Родительское собрание "Первый раз в первый класс. Школа: реальность и мифы."
методическая разработка (1 класс) по теме
Родительское собрание для родителей будущих первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervyy__raz__v__pervyy__klass.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
ТЕМА «ПЕРВЫЙ РАЗ – В ПЕРВЫЙ КЛАСС.
ШКОЛА: РЕАЛЬНОСТЬ И МИФЫ»
Задачи: ознакомить родителей с классом, школой, администрацией учебного заведения, а также самих родителей друг с другом; помочь подготовиться родителям к изменению статуса ребёнка в семье и настроить на понимание значимости перехода малыша в новое психофизическое состояние.
1. Вступительное слово директора школы.
2. Вступительное слово классного руководителя.
В жизни вашей семьи наступает торжественный момент – ваш малыш скоро сделает новый шаг по лестнице жизни. Вам хочется, чтобы он поднимался по ней спокойно и уверенно. Наша общая задача состоит в том, чтобы трудности, которые встретятся на его пути, были преодолимы. Поэтому сегодня на родительском собрании я постараюсь дать объективный ответ на вопросы, касающиеся развития и становления вашего ребёнка.
• «Школа - второй дом»
Памятка родителям «Адаптация ребёнка к школе»
1.Поиграть с ребёнком «в школу» - это поможет ему быстрее усвоить правила новой жизни. Научить самостоятельно собирать портфель, убирать форму, делать уроки.
2. Установить возможно тесный контакт с учителем,
познакомиться с родителями первоклассников.
3. Помогать учителю в проведении классных мероприятий: так дети увидят, что маме с папой важно происходящее в школе, а также усвоят, что активная позиция - это хорошо и верно.
4. Рассказать, что к учителю можно обращаться по всем вопросам.
5. Объяснить, как познакомиться и общаться с другими детьми.
6. Научить мирно решать конфликты (проиграть типичные ситуации, при которых могут произойти ссоры с одноклассниками).
7. Показать игры, в которые можно играть на перемене.
8. Помогать в освоении нового: ведь умения и навыки у малыша без помощи родителей формируются трудно и долго.
9. Повторять дома то, что пройдено в школе, в нестандартной, игровой форме, чтобы ребёнку самому была интересна эта работа.
10. Не ругать за ошибки, не сравнивать с другими, не требовать от малыша больше, чем он может в данный момент. Иначе может появиться тревожность, которая сильно мешает успешности.
11. Соблюдать режим дня.
12. Хвалить даже за самые маленькие достижения.
13. Установить традицию: возвращаясь из школы рассказывать, что там происходило, чему научился, что не получилось и т.д.
14. Научить правильно относиться к неудачам: объяснить, что без ошибок и трудностей в жизни не обойтись.
• «Он обязательно будет отличником, ведь я сама прекрасно училась»
С одной стороны, социологи видят связь между успеваемостью ребенка и уровнем образования родителей: тем лучше, чем выше.
С другой, ребенок не рождается клоном мамы и папы - он «свой». У него индивидуальные особен ности развития, склонности, интересы. И совсем не факт, что он будет так же красиво писать, как мама, или так же быстро считать, как отец. Очень часто родителей-математиков дети учатся на тройки именно по математике, у детей музыкантов от сутствует слух, и т. д. Никакой паники - это нормально!
Ненормально другое: когда мама чуть ли не с са дика ждет от ребенка только побед, только отлич ных результатов, а чадо обыкновенное, звезд с неба не хватает. И вот оно, это чадо, изо всех сил хочет угодить маме, но не получается, а ей «такой неуспеш ный не нужен». Как следствие, у ребенка формирует ся тревожность, он начинает бояться сделать ошиб ку, отвечать у доски и т. п.
Связь причины и следствия неизбежная: страх блокирует голову, и в итоге успеваемость еще пони жается. Так взрослые сами «крадут» хорошие оцен ки у своего ребенка.
Важный момент: тройки и двойки не показатель «глупости» и «лени» - это сигналы о проблемах, с ко торым ребенку хорошо бы справиться. Так что, уви дев в дневнике плохие оценки, не спешите гнобить своего школьника.
Попробуйте отнестись к ситуации по-другому. Для начала признайте сами и объясните детям: ошибки допустимы! Но их надо обязательно ис правлять. А для этого ребенок должен быть не за травленным и забитым, а спокойным и уверенным в том, что сможет решить проблему. Так что «раз бор полетов» важно проводить в доброжелатель ном тоне.
Ребенок должен чувствовать, что его принимают любым - двоечником ли, отличником, что окружа ющие готовы помочь разобраться. Тогда мы, возмож но, увидим и успехи.
• «Мы весь день работаем, а тут еще и учитель от нас чего-то хочет»
Действительно - хочет, и с этим ничего не поде лаешь! Современный образовательный процесс предполагает двустороннюю ответственность: и учителей, и родителей учеников.
Но ведь никто, покупая даже обычный мобиль ный телефон, не сетует, что придется соблюдать определенные условия для того, чтобы он исправно работал. Вне зависимости от его цены. А11 лет уче бы - это посерьезнее мобильника. Почему же, отда вая ребенка в 1-й класс, мы уверены, что за конечный результат отвечает исключительно школа? Придется признать: у мам и пап учеников тоже есть обязанно сти. И если они не будут ими пренебрегать, их дети избегут многих проблем.
Итак, родители должны:
1. Следить, чтобы ребенок пришел в школу с необ ходимыми школьными принадлежностями и выпол ненным домашним заданием. Без опоздания!
2. Посещать родительские собрания, консультации, участвовать в делах школы и класса.
4. Обучить ребенка навыкам конструктивного поведения в обществе, рассказать, что и у других детей есть права.
5. Объяснить важность и значимость учения. Пото му что если бы ребенок был «чистой доской» или «полым сосудом», заполнить его знаниями не со ставило бы труда. Но он личность, и формирование его мировоззрения - наш общий труд.
• «За то, как учится ребенок, отвечают учителя. Им за это деньги платят»
Точно, платят. Но обязанностей у учителей очень много, и главная из них - качественное обучение. Учитель обязан дать знания, а родитель - прокон тролировать, чтобы у ребенка были все возможно сти (и, конечно, желание) их получить и усвоить.
Поэтому правило первое: если вашему школьнику хочется поделиться радостями и трудностями, по казать тетради, поддерживайте это желание! Важ но каждый день находить время на то, чтобы выслу шать его рассказы, вникнуть, помочь. Чтобы не было формальных расспросов, приготовьтесь рассказать малышу о том, что происходило на работе у вас (в доступной форме, конечно). А вот ваше безразли чие, ссылки на усталость и отсутствие времени мо гут привести к выводу о том, что учеба - дело не та кое уж важное, и можно не напрягаться. В честных рассказах ребенка о школе есть и еще один плюс: вы своевременно узнаете о проблемах и сможете вовре мя и адекватно отреагировать на происходящее.
И правило второе: ваша помощь в выполнении домашнего задания детям необходима!
Порой родители искренне не понимают, почему ребенок не делает уроки сам. И при этом обычно говорят: «Мой такой несамостоятельный, но ведь это его дело, а не мое». И как главный аргумент: «Со мной-то, когда я учился, никто не сидел!» Вряд ли, конечно, так и было, особенно в начальной шко-ле. А с учетом того, что современные программы усложнились и времени на их усвоение дается меньше, помогать необходимо каждому ребенку. Даже самому способному. Хотя в перспективе у нас вполне определенная цель: научить его работать са мостоятельно. Как?
• Учим выполнять домашние задания самостоятельно
1. Определяем правила: объясня ем, как организовать рабочее место, когда лучше садиться за уроки. Важно: правила вырабатывать не обходимо сообща, чтобы ребенок понял, зачем все это надо. И чем под робнее вы вместе отработаете тех нологию сейчас, тем легче вашему школьнику будет потом делать все самостоятельно. И не забывайте по ощрять его за качественное выпол нение домашнего задания.
2. Следующий шаг - совместно-разделенная работа. Пусть ма лыш посильную часть домашнего задания выполнит самостоятельно. Потом вместе оцените работу. Не придирайтесь к мелочам! Зато похвалите за самый малый успех. Ваша задача - дать ребенку почув ствовать собственные возможности.
3. Самостоятельность под кон тролем: постепенно доверьте ребенку готовить домашние зада ния без вашей помощи. Вы должны лишь находиться где-то рядом, что бы помочь вашему ученику скон центрироваться. А потом нужно проверить выполненные задания. Совет: на рабочем столе поставь те часы, чтобы он себя контро лировать.
Помните: все эти навыки выраба тываются не скоро. И вообще, кому-то поддержка нужна только на стар те, кому-то - на протяжении 11 лет обучения. И оказывать ее необходи мо ровно столько, сколько требуется.
Главная ошибка родителей - де лать домашнее задание за детей. А надо помочь разобраться в не понятном материале, организовать процесс. А после того как ребенок усвоит тот или иной вид работы, целесообразно дать ему сходное задание для самостоятельного вы полнения, чтобы отработать и за крепить навык.
• «Учитель всегда прав»
Не всегда, конечно, он тоже человек и тоже допуска ет ошибки. Или не всегда может посмотреть на ситу ацию объективно и отнестись к детям непредвзято.
Вывод: родители должны доверять ребенку, ста раться в любой конфликтной ситуации выслушать обе стороны и не принимать поспешных решений. И сходу никого не обвинять.
Что скрывать, есть и такие родители, которые, что бы ни случилось, ругают учителя. Они и не пыта ются разобраться: плохой - и все. Но подумайте о ребенке: получается, он учится у плохого учителя? Убивая веру ученика в педагога, обсуждая недостат ки последнего при малыше, вы создаете проблему: не уважая учителя, ребенок и ко всему, что он гово рит, будет относиться без уважения. И в итоге обра зуются пробелы в образовании.
• «Если ребенка обижают в школе, лучше смолчать»
Очень часто родители думают, что идти и разбираться в ситуациях по поводу обид и жалоб ребенка - это некрасиво, унизительно: «Подумаешь, обидели -и ты обидь. Сам разбирайся!»
Подход не совсем верный. Конечно, нет необхо димости по каждому поводу бежать к директору или писать жалобы на сайт Министерства образо вания, но важно понимать, что ваш ребенок - несо вершеннолетний, и его интересы представляете вы.
Кто, если не вы, поможет ему в ситуациях неспра ведливости? И если все делать правильно, хуже от участия родителей не будет.
Если любимое дитя, например, один раз дернули за косу или сбросили вещи с парты, ребенок вполне может разобраться сам. Главное - научить, как дей ствовать в конфликтных ситуациях. То есть:
• не выступать в роли провокатора, сохранять са мообладание;
• не плакать и не бегать за обидчиком: ведь в боль шинстве случаев, дергая за косы и обзывая, он как раз и пытается привлечь внимание, и чем ярче ответ ная реакция, тем вероятнее он поступит так снова;
• попытаться решать конфликтные ситуации сло вом: посоветуйте ребенку в ответ на действия обид чика... пошутить. Что-нибудь вроде: «У нас сегод ня что - турнир по сбрасыванию вещей с парты? Я в нем не участвую!» или «Правда, у меня красивая коса?» Шутка поставит обидчика в тупик; i
• обращаться за помощью к учителю только тогда, когда ясно: собственными силами не справиться.
Вмешательство родителей совершенно необходи мо, если ребенок жалуется на несправедливые дей ствия учителя или на травлю со стороны одноклас сников и любые жестокие действия в отношении него.
Что предпринять в данных случаях?
• Пообщайтесь с учителем и выясните суть проис ходящего (в доброжелательной форме, что бы ни произошло!).
• Если ситуация требует участия другого родителя и его ребенка, то позвоните или встретьтесь лично. Главное - сохранять самообладание, демонстриро вать установку на сотрудничество и стремление раз решить ситуацию, в противовес желанию тут же на казать обидчика.
• Порой полезна встреча двух сторон (родители + дети) - это дает возможность понять точки зрения каждого и прийти к единому решению.
Чего делать нельзя?
• Приходить в класс и устраивать разборки с деть ми, не выяснив суть конфликта и без согласования с учителем.
• Скандалить, грубить, оскорблять.
• Общаться с чужим ребенком без участия хотя бы одного из его родителей.
• «Образование у нас бесплатное, и никаких сборов денег быть не должно»
Формально да: бесплатную школу никто не отменял, уроки у нас бесплатные, школьные кружки в рамках дополнительного образования и отдельные учебни ки - тоже. Однако за что-то придется и доплатить.
Питание в школьной столовой, учебники и тетради одноразового пользования, походы клас са в кино, театр, цирк - все это оплачивается роди телями. Плюс нужды класса. Они обычно зависят от представления родителей о комфорте и целесо образности: кто-то ставит в класс кулер, кто-то -диван, а кто-то вводит традицию отмечать всем классом дни рождения - с угощением, с подарка ми и т. д.
Так что учеба - далеко не дешевое удовольствие.
3. Слово родителям первоклассников.
4. Организация учебного процесса (новый СаниПИН)
5. Памятка родителям от ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первый раз в первый класс или проблемы адаптации в школе
Малыш идет в 1 класс. К этому дню вся семья готовится, однако ощущение празника вскоре исчезает. Ведь в первые дни ребенок сталкивается трудностями, к которым он, оказывается, не готов. Необходи...
Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе.
Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе. ...
Первый раз в первый класс или проблемы адаптации к школе
Первый раз в первый класс или проблемы адаптации к школе...
Первый раз в первый класс или готов ли ваш ребенок к школе?
Статья содержит информацию о компонентах, которые определяют школьную зрелость ребенка. Сформированность каких ключевых компетенций требует современная школа от будущих первоклассников....
Родительское собрание "Первый раз в первый класс: адаптация первоклассников в школе"
Первый класс - важный, но в тоже время сложный период, меняющий весь образ жизни ребёнка....
"Первый раз в первый класс " сценарий торжественной линейки 1 сентября для начальной школы.
Сценарий линейки на 1 сентября 30 минут для начальной школы....