Технологическая карта урока математики "Деление на двузначное число" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по математике (4 класс)
Тема урока «Деление на двузначное число»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: формирование знаний о письменных приёмах деления на двузначное число
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1)Познакомить с арифметическим действием: деление многозначного числа на двузначное. 2)Научить выполнять арифметические действия: деление многозначного числа на двузначное число письменно. 2)Отработать арифметические действия: деление с остатком.
| Предметные: 1)выполнять арифметические действия: деление многозначного числа на двузначное число письменно. 2) выполнять арифметические действия: деление с остатком (в пределах 100 – устно и письменно).
|
Развивающие: 1)развивать внимание, логическое мышление, любознательность; 2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле; 3) развивать умение обобщать изучаемые факты. | Личностные: 1)осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; 2)характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей. |
Воспитательные: 1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе; 2)воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
УМК: : «Школа России» учебник математики 4 класс 2 часть М.И.Моро
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ
Дата: 19.03.2024 Школа: МАОУ «СОШ №152» Класс: 4В Урок: 4 Время: 16:40-17:20 Кабинет: 214 | Студент: Сафарова Р.М. Группа: 35 Учитель: Ходыкина М.Ю. Методист: Булдакова Г.В. |
Тема урока «Деление на двузначное число»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: формирование знаний о письменных приёмах деления на двузначное число
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1)Познакомить с арифметическим действием: деление многозначного числа на двузначное. 2)Научить выполнять арифметические действия: деление многозначного числа на двузначное число письменно. 2)Отработать арифметические действия: деление с остатком. | Предметные: 1)выполнять арифметические действия: деление многозначного числа на двузначное число письменно. 2) выполнять арифметические действия: деление с остатком (в пределах 100 – устно и письменно). |
Развивающие: 1)развивать внимание, логическое мышление, любознательность; 2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле; 3) развивать умение обобщать изучаемые факты. | Личностные: 1)осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; 2)характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей. |
Воспитательные: 1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе; 2)воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
УМК: : «Школа России» учебник математики 4 класс 2 часть М.И.Моро
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства, интерактивное оборудование | ||||||||||
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | 1. Приветствует обучающихся. 2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. -Здравствуйте, ребята, меня зовут Рената Марселевна, и сегодня я проведу у вас урок математики. -На ваших партах лежат маленькие листочки с пожеланиями, прочитайте их. Надеюсь, мне удалось поднять вам настроение, и с этим настроением мы отправимся за новыми знаниями! | 1.Приветствуют учителя. 2.Организуют своё учебное место. | Р: взаимодействовать с учителем в учебной деятельности. | |||||||||||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | 1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. 2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания». -Ребята, перед сегодняшним нашим занятием я нашла сундук, но сама я не могу его открыть и посмотреть содержимое. Но на сундуке лежал конверт с письмом, где говорилось, что сундук волшебный и откроется он лишь в том случае, если мы выполним все задания на уроке. Хотите ли вы открыть сундук и узнать, что в нем находится? Отлично, начнем с вами выполнение заданий. -4 человека выйдут к доске и выполнят деление. Обратите внимание, какие это выражения? -Все верно, вам необходимо решить деления с остатком. (4 человека решают выражения у доски, остальные работают в тетрадях). -Прежде чем мы начнем работу, вспомним алгоритм деления с остатком. Прочитайте алгоритм. 1. Определяем, что число без остатка не делится. 2.Находим наибольшее число, которое меньше делимого и делится на делитель без остатка. 3.Выполняем деление. 4.Находим остаток. Для этого вычитаем из делимого найденное число. 5.Записываем пример. 6.Проверяем. 57:6= 64:9= 36:5= 82:9= -Мы верно выполнили с вами задание и получили один ключик от сундучка! Продолжим работать дальше. -Сейчас мы решим следующие выражения. 639:3= 597:3= 273:13= -Прежде чем мы начнем находить ответы выражений, вспомним алгоритм деления трехзначного числа на однозначное. Расскажите алгоритм. Прочитайте алгоритм со слайда. 1)Находим первое неполное делимое. Ставим дугу. 2)Определяем количество цифр в частном. 3)Разделим первое неполное делимое на цифру в делителе и находим первую цифру частного. 4)Умножим, чтобы узнать, сколько единиц данного разряда разделили. 5)Вычтем, чтобы узнать, сколько единиц этого разряда осталось. 6)Сравним остаток с делителем. 7)Проверим результат 639:3= 597:3= 252:63= (По одному делению выполняют ученики поочередно). | Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения. -Деление с остатком 57:6= Наибольшее число – 54 54:6=9 57-54=3 (остаток) 57:6=9 (ост.3) 64:9= Наибольшее число – 63 63:9=7 64-63=1 (остаток) 64:9=7 (ост.1) 36:5= Наибольшее число – 35 35:5=7 36-35=1 (остаток) 36:5=7 (ост.1) 50:9= Наибольшее число – 45 45:5=9 50-45=5 (остаток) 50:9=5 (ост.5) 639:3= 1)Находим первое неполное делимое – 6. Ставим дугу. 2)Определяем количество цифр в частном 3 числа. 3)Разделим первое неполное делимое на цифру в делителе и находим первую цифру частного: 6:3=2 4)Умножим, чтобы узнать, сколько единиц данного разряда разделили:2*3=6 5)Вычтем, чтобы узнать, сколько единиц этого разряда осталось: 6-6=0 6)Сравним остаток с делителем: остаток меньше. 7)Разделим второе неполное делимое на цифру в делителе и находим вторую цифру частного: 3:3=1 8)Умножим, чтобы узнать, сколько единиц данного разряда разделили:1*3=3 9)Вычтем, чтобы узнать, сколько единиц этого разряда осталось: 3-3=0 10)Сравним остаток с делителем: остаток меньше делителя. 11)Разделим третье неполное делимое на цифру в делителе и находим третью цифру частного: 9:3=3. 8)Умножим, чтобы узнать, сколько единиц данного разряда разделили:3*3=9 9)Вычтем, чтобы узнать, сколько единиц этого разряда осталось: 9-9=0 10)Сравним остаток с делителем: остаток меньше делителя. 11)Проверим результат: 213*3=639 597:3=199 Проверка: 199*3= -Нет, возникли трудности. | К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | |||||||||||
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | -Все ли в третьем выражении вам понятно? Возникли ли у вас трудности с решением? -Именно сегодня нам предстоит с вами научиться решать примеры данного типа. -На какое число мы делили трехзначное число? -Предположите, какая тема нашего урока? -Чему мы сегодня будем учиться? -Мы снова с вами получили ключик. -Давайте посмотрим с вами на план, который нам необходимо будет выполнить. Прочитайте его. План: 1)Узнаем, как выполняется деление трехзначного числа на двузначное. 2)Выполним задания на отработку нового знания. 3)Выполним самостоятельную работу. 4)Решим задачу. 5)Подведем итоги. | 1. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. 2. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме. -Возникли. -Мы делили трехзначное число на двузначное. -Деление трехзначного числа на двузначное. -Будем учиться делить трехзначное число на двузначное. | Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками. | |||||||||||
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, П Словесные методы (объяснение, беседа), Практический Внешний контроль Самопроверка | -Сейчас я вам продемонстрирую то, как же решаются деления трехзначных чисел на двузначные. -Алгоритм деления трехзначного числа на двузначное точно такой же, как и алгоритм деления трехзначного числа на однозначное. -Разделим 492 на 82. -Для начала я разделю 492 не на 82, а на 80, чтобы было легче найти цифру частного. Для этого разделю 49 на 8, получу 6. Это пробная цифра, её нельзя сразу записывать в частном – сначала надо проверить, подходит ли цифра 6. Как мы проверяем деление? -Верно, умножаю 82 на 6, получится 492, значит, цифра 6 подходит. Теперь ее можно записать в частном. -Посмотрите на экран и восстановите алгоритм в правильном порядке: 1. Раздели первое неполное делимое. 2.Если остаток меньше делителя, снеси следующую цифру и раздели получившееся число. 3.Найди остаток и сравни его с делителем. 4.Определи количество цифр в частном. -Обратите внимание на следующее выражение: 344:43= -Снова определяем количество цифр в частном. Сколько их будет? -Как мы будем делить 344:43= -8 – это пробная цифра. Мы должны ее проверить умножением. -Все верно, это число нам подошло, поэтому мы 8 записываем в частном. | -Умножением -1. Определи количество цифр в частном. 2. Раздели первое неполное делимое. 3. Найди остаток и сравни его с делителем. 4.Если остаток меньше делителя, снеси следующую цифру и раздели получившееся число. -1, так как 34 меньше 43. -Мы разделим 344 на 40, так как это легче делится. Для этого делим 34 на 4. Самое большое ближнее число к 34, которое делится на 4 – это 8. -43 умножить на 8 будет 344. | Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей; разрешения трудностей. | |||||||||||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф Словесные методы (беседа) Практический метод (упражнения) Внешний контроль Взаимоконтроль | -Выполним следующее задание по отработке получившегося алгоритма. Задание 206 (1 и 2 столбик). -4 человека выполняют у доски, остальные же работают в своих тетрадях. 294:42= 230:46= 140:35= 162:54= -Вы выполнили все задания и получаете следующий ключик! Вы молодцы! Так держать! -Вспомним алгоритм деления трехзначного числа на двузначное. -Все верно! Если же первые 2 цифры делимого не делятся на делитель, что мы будем делать? -Молодцы, вы верно рассказали последовательность выполнения трехзначного числа на двузначное, поэтому получили следующий ключик! А теперь немного отдохнем. |
1. Определи количество цифр в частном:1 2. Раздели первое неполное делимое:294:42= 3. Мы разделим 294 на 40, так как это легче делится. Для этого делим 29 на 4. Самое большое ближнее число к 29, которое делится на 4 – это 8. 4. Далее мы выполняем проверку: 42 умножить на 4 равно 294. 1. Определи количество цифр в частном. 2. Раздели первое неполное делимое. 3. Найди остаток и сравни его с делителем. 4.Если остаток меньше делителя, снеси следующую цифру и раздели получившееся число. -Мы воспользуемся методом подбора и найдем делитель. | П : умение работать с моделями объектов, сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза. | |||||||||||
Физкультминутка | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха | Практические методы (упражнение) Взаимоконтроль Внешний контроль | -А теперь вернемся к нашей проблеме, которая возникла в начале урока и выполним решение следующего выражения: 252:63= -Выполняйте задание самостоятельно. На это у вас есть 3 минуты. -Проверим, как вы выполнили работу. 1 человек показывают свое решение у доски, а мы сравниваем, все ли верно у нас получилось решить. |
252:63=4 | Р: выполнение контроля и оценки работы. | |||||||||||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль Самоконтроль | -Откройте учебник, мы снова обратимся к заданию 206 и выполним уже примеры последнего столбика. -Вам необходимо в парах выполнить задание. Перед тем, как мы начнем выполнять задание, вспомним, порядок действий. Какие правила вам известны? 365:73+252*84= 390:65+224*32= -Найдите задание 207. Прочитайте задачу. -В сколько действий выполняется задача? -Прочитайте условие задачи.
-Прочитайте вопросы задачи. -Запишем условие задачи: -Что в первую очередь мы должны найти? -Как мы это сделаем? -Для того, чтобы было удобно считать прикроем 2 одинаковые цифры числе – 0. Получается 280:2= 2 делим на 2? 8 делим на 2? 0 делим на 2? -Получилось 140 машин за 1 день 1)2800:20=140 (м) – за 1 день. 2)140+12=152 (м) – если будут выпускать на 12 больше 3)152*36=5472 (м) Ответ: 5472 машины. | Если в выражениях есть только действия сложения и вычитания, то такие вычисления выполняются слева направо. В выражениях со скобками первым выполняется действие с числами в скобках, а затем действия вне скобок слева направо. Если в выражениях есть только действия умножения и деления, то такие вычисления выполняются слева направо. Если в выражение без скобок входят не только сложение и вычитание, но и умножение и деление, то сначала выполняют по порядку слева направо умножение и деление, а затем — сложение и вычитание. -Выпуская каждый день одинаковое количество машин ,заход изготовил 2800 машин за 20 дней. Сколько машин выпустит завод за следующие 36 дней, если он ежедневно будет выпускать на 12 машин больше, чем раньше? - Выпуская каждый день одинаковое количество машин, заход изготовил 2800 машин за 20 дней. - Сколько машин выпустит завод за следующие 36 дней, если он ежедневно будет выпускать на 12 машин больше, чем раньше? -Сколько завод изготавливает машин за 20 дней. -2800:20 -1,4,0 | П: выделение необходимых данных. К: построение монологической и диалогических высказываний. | |||||||||||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные методы (беседа) Самоконтроль |
-Вспомните и расскажите мне алгоритм деления трехзначных чисел на двузначные. -Все верно, ребята, сейчас я вам отправлю кубик с вопросами, ответьте на тот вопрос, который вам выпал. (Вопросы: что нового узнал? Что было легко? Что было трудно? Что больше понравилось за урок? Какое настроение было в течение урока? Как вы поработали в парах, группах?) -Откройте дневники и запишите домашнее задание:стр.57 номер 209. -Вы сегодня отлично поработали и нашли все ключики. Давайте же с вами откроем сундучок и узнаем, что же в нем находится. А в нем находятся наклейки для каждого из вас! | Определяют уровень работы класса при групповой работе. 1. Определи количество цифр в частном. 2. Раздели первое неполное делимое. 3. Найди остаток и сравни его с делителем. 4.Если остаток меньше делителя, снеси следующую цифру и раздели получившееся число. Мы воспользуемся методом подбора и найдем делитель, если 2 первые цифры числа не делятся на делитель. | П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» во 2 классе на тему «ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ (ОБЩИЙ СЛУЧАЙ)»
Цели и задачи деятельности учителя:Познакомить учащихся с письменным приемом поразрядного вычитания натуральных чисел в пределах 100 (без перехода через разряд); научить их использовать этот прием в в...
Технологическая карта урока по математике «Двузначные числа» (1 класс)
Тип урока: «открытие нового знания»;Цель урока: создание условий для формирования знаний о числах в пределах 100.Задачи урокаДидактические:1. формировать навык устного счета;2. познакомить...
Технологическая карта урока математики "Сложение двузначных чисел" (2 класс), УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения выполнять сложение двузначных чисел.Задачи урокаДидактические:Учить выполнять сложение двузначных чи...
Технологическая карта урока математики «Деление двузначного числа на однозначное» 3 класс, УМК: "Школа России"
Тема: «Деление двузначного числа на однозначное»Цель урока: формирование знаний у учащихся о приёме деления двузначного числа на однозначное. Задачи урока Дидактические:Форм...
Технологическая карта урока математики "Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд по частям" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся умения вычитать двузначные числа с переходом через разряд.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся с приемом вычитания двузначных чисел с переходом ...
Технологическая карта урока по русскому языку, УМК "Школа России", класс 3, тема: "Изменение глаголов по временам"
Цель урока: формирование умения изменять глаголы по временамЗадачи урокаДидактические:Уметь различать времена глаголовУметь различать изменять глаголы по временамУметь распознавать глаголы в прошедшем...
Технологическая карта урока по окружающему миру УМК "Школа России", класс 3, тема: "Что такое Бенилюкс?"
Цель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Задачи урокаДидактические:1. знать что ...