Статья "Проект "Успешность"
статья на тему

Чарнецкая Жанна Николаевна

Статья опубликована в журнале "Первоклассные родители" №6, 2010

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Proekt_Uspeshnost.doc373 КБ

Предварительный просмотр:

Текст: Жанна Николаевна Чарнецкая,
заместитель директора по УВР школы
первой ступени ГОУ СОШ № 1234

РАБОТАЕТ ТРИО ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ:
РЕБЕНОК – РОДИТЕЛЬ – УЧИТЕЛЬ

«Проект», «проектная работа» звучат современно, но совсем не по-детски, а как-то даже возвышенно, государственно. Известные национальные проекты, например. Или установки первых лиц государства по поводу того, что какую-то сложную проблему страны можно и нужно решать только проектно. Тем не менее в школьную практику прочно вошло такое понятие, как проектная деятельность учеников. Вокруг этой темы возникает множество споров, разгораются дискуссии. Проект в начальной школе – хорошо это или плохо, стоит ли загружать детей еще и исследовательской деятельностью, нужно ли при этом им помогать, как конкретно? Давайте попробуем ответить на все эти вопросы.

Проба сил, которая 
повышает самооценку

Традиционная система обучения, когда учащиеся могут только воспроизводить полученные на уроках знания, оправдывает себя далеко не всегда. Дети учат правила, формулы, законы, могут даже привести пример их использования, но применять в реальной жизни, интегрировать знания, объясняющие явления окружающего мира, применять их для получения новой информации они не умеют. Столкнувшись с реальными жизненными ситуациями, они теряются и словно забывают о том, чему их учили в школе. Для того чтобы ученики понимали, что знания им действительно нужны, необходимо дать им возможность решать проблемы, взятые из реальной жизни. Причем так, как подобает современному человеку, живущему в информационном обществе. Информация – основа нашей жизни, поэтому одно из самых важных умений современного человека – умение найти ее, переработать и использовать для решения поставленных задач. Это умение определяет сегодня успешность человека и в жизни, и в профессии. 
Вот, собственно, два главных аргумента в пользу проектной и исследовательской деятельности детей. Она работает на развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыков исследования как универсального способа освоения действительности, навыков самоорганизации и самоопределения в учебной и внеучебной деятельности. Проекты, исследования позволяют максимально использовать творческий потенциал каждого ребенка, это его возможность серьезно попробовать свои силы, применить знания, принести пользу, продемонстрировать достигнутый результат, проявить себя как интересная личность. Они – верный путь к формированию мотивации: чтобы достичь успеха, ребенку приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу, развивая мышление, речь, координировать свои усилия с усилиями других детей. Часто работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку и понимание того, что без труда ничего не добиться. Да и учителя благодаря проектной и исследовательской деятельности получают возможность лучше узнать каждого ребенка, увидеть его скрытый потенциал, творческие и интеллектуальные способности.

Детское любопытство, которое
сродни таланту исследователя

Иногда от родителей приходится слышать: для старше классников все эти проекты действительно необходимы, но малышам-то зачем они нужны? Что ж, начнем с бесспорного факта. В 2009 году приняты и утверждены новые федеральные государственные стандарты начального общего образования.

Принципиальным их отличием является ориентация на результат образования. Акцент сделан на воспитании личности, на формировании способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. По утвержденным ФГОСам, на первый план наряду с общей грамотностью выступают такие качества выпускника, как умение выдвигать и проверять гипотезы, работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений. Эти способности, востребованные в современном обществе, становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования. Поэтому именно в начальной школе необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, мотивацию к обучению и познанию, личностные качества.
Младший школьный возраст – период вхождения в проектную деятельность. Детям всегда интересно познавать окружающий мир и себя в нем. Они готовы что-то создавать, конструировать, проектировать, сочинять. И
здесь главное – правильно подобрать тему исследования, соответствующую возрастным и индивидуальным особенностям конкретного ребенка. Тема требуется необычная, интересная, оригинальная, она должна соответствовать склонностям малыша, быть для него выполнимой. Плюс, конечно, элемент, неожиданности, необходимость

нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Родители, которые могут быть
и ассистентами, и экспертами

Очень важное, а иногда просто необходимое условие для работы ученика начальной школы над проектом – помощь со стороны родителей, особенно когда малыши делают свои первые исследовательские шаги. Но тут возникает опасность подмены деятельности ребенка выполнением задания за него, что вместо пользы принесет только вред. Ведь в таком случае теряется сама идея метода проектов. Родители часто задают вопрос: как реально помочь своим маленьким исследователям – чтоб и без подмен, и с пользой для ребенка? Конечно, это зависит от конкретной темы проекта, но есть и общие рекомендации. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей могут способствовать поддержанию мотивации и самостоятельности ребенка в работе над его собственным проектом. Неоценимую помощь родители могут оказать на этапе погружения в проект – в выборе тем или темы; в выдвижении как можно большего числа идей; в определении лучшей из них; в правильной формулировке проблемы, цели и задач проекта. Если грамотно провести погружение в проект, заинтересовать ребенка поставленной проблемой, ее практической и социальной

значимостью, то исследовательская деятельность малыша, несомненно, будет успешной.
Ну а теперь поговорим о том, как конкретно могут поучаствовать мамы и папы в деятельности маленьких исследователей.
На этапе планирования составляем вместе план предстоящей работы с учетом занятости ребенка, определяем сроки выполнения проекта, промежуточных этапов, чтобы далее следить за их соблюдением.
Вместе изучаем литературу и другие источники информации, материалов по теме проекта. Родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме, оказать помощь в сборе материалов, порекомендовать способы хранения и систематизации собранной информации.
Вместе посещаем библиотеки, музеи, выставки, книжные магазины в поисках источников дополнительной информации по теме проекта. Учим детей грамотно использовать ресурсы сети Интернет.
На завершающем этапе работы над проектом желательно помочь детям в редактировании текстов, исправлении грамматических и стилистических ошибок.
Родители могут оказать содействие в оформлении материалов проектной деятельности, составлении отчета о работе, в техническом обеспечении презентации проекта, консультируют в выборе формы публичного его представления. Очень полезно провести домашнюю проверку

 

 

перед презентацией, прорепетировать выступление, чтобы тем самым снять волнение малыша на публике.
Выступая в качестве эксперта, можно дать оценку результатов и самого процесса проектирования. Родители обсуждают с детьми, что можно было сделать самим, без помощи родителей, дают советы, которые помогут в работе над следующим проектом.
Помогая в работе над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе друг другу, мамы и папы узнают много нового о способностях и наклонностях своего ребенка, его характере, проблемах. Такое «рабочее» общение может дать гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

Проекты, которые нас
объединяют

Большая часть долговременных проектов, над которыми работали и работают мои дети вместе со мной и родителями, были межпредметными, охватывали разные области знаний. Были и есть также проекты, которые помогают развиваться в какой-то конкретной области. И, конечно, у каждого ребенка или семьи есть свой самый любимый проект. Но, когда меня навещают мои выпускники, чаще всего они вспоминают проект «В мире сказок и стихов», работа над которым помогла найти лучших товарищей и стать настоящими друзьями своих родителей.
Он действительно хорош для развития устной и письменной речи, воздействия на эмоциональную сферу ребенка, формирования умения мечтать, сопереживать. Многие проекты вообще тесно связаны с литературой именно по этой причине. Выбрав литературный проект, мы с детьми и родителями не только изучали творчество писателей и поэтов, посещали литературные музеи, библиотеки, но и решили пойти дальше – начали писать собственные рассказы и сказки, стихотворения. Итогом проекта стало создание авторских книг детей и литературного сборника класса. Дети почувствовали, что способны на многое, некоторые ребята опубликовали свои произведения в детских газетах и журналах. И конечно же огромную роль в работе над этим проектом сыграли родители, которые помогали

своим малышам ровно по той схеме, о которой я рассказала выше. 
Запомнилась детям и работа над долговременным проектом «Сказки А.С. Пушкина». В его рамках дети отвечали на вопросы викторины, выпускали газеты, играли в спектаклях, читали стихи и танцевали на Пушкинском балу. Вот где родители показали, на что они способны, продемонстрировав свои таланты, заставив детей посмотреть на себя совсем другими глазами. Они не только водили детей в библиотеки, покупали книги, вместе читали произведения великого поэта, помогали в оформлении газет, но и своими руками готовили призы для победителей викторины, шили потрясающие костюмы, делали декорации к спектаклям и Пушкинскому балу, репетировали роли и сами играли на сцене.
Не менее интересной и творческой была работа над проектом «Такие разные города». В ней самую важную роль сыграли родители, когда помогали ребенку расставить приоритеты, определить критерии, которыми он руководствовался при выборе города, чтобы он стал для малыша самым интересным, самым дорогим и близким. Отрадно, что большинство городов было выбрано не потому, что о них есть много информации или нашлось больше всего материала, а потому, что они очень важны и значимы для семьи. Именно там, например, родился ребенок или его родители, там живут близкие люди. Или этот город защищал от фашистов прадедушка и погиб, а семья ежегодно приезжает сюда, чтобы почтить его память, или этот город поразил ребенка своей архитектурой, своими парками и скверами.
Работая над проектами совместно с детьми, большинство родителей сумели стать им настоящими друзьями, помочь в работе, но при этом не выполнять за них работу. Учителя всегда благодарны таким родителям, понимающим, что нельзя подменять ребенка собой, не стоит выполнять за него задания. Они дают детям возможность расти и развиваться, приобретать уверенность в собственных силах, верить в себя, получать удовольствие от самого процесса обучения, но при этом оказывают необходимую помощь и поддержку, которую так ценят их
малыши.