Урок по теме "Дробь и ёё компоненты"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Дать поняте дроби в 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 4 классе.

Тема: «Дробь и ёё компоненты».

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

Цели урока:

Сформировать представление об образование дроби, её числителя и знаменателя; умение читать и записывать дроби, выражать в процентах дроби со знаменателем 100.

Задачи:

Образовательные:

1.Повторить изученный материал по теме доли.

2.Учить читать и записывать обыкновенные дроби, указывать знаменатель и числитель дроби.

3.Показывать соответствующую дробь геометрической фигуры

Развивающие:

1.Развивать мыслительные операции посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений.

2.Способствовать творческой деятельности учащихся;

3.Формировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения.

Воспитательные:

1.Воспитывать ответственность, аккуратность, самостоятельность,  наблюдательность, чувства       коллективизма, взаимопомощи.

Здоровьесберегающие:

1.Содействовать сохранению здоровья учащихся.

Планируемые результаты:

Регулятивные:

  1. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
  2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  3. Вносить необходимые коррективы после его завершения на основании его оценки и учета характера сделанных ошибок.
  4. Уметь высказывать свое предположение.
  5. Умение работать с алгоритмами, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.

Познавательные:

  1. Выдвижение гипотезы и её обоснование.
  2. Умение устанавливать аналогии.
  3. Знаково-символические.
  4. Овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойства.

Коммуникативные:

  1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
  2. Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
  3. Осуществлять контроль  и оценку своих действий и действий партнера.
  4. Умение выражать свои мысли.
  5. Совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности).

Личностные:

  1. Умение выделять нравственный аспект поведения.
  2. Вести диалог на основе равноправных отношений.
  3. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Основные понятия: доля, дробь, числитель, знаменатель

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что вместе мы хорошо поработаем на уроке математики.

А знаете ли вы, что одна хорошая минута сделала одно хорошее дело, десять хороших минут сделали десять хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за целый урок?

Молодцы! Я желаю вам сегодня сделать много хороших дел. И хочу, чтобы вы сегодня получили только положительные эмоции от своих результатов, от урока.

Итак, приступим.

Предлагаю урок начать с просмотра мультфильма  (видео).

Ребята, что волк сделал с апельсином? (подвести детей, чтобы они сказали доли)

А что такое доля? (равная часть).

Кто из вас был самым внимательным и посчитал, а на сколько долей был разделен апельсин? (на 5: еж, чиж, утята, котята, бобр).

Как жалко волка, что он из-за своей жадности, лишился апельсина. И настроение у него ухудшилось. А давайте ему соберем апельсин и порадуем волка, чтобы он стал добрее.

           За каждое правильно выполненное вами задание, волк получит  доли апельсина.

А вы за каждый этап урока вы будете себя оценивать на листах самооценки. Они у вас на столах, обратите внимание на условные обозначения.

Начнем!

Посмотрите на доску.

Перед вами числа ½,  ¾, 1/5, 4/6,1/7,1/25, 2/3,4/9

Разделите эти числа на две группы. Запишите их в тетради. Первую группу чисел напишите на одной строке. Вторую - на другой.

Покажите на доске.

Поднимите руку, кто справился с заданием? Исправьте у кого не так.

Оцените себя.

Почему вы их так разделили?

Что же такое доля? (Доля – это равные части)

  1. Найти третью часть числа 240.    80
  2. Шестую часть учеников  класса составляет 5 человек. Сколько учеников в классе?   30
  3. Сколько минут в третьей части часа?  20

Посмотрите на вторую группу чисел. Чем они отличаются от первой? (разные верхние числа). Как называются первая группа чисел (доли). А вот как называется вторая  группа чисел, вы узнаете, выполнив задание.

Расположить примеры в порядке возрастания ответов и прочесть получившееся  слово.

Р 6300 : 100 : 7 x 9 = (81);

О 12000 : 4000 х 7 х 10 = (210);

Б 720 : 90 x 10 x 8 = (640);

И 90 x 30 : 100 x 1000 = (27000);

Д 16 x 100 : 10:40 = (4).

На доске появляется название темы: "Дроби".

   Какое слово у вас получилось? (дроби)

Кто догадался, какая тема нашего урока?  Вывешивается «дроби»

Как вы думаете, какие цели нашего урока?

  • Уметь читать дроби  и записывать дроби
  • Знать составные части дроби

-Ребята, вы молодцы, вы правильно определили тему и цели урока. Значит, справились с первой задачей. Подарим волку первую дольку апельсина.

3 этап Введение новых знаний

Ребята, посмотрите на квадраты. Чем они похожи? (оба разделены на 4 равные части)

А чем отличаются? (в первом квадрате одна часть закрашена, а во втором 3).

Вы уже знаете,  как записать первое число в виде доли ¼, а кто догадался,

как можно записать второе число? (3/4)

Правильно, так что же показывает число 4?  (на сколько равных частей разделили), а число 3? (сколько равных частей взяли).

Молодцы! В математике у этих чисел есть определенное название. (карточки: знаменатель, числитель)

На сколько равных  частей  делим – знаменатель (он пишется снизу под чертой), сколько равных частей взяли – числитель (пишется сверху над чертой).

Дадим определение дроби. Что это? (высказывания детей) (Одна или несколько равных частей целого)

Где мы можем проверить наши предположения (в учебнике).

Откройте стр. 79 учебника и самостоятельно прочтите определение.

Совпали наши предположения с  теоретическим материалом?

Найдите определение дроби и прочитайте его. (Дроби – одна или несколько равных долей целого).

Давайте поучимся записывать дроби. В помощь нам учебник и задание 6 на стр. 80. Прочитайте задание. Выполним его в тетради и на  доске, объясняя, что обозначает каждое число в записи.

Продолжим работу с новой строки. Ученик работает за доской

Математический диктант. Сейчас я буду произносить дроби, а вы их записывать. 4/6, 10/20, 23/68, немного усложню задание, а вы продолжайте записывать, воспринимая информацию на слух: числитель 5, знаменатель7;  знаменатель 8, числитель3, числитель 6 – знаменатель 9.

Проверка с учеником.

А сейчас попробуйте записать свою дробь и прочитать ее, объяснив, что показывают числа.

Какое задание мы выполняли? (учились записывать и читать дроби). Оцените себя в листе самооценке.  Давайте дадим волку вторую дольку апельсина.

4. Первичное закрепление во внешней речи.

Продолжим нашу работу в учебнике на стр. 80 № 2

Прочитайте задание.  

На сколько частей разделен  квадрат ?(на 9).  Закрась 3 части этого квадрата.

Какой дробью можно это записать. (3/9).

Назовите числитель и знаменатель получившейся дроби. (Знаменатель 9 , так как  разделили на 9 равных частей, а числитель 3, так как взяли три части).

Какой вывод мы можем сделать? (можно раскрашивать любые части квадрата, потому что они равные).

Продолжим работу самостоятельно.

Молодцы, кому было легко?

Ребята, чему вы научились, выполняя это задание? (учились соотносить картинку с дробью). Возьмите лист самооценки и оцените себя.

Молодцы, и на этом этапе урока вы многому научились. Подарим волку дольку апельсина.

5. Физминутка.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Ребята, перед вами лежат разноцветные карточки с заданиями разной сложности. Реально оцените свои возможности и выберите ту карточку, с которой вы справитесь.

Проверка.

Кто работал над розовой карточкой, поднимите руку.  Проверяем. У кого так же?

Аналогично про зеленые и желтые карточки.

Возьмите листы самооценки и оцените себя.

Какие знания мы закрепили на этом этапе урока?

Молодцы. Заслужили еще дольку апельсина для волка .

7. Включение в систему знаний и повторение.

Реши задачу:

В книге 80 страниц. Маша прочитала ¼ книги. Сколько страниц прочитала Маша?

Реши уравнение:              240 : (у : 15) – 18 = 42

Ребята, оцените свою  работу   на листах самооценки.

Подарите волку дольку апельсина.

Вот и сложился наш апельсин.  Мы сделали доброе дело - накормили волка.  

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Какую цель мы ставили вначале урока?

Достигли мы ее?

Что такое дробь?

Какие в ней составные части?

Что показывает числитель, знаменатель?

Возьмите лист самооценки и посчитайте кол-во смайлов с улыбкой. Если у вас 5  – вы достигли сегодняшней цели. Если 4   – вы на верном пути к успеху, если 3   – не расстраивайтесь, сегодня только первый урок знакомства с дробями, а на следующем уроке вы продолжите изучение этой интересной темы.

9. Домашнее задание.

Д/З по выбору

 1)учебник стр. 79 № 1,

2) стр. 81 № 8

"Человек подобен дроби:

в знаменателе – то, что он о себе думает,

в числителе – то, что он есть на самом деле.

Чем больше знаменатель, тем меньше дробь".
                                                Лев Толстой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики с использованием регионального компонента. Тема: «Сложение и вычитание в пределах 20(повторение)»

Урок математики  с  использованием регионального компонента.Тема: «Сложение и вычитание в пределах 20(повторение)»(КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА VIII ВИДА) Цель: закрепление навыков устного счёта...

Открытый урок по математике в 1 классе.Тема урока "Целое и части.Взаимосвязь компонентов действий сложения и вычитания".

Тема:Целое и части. взаимосвязь компонентов действий сложения и вычитания.                                   ...

Открытый урок по математике в 1 классе.Тема урока "Целое и части.Взаимосвязь компонентов действий сложения и вычитания".

Тема:Целое и части. взаимосвязь компонентов действий сложения и вычитания.                                   ...

Интегрированный урок окружающий мир и ОБЖ (компонент ПДД), 3 класс

Интегрированный урок окружающий мир и ОБЖ (компонент ПДД) в 3 классе  разработан с целью обобщения знаний учащихся по теме: "Дорожные знаки". На уроке ребята в игровой и доступной форме  зак...

Урок математики 1 класс. Тема: "Компоненты вычитания"

Урок математики в 1- м классе по теме "Компоненты вычитания"  Программа "Школа 2100". Автор учебника " Математика  "Учусь учиться -1ч." Л.Г. Петерсон....

урок математики 2 класс "Названия компонентов и результата умножения"

Конспект урокаТема: Названия компонентов и результата умноженияЦели:Образовательная: познакомить с названием компонентов и результатов умножения, повторить пройденный материал, отработа...

Урок по математике Тема: "Название компонентов и результатов действия сложения".

Данный урок проведён на методической неделе учителей начальных классов. Разработка содержит презентацию к устному счёту....