит к доске, тем меньшая разрешающая способность глаза требуется.

– Почему многие дети надевают очки именно с началом школьной жизни?

– Дело в том, что с увеличением зрительной нагрузки – началом обучения в школе – некоторые нарушения рефракции обязательно должны быть скорректированы. В детском саду эти нагрузки были непостоянные и не столь интенсивные, так что во многих случаях можно было обойтись без очков, в школе же без коррекции у такого ребенка может быстро ухудшиться зрение. Именно в это время часто развивается ранняя школьная близорукость. Правда, чтобы она проявилась, необходимы предрасполагающие факторы: незначительный запас дальнозоркости в раннем возрасте, слабость аккомодационного аппарата, наследственная предрасположенность. Все это мы можем определить и сказать заранее, есть ли у вашего ребенка риск близорукости в раннем школьном возрасте.

– И что нужно делать, чтобы этот риск был минимальным?

– Научить ребенка делать гимнастику для глаз. Это должно стать для него такой же нормой, как чистка зубов. Конечно, желательно, чтобы в первый раз упражнения показал и провел вместе с вами врач, чтобы не наделать ошибок. Есть множество видов гимнастики. Самый распространенный и всем известный сводится к тому, что надо двигать глазами по часовой стрелки и против, сжимать веки с определенной частотой и силой и так далее. Это полезно, улучшает питание глаза, такую гимнастику стоит делать раз в день, вместе с утренней зарядкой. Но для аккомодационного аппарата нужны еще и другие упражнения. Помните, мы говорили, как вредно, чтобы глаз долгое время не менял фокусировку? Так вот, после каждой большой нагрузки, ну, скажем после школы и после выполнения домашних заданий, надо, чтобы ребенок несколько раз внимательно разглядывал изображение то вдали, то вблизи. Например, какой–нибудь предмет за окном или в квартире, а потом другой, на расстоянии 25-30 см от лица – скажем, карманный календарик.

– Для тренировки глаз и даже для лечения близорукости рекламируют очки с дырочками. Они действительно помогают?

– Такие очки используют принцип диафрагмы. Почему, если приставить к глазу кулачок, будет лучше видно? Потому что вы при этом фокусируете лучи света, выполняя эту задачу вместо глаза, ставя перед ним диафрагму. Но диафрагма сама по себе не может лечить. Нет и тренировки, скорее расслабление. Правда, в некоторых случаях такие очки в дошкольном возрасте могут быть полезными. Например, при “ленивом глазе”, амблиопии, когда на сетчатке не формируется четкого изображения. Надо помнить, однако, что так называемые очки–тренажеры примерно в три раза ограничивают световой поток, поступающий в глаз, а потому решительно не рекомендуются при недостаточной освещенности. Категорически противопоказаны они при глаукоме – недостаток света заставляет расширяться зрачок, а в данном случае это может в данном случае привести к развитию осложнений. Словом, такие очки должен назначать врач.

– А просто темные очки? Их очень любят и мамы, и дети. Что это: баловство, модное увлечение или необходимость?

– Не нужно путать темные и солнцезащитные очки. Защищать глаза от вредного в избыточных количествах ультрафиолета, действительно нужно. В последнее время этот избыток стал хуже поглощаться атмосферой Земли. Ведь главный фильтр ультрафиолетовых лучей – озон, а озоновый слой, увы, изменился не в лучшую сторону. Многие врачи, и я в том числе, связывают наблюдающееся сейчас в мире “омоложение” катаракты и других офтальмологических заболеваний, именно с изменившимися природными условиями, спектральным составом солнечного излучения, попадающего на Землю. В Европе уже принято в светлое время суток носить на улице солнцезащитные очки или линзы. Цвет их не имеет никакого отношения к делу. Защитным эффектом обладают все стеклянные очки, пластиковые же солнечные очки должны иметь специальное покрытие. Обычно на оправе бывает наклейка: “UV protected”. Это никак не связано с прозрачностью – затемнение зависит от потребности, комфортности. Подбор темных очков лучше тоже поручить врачу – он подберет их так, чтобы не снижалась острота зрения. Защита от света нужна не всем, это зависит от уровня пигментации: недостаток пигмента и других защитных веществ в глазу вызывает светобоязнь.

– Трудно представить себе, чтобы по улицам ходили сплошь одни очкарики!

– Очкарик – совершенно некорректное слово. Отношение к людям, носящим очки, как и вообще к физическим дефектам – вопрос культуры. У нас до сих пор многие дети с ослабленным зрением страдают из-за того, что их жестоко дразнят. Недавно ко мне обратился шестнадцатилетний юноша, у него настоящая трагедия: без очков он плохо видит, а носить очки не может, потому что это не нравится девочкам. Сплошь и рядом бывает, что врачи подбирают, родители покупают ребенку очки, а он их не надевает, прячет в карман, стесняется. Это просто дикость. Нужно воспитывать в детях отношение к очкам как к норме. Не стесняемся же мы того, что носим трусы или перчатки! Очки необязательно должны уродовать человека, наоборот, сейчас их делают легкими, красивыми, они могут стать элементом стиля.

– Нужно ли давать детям какие-то особые витамины для поддержания зрения?

– Я отдаю предпочтение естественным витаминам. Для глаз нужны витамины “А”, “Е”, витамины группы “В”, лютеин. Иного полезных соединений содержится в овощах и фруктах красного и желтого цвета. Особенно хороши желтые и красные перцы, морковка, которую обязательно нужно давать со сметаной или маслом. Полезна и черника. Очень важно, чтобы в рационе ребенка были молочные продукты, само цельное молоко, если он его усваивает, а также мясо, холодцы. Эти продукты нужны для поддержания и укрепления соединительной ткани, из которой образованы не только связки, но и каркас глаза. Если соединительная ткань слабая, слишком растяжимая, может начать увеличиваться глазное яблоко растянуться и прогрессировать близорукость. Ведь что такое близорукость? Формирование фокуса перед сетчаткой. Мы говорим о рефракционной и осевой близорукости: первая возникает из-за слишком большой оптической линзы глаза, а вторая – из-за того, что сам глаз слишком длинный.

– Можно ли остановить развитие близорукости?

– Это зависит от того, в чем ее причина. Кроме слабости соединительной ткани, это может быть и слабость или постоянный спазм мышц, отвечающих за фокусировку. Спазм возникает оттого, что глаза фокусируются на одно и то же расстояние – мы уже говорили об этом. Провоцирует спазм и плохая освещенность: при нечетком изображении глаз напрягается, пытается сфокусироваться, не может расслабиться. Те же проблемы возникают при чтении в транспорте. Близорукость не всегда истинная, она бывает и ложной, вызванной спазмом аккомодации. В этом случае близорукость проходит, если ликвидировать спазм глазных мышц с помощью лекарств, например, атропина. Часто бывает так: ребенок приходит с остротой зрения минус полтора-два, а то и больше, а на фоне применения атропина выясняется, что никакой близорукости у него нет, а есть развившийся при некомфортных условиях работы спазм. Это можно исправить: провести курс атропинизации, делать гимнастику, стимулировать мышцу и улучшать ее питание с помощью физиотерапевтических методов. Все это делается в центрах детской глазной патологии. Методов стабилизировать или уменьшить риск развития близорукости множество. Другая причина близорукости – относительно высокое давление внутри глаза, не патологически высокое, но чрезмерное именно для данного глаза, провоцирующее его растяжение. Если же врач установил, что спазма аккомодации нет и имеется дефект рефракции, выписываются очки: для дали, для близи или бифокальные. Как правило, нам удается остановить рост близорукости. Но не всегда. Во многом это зависит от генетической предрасположенности. Есть хирургические меры укрепления соединительной ткани, в детском возрасте они могут быть рекомендованы в том случае, если зрение ухудшается на одну диоптрию в год и больше – когда есть риск дистрофических заболеваний сетчатки, сильного снижения зрения. На определенных этапах может применяться и лазер, способный заблокировать разрыв или истончение сетчатки. Но это еще не тот лазерный способ, которым лечится близорукость у детей постарше, – об этом разговор впереди



Предварительный просмотр:

Правила психолога Симона Соловейчика,

которые могут помочь родителям подготовить ребенка к жизни среди одноклассников в школе

 

Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни:

 

1. Не дерись без причины.

2. Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

3. Играй честно, не подводи своих товарищей.

4. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

5. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

6. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

7. Старайся быть аккуратным.

8. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

9. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

 

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнять, а какие - нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей учащихся "Компьютерные игры в жизни наших детей"

Материал содержит информацию о плюсах и минусах компьтерных игр в жизни ребенка....

Советы родителям "Дети учатся у жизни"

10 советов по воспитанию детей...

Консультация для родителей "Формирование здорового образа жизни у детей".

Данная консультация призвана обратить внимание родителей на основные моменты при формировании здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста,  также даны полезные советы по воспитанию...

Консультация для родителей. Советы по охране жизни и здоровья детей.

Консультация для родителей. Советы по охране жизни и здоровья детей....

Информационный лист "Дети учатся у жизни"

Наши слова, поступки по отношению к детям, а также окружающая их действительности непременно влияют на формирование их личности....

Статья "Безопасность детей на дорогах города (консультации для родителей)"

Что нужно знать родителям, чтобы обезопасить своего ребенка....


 

Комментарии

Ковба Татьяна Геннадьевна

Полезная информация для родителей.