Конкурсная работа "К вершинам мастерства" математика 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс)
Методическая разработка урока по теме:
«Задачи на понимание смысла арифметического действия деление с остатком»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_3_klass.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский
Методическая разработка урока по теме:
«Задачи на понимание смысла арифметического действия деление с остатком»
Разработала: Колобзарова Ангелина Владимировна
Учитель
п. Малиновский, 2024
Учебный предмет | Математика |
Класс | 3 |
Цель урока | формирование представлений о решении задач на понимание смысла арифметического действия деление с остатком. |
Программа | УМК «Школа России», автор учебника «Математика 3 класс» Моро М.И., Бантова М.А. и др. |
Задачи урока | Образовательные: – активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся; – обобщить знания и умения учащихся применения алгоритма деления числа с остатком; – продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта; – формировать навыки анализа задачи, умений решать логические задания$ – расширять знания учащихся об использовании математических знаний в практических жизненных ситуациях. Развивающие: – формировать универсальные учебные действия; – способствовать развитию ключевых компетенций учащегося; – развивать эмоциональную сферу учащихся; – развивать творческое мышление учащихся, внимание, воображение; – развивать интерес учащихся к данной теме и к математике в целом. Воспитательные: – формировать навыки культуры группового общения, культуры поведения; – воспитывать ответственное отношение к безопасному участию в дорожном движении; – формировать навыки функциональной грамотности. |
Метапредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир, русский язык. |
Тип урока | Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). |
Этапы урока | Виды работы, формы, методы, приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | Планируемые результаты | ||
I | Мотивация к учебной деятельности | Методы организации работы: – диалоговое общение – эмоциональная рефлексия. Форма организации работы: фронтальная | Приветствует учащихся в стихотворной форме. Выдерживает паузу, проверяет визуально готовность детей к уроку. – Здравствуйте, дорогие дети! Я рада приветствовать вас в нашем новом кафе-ресторане «Dolce Vita», что в переводе с итальянского означает «Сладкая жизнь». – Я – директор кафе-ресторана, а это мои помощники: шеф-повар Худынин Егор, суши-повар – Костенко Валерия, а это наши поварята: – Мы сегодня не одни, – Посмотрите, как уютно и красиво у нас в кафе-ресторане. – Прежде чем работать поварами, наши дети долго и упорно учились на окружающем мире в школе поваров и создали свои проекты для книги здорового питания «Школа кулинаров». Вы посмотрите, как они старались. (Помощники раздают гостям кулинарные рецепты). Помощники-поварята говорят: – В наше время, – Девиз нашего урока: В задачах тех ищи удачи – Как вы понимаете этот девиз? | Приветствуют учителя Проверяют свою готовность к уроку Слушают учителя. Воспринимают информацию визуально на слух. Участвуют в эмоциональной рефлексии. | Регулятивные УУД: умение мобилизоваться для выполнения работы. Познавательные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Коммуникативные УУД: умение принимать и сохранять информацию. | Организовать детей. Проверить готовность к уроку. Создать позитивное настроение. | |
II | Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. Устный счет. Работа по учебнику | Цели для учащихся: – включиться в учебно-познавательную деятельность; – сформулировать вместе с учителем цели урока. Цели и задачи для учителя: – поставить перед учащимися учебную задачу, проблему; – обеспечить совместное целеполагание; – показать социальную и практическую значимость изучаемого материала; – способствовать развитию речи как показателю интеллектуального и общего развития ученика. Методы организации работы: – интерактивное обучение Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах | – Я вам сегодня приготовила много «вкусненьких» задач и «лакомых» примеров. – Продолжается работа, – Давайте проведем игру «Расскажи о числе». – Наше кафе открывается 20 апреля. Расскажите всё, что вы знаете об этом числе. – Из каких цифр состоит это число? – Числа-соседи числа 20? – Состав числа 20? – На какие числа делится число 20 без остатка? – Как называются компоненты действия деления? – Решите логическую задачу на странице 29. (Учитель читает и закрепляет на доску «вазы с фруктами» – картинки). – Для украшения нашего кафе Данила, Илья и Никита принесли вазы с фруктами. В вазах у Данилы и Ильи было по 3 яблока, в вазах у Данилы и Никиты – по 6 груш. Кто какие вазы принёс? – Молодцы, вы справились. А теперь откройте свои тетради и запишите число и классная работа. – Мои помощники, раздайте поварятам «тарелочки» – первому ряду, второму ряду и третьему ряду. (Дети раздают «тарелочки» разного цвета – круглые карточки с заданием на обороте, дне тарелочки). – С какой проблемой вы столкнулись при раздаче тарелочек? – Почему «тарелочки» остались? – Какое математическое действие вы производили, раздавая тарелочки. – Сформулируйте тему нашего урока. – Давайте вместе составим меню на сегодняшний день работы кафе «Dolce Vita». – Чем мы сегодня будем заниматься? Наметим план наших действий. Меню-план урока: 1. Повторить алгоритм и способы деления с остатком. 2. Решать задачи на деление с остатком. 3. Работать в рабочей тетради. 4. Работать в паре с соседом по парте, в группе. | Участвуют в диалоге с учителем: воспринимают информацию визуально и на слух Участвуют в математической разминке. Участвуют в диалоге с учителем. Воспринимают информацию визуально. Участвуют в диалоге с учителем – Их было больше чем поварят. – Мы их поровну делили на всех поварят. – Мы будем решать задачи на деление с остатком. | Регулятивные УУД: умение осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы; умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать учебные действия. Познавательные УУД: умение строить рассуждения в суждений по ходу решения текстовых задач; умение пользоваться алгоритмом решения задач изученных видов; умение работать с информацией, содержащейся в тексте задач; умение работать с информацией, представленной в наглядно-символической форме. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принять другую. | Развивать умения выполнять арифметические действия умножение и деление устно в пределах 100. Развивать умение оценивать и анализировать ответ: устанавливать его реалистичность. Решать простые и составные текстовые задачи в одно-два действия. | |
III | Закрепление знаний в знакомой и в изменённой ситуации | Цели для учащихся: – в ходе активной учебно-познавательной деятельности продемонстрировать наличие знаний и владение способами действий. Цели и задачи для учителя: – организовать активную учебно-познавательную деятельность учащихся; – организовать условия для воспроизведения имеющихся знаний и способов действий учащимися. Методы организации работы: – диалоговое общение; – постановка и решение текстовой задачи; – интерактивное обучение. Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная. | – Откройте учебники на странице 29. Что вы увидели на этой странице? – Давайте поработаем с примерами. – Первый пример у доски прокомментирует …: 53 : 8. – ... расскажет нам второй способ деления с остатком подбором: 78 : 9. – Остальные примеры решите самостоятельно в учебнике письменным делением столбиком удобным для вас способом. – Выполнили? Проверяем самопроверкой, ответы говорит … – Молодцы! | – На полях – вазы с фруктами. Мы видим деление с остатком в письменной записи столбиком. Мы вспомним алгоритм деления с остатком и будем его применять в решении задач. – Это деление с остатком. Надо вспомнить, по таблице умножения на 8, какое самое большое число до 53 без остатка делиться на 8. Это число 48. Найдём частное: 48 : 8 = 6. Найдём остаток: 53 – 48 = 5. Остаток меньше делителя, значит действие выполнили верно. (Записывает столбиком у доски). – Если трудно вспомнить самое большое число до 78, которое делится на 9 без остатка, то частное можно найти способом подбора. Попробуем в частном 4. 9 х 4 = 36. Найдём остаток и сравним его с делителем: 78 – 36 = 42, 42 больше 9, значит 4 мало. Попробуем в частном 7. 9 х 7 = 63, 78 – 63 = 15, больше 9, значит 7 мало. Попробуем в частном 8. 9 х 8 = 72, 78 – 72 = 6, меньше 9, значит частное 8, а остаток 6. Работают в рабочих тетрадях. – Частное 2 ост. 5, частное 3 ост. 5, частное 2 ост. 10. | Регулятивные УУД: умение выдвигать гипотезы на основе учебного материала; умение участвовать в решении учебной задачи. Познавательные УУД: умение строить рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач; умение пользоваться алгоритмом решения задач изученных видов. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Развивать умения выполнять арифметические действия умножение и деление устно в пределах 100. Развивать умение оценивать и анализировать ответ: устанавливать его реалистичность. Решать простые и составные текстовые задачи в одно-два действия. | |
IV | Физкультминутка | Методы организации работы: – диалоговое общение. Форма организации работы: групповая. | – Мне очень понравилось, как вы поработали над решением задачи. – Но думаю, что вы устали. Проведем минутку отдыха. – Я приглашаю своих помощников. Мы начинаем готовить. Повторяйте за Егором и Лерой. Тесто мы сейчас замесим (хлопаем в ладоши) Мы муку сейчас просеем, (движение в соответствии с текстом) Вы блиночки выпекайтесь (кружим кистями рук), | Выполняют двигательную физкультминутку. | Регулятивные УУД: умение выполнять учебное задание. Познавательные УУД: умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: умение адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания. | ||
V | Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | Цели для учащихся: – в ходе активной учебно-познавательной деятельности применять знания в измененных, новых ситуациях. Цели и задачи для учителя: – обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания; – обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях; – показать практическую значимость изучаемого материала. Методы организации работы: – диалоговое общение; – интерактивное обучение. Форма организации работы: работа в группах. | (Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает определённое количество кругов: 1-я группа – 15 «блинов», 2-я группа – 16 «блинов», 3-я группа – 17 «блинов», 4-я группа – 18 «блинов», 5-я группа – 19 «блинов» и все группы получают чистую карточку. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)). – Вы работаете в кафе-ресторане. На масленицу Шеф-повар испёк блины. Разложите блины на порции так, чтобы в каждой порции было по 3 блина. Запишите, сколько порций получилось и сколько блинов осталось. Составьте модель-схему условия и решения задачи на числовом луче. Запишите числа на этой же карточке. Блинчики можно наклеить в свои тарелочки. Запись решения задачи нужно разместить в тетради, а представитель группы размещает карточку на доске. – Готовы? Давайте проверим задание вместе. – Сколько порций блинов получилось? – Какой остаток получился при делении на 3? – Как вы решали задачи? – Возьмите свои тарелочки, присаживайтесь на свои места. – Решите задачу в паре. Какая пара решит раньше поднимет руки «домиком». – Переверните ваши тарелочки и прочитайте задачу, которая досталась вашему ряду (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). – Запишите решение задачи № 2 в тетрадь без краткой записи. Ответ – полным предложением. – Давайте сыграем в игру «Верно – неверно». – Напишите в тетради блиц-турнир и пронумеруйте цифры от 1 до 5. Будем ставить «+» и хлопать в ладоши, если утверждение верно. Если утверждение неверно, то ставите «–» и в ладоши, соответственно, хлопать не нужно. – В наше кафе-ресторане булочка стоит 14 рублей. На 100 рублей можно купить максимум 7 булочек. Верно? А сколько рублей останется? Докажите! – На каждого посетителя, который покупает чай с сахаром полагается 11 грамм сахара. В кафе 8 человек. Нашему шеф-повару Худынину Егору нужно бросить в чайник минимум 80 граммов сахара, чтобы получился вкусный чай. Верно?Почему? – Для приготовления суши надо 16 стаканов рисовой крупы. А воды в 3 раза больше. Нашему суши-повару Костенко Валерии надо в кастрюлю налить 50 стаканов воды. Верно? – Пакет сока стоит 22 рубля. Наибольшее количество пакетов сока, которое можно для кафе можно купить на 100 рублей – это 5 пакетов. Верно? – В нашем кафе-ресторане «Dolce Vita» присутствуют 9 гостей. Мне понадобиться 18 пирожков, чтобы каждого угостить по 2 пирожка. Верно? – Давайте проведем взаимопроверку. Обменяйтесь тетрадями, проверьте с образцом на доске. Поставьте отметку или смайлик-блинчик. | Воспринимают информацию на слух и выполняют инструкции учителя. Выполняют учебное задание в группах. Представляют результат работы групп. Выполняют инструкции учителя. Участвуют в диалоге с учителем. – Да. (Дети хлопают). 2 рубля. 14 х 7 = 98 (ост. 2). – Нет. (Дети не хлопают, пишут «–» в тетради). 11 х 8 = 88 г. Сахара не хватит. – Нет. (Дети не хлопают, пишут «–» в тетради). 16 х 3 = 48. Поэтому 50 стаканов воды много, 2 стакана лишние! – Да. (Дети хлопают). – Да. (Дети хлопают). – Дети обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга. | Регулятивные УУД: умение выполнять учебное задание; умение структурировать знания; умение адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания; умение выполнять учебное задание, используя правило; умение выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Познавательные УУД: умение строить рассуждения в суждений по ходу решения текстовых задач; умение пользоваться алгоритмом решения задач изученных видов; умение работать с информацией, содержащейся в тексте задач; умение работать с информацией, представленной в наглядно-символической форме. Коммуникативные УУД: умение интегрироваться в группу и строить продуктивное сотрудничество , владение монологической и диалогической формами речи. | Учить опыту работы с информацией, представленной в наглядно-символической форме. Знакомить с ИКТ ресурсом, учить использовать в собственной познавательной деятельности. Уметь работать с информацией, содержащейся в тексте задач. | |
VI | Рефлексия (подведение итогов урока) | Методы организации работы: – диалоговое общение – эмоциональная рефлексия. Форма организации работы: фронтальная | – Молодцы! Ну что же, наш урок подходит к концу. Предлагаю подвести итог. – Какие задачи мы с вами ставили в начале урока. – Что у нас получилось? – А над чем еще надо поработать? (обращаю внимание ребят к задачам, которые висят на доске. Каждая задача анализируется: получилось или не получилось) – Спасибо, вам за работу. Вы замечательно работали и очень приятно меня удивили. – Поставьте сами себе оценку за урок в своей тетради.
– А теперь с помощью карандашей покажите мне свое настроение сейчас.
| Участвуют в диалоге с учителем Выполняют учебное задание устно Оценивают собственную учебно-познавательную деятельность. Рефлексируют свое настроение | Регулятивные УУД: умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; оценивать результат собственной деятельности. Познавательные УУД: умение составлять целое из частей, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность утверждения. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ||
VII | Домашнее задание | – По желанию: в учебнике решить № 3, 5 на странице 29 или самому придумать и составить задачу на деление с остатком про наше кафе-ресторан «Dolce Vita», красиво оформить. – Спасибо за урок. До свидания. | Записывают в дневник домашнее задание. Прощаются с учителем |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1 ряд: В кафе-ресторане «Dolce Vita» испекли 49 пирожков. На одну тарелку помещается 5 пирожков. Сколько потребуется тарелок и сколько пирожков останется? Как решали задачу?
2 ряд решает такую задачу: Наш повар Булка отправился в кафе. У него есть 79 рублей, и он хочет купить мини-пироженое по цене 8 рублей. Сколько шоколадок сможет купить Булка? Как решали задачу?
3 ряд решает задачу: Для сервировки столов в кафе - ресторане надо 45 ложек поровну разложить на 7 столов. Останутся ли ложки? Сколько? Как решали задачу?
Список использованных источников
1. Математика. 3 класс в 2 ч. Ч. 2. – М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой – М.: Просвещение, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурсной программы для 2 класса "Здоровым быть здорово!"
Разработка конкурсной программы "Здоровым быть - здорово!" (2 класс)...
Концертно-конкурсная программа в начальных классах "Мама, как я тебя люблю!"
День матери — международный праздник в честь матерей. В этот день принято поздравлять всех матерей. Мама! Самое прекрасное слово на земле — мама. Это первое слово, которое произно...
Конкурсная программа для 3 класса, посвящённая 8 марта.
Праздничная программа телепередач с весёлыми конкурсами длядевочек. ...
Конкурсная программа в 1 классе "Ускоренная помощь"
Внеклассное занятие в конкурсно-игровой форме знакомит учащихся с разновидностями такой професси, как врач...
« Праздник художественных красок» (конкурсная программа для начальных классов)
Тема мероприятия : « Праздник художественных красок»(конкурсная программа для начальных классов)Цели и задачи: - Способствовать формированию эстетического отношения к действительности и интереса...
Новогодняя конкурсная программа для 2 класса
Здесь содержится материал конкурсо,игрдля детей и родителей.Стихи для детей....
Конкурсная программа "Мистер 2б класса"
В преддверии замечательного праздника 23 февраля, мы решили выяснить, кто же в нашем классе самый перспективный защитник Отечества. Самые достойные претенденты боролись за звание "Мистер 2б класса"....