"Скоро в школу"
материал по теме
Предварительный просмотр:
«СКОРО В ШКОЛУ»
Что такое интеллектуальная готовность?
Это не наличие каких-то определённых знаний и умений (например, чтения), а наличие у ребёнка более высокого уровня психологического развития, которое обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя». Для этого должно быть развито абстрактное мышление, которое развивается у детей к семи годам.
Это значит, что для чтения, счёта и т.п. ребёнку надо понять, что реальные предметы, звуки можно заменить определёнными знаками: рисунками, чертежами, цифрами, буквами. Например, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать.
Помимо развития абстрактного мышления у ребёнка должны развиваться такие функции как внимание, образная и словесная память, кратковременная и долгосрочная память, логическое и наглядно-образное мышление, воображение и сенсорное развитие.
Умеет ли ребёнок слушать?
В психологии это называется развитие волевой готовности, которая необходима для нормальной адаптации ребёнка к школе. Речь идёт не об умении слушаться, а умение слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Ребёнок должен уметь сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого, для этого обязательно просите детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. Для волевой готовности в детском саду проводят графические диктанты, в которых они рисуют определённую последовательность значков. Эти упражнения развивают внимание детей, умение сосредоточиться на задании, а также работоспособность.
Интеллектуальная готовность.
Мы уже упоминали о навыках счета, письма, но на самом деле, развитие этих навыков невозможно без сформированности основных психических функций. На пороге школы высшие психические функции находятся на следующем уровне развития:
• Внимание: важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Вызывает тревогу ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут.
• Память: для ребенка 6-7 лет вполне доступно такое задание – запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. В первый раз он повторит от 2 до 5 слов. Можно называть слова еще несколько раз и после 3-4 предъявлений ребенок обычно запоминает более половины слов. Если ребенок 6-7 лет не может запомнить более 3 слов с 4-го предъявления, возможно, ему необходима консультация невропатолога. К 7 годам процесс формирования произвольного запоминания можно считать завершенным.
• Мышление: совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно-образное мышление (манипулирование образами и представлениями). Например, дети этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты. С помощью схематичного изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад», «Лабиринты». И начинают активно формироваться предпосылки логического мышления, которое окончательно формируется к 14 годам. Продолжает совершенствоваться восприятие.
• Воображение: становится активным – произвольным. А также воображение выполняет еще одну роль – аффективно-защитную. Она предохраняет растущую, легко ранимую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.
А социальная, личностная и интеллектуальная готовность представляют собой психологическую готовность к школе.
Только контакт родителей, ребенка и учителя даёт положительный результат в его обучении и воспитании. Многое зависит от родителей. Если они заинтересованы в будущем своего ребенка, то они должны в первую очередь интересоваться успехами или неудачами своего ребенка в школе, быть активными участниками педагогического процесса.
Ребёнок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. Помогите малышу реализовать и развить свои возможности, не жалейте затраченного времени, оно многократно окупится!
Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:
- Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий, если ребёнку весело учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и даёт им возможность испытывать радость от интеллектуальных занятий;
- Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребёнка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите малышу более лёгкий вариант;
- Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперёд;
- Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребёнку задания, превышающие его возможности, и слишком лёгкие, потому что ребёнку должно быть трудно, но это должно быть преодолимо, только тогда малыш почувствует успех и удовольствие от проделанной работы;
- В занятиях с ребёнком нужна мера. Не заставляйте! Задача взрослого – определить пределы выносливости ребёнка и увеличить длительность занятий каждый раз на очень небольшое время;
- Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму;
- Развивайте в ребёнке навыки общения, дух сотрудничества, коллективизма, научите малыша дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи, всё это ему пригодится в атмосфере общеобразовательной школы;
- Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, находчивость.
- Никогда не подчёркивайте его слабости в сравнении с другими детьми!
Памятка для родителей будущих первоклассников
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут будущему первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у ребенка, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите будущего школьника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Помните, что ваш ребёнок для вас должен быть самым лучшим, но…принимайте его таким, какой он есть!
25 ПРОСТЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Верьте в ум ребенка и доверяйте ему.
2. Помогите выбрать те телепередачи, которые заслуживают внимания.
3. Позволяйте ребенку играть со всеми возможными материалами.
4. Не дразните ребенка за ошибки.
5. Хвалите ребенка за выученные стихи, рассказы, песни.
6. Никогда не говорите ребенку, что он хуже других.
7. Не унижайте ребенка, наказывая его.
8. Регулярно читайте ребенку и приучайте его к чтению с малых лет.
9. Отвечайте на все вопросы ребенка честно и терпеливо.
10. Серьезные вопросы ребенка воспринимайте серьезно.
11. Давайте ребенку посильные задания.
12. Помогайте ребенку строить свои личные планы и принимать решения.
13. Не ругайте ребенка за беспорядок в своей комнате, если это связано с творческой работой, и она еще не закончена.
14. Любите ребенка таким как есть, а не за его достижения.
15. Установите стандарт поведения ребенка, следите, чтобы он его придерживался.
16. Учите ребенка думать самостоятельно.
17. Поддерживайте у ребенка желание фантазировать.
18. Всегда находите время для ежедневного общения с ребенком.
19. Разрешайте ребенку принимать участие в планировании семейных дел.
20. Во время занятий с ребенком находите моменты достойные похвалы.
21. Не хвалите ребенка без причины и неискренне.
22. Никогда не отмахивайтесь от неудач ребенка.
23. Помогайте ребенку быть личностью.
24. Давайте возможность ребенку самостоятельно принимать решения.
25. Нет таких тем, которые исключаются при общении с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»
Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...
Статья "Первоклашка скоро в школу"
Статья предназначена для родителей будущих первоклассников....
Буклет "Скоро в школу"
Рекомендации для родителей первоклассников....
Скоро в школу!
Вот и наступил год и приближается тот день, когда ваши дочка или сын впервые войдут в школьный класс. Но еще раньше начинается тревожный и радостный этап жизни – подготовка ребенка к школе....
Родительское собрание Скоро в школу
Как приготовить ребёнка в школу? как выбрать портфель. чтоб сохранить здоровья? На эти вопросы есть ответы в презентации к родительскому собранию...
Скоро в школу. Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?
Скоро в школу.Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?...
Рабочая программа «Скоро в школу» (подготовка детей 6-7 лет в школу) учителя начальных классов первой квалификационной категории
Рабочая программа «Скоро в школу» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего...
Комментарии
рекомендации родителям