Для родителей
статья (4 класс) по теме

Моргачёва Ольга Васильевна

Информация для родителей будущих пятиклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_sobraniyu_pro_5_klass.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Ваш ребенок – пятиклассник.

       Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Возраст уч-ся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного психологического новообразования младшего подростка.

      Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации – привыкании к новым условиям обучения.

      В этот период происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Успешность адаптации младшего школьника зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

      Умственная активность уч-ся велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех  (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста  (рассогласованность темпов роста и развитие различных функциональных  систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

«Новые» трудности в школьной жизни детей:

1.     Возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают.

2.     Возросший объем работы как на уроке, так и дома.

3.     Необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию и работать с ней.

Виды дезадаптации учащихся 5-го класса:

1.     Интеллектуальная: нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.

2.     Поведенческая: несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам ( агрессивность, асоциальное поведение).

3.     Коммуникативная: затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

4.     Соматическая: отклонения в здоровье ребенка.

5.          Эмоциональная: эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

Организация работы психологической службы ЦО по созданию условий для успешной адаптации пятиклассников:

1.     Диагностика сформированности учебных навыков, уровня школьной мотивации, межличностных взаимоотношений со сверстниками, педагогами.

2.     Организация групповых занятий по специально разработанной программе.

3.     Проведение групповых и индивидуальных консультаций для всех участников образовательного процесса

4.     Обсуждение результатов работы на пед консилиумах, родительских собраниях, групповых занятиях.

 

Рекомендации родителям пятиклассников:

1.     Безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

2.     Обязательное проявление интереса к школе, к классу, в котором учится ребенок. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

3.     Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка.

4.     Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

5.     Учет индивидуальных особенностей.

6.     Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

7.     Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

8.     Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

В чем особенность адаптации детей (10-14) лет? 

Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка - ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько. Хорошо, если действия учителей согласованы и детям будет несложно привыкнуть к новой системе взаимоотношений, к разнообразию требований по разным предметам. Замечательно, если учитель начальной школы подробно рассказал классному руководителю об особенностях того или иного ребенка. Но так происходит не во всех школах. Поэтому задача родителей на данном этапе - познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему ребенку.

Какие "плюсы" несет в себе переход из начальной школы в среднюю? Что дает в психологическом плане это развитию личности ребенка? Прежде всего - дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.

В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Многие родители жалуются на то, что ребенок не хочет учиться, что он "скатился" на "тройки" и его ничего не волнует. Волнует, да еще и как! Но - действительно, не учеба. Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего "Я" в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность ЗА порогом класса и школы. А потому задача родителей - помочь в этом сложном деле. Хорошо бы больше знакомиться с друзьями вашего ребенка, приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. К какой из них тянется ваш ребенок? Почему?

Конечно, обязательно надо контролировать ребенка, особенно в первые 1-2 месяца обучения в средней школе. Но все же ни в коем случае не смешивать понятия "хороший ученик" и "хороший человек", не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учебе. Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями. Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанный с "двойками" в большинстве случаев приводит к отчуждению подростка и лишь ухудшает ваши взаимоотношения.

Еще одной особенностью детей 10-11 лет является их возросшая степень самостоятельности. С одной стороны, это хорошо, так как многое ребенок делает сам и не нуждается в вашей помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие дети пробуют наркотики (в том числе и курение), у них появляются сомнительные знакомства. Именно в этот период (а переход из начальной школы в среднюю подходит как нельзя лучше!) хорошо бы так спланировать свободное время подростка, чтобы у него не осталось времени на "глупости" и бесцельное времяпрепровождение. Постарайтесь ВМЕСТЕ подумать, какие кружки (или студии, факультативы) хотел бы посещать ребенок, кто из друзей мог бы составить ему компанию.

Рекомендации  психолога родителям  пятиклассников

     Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос.

     Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы).

     Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя.

     Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.

     Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе.

     Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и  т. д.).

Верить в своего ребенка, опираться на его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.

 Психолого-педагогические требования к ученику, переходящему из начальной школы в пятый класс

Требования к психологическому развитию выпускника начальной школы:

        самостоятельность (умение действовать без посторонней помощи);

        настойчивость (умение преодолевать возникающие трудности, доводить начатое дело до конца);

        инициативность (умение предложить новый вид деятельности, необходимую помощь);

        организованность;

        сформированность культурно-гигиенических навыков;

        волевая регуляция поведения («сила воли»);

        рефлексия.

Психолого-педагогические требования, касающиеся интеллектуального развития ученика, переходящего в 5 класс:

  1. Развитие мышления:

        умение выделять главное и обобщать;

        умение разделять существенные и несущественные признаки предметов;

        умение сравнивать;

        умение рассуждать;

        умение делать выводы;

        умение доказывать.

  1. Развитие памяти:

        умение организовать процесс не механического, а логического, осмысленного запоминания, умение пользоваться средствами заучивания;

        умение организовать процесс воспроизведения;

        умение контролировать свою память, произвольно ею управлять.

  1. Развитие внимания:

       произвольность внимания;

       устойчивость внимания в течение урока.

  1. Развитие речи:

       понимание смысла изученных понятий и использовать речь как инструмент мышления;

       использование сложных речевых конструкций;

       связное изложение своих мыслей;

       умение доказать свою мысль;

       достаточный словарный запас

грамотность (в соответствии с программными требованиями по русскому языку).

  Психолого-педагогические требования, касающиеся поведения и общения ученика, переходящего из начальной школы в 5 класс

  1. Общие требования, касающиеся общения:

        умение сочувствовать и сопереживать;

        уважение ко всем людям;

        неагрессивность;

        открытость в общении;

        умение дать и принять обратную связь;

        способность к поиску новых форм поведения взамен неэффективных.

  1. Общение со сверстниками:

        умение работать в группе, в паре;

        умение общаться со сверстниками вне учебной деятельности:

- приветливость, доброжелательность,

- умение считаться с мнением сверстников,

- умение отстаивать свое мнение, наличие друзей товарищей;

        умение разрешать конфликты мирным путем.

  1. Общение с классным руководителем, учителями:

        умение устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне учебной деятельности;

        отсутствие боязни учителя;

        уважение к учителю.

  1. Соблюдение социальных и моральных норм:

        способность к ответственному поведению, в том числе моральная регуляция поведения;

        понимания смысла норм и правил поведения;

        понимание необходимости принятия правил;

        соблюдение классных и школьных социальных и этических норм, правил поведения.

  1. Отношение ученика к себе:

        положительное восприятие себя;

        отсутствие агрессивности («Я не считаю других виновными в моих трудностях»);

        способность действовать независимо;

умение объективно и оптимистично оценивать себя и свои возможности (позитивно-адекватная самооценка).

Психолого-педагогические требования, касающиеся мотивационной сферы ученика, переходящего в 5 класс

1. Внутренняя мотивация должна преобладать над внешней, то     есть:

        ученику интересны изучаемые предметы;

        ученик понимает ценность и необходимость получения знаний по предметам;

        ученику нравится процесс получения знаний.

2. Развит мотив самообразования (потребность самостоятельно получать знания).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для родителей "Какие вы родители"

Ответив на 10 вопросов теста, родители смогут самостоятельно сделать вывод о том, как они справляются с обязанностями воспитателя в семье....

Родительское собрание"Родители первоклассников-первоклассные родители!"

Родительское собрание «Родители первоклассников – первоклассные родители»!Сценарий собрания составлен...

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

Тест для родителей. Какие вы родители?

В данном тесте представлены вопросы для родителей...

Собрание для родителей 1 класс"Советы родителям"

В помощь родителям первоклассников....

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...