"Одаренные дети"
опыты и эксперименты по математике (3 класс)

Шойдопова Лариса Кимовна

Программа, прежде всего, направлена на работу с одаренными детьми 2-3 классов, расширение и углубление знаний, умений и навыков младших школьников по математике, способствует развитию интеллектуальных способностей, формированию исследовательских навыков учащихся, развитию неординарного мышления, творческого потенциала личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_s_odarendetmi.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

План работы с одаренными детьми

Пояснительная записка

Решение олимпиадных задач занимает в математическом образовании особое место. Умение решать олимпиадные задачи – это один из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала, способность неординарно мыслить. Поэтому необходимо научить ребенка решать олимпиадные задачи по математике или обеспечить возможность доступа к таким задачам через дополнительное образование.

Программа, прежде всего, направлена на работу с одаренными детьми 2-3 классов, расширение и углубление знаний, умений и навыков младших школьников по математике, способствует развитию интеллектуальных способностей, формированию исследовательских навыков учащихся, развитию неординарного мышления, творческого потенциала личности ребенка.

Программа занятий спланирована таким образом, чтобы познакомить учащихся с различными видами олимпиадных заданий, приемами и методами их решения. Программа посвящена рассмотрению ряда вопросов и решению логических задач, с которыми школьники почти не встречаются на уроках. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках.  

Данная программа написана с целью: помочь учителю в подготовке одаренных учащихся.   Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. В программе учтены тенденции новых образовательных стандартов, связанных с личностно-ориентированными, деятельными и компетентностными подходами к определению целей, содержания и методов обучения математики.

Нормативная база

В основу программы положены:

  1. Конституция РФ;
  2. Закон РФ об образовании;
  3. Постановление президента РФ № 322 от 10.11.1992 г. «Об активизации работы по выявлению и социально-экономической поддержки одаренных детей и подростков»;
  4. Президентская программа «Дети России» (1995 г.);
  5. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

Утверждена Президентом РФ Д.А.Медведевым 3 апреля 2012 года.

Цель: 

  • Выявление одарённых детей.
  • Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
  • Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

Задачи:

  • Предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых учащихся, умственное, эмоциональное, социальное различие учащихся.
  • Удовлетворять потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация).
  • Помочь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).

План работы с одаренными  детьми в 3  классе

Мероприятия

Сроки

1

Вовлечение учащихся в деятельность кружков,   факультативов по интересам и склонностям.

Сентябрь

2

Подготовка к олимпиадам (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение).

В течение года

3

Предметные классные, школьные олимпиады (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение).

В течение года

4

Создание  банка нестандартных заданий по предметам.

Ежемесячно

5

Участие в новогоднем конкурсе  

Декабрь

6

Проектная  и исследовательская деятельность на уроке.

Январь

7

Подготовка и участие в конкурсе плакатов, посвящённому «8 марта». Проектная деятельность во внеурочное время.

Март

8

Подготовка и участие в конкурсе плакатов и рисунков по экологии к всемирному дню Земли. Участие в школьном дне здоровья.

Апрель

9

Творческая мастерская. Вовлечение в творческие проекты.

В течение года

10

Участие в конкурсах, спортивных мероприятиях.

В течение года

 При реализации направлений программы применяются различные формы и методы.

Формы занятия:

  • практические занятия;
  • работа в парах;
  • работа в группах;
  • индивидуальная работа;
  • творческие задания;
  • разноуровневые задания.

 Методы работы:

  • исследовательский
  • эвристический
  • проблемный
  • частично-поисковый

Формы контроля:

  • кроссворды
  • викторины
  • презентации
  • проекты
  • игры «Супермыслитель», «Математический аукцион», «Мозговой штурм» и другие;
  • интеллектуальный марафон;
  • КВН;
  • олимпиады;
  • конкурсы.

Программа работы с одаренными детьми по математике рассчитана на 1 год в каникулярное время-10 часов. Программа работы с одаренными детьми спланирована для учащихся 2-3 классов на уч. год.

Этапы и сроки реализации: с января  - по март   уч.года

Учебно-тематический план

№ п/п

Темы занятий

Кол-во
часов

1

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц и предположением (по избытку и недостатку), арифметические ребусы.

1

2

Логические задачи, решаемые с конца, арифметические ребусы.

1

3

Логические задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера, арифметические ребусы.

1

4

Логические задачи на разрезание и распилы, арифметические ребусы.

1

5

Логические задачи на разрезание и распилы, арифметические ребусы.

1

6

Логические задачи на взвешивания, магические квадраты.

1

7

Логические задачи на переливания, магические квадраты.

1

8

Логические задачи, математические фокусы.

1

9

Логические задачи, арифметические ребусы.

1

1

Олимпиада. Решение логических задач, магических квадратов.

1

 

ИТОГО

10

В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по математике разных уровней. В работе с учащимися основной школы используются доступные сборники олимпиадных задач.

  1. Олимпиады по математике для 1-4 классов. Э.Н.Балаян-Ростов н/Д:Феникс, 2017
  2. Интеллектуальный марафон: Задания. Решения. Материалы. С.Г.Яковлева, составление, 2007.
  3. Школьные олимпиады для начальных классов. О.А.Еремушкина.- Ростов н/Д:Феникс, 2017
  4. Считай, смекай, отгадывай. (Для учащихся начальной школы.) - СПб : Лань, МИК, 1996
  5. Олимпиадные задания по математике. 1-4 классы О.В.Прокофьева авт.-сост.-Волгоград : Учитель.
  6. Математика:1-4 классы. Е.П. Бененсон, С.А.Волков. .- Ростов н/Д:Феникс, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ

Многим педагогам кажется, что одаренность увидеть легко. Но так ли это на самом деле?...

Выявление одаренных детей, система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренности учащихся школы

Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одареннос...

Буклет. Одаренные дети – что такое одаренность?

Одаренные дети – что такое одаренность?...

Одаренные дети .Общая интеллектуальная одаренность.

Общая  интеллектуальная одаренность  является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими  понятиями,  легко запоминают и сохраняют информацию....

Программа "Одаренные дети" (система работы школы с одаренными учащимися)

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорош...