перед презентацией, прорепетировать выступление, чтобы тем самым снять волнение малыша на публике. Выступая в качестве эксперта, можно дать оценку результатов и самого процесса проектирования. Родители обсуждают с детьми, что можно было сделать самим, без помощи родителей, дают советы, которые помогут в работе над следующим проектом. Помогая в работе над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе друг другу, мамы и папы узнают много нового о способностях и наклонностях своего ребенка, его характере, проблемах. Такое «рабочее» общение может дать гораздо больше, чем беседы и нравоучения. Проекты, которые нас объединяют Большая часть долговременных проектов, над которыми работали и работают мои дети вместе со мной и родителями, были межпредметными, охватывали разные области знаний. Были и есть также проекты, которые помогают развиваться в какой-то конкретной области. И, конечно, у каждого ребенка или семьи есть свой самый любимый проект. Но, когда меня навещают мои выпускники, чаще всего они вспоминают проект «В мире сказок и стихов», работа над которым помогла найти лучших товарищей и стать настоящими друзьями своих родителей. Он действительно хорош для развития устной и письменной речи, воздействия на эмоциональную сферу ребенка, формирования умения мечтать, сопереживать. Многие проекты вообще тесно связаны с литературой именно по этой причине. Выбрав литературный проект, мы с детьми и родителями не только изучали творчество писателей и поэтов, посещали литературные музеи, библиотеки, но и решили пойти дальше – начали писать собственные рассказы и сказки, стихотворения. Итогом проекта стало создание авторских книг детей и литературного сборника класса. Дети почувствовали, что способны на многое, некоторые ребята опубликовали свои произведения в детских газетах и журналах. И конечно же огромную роль в работе над этим проектом сыграли родители, которые помогали | своим малышам ровно по той схеме, о которой я рассказала выше. Запомнилась детям и работа над долговременным проектом «Сказки А.С. Пушкина». В его рамках дети отвечали на вопросы викторины, выпускали газеты, играли в спектаклях, читали стихи и танцевали на Пушкинском балу. Вот где родители показали, на что они способны, продемонстрировав свои таланты, заставив детей посмотреть на себя совсем другими глазами. Они не только водили детей в библиотеки, покупали книги, вместе читали произведения великого поэта, помогали в оформлении газет, но и своими руками готовили призы для победителей викторины, шили потрясающие костюмы, делали декорации к спектаклям и Пушкинскому балу, репетировали роли и сами играли на сцене. Не менее интересной и творческой была работа над проектом «Такие разные города». В ней самую важную роль сыграли родители, когда помогали ребенку расставить приоритеты, определить критерии, которыми он руководствовался при выборе города, чтобы он стал для малыша самым интересным, самым дорогим и близким. Отрадно, что большинство городов было выбрано не потому, что о них есть много информации или нашлось больше всего материала, а потому, что они очень важны и значимы для семьи. Именно там, например, родился ребенок или его родители, там живут близкие люди. Или этот город защищал от фашистов прадедушка и погиб, а семья ежегодно приезжает сюда, чтобы почтить его память, или этот город поразил ребенка своей архитектурой, своими парками и скверами. Работая над проектами совместно с детьми, большинство родителей сумели стать им настоящими друзьями, помочь в работе, но при этом не выполнять за них работу. Учителя всегда благодарны таким родителям, понимающим, что нельзя подменять ребенка собой, не стоит выполнять за него задания. Они дают детям возможность расти и развиваться, приобретать уверенность в собственных силах, верить в себя, получать удовольствие от самого процесса обучения, но при этом оказывают необходимую помощь и поддержку, которую так ценят их малыши. |