Как привить любовь к чтению.
методическая разработка по теме

Бубенцова Татьяна Викторовна

Лекторий для родителей, который можно  использовать как тему родительского собрания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektoriy_dlya_roditeley_1-h_klassov.pptx520.25 КБ
Файл urok.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лекторий для родителей 1-х классов КАК ПРИВИТЬ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ 1

Слайд 2

Чтобы воспитывать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд. А.П.Чехов Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге . Ричард Бах Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда. В.А.Сухомлинский Чтение – вот лучшее учение. А.С.Пушкин Чтение выстраивает целые судьбы. В. Шукшин 2

Слайд 3

Анкета для родителей Любит ли ваш ребёнок читать? Читаете ли вы ребёнку? Обсуждаете ли вы прочитанное? Можно ли ребёнка увлечь чтением? Как? От чего зависит выразительное чтение? Как этому научить? Как вы поступаете, если ребёнок не хочет читать или, прочитав немного, говорит, что устал? Ваши просьбы, пожелания учителю. О чём бы вы хотели узнать на собрании? 3

Слайд 4

Правила чтения для учащихся Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40-45 минут в день. Старайся не читать лёжа, выбери удобную позу для чтения. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Читай вслух и не торопись, Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста. Если тебя книга увлекла и тебе хочется прочитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям, Они должны взять её в руки чистой и опрятной. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда – нибудь ты вернёшься к этим словам. 4

Слайд 5

Как готовить домашнее задание Внимательно прочти название произведения, которое перед тобой. Посмотри, кто автор произведения. Внимательно прочитай весь текст. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста. Составь текст пересказа. Подготовь пересказ текста вслух ( от другого лица). Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя. Дай им характеристику, учитывая и собственное мнение. Выскажи своё мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интерес но 5

Слайд 6

Как обсуждать с ребёнком прочитанное? Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите, понравилось ли ребёнку про- читанное. Чем? Что нового узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга Предложите ребёнку нарисовать картин- ку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение. 6

Слайд 7

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса 7 Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Систематически читайте ребёнку. Обсуждайте прочитанную книгу. Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги. Старайтесь прервать чтение на самом интересном эпизоде. Вспоминая прочитанное ранее, намеренно его искажайте. Рекомендуйте книги своего детства и сопоставляйте ваши и его впечатления. Устраивайте дома дискуссии. Собирайте его личную библиотеку. Воспитывайте бережное отношение к книге. Дарите книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями.

Слайд 8

Советы родителям Если есть желание и возможность, пусть ребёнок придёт в школу, умея читать. Терпеливо помогайте, если недостаточная скорость чтения. Обучая, опирайтесь на интересы, принуждение- отбивает желание. Больше играйте. Рассказывайте детям сказки. Устраивайте семейные чтения. Больше читайте сами. Не спешите отвечать на вопросы, пусть сам найдёт ответ в книге. Собирайте дома словари. Вместе покупайте и читайте книги. Обязательно запишите ребёнка в библиотеку и время от времени ходите туда с ним. 8

Слайд 9

В общении с ребёнком помните народную мудрость: « Кто не возьмёт лаской – Не возьмёт и строгостью» 9

Слайд 10

Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Желаю вам удачи и успехов! 10



Предварительный просмотр:

                 Слайд  № 1

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обой2тись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще всего увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условия задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять, Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в  этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка читать.          ( Сл. № 2 )

           

  Чтобы воспитывать, тут  нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение.

                                                                        А.П.Чехов

               Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге.

                                                                        Ричард Бах

        Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот кому недоступно искусство чтения,                          - невоспитанный человек, нравственный невежда.

                                                                        В.А.Сухомлинский

            Чтение – вот  лучшее учение.

                                                                        А.С. Пушкин

        Чтение выстраивает  целые судьбы.

                                                                        В.Шукшин

                                                                                                                                                                                                                

Цель:  Помочь родителям осознать ценность детского чтения как  средства образования и воспитания школьников, как  залог их жизненной судьбы; познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.

Проведение собрания.

1.Анализ учебных достижений.

  1. Итоги техники чтения.
  2. Анализ прочитанных книг.

2. Ознакомление родителей с состоянием читательского  интереса.

        Анализ анкеты учащихся.

  1.  Согласны с высказыванием « Человек без книги жить не может»?
  2.  Нравится ли тебе читать?
  3.  Почему?
  4.  Какие больше нравятся?
  5.  Почему?
  6.  Нравится ли вам получать в подарок книги?
  7.  У вас дома много книг?
  8.  Читают ли тебе родители книги?
  9.  С кем ты недавно читал книгу дома?
  10. Хвалят или ругают тебя родители во время чтения?

Ситуация 1___________________________________________________

        Ребёнок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила! Разве так читают? Смотри, как надо!»   А ребёнок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий становится равнодушным к чтению. Как вы оцениваете поведение матери?

                                             

         Выслушав ответы родителей, делаем               вывод: будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут ошибаться, читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение .Когда мы показываем эту простоту ребёнку ,мы поступаем нечестно по  отношению к нему. Наберёмся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

( Слайд № 3) Анкета для  родителей    

  1. Любит ли ваш ребёнок читать? 
  2. Читаете ли вы ребёнку?
  3. Обсуждаете ли вы  прочитанное?
  4. Можно ли ребёнка увлечь  чтением? Как?
  5. От чего зависит выразительное чтение?
  6. Как этому научить?
  7. Как вы поступаете, если ребёнок не хочет читать или, прочитав немного, говорит, что устал?
  8. Ваши просьбы, пожелания учителю.
  9. О чём бы вы хотели узнать на собрании?
  10. Любит ли ваш ребёнок читать? 
  11. Читаете ли вы ребёнку?
  12. Обсуждаете ли вы  прочитанное?
  13. Можно ли ребёнка увлечь  чтением? Как?
  14. От чего зависит выразительное чтение?
  15. Как этому научить?
  16. Как вы поступаете, если ребёнок не хочет читать или, прочитав немного, говорит, что устал?
  17. Ваши просьбы, пожелания учителю.
  18. О чём бы вы хотели узнать на собрании?

Анализ анкеты родителей.

   

 Не все дети любят  читать. Родители читают детям  очень редко, но прочитанное стараются обсуждать. Для увлечения чтением можно записать ребёнка в библиотеку, читать ему книги, рассказывать о прочитанном, увлекать своим примером. Выразительное чтение зависит от того, как читают взрослые, от эмоциональности ребёнка,

от понимания прочитанного, от соблюдения знаков препинания. Чтобы научить выразительно читать, нужно голосом передавать  характер героев, слушать « живое слово» ( в театре, по телевизору и

т.д.), чаще читать по ролям. Если ребёнок не хочет читать или устал, родители разрешают ему немного поиграть, а потом предлагают продолжить  читать.

Ситуация 2_____________________________________________________

                Немного почитав, Серёжа устало говорит:

 « Не хочу больше читать».  

« Читай, кому говорю!» - требует мать.

« Ну мам»,- умоляет Серёжа.

«Кому говорят, читай!» - почти кричит мать..

« Не ори  на меня! – грубит  сын.

« Ты с кем разговариваешь? Да я тебя…» - угрожает мать

Как избежать конфликта?

        После высказываний родителей о данной ситуации упомянуть о пользе физминуток. Некоторые можно разучить прямо на собрании и записать в блокноты.

Вы хотели узнать:  сколько времени должен читать ребёнок, как  увлечь  чтением, что нужно делать родителям, чтобы ребёнок хотел читать, как привить любовь к чтению. Вот на эти вопросы мы сегодня и постараемся ответить.

( Слайд № 4)  Правила чтения для учащихся

  1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся  читать не менее 40-45 минут в день.
  2. Старайся  не читать  лёжа, выбери удобную позу для чтения.
  3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор.
  4. Читай вслух и не торопись, Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
  5. Если тебя книга увлекла и  тебе хочется прочитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.
  6. Обращай внимание  на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
  7. Учись у героев прочитанных  книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
  8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям, Они должны взять её в руки чистой и опрятной.
  9. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
  10. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда – нибудь ты вернёшься к этим словам

(  Слайд № 5)   Как готовить домашнее задание по чтению

  1. Внимательно прочти название произведения, которое перед тобой.
  2. Посмотри, кто автор произведения.
  3. Внимательно прочитай весь текст.
  4. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
  5. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
  6. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
  7. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
  8. Составь текст пересказа.
  9. Подготовь пересказ текста вслух ( от другого лица).
  10. Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.
  11. Дай им характеристику, учитывая и собственное мнение.
  12. Выскажи своё мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.

3.        ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

  1. Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих
  2. детей быстро и выразительно читать,  привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.

Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. .П.Чехов говорил: « Чтобы воспитать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».

  1. Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать отрицательно влияет не только на успеваемость ребёнка, но и на его общее развитие. Пока ребёнок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идёт в школу, облегчёно вздыхают, надеясь, что вот теперь – то отдохнут. А спустя 8 – 10 лет мы часто становимся участниками диалога:   «Ну, как книга?»- « Ничего, нормально», -  безразлично отвечает сын или дочь.  И родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми – стена непонимания. Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Во время него мать и отец открываются для ребёнка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг открывают, что дети  намного взрослее, чем казалось, что с ними  можно говорить не только о школьных отметках.

Совет 1

        Если вы хотите, чтобы ребёнок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с  ребёнком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным Этот пример может стать заразительным для всех.

  1. Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для дет
  2. чтения учение будет значительно затруднено. Существуют разные точки зрения  на необходимую скорость чтения в конце начального обучения. В программе начальных классов она составляет 90 – 100 слов в минуту.

Совет 2

        Разговаривайте о прочитанном так, чтобы        ребёнок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая своё

детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы.

Чтобы сохранить великий дар природы – зрение, учащимся младших классов врачи рекомендуют читать непрерывно не более 20 -30 минут, а потом делать перерыв. В перерывах между чтением полезны гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.

Совет 3

        Чтобы предотвратить близорукость ребёнка, вызываемую чтением, используйте простой  способ: приклейте на  оконное стекло небольшой яркий цветочек – пусть ребёнок смотрит на него 5-7 секунд, столько же времени – на дальний объект, находящийся на улице.

        Большое значение для предупреждения близорукости имеет освещение. Место работы школьника должно быть у окна, не затемнённого шторами. Настольная лампа с абажуром спокойных   тонов и лампочкой мощностью 60-80 Вт должна стоять слева. Книга должна не лежать на столе, а стоять под углом 40 градусов, тогда и расстояние между глазами и книгой будет не менее 30 – 40 см.

4.Обсуждение организационных вопросов.

  1. Показ образца читательского дневника.
  2. Ознакомление с правилами ведения читательского дневника
  3. Знакомство с памятками и их обсуждение.

( Слайд № 7)   Советы родителям

        Если до школы есть желание и возможность заниматьс я с ребёнком, пусть он придёт в школу,, умея читать. В 5-6 лет учиться читать легче, чем в 7 – 8 лет    

Терпеливо помогайте ребёнку, если у него недостаточная скорость чтения.

Обучая детей чтению, опирайтесь на их интересы. Ребёнок, которого учили  читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.

Больше играйте с детьми. Путь дошкольника к грамоте лежит  через игры в  в звуки и буквы.

        Рассказывайте детям сказки.

Устраивать семейные чтения. . Выросшим детям читать  вслух  ещё интереснее , чем маленьким.

        Читайте сами – пусть ребёнок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора

        Не всегда  спешите сразу отвечать на детские вопросы посоветуйте  поискать ответы в книгах самостоятельно.

Собирайте дома словари. Вырабатывайте у ребёнка привычку обращаться к  словарям и работать с ними.

Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие  книги, обязательно с надписью, Обращайте внимание на то, что сын или дочь читает.

Вместе с ребёнком  создавайте такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только фантастика и приключения.

Вместе покупайте, читайте, ремонтируйте книги, обсуждайте прочитанное.

Обязательно запишите ребёнка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.

Учитывая большую роль родителей в воспитании у детей интереса к книге, поставим себе цель:   ( Слайд № 8)

  1. Читать с ребёнком каждый день, обсуждать прочитанное, составлять по картинкам в книгах яркие, образные рассказы,

обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова – повторения и слова – паразиты.

  1. Выписать  детские  детские журналы и приучить детей их читать.
  2. Оказывать детям помощь в оформлении читательских дневников. В них можно помещать рисунки к прочитанному, выписывать интересные мысли .

( Слайд № 9)

В обращении с ребёнком помнить народную  мудрость:

« Кто не возьмёт лаской-  не  возьмёт и строгостью».

 

           ( Слайд № 10 )

             

         Пусть  наши совместные старания , силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы.  Желаю нам удачи и успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Как привить любовь к чтению"

Сообщение на родительском собрании "Как привить любовь к чтению"...

Родительское собрание в 1 классе "Как привить любовь к чтению"

Собрание проводится с целью помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, познакомит их с результатами развития читательских умений учащихся клас...

Как привить любовь к чтению

Материал к родительскому всеобучу.           Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без...

Как привить любовь к чтению книг?

Рекомендации родителям, как привить любовь к чтению книг....

Памятка "Как привить любовь к чтению".

Памятка для родителей поможет привить детям любовь к чтению....

Как привить любовь к чтению.

11 советов как привить любовь к чтению....

Как привить любовь к чтению.

Тема для родительского собрания...