МЕДЛИТЕЛЬНЫЙ РЕБЕНОК
статья по теме

Статья о психологических особенностях медлительных детей. Какие школьные трудности бывают у медлительных детей? Почему временной  цейтнот  опасен для медлительных детей? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в предложенном материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл medlitelnyy_rebenok.docx33.51 КБ

Предварительный просмотр:

Медлительный ребенок.

Спешить трудно…  Почему?

    «Расскажите, пожалуйста, как заставить ребенка работать быстрее»? Пожалуй, это самый типичный вопрос родителей, когда речь идет о медлительных детях. Многих родителей беспокоит медлительность своих детей. Дальнейший рассказ мамы о своей дочери, наверное, напомнит кому-то из родителей и своего медлительного ребенка.

    «Дочь росла нормально, только плохо ела. Час могла над тарелкой просидеть. Я уж из себя выходила, даже к врачам обращалась, может болезнь, какая. Ничего не обнаружили. До трех  лет дома была, я с ней сидела, а потом пошли в детский сад. Дома- то не обращала внимания, как она одевается, сама одевала. А как пошла в детский сад, так одни жалобы: «Все уже гуляют давно, а он только одевается. Все уже обедают, а она ботинки расшнуровывает». И дома все то же самое. Ей - быстрее, а она назло еще медленнее все делает. Но самые главные мои мучения начались в прошлом году, когда Алена пошла в школу. Сначала буквы не могли выучить, уроки делали по 3-4 часа. Сколько мы тетрадей исписали, а толку ни какого. А сейчас все хуже и хуже и с письмом, и  с чтением, у нее двойка по скорости чтения и с математикой не очень ».

    К сожалению, приведенный пример не единичен. Как правило, ни родители, ни учителя, не понимая состояния ребенка, дергают его, торопят и ругают за школьные неудачи, упрекают  в лени, не обращая внимания на все переживания ребенка. Постепенно повышается утомляемость, появляются головные боли, нарушается сон, теряется всякий интерес к учебе. Он начинает работать еще медленнее, еще неувереннее. Заканчивается все, как правило, резким ухудшением психического здоровья.

    Однако не  следует думать, что все медлительные дети одинаковы. Медлительность бывает разной, и разными могут быть причины, ее вызывающие. Это может быть медлительность, вызванная врожденными (в том числе и наследственными) особенностями нервной системы, высшей нервной деятельности. Такие дети, как правило, медлительны во всем: в играх и  в еде, в речи и ходьбе, в любых движениях. Может медлительность проявляться только в определенных видах деятельности, здесь причины иные. Может быть медлительность воспитанная (условия среды), здесь причины третьи и т.д.

    Попробуем очень коротко разобраться, какими могут быть индивидуальные особенности нервной системы, и как они проявляются в поведении ребенка, в его деятельности. Индивидуальные особенности нервной системы ребенка достаточно четко проявляются в 5-6 лет. В основе этих индивидуальных особенностей - свойства нервной процессов возбуждения и торможения и их различных сочетаний. Известно, что отдельные свойства нервной системы передаются по наследству, однако, влияние окружающей среды, условий жизни и воспитания тоже значительно. Когда родители говорят о разном характере своих детей, речь, скорее всего, идет не о характере, а о темпераменте ребенка, так как характер еще только складывается. А темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Эти свойства личности не только наиболее устойчивы, но и достаточно четко проявляются еще до школы в виде таких основных компонентов как общая психологическая активность, моторика, эмоциональность. Именно эти свойства определяют общую активность ребенка, темп его деятельности, интенсивность, способность переключаться на новый вид работы, его реакцию и пр., то есть определяют все то, что имеет большое значение при обучении и то, что, в конечном счете, определяет, медлительный это ребенок или нет.

     Существует соотношение между типами   нервной системы, особенностью нервных процессов и темпераментом ребенка, которые выделил русский физиолог И.П.Павлов. По его мнению, эти типы нервной системы можно соотнести с четырьмя типами темперамента, установленными еще в 4 веке до н.э. греческим врачом Гиппократом:

  1. сильный,  неуравновешенный тип нервной системы - холерический темперамент;
  2. сильный, уравновешенный, подвижный - сангвинический темперамент;
  3. сильный, уравновешенный с малой подвижностью нервных процессов – флегматический темперамент;
  4. слабый, неуравновешенный тип – меланхолический тип.

     Однако следует помнить, что «чистые» темпераменты встречаются редко. Чаще всего в каждом человеке, в том числе  и у детей, сочетаются черты разных типов. Дети со слабым типом нервной системы вялы, замедленны во всех действиях, они медленно включаются в работу, долго переключаются и восстанавливаются, у них, ка правило, медленный темп письма и чтения, они быстро отвлекаются, не могут долго и интенсивно работать. В то время следует подчеркнуть, что слабость и инертность нервной системы могут быть не только врожденными, но и могут стать результатом ухудшения состояния ребенка, связанного с нарушениями здоровья, утомлением и  рядом других причин. Хочется заметить, что свойства нервной системы нельзя оценивать как «хорошие» и «не очень ». Психолог Б.М. Теплов замечал : «…слабую нервную систему, то есть нервную систему маловыносливую, но высокочувствительную нельзя считать во всех случаях «худшей», чем сильную нервную систему - выносливую, но малочувствительную. Для одних видов деятельности предпочтительнее одна из них, для других другая. Следует вообще отказаться от оценочного подхода к таким свойствам как сила или слабость, подвижность или инертность, возбудимость или тормозимость нервной системы».

    Понаблюдайте за детьми, и вы без труда выделите тех, у кого медленный тип реакций – меланхоликов и флегматиков. Они обычно робки, нерешительны, с трудом вступают в контакт и со сверстниками, и со взрослыми, слывут тугодумами. Нередко их обижают, дразнят (особенно в детском саду). Эти дети не будут бойко отвечать на вопросы, с охотой рассказывать стихотворение или петь песню, не будут стремиться к шумным и активным играм.

    Этим детям очень трудно найти себя, им нужна постоянная поддержка и помощь дома и в школе. Подумаем вместе, как им помочь.

    Следует напомнить, что торопить, подгонять ребенка не только бесполезно, но и вредно. Многие родители медлительных детей жалуются: «Я его тороплю, а он назло еще медленнее…» Но вот это назло, на которое порой так негативно реагируют родители, не очень зависит от желания ребенка. Во – первых, шестилетки и дети более младшего возраста не дифференцируют понятие «быстрее». Во – вторых, у медлительных детей по сравнению с остальными в 2,5-3 раза дольше время от сигнала «делай» до начала действия. Окрик, раздражение, недовольство взрослых еще больше увеличивает этот период, и создается впечатление, что дети «назло» тянут. Между тем, медлительным детям необходимо достаточное время, чтобы собраться, раскачаться. Помните, их время на «раскачку» в 2.5- 3 раза больше чем у сверстников. (Это время не трудно рассчитать. Период врабатывания на уроке в 6-7 лет составляет от 3 до 5 минут. Значит, у медлительного ребенка он будет 10-15 минут.) Это необходимо учитывать и тогда, когда дети садятся за уроки и тогда, когда, проявляя родительское рвение, вы вдруг требуете: «быстро расскажи мне это правило» или что- нибудь еще в этом роде. Медлительный ребенок может прекрасно знать это правило, но вы не даете ему собраться , вы подстегиваете: «Опять не выучил», он нервничает, и процесс торможения усиливается. Важно вспомнить о том, что медлительность внешних действий, как правило, связана и с замедленными процессами умственной деятельности. Не стоит оценивать замедленный темп умственной деятельности в категориях «хорошо- плохо», ведь речь идет только о темпе, а отнюдь не о качестве умственной деятельности. При создании необходимых условий, при учете особенностей деятельности такого ребенка и главное – при работе в оптимальном для него темпе- качество и точность работы могут быть очень высокими.

    Еще одна особенность в деятельности медлительных детей, о которой следует помнить – трудность переключения (особенно быстрого) на новый вид деятельности. Об этих детях говорят «инертны», имея в виду, что они не успевают за быстро меняющейся ситуацией. Очень часто невозможность быстрого переключения затрудняет не только освоение нового материала, но и вообще работу в классе.

    В основе всех процессов обучения лежит восприятие и усвоение информации. По данным ученых, ускорение темпа подачи информации, требующее и ускорения деятельности мозга, оказывает стимулирующее влияние на протекание нервных процессов у подвижных детей. У медлительных детей при ускорении темпа подачи сигналов происходит снижение количества усваиваемой информации. Медлительные дети не успевают уловить суть рассказа или объяснения и естественно, что большая или меньшая часть слышимого и видимого не усваивается. Вот наиболее типичные жалобы таких детей: «Ничего не успеваю», «Не успеваю писать», «Очень трудно писать диктант, пока пишу предложение, учительница диктует следующее, я часто пропускаю слова или путаю их», «Вчера писали изложение, я так волновалась, что не успела, запомнила только первое предложение». Если повторить то же еще раз или говорить медленнее, инертные дети прекрасно справились бы с заданием. Но это не всегда возможно в классе. Главное на начальном этапе обучения  - не «убыстрять» работу, а создать все условия, чтобы она соответствовала индивидуальному темпу.

    Если вы научитесь ценить в своем ребенке и ученике то, что ему удается, помогать в том, что трудно и быть снисходительны к тому, что не удается, особых проблем ни в школе, ни дома с медлительным ребенком не будет.

Школьные проблемы медлительных детей.

    Медлительность ребенка не может, не отразится на состоянии ребенка при адаптации к школе. Его отставание словно запрограммированно, если учитель не хочет видеть его медлительность или просто не считается с ней. К сожалению, система школьного обучения не рассчитана на таких детей. Учитель стремиться сделать в классе как можно больше (а значит, как можно быстрее). Особенно трудно приходится медлительным детям с активным, требовательным, гордящимся своим ускоренным темпом преподавания учителем.

    Для медлительного ребенка в школе все чрезмерно, поэтому после школы ему лучше быть дома, в спокойной обстановке. Продленка не для медлительных детей.

    С первым «не успел» учитель и родители сталкиваются, как правило, при письме. Достаточно посмотреть прописи медлительных детей. С первых страниц видно, что ребенок едва успевает выполнить половину, а чаще лишь четверть задания. В действительности все гораздо сложнее. Дело в том, что существующая методика обучения письму, построенная на принципе механического копирования требует гораздо более длительного времени на научение, чем предусмотрено программой. Фактически времени на механическое научение нет, а учитель еще мало объясняет, что и как делается, и ученик с трудом постигает, что такое строка и ограничивающие линии, как необходимо расположить букву на строке, где ее верх и низ, каково соотношение ее частей (деталей или элементов буквы). Самому ребенку, в силу его возрастных психофизиологических особенностей, даже при нормальном ходе развития понять, а тем более вербализовать всю последовательность своих действий, то есть самому алгоритм движения, не только очень трудно, но и для большинства – практически невозможно. Медлительные дети не успевают «ухватить», понять, осмыслить даже то, что происходит на уроке, поэтому весь процесс формирования навыка письма тормозится. Эти дети  словно не видят конфигурацию буквы, соотношения ее частей, путают правые и левые части букв, «не видят строку». Буквы у них, как правило, разной величины, ширины, наклона. Способность понять и различные элементы букв, умение выделять соотношение частей, понимание того, как располагаются эти элементы на строке, в каком сочетании и последовательности их необходимо расположить – первый шаг в обучении.

    Однако, медлительный ребенок, стараясь успеть за всеми, мало внимания обращает на то, что у него получается.

    Специальные исследования показали, что на начальных этапах формирования навыка основное внимание ребенка сосредоточено на том, «что и как делать». Фактически на само движение затрачивается столько же времени, сколько на обдумывание (у медлительного ребенка и время на обдумывание, и время на само движение более продолжительны). Таким образом, форсирование скорости на начальных этапах формирования навыка не будет способствовать формированию навыка, а наоборот, затормозит его. Именно это и происходит у медлительных детей.

    Безотрывное письмо также создает определенные трудности у медлительных детей.

    Еще один камень преткновения медлительных детей- чтение. И даже не столько чтение само по себе, сколько чтение «на скорость». К сожалению, не все учителя знают, что темп письма и чтения медлительных детей может быть гораздо ниже «нормативных» и ничего страшного в этом нет. Увы, в практике школы принята оценка качества чтения именно «на скорость», и нормативы достигаются любой ценой, нередко процесс чтения напоминает бег с препятствиями.

    Между тем, медлительный ребенок на первых порах в школе почти не требует каких-то особенных коррекционных мер, важно найти такие варианты индивидуального подхода, чтобы ребенок мог работать в оптимальном для него темпе. То, что не удалось сделать в классе, можно закончить дома ли во второй половине дня, а диктанты, контрольные хорошо бы провести с группой таких детей (обычно их в классе около 5) отдельно, уменьшив темп деятельности. Также очень эффективна на уроке работа по карточкам с индивидуальными заданиями. Почти каждый учитель имеет свои маленькие находки в работе с медлительными детьми, порой он не фиксирует на них внимание, не делает что- то специально, но следит за теми, кто не успевает, снижает темп, дает индивидуальные задания. Но не могут не настораживать встречающие в педагогической литературе рекомендации увеличить темп и следить за тем, чтобы все работали вместе, то есть в одном темпе, что практически невозможно.

    Успешность медлительного ребенка во многом зависит от совместной помощи учителей и родителей, их согласованной тактики, соразмерности требований и возможностей ребенка.

    Еще раз напомню, что у таких детей резко падает работоспособность, им трудно быстро переключиться, они многое не успевают услышать, понять, запомнить на уроке, значит, родители должны знать, какая помощь от них требуется, что нужно повторить, что объяснить еще раз и как это сделать. Учитель должен быть готов к этой совместной работе, не считать трудности ребенка проблемами родителей, к которым он не имеет отношения.

    И учителей, и родителей интересует вопрос , можно ли увеличить подвижность нервных процессов, помогает ли тренировка медлительным детям?

    Да, специальные исследования показали, что систематические занятия способствуют повышению скорости работы и у дошкольников, и у школьников. Кроме того, доказано, что наиболее успешная тренировка в возрасте от четырех до шести лет. Именно в этот период следует обратить особое внимание на медлительных детей. Необходимо избегать крайностей, как обычно бывает в жизни, когда за ребенка либо все делают взрослые (нет терпения ждать), либо чересчур активно подгоняют его, упрекают.

    Условия воспитания, безусловно, скажутся в дальнейшем, поэтому нужно постепенно, без спешки и нервов учить ребенка выполнять все необходимые действия. Особое внимание следует обратить на тренировку движений рук (пусть медленно, но тренируется, работая с мозаикой и конструктором, лепит, рисует, вяжет, плетет макраме и т.п.). Во время занятий с медлительными детьми следует соблюдать особую тактику:

  1. Не спешить, не торопить, не подгонять ребенка.
  2. Не работать «на время».

    Любая спешка, а тем более заранее подчеркиваемое ограничение времени могут затормозить действия, замедлить работу и кроме того, создают отрицательный эмоциональный фон боязни «не успеть».

    Для тренировки в школе и дома можно использовать игры со сменой скорости движений. Напрмер, такие:

  1. Ходьба- бег- ходьба медленная.
  2. Хлопки ладонями - быстро- медленно.
  3. Бег пальчиками (большим и указательным). Можете посоревноваться (но не на время!), для ребенка это довольно сложное задание, поэтому сначала пусть научиться так «бегать» в обычном темпе.
  4. Можно попрыгать через прыгалку, меняя темп.
  5. Можно стучать по столу или на барабане (всеми пальцами или только одним).
  6. Можно чертить палочки и ставить точки. Для этого используйте тетрадь в клетку. Это же задание, но усложненное – ставить точки или чертить палочки и считать: «Один, два, три …» до десяти.
  7. Можно строить башню из кубиков (также диктуя себе темп) и меняя его.

    Когда ребенок научится работать в определенном темпе и изменять его, можно попробовать игры с максимально быстрыми движениями (не огорчайтесь, вначале на ваше «быстрее» может выйти еще медленнее, особенно для движений, которые выполняют рукой, пальцами). На начальном этапе не стоит играть «кто быстрее».

    Особое внимание обратите на тренировку разнообразных графических движений. У медлительных детей часто плохо развита координация движений и поэтому очень полезно использовать специальные упражнения для развития моторики. В процессе выполнения этих упражнений можно одновременно тренировать темп и скорость движений.

    Для медлительных детей обычны трудности, связанные со звуко-буквенным анализом.

    Когда проводить эти занятия? В любое время дня, главное, чтобы они были систематичными и интересными. Очень важно, чтобы во время таких занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал – вы с ним и для него. Оставьте интересный журнал, не смотрите даже «одним глазом» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятие для разговора по телефону или беготни на кухню.

    Никогда не торопитесь заставлять ребенка выполнять задание самостоятельно. Предложением «делай сам» вы даете толчок страху сделать неправильно. Сначала разберите все, убедитесь, что понятно, что ребенок знает, что и как нужно делать.

    Помогите ребенку выполнить побочные задания, сами подпишите тетради.

Следует помнить, что общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 15-20 минут, не забывайте, что паузы после 15-20 минутной работы обязательны.

    Медлительным детям с трудностями необходим размеренный и четкий режим дня. Надо принять во внимание, что эти дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим дня совсем непросто.

    Итак, медлительность свойство нервной системы и нельзя заставить ребенка все делать быстро, как хотят взрослые. Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником, быстрый темп дается медлительным детям большой ценой. Постоянный временной цейтнот, в котором живут медлительные дети- один из самых сильных стрессовых факторов, который может привести к расстройству нервной системы. Но это не значит, что медлительные дети обречены всегда отставать. Во- первых, идет возрастная компенсация, во-вторых, в силах родителей облегчить ребенку социальную адаптацию специальной тактикой, и примерно к четвертому классу ребенок «выровняется », не будет сильно выделяться среди сверстников.

Пагубные последствия временного цейтнота.

    Хронический дефицит времени, на который обречен медлительный ребенок, является сильнодействующим психотравмирующим фактором. Длительная работа в условиях временного цейтнота сопровождается неприятными ощущениями, учащением сердечного и дыхательного ритма и другими изменениями функций организма. Такие нагрузки явно не по силам детям со слабой нервной системой. Учебная нагрузка постоянно увеличивается, растет объем информации, который ребенок должен воспринять и усвоить. Если время не ограничивается, то медлительный ребенок, естественно, сам «растягивает» его, а если время ограничено? Что происходит тогда? Одни дети продолжают выполнять задание, но делают все больше ошибок, другие реагируют на часть задания, как бы «отсекая» остальное, хотя по инструкции должны выполнять все задание.

    Еще один фактор, отрицательно сказывающий на состоянии медлительного ребенка – это ограничение времени на отдых и сон. Причем происходит это настолько естественно, что на это просто не обращают внимание. Поскольку ребенок многое не успевает в школе, приходиться наверстывать дома. Когда? Чаще всего вечерами, когда возвращаются домой родители, а значит, после 6-7 вечера. Продолжительность этих вечерних занятий ограничивается не временем, а результатом, которого хотят добиться взрослые, а потому совсем не редки случаи, когда заканчиваются они в десять и в одиннадцать. А потом ребенок долго не может уснуть, что тоже вполне объяснимо, и на сон остается 7-8 часов (а по гигиеническим нормативам общая продолжительность сна в 6-7 лет – 12 часов, а в 8-10лет – 11 часов). Значит, эти дети недосыпают ежедневно, а именно сон восстанавливает силы, улучшает функционирование центральной нервной системы. Недостаток сна, недостаток отдыха при постоянном эмоциональном напряжении создают условия для возникновения различного рода невротических расстройств, срыва здоровья.

    Кстати, уменьшить эмоциональное напряжение, улучшить высшую нервную деятельность, в том числе внимание, память и т.д. помогает напряжение и расслабление мимических мышц, сгибание и разгибание пальцев рук. О том, что подобные физминутки нужны ребенку при приготовлении домашних заданий каждые 15-20 минут многие родители даже не подозревают.

    Главная задача родителей – как можно раньше понять, в чем причина школьных трудностей у вашего ребенка, с чем связана медлительность. Что  же могут родители сделать для того, чтобы сгладить отрицательные последствия школьных трудностей? Вот несколько советов.

  1. Не рассматривайте их как личную трагедию, старайтесь не показывать своего огорчения, не отчаивайтесь. Ваша главная задача – помочь ребенку, вы должны принимать и любить его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе.
  2. Вам предстоит длительная совместная работа (одному ребенку не справиться).
  3. Ваша главная помощь – сохранить душевное равновесие, воспитывать уверенность ребенка в своих силах, постараться снять чувство напряжения и вины за свои неудачи, снять стресс, как в школе, так и при приготовлении уроков дома. И помните, что ребенок нуждается в постоянной помощи.
  4. Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос, необходимо спокойно повторять и объяснять одно и тоже несколько раз без упреков и раздражения. Типичны родительские жалобы: «Нет никаких сил», «Все нервы вымотал», «Обычно эти занятия кончаются слезами», «Не могу сдерживаться, кричу, а то, бывает, и тресну». При этом все родители жалеют себя и никто - ребенка.
  5. Проконтролируйте все элементы режима дня: сон, отдых на воздухе, питание, двигательную активность.
  6. Помните, вашему ребенку нужно время на «раскачку» (он с трудом просыпается, долго собирается в школу- разбудите его пораньше.
  7. Не нервничайте, не ругайте его. Не конфликтуйте вечером, перед сном, не корите за долгие сборы ко сну. При этом вы и сами должны быть организованы, иначе успеха не будет. Нужно облегчить ребенку выполнение всех повседневных дел и помочь в этом может только организованный режим дня. Если ребенок привыкнет (а это требует времени, поэтому наберитесь терпения) в одно и то же время вставать и ложиться спать, если и делать уроки, если он будет знать, что он уже выполнил, а что ему предстоит сделать, то справиться с самим собой ему будет гораздо легче.
  8. Важно, чтобы взрослые всегда были спокойны и доброжелательны. Можно пошутить над «копушей», но по доброму, без раздражения. Можно подчеркнуть это качество у себя, и пусть посмеется ребенок. Необходимо сделать все, чтобы, осознавая свои затруднения, ребенок в тоже не чувствовал свою ущербность, неспособность.
  9. Приучите себя к мысли, что ребенок не «хороший» или «плохой», а просто вот такой, как есть и ему нужно помочь адаптироваться в жизни.

      Если вы найдете несколько раз в неделю полчаса - час для того, чтобы побегать вместе с сыном или дочкой, поиграть в кошки-мышки, «догонялки», лапту, бадминтон или просто попрыгать «как заяц», походить  «как медведь», побегать «как лев». Вы заметите, как исчезает напряженность, настороженность, неуверенность, как налаживается контакт с ребенком. Можно расслабить ребенка вечером перед сном, предварительно погуляв вместе, обсудив какие- то дела. Хорошо бы сесть рядом (не торопясь, не дергаясь от того, что дел много или интересная программа передач), погладить ребенка по голове, по спинке легкими спокойными движениями, провести несколько раз по лбу, как бы снимая все дневные заботы и тревоги, приговаривая что-нибудь ласковое, доброе. Не лишайте ребенка своего тепла, даже если он чем- то рассердил или огорчил вас.

Ярова О.Н.

Детский нейропсихолог

 г.Казань


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медлительность

Статья для родителей медлительных детей...

"Школьные трудности медлительных детей"

Данный материал предназначен для родителей и учителей. В нём рассматриваются трудности в обучении медлительных детей....

Рекомендации родителям медлительных детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению

Медлительность – свойство нервной системы, поэтому нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником. Быстры...

Как помочь медлительному ребёнку дома

Рекомендации для родителей...

Рекомендации родителям медлительного ребенка

На примере медлительных детей мы можем воочию понять, сколь значимый реальный смысл имеет тезис, с которым "вообще" все соглашаются, а на деле пренебрегают: дети - разные....

Родительское собрание "Медлительный ребенок и трудности обучения"

Задачи собрания:Обсудить с родителями проблему обучения  - медлительных детей.Настроить родителей на преодоление трудностей связанных  с обучением медлительного ребенка....