Беседа для родителей
тест по теме

 

 

                                Беседа для   родителей.      

                                 Сквернословие.

                                                    

 

 

 

  Берегите чистоту языка , как святыню!

                                                                                    И.С.Тургенев.

 

 

 

 

 

                                                         Классный руководитель Н.В.Зорина

 

 

 

 

 

 

                              

Цель: провести анализ и самоанализ собственной речи.

 

 

 

Задачи:

Обсудить с родителями причины появления детского сквернословия . 

Формировать у родителей и детей культуру    речи.  

 

 

 

                    Ход собрания.

1.Слово педагога.

Уважаемые родители!

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом сквернословия не только в обществе,но и наблюдаем пропаганду сквернословия, нецензурной лексики с экранов телевизоров, компьютеров. Сквернословят не только взрослые, но и дети.

С чем это связано? Как с этим бороться ? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.

 

2.Просмотр видеофрагментов.

 

3.Слово педагога.

Обратимсяк толковому словарю В.Даля .Слово "сквернословие" обозначает мерзость, пакость, все гнусное ,отвратительное и непотребное.

Слово же "сквернословить"подразумевает вести непристойные,постыдные   речи, похабно ругаться.Следовательно,человек, который сквернословит, бесчестит, ругает не только собеседника , но и оскверняет себя , очерняет свою душу.

В юмористической оде Е.Весника, посвященной русскому языку, есть такие слова:

                                

                      Друзья, следите за собой,

                       Когда по- русски  говорите.

                       Ведь это наш язык родной -

                        Его для внуков берегите!                  

Ругательства, "матерний язык", непечатное" слово",сегодня можно встретить на страницах газет, свободных изданий.Мат-обычное явление российской повседневности. Большинство наших сограждан часто слышат его на улицах ,в транспорте, в общественных местах. Всероссийский опрос фонда "Общественное мнение" показал, что 50%наших сограждан употребляют ненормативную лексику. Являясь средством общения, язык связан с жизнью общества, с народом-носителем данного языка. Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека. Формой существования языка является и разговорно-бытовой язык. Хорошо, когда разговорный язык не содержит нецензурных и грубых слов.(Е.Д.Ващенко2003).

3.Чтение стихотворения Э.Асадова"О скверном и святом":

Что в сердце нашем самое святое?

 Навряд ли надо думать и гадать .

  Есть в мире слово самое простое

И самое возвышенное - Мать!

Так почему ж большое слово это,

 Пусть не сегодня, а давным -давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено?

Тот пращур был и темный , и дурной,

 И вряд ли даже ведал, что творил, 

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной .

И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось, как темная река.

Нашлись другие. Взяли , подхватили

И понеслось сквозь годы и века...

Пусть иногда  кому -то очень хочется

Хлестнуть врага  словами , как бичом,    

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится.

Но  только мать тут  все- таки причем?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И все же трудно  попросту понять,

Что слово "мат" идет от слова "мать",

Сквернейшее от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила.

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну, как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово, наконец,

 Бранитесь или ссорьтесь , как хотите,

Но не  теряйте звания людей ,

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!

 

 

IV. Общие вопросы для обсуждения с аудиторией.

Речь педагога (итог вышесказанному)

  1. Соотносится ли настоящая культура человека с употреблением нецензурных выражений и почему?
  2. Каковы причины этого явления?
  3. Что надо делать для его искоренения?

V. Если существовала возможность, то хорошо провести анкету с детьми о сквернословии до собрания.

Результаты анкетирования обсудить с родителями.

Если анкет нет, то обсуждаем вопросы о сквернословии детей с родителями.

1.      Почему родители бранятся?

Если скверное слово вылетает из уст ребенка,  хочется немедленно его прервать,  осудить. Такая импульсивная реакция часто не достигает цели, скорее наоборот, подогревает интерес малыша к подобной лексике. И все же не стоит поддаваться чувству гнева, растерянности или беспомощности. Попробуем поискать другие пути.

Обнаруживается связь употребления бранных слов с возрастными особенностями психологии детей (младший возраст, средний возраст, подростковый возраст)

2.      Причины употребления бранных слов у малышей.

Когда ребенок только овладевает родным языком, все слова для него новые и интересные. Ему непонятно, почему одни слова можно употреблять всегда и везде, а другие произносить запрещается.

Постепенно он усваивает: взрослые эмоционально реагируют на такие слова. Иногда смеются, иногда очень сильно сердятся. Тогда бранное слово становится еще более притягательным для ребенка. Используя бранную речь, ребенок получает изрядную порцию внимания.

Вопрос к родителям.

Как вести себя, если бранится маленький ребенок?

Ø  Не уделять ему (ребенку) повышенного внимания в этот момент;

Ø  Не вести себя агрессивно по отношению к малышу, выдавшему бранное слово, не ругать и не наказывать его .

 В среднем возрасте ребенок может использовать ненормативную лексику для утверждения своей силы, превосходства над другими детьми. Нередко сквернословие – это еще и проявление агрессивности. Объясните ребенку, что для большинства людей брань – проявление вовсе не силы, а бессилия. Утвердиться в глазах окружающих  можно и другими способами, гораздо более надежными и приемлемыми. В определенном возрасте – около четырех лет и старше - дети начинают проявлять повышенный интерес к своим половым органам, к  устройству мальчиков и девочек, к процессу деторождения. Не исключено, что бранные слова, связанные с сексуальной сферой, они слышат от детей постарше, более «умудренных опытом» . Реакция взрослых бывает в этом случае жесткая, осуждающая. Тогда ребенок, возможно, начнет воспринимать все, что связано с этой сферой, как грязное, стыдное.

Вывод .Расскажите ребенку в доступной для него форме о деторождении. Воспользуйтесь хорошей детской литературой по этому вопросу.

Что делать, если вы слышите ругань от подростка?

Причины подросткового сквернословия.

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики может встать с новой остротой. Ведь в глазах подростка сквернословие – это проявление независимости, способности не подчиняться запретам, то есть символ взрослости. Ругань в семье может быть средством привлечь к себе внимание или отомстить за причиненные обиды. В таком случае нужно попытаться нормализовать отношения в семье. Нецензурная речь у подростков – признак принадлежности к группе сверстников, речевой моде. Иногда подражание молодежным кумирам, например , популярным ведущим и т.д. Понятно, что мы не в силах изолировать своего ребенка от окружающей среды, где мат звучит с телеэкрана, в речах политиков и одобряется известными филологами и другими знатоками.

Иммунитет к сквернословию прививается в семье!

Ø  Постарайтесь, чтобы ребенок не мог слышать подобные слова в семье. Взрослый может выругаться от неожиданности или в сердцах., например,  ударившись об угол стола или, увидев, как мяч влетел в ворота любимой команды, а сын или дочь в этот момент были рядом.

Ø  Нужно решить для себя: если нельзя ругаться грязными словами, запрет должен распостроняться на всех членов семьи. Не забывайте, глядя на отца, деда, старшего брата, мальчик усваивает мужские стереотипы поведения.

Ø  Самая мощная прививка от сквернословия – общая культура речи в семье. Уважаешь себя и собеседника, владеешь русским языком – нет нужды «украшать» свою речь похабными словами. Назначение слова – вразумлять. Нужно помнить – слово способно принести радость, но может глубоко ранить душу и обидеть человека.

 

VI. Подведение итогов и составление памятки для  родителей (10 минут)

Педагог: Народная мудрость гласит: « Три несчастья ждут нас в жизни: болезнь, смерть и трудные дети». Первого и второго несчастья нам избежать не удастся. Постигнет ли нас третье несчастье, зависит только от нас.  Хочется верить, что люди поймут, что слово несет в своей сущности или созидание, или разрушение. Ведь от каждого из нас, от наших слов зависит наше здоровье, наше благополучие и здоровье планеты Земля. Люди!  Берегите чистоту языка, как святыню!

Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме рекомендации для родителей.

Памятка для родителей.

Ø  Старайтесь говорить, со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы;

Ø  Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе;

Ø  Укажите ребенку на допущенную ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал её;

Ø  Не злоупотребляйте алкоголем, курением, не сквернословьте.

Помните, дети копируют вас, они -отражение вашей семьи.

VII. Рефлексия.

Обмен мнениями родителей об услышанном в ходе собрания.

VII. Заключительное слово педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.      Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д:Феникс, 2003. -С. 352.

2.      Введенская Л.А. Русский язык и культура речи.; Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс. – 2001. – С. 544.

3.      Гумеров П.  Безобидно ли сквернорсловие?-М.:Атис,  2008г.

4.      Нечаев Н.П. Нецензурные выражения в нашей жизни //Воспитание школьников.М.: -2010.-№1 С. 40-42

4.      Петрова В.Л. Азбука нравственного воспитания// Воспитание школьников.М.: -2010.- №2 С. 27-28

     

 

 

 

 

 

 

  

                             

 

 

 

 

                                                        

 

 

 

 

 

 

                              

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Беседа для родителей АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ

Беседа для родителей   на родительском собрании АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ...

Беседа для родителей "Советы родителям по обучению ребёнка чтению"

Советы родителям по обучению ребенка чтению. Первые правила, обязательные для успешного обучения чтения. ...

Беседа с родителями "Наука быть родителями"

Все мы знаем цитату из произведения Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Фраза, сказанная великим писателем бол...

Беседы для родителей будущих первоклассников. Беседа первая.

Как определить, готов ли ребенок стать первоклассником....