Отчёт по самообразованию
материал по математике

Отчёт

учителя начальных классов

Партолиной Екатерины Евгеньевны

по самообразованию 

по теме: "Применение элементов Марии Монтессори по математике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт

учителя начальных классов

Партолиной Екатерины Евгеньевны

по самообразованию

по теме: «Применение элементов Марии Монтессори по математике»

В 2024-2025 году была выбрана тема: «Применение элементов методики Марии Монтессори по математике», с целью выявления эффективности использования дидактических материалов Марии Монтессори в работе по формированию элементарных математических представлений в начальных классах.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

1. Изучить методические приёмы Марии Монтессори;

2. Провести диагностическое исследование в 1А классе с целью определения сформированности математических представлений у младших школьников;

3. Подобрать комплекс упражнений Марии Монтессори, направленный на развитие элементарных представлений о математике.

Для реализации задач, проработана литература М. Г. Сороковой, Д. Г. Сорокова, Фаусек Ю.И.  и др. Что бы определить уровень сформированности элементарных математических представлений младших школьников, была использована диагностика, включающая в себя две методики: «Сравнение, анализ, синтез»: цель – выявить уровень сформированости умения сравнивать, мысленно расчленять предметы на их составные части и соединять их в единое целое; «Упорядочивание действий»: цель – выявить представление детей о счете предметов и об их упорядоченности.

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка - его поступлением в школу. В данный период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.

Поступившему в школу ребёнку сложно адаптироваться к школьному процессу, ведь ведущей деятельностью становиться учеба. Для наиболее эффективной адаптации первоклассника, при подготовке к школе, используются элементы методики Монтессори.

Система Монтессори соответствует ФГОС (Федеральному государственному образовательному стандарту), поскольку она поддерживает развитие всех аспектов личности и принцип дифференциации образования. Она акцентирует внимание на развитии всей личности ребенка, включая его физическое, интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие. Это соответствует основным принципам ФГОС, которые также нацелены на формирование гармоничной и всесторонне развитой личности.

Комплекс упражнений Марии Монтессори, направленный на развитие элементарных представлений о математике:

  1. Для введение в мир чисел от 0 до 10 дети используют числовые штанги с табличками чисел, шершавые цифры, веретена, цифры и кружки («чипсы»). Ребята постарше уже выбирают более продвинутый математический материал: например,«конструктивные треугольники», дающие возможность преобразовать одни фигуры в другие . В Монтессори-материалах четко видна связь арифметики и геометрии. К примеру, упражнения из цветных бусин помогают сформировать не только понятия о числах и примерах с ними, но и увидеть геометрические составляющие.
  2. Используя «Банк золотого материала», дети знакомятся с построением десятичной системы, а также с общим алгоритмом четырех арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Затем долго упражняются в построении четырехзначных чисел, после чего переходят к арифметическим действиям с ними.
  3. Переход к выполнению тех же действий в абстрактной форме происходит с помощью таких материалов, как «игра с марками» и «малые счеты». С ними ребенок работает уже индивидуально. Сначала он по-прежнему все вычисления проводит при помощи материала, но уже записывает пример и решение, до тех пор пока он сам не почувствует готовность и желание перейти к решению «в столбик».
  4. Затем ребенок осваивает последовательный счет сначала до 20, а затем до 100 и до 1000 с помощью «цветных цепочек». Педагог пока еще не объясняет возведение числа в квадрат или куб, а просто предоставляет детям свободу действий пересчитывать бусины, складывать из стержней квадраты, а из квадратов кубы.
  5. Для освоения последовательного счета в среде есть такие материалы, как «Доски Сегена», которые помогают ребенку запомнить как названия чисел второго десятка (11, 12, 13…), так и чисел до 100. Более того, ребенок имеет возможность сопоставить количество и символ, используя цветные стержни.

При подготовке к использованию данного комплекса упражнений учителю рекомендуется:

  • Поддерживать индивидуальность каждого ребенка, его уникальных способностей и темпа развития.
  • Поддерживать актуальность обучающих материалов, их обновление и расширение для максимальной эффективности обучения.
  • Систематически следить за прогрессом каждого ребенка, выявлять слабые места и разрабатывать планы по их улучшению.
  • Интегрировать современные технологии в учебный процесс для повышения эффективности обучения и привлечения интереса детей.
  • Поощрять детей, развивать в них уверенность в своих силах и способностях.
  • Проходить тренинги, семинары и курсы повышения квалификации для педагогов по методике Монтессори.

В работе был подобран комплекс упражнений Марии Монтессори, направленный на развитие элементарных представлений о математике. Эти задания помогут учителю не только эффективно использовать дидактические материалы при объяснении материала, но и акцентировать внимание на индивидуальности каждого ребенка, активном участии в образовательном процессе, создании подготовленной среды для обучения, свободе и дисциплине, развитии независимости и самостоятельности, учении через чувства, сотрудничества и социализации, а также уважении к развитию каждого ребенка.

Используемые источники:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. - М. : Законы и Кодексы, 2017. - 160 с.

2. Сорокова, М. Г. Математика по методу Монтессори для дошкольников и школьников / М. Г. Сорокова, Д. Г. Сороков. - М. : Форум, 2015. - 400 с.

3. Фаусек, Ю. И. Педагогика Марии Монтессори / Ю. И. Фаусек. - М. : Генезис, 2007. - 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию

Отчёт по самообразованию...

Отчёт по самообразованию по воспитательной работе 2 класс

Тема самообразования:"Формирование здорового образа жизни"Цель работы: создание условий для общего оздоровления детей.Задачи:1.Способствовать расширению кругозора.2.Содействовать формированию первонач...

отчёт по самообразованию "Приёмы и методы работы на уроках чтения"

В данном материале содержится отчёт по самообразованию. Показаны некоторые приёмы и методы работы на уроках чтения....

Отчёт по самообразованию Плеховой Н. П.

В своём отчёте я рассказала, что мы успели сделать, работая по теме: "  Применение проекта для развития и реализации творческих способностей учащихся младшего школьного возраста"....

Отчёт по самообразованию на тему Активизация познавательного интереса на уроках математики

В отчёт входит доклад по теме "Активизация познавательного интереса на уроках математики" и презентация....

Отчёт по самообразованию

Отчёт по самообразованию  "Развитие творческих способностей через внедрение проектной деятельности в начальной школе, как средство формирования УУД в условия фнедрения ФГОС НОО"...

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов по теме "Развитие креативности и интеллекта младших школьников в условиях перехода на новые стандарты"...