Авторитет родителей в воспитании детей
план-конспект по теме
В работе отражены методы воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtoritet_roditeley_v_vospitanii_detey.docx | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.
Из глубины веков пришла к нам утвердившаяся в народной мудрости истина: хорошие дети – честь отца и матери, их достоинство; плохие дети – горе, несчастье, страдания.
В извечном стремлении к отцовству и материнству выражается духовный, нравственный порыв человека, постигнутый им как высшее счастье. Это стремление к тому, чтобы в детях продолжить себя.
Мы хотим, чтобы каждый ребенок вырос хорошим, душевным человеком; чутким, заботливым семьянином; чтобы он был квалифицированным специалистом; чтобы мир его духовных интересов был широк и многообразен; чтобы он был сильным, ловким, красивым.
Однако гражданственность не приходит к человеку сама собой. Её надо воспитывать с детства. А воспитывают её не только хорошими словами, убеждениями, но и своим личным примером. Воспитательное воздействие родительского примера, авторитета бывает особенно сильным.
Родители любят своего ребенка здорового и больного, красивого и уродливого, талантливого и безталантливого. Они всегда поймут его страдания и протянут руку помощи.
Великая сила безграничной материнской любви укрепляет родительскую власть, авторитет матери. Без любви нельзя привить растущему человеку гуманные качества, сердечную щедрость, отзывчивость, чуткость, внимание к людям. Но в медицине есть такой термин: передозировка: целебное средство, если им злоупотреблять действует, как яд. Так и с передозировкой родительской любви, которую мы называем слепой любовью: когда мы не в силах отказать, запретить, строго спросить с ребенка.
- АВТОРИТЕТ ЛЮБВИ.
Это самый распространенный вид ложного авторитета. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Такая семья погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. Мимо внимания родителей проходят важные мелочи семейного воспитания. Ребенок должен все делать из-за любви к родителям. Дети растут, но «слепая» любовь не превращается в «зрячую». Родители привыкли многое делать за ребенка.
Разве нет таких родителей, которые собирают школьнику учебники, укладывают завтрак, проверяют, если есть в ручке паста, помогают нести портфель. Так с повзрослением ребенка в нем укореняется привычка думать только о себе, он запросто принимает заботу близких, даже считает её обязательной.
Человек, который с детства был только потребителем и не привык ничего давать взамен, вряд ли сможет стать чутким, душевно щедрым и близким. Да и хорошим товарищем, любящим отцом или желанным человеком в коллективе он вряд ли станет. Ведь его учили прежде всего думать о себе, о своих удобствах, своих интересах. Вырастают неискренние и лживые эгоисты. Часто жертвами такого эгоизма становятся сами родители.
- АВТОРИТЕТ ПОДАВЛЕНИЯ.
Таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома. Он всегда рычит, всегда сердит, берется за ремень, каждую вину ребенка отмечает наказанием. Такой отцовский террор держит всю семью в страхе, и вызывает детскую ложь, человеческую трусость, воспитывает в ребенке жестокость.
Грубое слово – отрицательный раздражитель. Оно сказывается на нервной системе человека и через неё отрицательно влияет почти на все органы и ткани.
Почему же родители, очень оберегая детей от инфекционных и простудных заболеваний, так жестоко относятся к состоянию их нервной системы.
- АВТОРИТЕТ ЧВАНСТВА.
Это особый вид авторитета, более вредный. У каждого гражданина есть свои заслуги. Но некоторые начинают чваниться о своих заслугах, высокомерно относиться к окружающим. В этой атмосфере высокомерия важный папа уже не может разобраться, куда идут его дети, кого он воспитывает.
Встречается такой авторитет и у матерей. Какое-нибудь особенное платье, важное знакомство – все это дает им основание чванства, для отделения от остальных людей и от своих детей.
- АВТОРИТЕТ РЕЗОНЕРСА.
В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того, чтобы ребенку сказать несколько слов, может быть в шутливом тоне, родители усаживают его против себя и начинают скучную и надоедливую речь. Но постоянные разглагольствования родителей, их зудение и болтливость проходят почти бесследно в сознании детей.
- АВТОРИТЕТ ДРУЖБЫ.
Часто родители договариваются: наши дети – наши друзья. Отец, мать, сын или дочь должны быть друзьями, но помнить, что родители остаются старшими членами семейного коллектива. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается, и начинают дети воспитывать родителей: грубо с ними разговаривать, поучать их, потешаться над ними. Дружба невозможна без взаимного уважения.
- АВТОРИТЕТ ПОДКУПА.
Авторитет подкупа – самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто подкупается подарками и обещаниями . Родители не стесняются говорить: «Будешь слушаться – куплю тебе велосипед, часы и т.д.
В семье, возможно, некоторое поощрение, похожее на премирование, но нив коем случае нельзя детей премировать за послушание, за хорошее отношение к родителям, за учёбу.
Пример. Один инженер перенес свои взаимоотношения с сыном на твердую финансовую базу, т.е. за отличную отметку по любому предмету платил 50 копеек, за хорошую – 25, за посредственную – ничего, за плохую вычитал 25 копеек. За посещение кружка этот отец платил сыну рубль, за каждое замечание или случай недостойного поведения вычитал с него 50 копеек.
Инженер считал свою систему «неотразимой». Захочет сын заработать – так должен стараться, думал он. Но вот неожиданно его пригласили в школу. Здесь инженер узнал, что его Петька, не только хулиганит, но окончательно потерял всякое уважение к старшим. Он все время хитрит, обманывает, спекулирует учебниками. Когда ему говорят о чувстве долга, чести, об уважении к коллективу, о любви к труду, он нагло смеется и спрашивает: «А сколько за это платят?»
Ошеломленный результатом действия своей системы, обескураженный отец вернулся домой. На своем столе он увидел записку сына, которая окончательно его сразила: «Папаша, - писал Петька,- довожу до твоего сведения, что сегодня я уступил в трамвае место старушке. Свидетели Мишка и Гришка. По таксе с тебя 50 копеек. Прошу приписать к счету.» (А.О. ПИНТ. «Это вам, родители.»Стр.105).
Подкуп воспитывает людей с торгашеской душой, лживых, эгоистичных, недобросовестных к труду.
Но часто бывает и так, что родители, не думают ни о каком авторитете, живут как-нибудь, как попало и как-нибудь тянут волынку воспитания детей. Сегодня родитель нагремел за пустяк, завтра он признается ребенку в любви, а послезавтра пообещает ему что-нибудь купить, на следующий же день снова накажет, да еще упрекнёт за все свои добрые дела. Такие родители мечутся в полном бессилии, в полном непонимании того, что делают.
Бывает и так, что отец придерживается одного авторитета, а мать – другого. Детям приходится быть дипломатами и научиться лавировать между мамой и папой.
Попробуем взглянуть с воспитательной точки зрения на организацию домашнего труда. Большинство родителей ответят, что живут в
благоустроенных квартирах и негде приучать детей к труду. А работа по самообслуживанию в основном падает на одного человека – мать или бабушку, если она есть. Заботы женщины об одежде, жилище, питании поглощают всё время после работы, и дети видят в матери человека, который должен обслуживать в семье всех.
Пример. Рассказ одного отца. « Было это как-то вечером, лет 8 тому назад. Мы с сыном сидели на диване, книги читали, прислушиваясь к каждому шороху на лестничной площадке. Наконец пришла жена.
-Мама, мы очень голодные! – закричал сын.
-Да, да! Мы голодны,- подтвердил и я.
-И я хочу есть,- сказала наша мама. Взяв книгу, села рядом с нами на диван и углубилась в чтение.
Ошеломленные, мы приумолкли. Я взглянул на лицо жены, бледное, усталое, полное решимости нас устыдить, и вдруг увидел себя в этот момент со стороны.
-А ведь, действительно, сынок, мы выглядим с тобой не очень красиво. Пойдемте-ка на кухню все вместе,- предложил я.
Вот с того вечера и распределили мы все домашние «бабьи» дела на троих. Конечно, далеко не сразу всё пошло гладко…немало мы поели засушенной картошки и подгорелых супов… «Непредвиденные» общественные дела вдруг слишком часто стали задерживать сына в школе. Многое было. Но соревнование в том, кто быстрее научиться готовить то или иное блюдо так же вкусно, как мама, прибрать в квартире так же хорошо, как мама, между нами уже не прекращалось. Мы в него вносили много шуток, связывали с новыми семейными традициями. Приучаясь ежедневно выполнять свою долю домашнего труда по самообслуживанию, я приучил постепенно к этому и сына.» (А.О. ПИНТ. «Это вам, родители.»Стр. 114).
Приучать, упражнять – это очень не простое дело, потому что оно требует постоянных длительных усилий.
Необходимо так организовать жизнь детей, а, следовательно, и всей семьи, чтобы практически стала возможна беспрерывная, систематическая
тренировка в действиях и поступках.
Но еще чаще встают дети на кривую дорожку жизни или вырастают с надломом в характере по вине плохих отцов. Негласная статистика педагогов показывает, что самый большой процент школьников умственно отсталых, недисциплинированных, безнадзорных, запуганных, совершающих хулиганские поступки составляют дети отцов – алкоголиков.
Отец – пьяница! С педагогической точки зрения, это преступник, отравляющий страшным ядом душу своих детей, отнявший у них детство.
«…Кончилось моё детство. Рано кончилось, потому что вышел я на этот двор не просто Колей Бочарниковым, а сыном пьяницы, человека, который не считается человеком. Мне всегда было стыдно…всегда; всегда; вчера отца моего нашли во дворе, в луже, и он долго увеселял других, прежде чем под общий хохот его доставили домой; позавчера мой отец выпрашивал у всех деньги на водку…» так говорит один из героев пьесы К.Финна «Ошибка Анны». Так могут сказать все дети отцов – пьяниц. (А.О. ПИНТ. «Это вам, родители.»Стр. 10).
Бой с пьянством – это нелегкий бой, но мы должны выиграть его, ибо это бой за наших детей.
Есть у нас ещё одна категория плохих отцов: отцы, которые оставляют своих детей ради новой любви. Уход отца из семьи – это всегда тяжелая травма для детей. Тоска по близкому, любимому человеку, оскорбленное самолюбие, пусть ложный, но стыд перед окружающими за то, что брошен, как вещь, которая оказалось ненужной, жалость к матери или злость за неё – такие сильные недетские переживания вызывают у детей самую различную реакцию. Одни замыкаются, другие ожесточаются, третьи забрасывают учёбу.
В характере детей, обиженных и оскорбленных самым близким родным человеком появляется подозрительность, грубость, мстительность, лживость, часто они теряют веру в людей, в себя, в настоящую, глубокую, верную, большую любовь.
Отцы! Задумайтесь над этим, попробуйте поставить себя на место
своего покинутого ребенка, который долгое время видел в Вас опору, своего защитника.
Если же разрыв с его матерью неизбежен, нужно сделать всё, чтобы последствия жизненной ошибки были менее болезненными для сына или дочери, чтобы дети продолжали чувствовать в той или иной форме отцовское влияние и заботу.
Счастливое детство немыслимо без отцовского активного и мудрого участия в делах семьи. Отец в семье, по мысли Сухомлинского, это строгость и требовательность, справедливость и мудрость. Часто Василий Александрович беседовал с отцами, стараясь показать, как много в нравственном развитии ребенка, в отношении его к труду, к людям зависит от него – отца. Добрый совет могли получить здесь отцы от таких же, как они сами, отцов, односельчан. При родительском комитете школы был создан совет отцов. Строго, по-мужски здесь разговаривали с отцами, которые, мягко говоря, не служили нравственным примером для своих детей.
В ЧЁМ ЖЕ НАСТОЯЩИЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ?
Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение.
Если родители честно и разумно трудятся, если в их жизни поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами дают себе полный отчет о своих действиях и поступках, это значит, что у родителей есть настоящий родительский авторитет.
Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. Иногда нужно давать детям выбраться самому из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и решать сложные вопросы.
Нужно делать так, чтобы ребенок видел Вашу настороженность,
внимание и доверие к его силам.
Линия ответственности является важной линией родительского авторитета. Ребенок должен знать, что Вы отвечаете не только за самого себя, но и за него перед обществом. В этой линии ответственности лежат начала не только помощи, но и требования.
В некоторых случаях требование должно быть выражено в самой суровой форме, не допускающей возражения.
Обращение Макаренко к отцам: «Вы не только гражданин. Вы ещё и отец. И родительское ваше дело вы должны выполнять как можно лучше. И прежде всего вы должны знать, чем живёт, интересуется, что любит, что не любит, чего не хочет и чего хочет ваш ребенок. Вы должны знать: с кем он дружит, с кем играет и во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное. Когда он учится в школе, вам должно быть известно, как он относится к школе, к учителю, какие у него затруднения, как он ведёт себя в классе. Все это вы должны знать, знать всегда, с самых малых лет вашего ребенка. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, вы должны их предугадывать и предупреждать.
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ.
- Наказание – принуждение.
- Наставление.
- Поощрение.
Все метода надо применять разумно и подводить под них убеждение.
РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
- Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего детства.
- Помогите ребенку овладеть информацией, которая не позволит ему теряться в незнакомых ситуациях.
- Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи.
- Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.
- Не старайтесь быть для ребенка учителем.
- Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.
- Хорошие манеры ребенка – зеркало семейных отношений.
- Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе.
- Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни.
- Научите ребенка самостоятельно принимать решения.
- Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
- Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
- Систематически приучайте ребенка к самостоятельному труду.
- Вовлекая ребенка в трудовую деятельность, учитывайте его возраст.
- Вырабатывайте ответственность за выполненную работу.
- Продумайте для ребенка постоянное трудовое задание.
- Проявляйте внимание к труду ребенка, постоянно разъясняйте, показывайте, как правильно выполнять работу.
- Не забывайте, что прежде чем требовать аккуратного выполнения работы, нужно научить этому.
- Учите ребенка уважительно и бережно относится к труду старших, ценить его.
- Давайте детям посильные задания, не перегружайте их.
- Поддерживайте у ребенка чувство удовлетворения от выполненной работы.
- Тактично оценивайте труд детей, поощряйте их трудовые усилия.
- Не наказывайте детей трудом, чтобы не вызвать негативного отношения к нему.
- Чаще рассказывайте детям о своей работе, о работе своих товарищей.
- Старайтесь найти в ребенке то, за что его можно похвалить, а не то, за что поругать.
- Знайте, что ребенку тогда интересно с Вами, когда Вам интересно с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раздаточный материал "Памятки родителям" по воспитанию детей для родительского собрания
" Памятки родителям" , которые классный руководитель начальной школы( можно среднего звена) может раздать на родительском собрании каждому родителю, чтобы ими были пересмотрены взгляды в в...
Советы родителям по воспитанию детей.
Несколько ценных советов для родителй по воспитанию детей - в виде памятки....
Памятка для родителей."Секреты воспитания детей" (советы психологов).
Советы психологов по воспитанию детей....
Рекомендации для родителей Советы родителям в воспитании детей младшего школьного возраста
Рекомендации для родителейСоветы родителям в воспитании детей младшего школьного возраста...
рекомендации для родителей по воспитанию детей "Дети учатся тому, чем живут"
рекомендации для родителей по воспитанию детей....
Воспитание детей. Полезные советы для родителей о воспитании детей
Вы хотите сделать своего ребенка счастливым, но в то же время образованным и воспитанным, тогда ознакомтесь со следующими полезными советами и рекомендациями....
Советы родителям «Авторитет родителей – средство воспитания высоких нравственных норм поведения учащихся»
Статья, которая поднимает вопрос воспитания у детей уважения к родителям, вопрос о родительском авторитете....