Как помочь первокласснику.
статья (1 класс) по теме
Статья, направленная на помощь первокласснику в адаптационный период в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_pervoklassniku_-_pamyata..docx | 15.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь первокласснику?
Выступление на ШМО
учителя начальных классов
МОУ СОШ № 1
Лимовой Н.А.
В последнее время медиками, психологами, педагогами отмечается увеличение различных отклонений в состоянии здоровья детей, их психофизическом и речевом развитии. Это выражается в недостаточно сформированных фонематическом слухе, оптико-пространственных представлениях, бедном словарном запасе, маленьком объёме слухоречевой памяти.
Одной из небходимых составляющих психофизического развития ребёнка при поступлении в школу является формирование пространственных представлений, над которыми надстраиваются письмо и чтение. При несформированности этих представлений у детей отмечаются ошибки, которые проявляются на разных языковых уровнях (буква, слог, слово, фраза, текст – неспособность выделять и сохранять в памяти чёткую последовательность и структуру высказывания). Дефицит пространственно-временных представлений отрицательно влияет не только на процесс письма, но и на понимание объяснений учителя, художественных текстов, текста математических задач.
Работу над этой проблемой я строю в 3 этапа. Первый этап работы направлен на осознание ребёнком схемы собственного тела, которое является основой всего пространственного ориентирования. Вот лишь некоторые игровые ситуации, которые я использую на уроке. Дети показывают движениями, о чём идёт речь.
-Доктор Айболит слушает больного и прикладывает трубку сначала к правому уху, а потом к левому.
-Буратино в чулане услышал шорох. Он стал прислушиваться, прикладывая руку сначала к левому уху, затем правому уху.
-Капитан на корабле увидел землю, приложив подзорную трубу сначала к правому глазу, затем левому.
-Львёнок лежал на пляже и загорал с закрытыми глазами, а когда к нему черепаха и спросила, что он делает, львёнок открыл сначала левый глаз, потом правый.
Вторым этапом является формирование пространственных отношений, характеризующих взаимоотношения внешних объектов и тела, а также внешних объектов между собой. Этому способствует достаточное количество материала по учебнику И.И. Аргинской «Математика», в Рабочей тетради по математике (авторы Бененсон Е.П., Итина Л.С.), в Рабочей тетради по окружающему миру (авторы Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н.).
Например, задание № 5 из тетради по окружающему миру. Выполняя это задание, дети развивают и речь, рассказывая какие действия они выполнили.
На третьем этапе формируется «пространство языка», лингвистические представления и понятия, происходит усвоение учащимися сложных логико-грамматических конструкций, выражающих пространственно-временные и причинно-следственные отношения.
На этом этапе я предлагаю детям следующие игры.
Игра «Упрямый ослик». «Жил-был упрямый ослик, который всё говорил и делал наоборот. Ему говорят: «Иди вперёд», а он идёт назад. Ему говорят «рано», а он отвечает «поздно».
Далее в ходе игры дети должны подобрать к некоторым словам текста слова с противоположным значением (антонимы).
Игра «Бывает – не бывает».
«Муравьём спасён жук. Кто кого спас?»
«Девочка причёсана куклой. Кто кого причесал?»
Игра «Знатоки».
«Тигр бежит быстрее медведя. Кто бежит медленнее?»
«Петя собирал яблоки в ведро, а Коля – в корзину. В корзине яблок меньше, чем в ведре. Где яблок больше? Кто больше собрал яблок?»
«Какое время года наступает после лета?»
«Какое время года бывает перед зимой?»
Использование заданий, направленных на формирование пространственно-временных представлений, способствует совершенствованию лексико-грамматического строя речи, положительно отражается на развитии внимания, памяти и мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?
советы родителям первоклассника...
Лекторий для родителей "Как помочь первокласснику учиться?"
Беседа для родителей, особенно актуальная в период адаптации первоклассников к обучению в школе....
Как помочь первокласснику в адаптационный период?
Поступление в школу – один из важнейших периодов в жизни детей, который определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвы...
Как помочь первокласснику?
Если возникают трудности…...
Рекомендации для родителей первоклассников "Как помочь первокласснику адаптироваться в школе"
Материал поможет родителям, педагогам способствовать улучшению адаптации детей к обучению в школе....
Памятка для родителей Адаптация первоклассника.( Как помочь первокласснику?)
Эту памятку можно раздать родителям первоклассников на первом собрании...