1.Этап мотивации к учебной деятельности. Орг момент | - Добрый день! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры. Я желаю вам хорошего настроения. - Как будем работать, чтобы урок прошел успешно? - Договорились ! Желаю вам удачи! | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. - Быть внимательным - уметь слушать друг друга - помогать друг другу - работать быстро, дружно, активно
|
2.Этап актуализации учебных знаний.
Повторить многоугольники и углы
Определение вида углов. Индивидуальная работа
Оценивание в оценочном листе Взаимопроверка
Открываем конверты Работа с многоугольниками.
Сказка о фигурах | - Сегодня мы вновь отправляемся в страну Геометрия и будем с вами исследователями. - Давайте вспомним, с какими жителями страны Геометрия мы знакомились на прошлых уроках? -Предлагаю проверить одно задание, которое делали ребята из другого класса. Они утверждают, что это многоугольники. А вы согласны? - Почему не согласны?
(- Однажды в королевство многоугольников постучались такие фигуры. Внимание на экран. Кого из них не пропустили?. Почему?)
-Какие фигуры называются многоугольниками? - На какие группы вы разделите многоугольники?
-Что такое угол?
- Какие углы вы знаете? - Каким способом определяем вид угла? УГЛЫ сегодня на уроке будут нашими помощниками. - У каждого на столе есть карточки с заданием. Переверните. Догадайтесь, какое задание надо будет выполнить? . Определите вид каждого угла и исключите лишний угол.
- в оценочном листе спрогнозируйте свой результат. Проверьте друг у друга. Совпали ваши мнения? У какой пары разные ответы.? Какой угол вы исключили? Докажите, что он острый Учитель проводит проверку на интерактивной доске.
- Что общего у оставшихся углов? В листке достижений отметьте, легко ли вам было справиться с заданием.
- Какое умение мы проверили сейчас? Открываем конверты Разложите фигуры перед собой.
- Найдите среди многоугольников фигуры, у которого все углы острые? Покажите. Можете проверить. Как называется фигура? - Покажите фигуру , в которой все углы тупые? Как называется? - Какие фигуры остались? Они будут темой нашего урока. *.
Что вы можете сказать об этих фигурах? Значит эта фигура не квадрат , а прямоугольник.
Предлагаю послушать интересную историю про эти фигуры. Жил на свете важный квадрат. Кого бы ни встретил он на своем пути, всегда хвалился: Посмотрите, на меня, какой у меня красивый вид.. Красивее меня нет фигуры на свете!" Ходил Квадрат по свету, и стало тяготить его одиночество. Ведь весело и легко бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников... "Если встречу родственника, то сразу его узнаю, – думал Квадрат, – ведь он должен быть похож на меня". Однажды встречает он на пути фигуру прямоугольник. Пригляделся Квадрат к нему и увидел что-то знакомое. Квадрат спрашивает у Прямоугольника: – А мы не родственники с тобой? – Я бы тоже был рад узнать об этом, – говорит Прямоугольник. – Если у нас найдется четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас может быть одна фамилия.
| СЛАЙД №1
Углы, многоугольники, ломаные, отрезки, точка и т.д.
Лишние фигуры овал и круг.
Это такие фигуры, которые имеют несколько углов.
Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки. Прямые, острые, тупые, Угольник.
Определить углы, или найти лишний угол
Если угол больше прямого – то он тупой, если меньше прямого – то он острый. Задание выполняет каждый ученик, затем взаимопроверка.
Угол №3. СЛАЙД №2 .
Уметь определять углы.
Показывают фигуру треугольник Пятиугольник
Четырехугольники Квадрат и прямоугольник
У них 4 прямых угла. Они прямоугольники.
|
3.Постановка темы и задач урока.
4 Поиск решения («открытие нового знания») Парная работа
| - А давайте мы определим, какие 4 признака сходства и какая у них общая фамилия. - Какую учебную задачу поставим на урок? - Что мы с вами должны выяснить? (сравнить эти фигуры и узнать, какими свойствами они обладают, что общего в данных фигурах и чем они отличаются? (если дети не скажут) -
Предлагаю сравнить эти фигуры по составленному плану и по ходу будем заполнять таблицу сравнения
План исследования - Определите названия геометрических фигур.
- Посчитайте количество углов у каждой фигуры.
- Определите количество прямых углов
у каждой фигуры. - Посчитайте количество сторон у каждой фигуры.
- Измерьте длины сторон каждой фигуры.
Сделайте вывод. Таблица сравнения 1 | Названия геометрических фигур | квадрат | прямоугольник | 2 | Количество углов | 4 | 4 | 3 | Количество прямых углов | 4 | 4 | 4 | Количество сторон | 4 | 4 | 5 | Длины сторон | одинаков | разные | | Вывод: | | |
Учитель: - Имя это геометрической фигуры прямоугольник. Какой четырёхугольник называется прямоугольником? если все углы прямые И всего угла четыре, Ну, а по две стороны Противоположны и равны, Этот четырёхугольник Назовём прямоугольник.
Сравнение квадрата и прямоугольника. Учитель: - Положите перед собой прямоугольник. Противоположность сторон прямоугольника мы проверяем с помощью линейки, но есть и другой способ: перегните прямоугольник, повернув его к себе короткие стороны. Проверьте данное утверждение. Дети перегибают и делают вывод. Дети: - Стороны совпали, значит, они равны. Учитель: - Проверьте равенство длинных сторон. Перегните прямоугольник. Дети: - Противоположные стороны совпали. Учитель: - Положите рядом квадрат. Обследуйте ещё раз его стороны. Чем похожи и не похожи квадрат и прямоугольник? - Посмотрите на их углы. А теперь сравните стороны. Дети обследуют сначала квадрат, затем прямоугольник. Дети: - У квадрата и прямоугольника углы прямые. У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника - только противоположные равны. Учитель: - У изученных четырёхугольников одна сторона называется длина, а другая -ширина. Покажите длину и ширину прямоугольника. Дети показывают. Учитель: - У квадрата если одна сторона длина, то другая - ширина. Они всегда одинаковые. Покажите длину и ширину квадрата. Дети показывают.
-Что мы знаем про стороны прямоугольника? - А теперь измерьте стороны квадрата. -Что выяснили? - Что вы знаете про углы прямоугольника? - Сравните углы прямоугольника и квадрата. Что можно сказать про углы квадрата?
Таблица сравнения
| Прямоугольник и квадрат.
Сравнить фигуры, какими свойствами , признаками обладают они.
Четырёхугольники (у них 4 угла, 4 вершины и 4 стороны).
Прямые (все учащиеся проверяют с помощью угольника и обозначают спец.значком).
Может быть есть равные. Мы знаем 3 способа: 2. измерением 3. перегибанием модели прямоугольника Каждый учащийся измеряет, далее- обсуждение в группе). Каждая группа говорит о своих результатах. Противоположные стороны прямоугольника равны.
Оценивают свои достижения.
Все учащиеся проверяют углы с помощью угольника, после – обсуждение в группах и обозначают углы спец.значком. Все углы прямые.
Можно заменить слово четырёхугольник словом ПРЯМОУГОЛЬНИК.
Ё
Учащиеся исследуют стороны квадрата и приходят к выводу, что все они равны.
Оценивают свои достижения.
Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые и противоположные стороны равны. Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны. |
| У изученных четырёхугольников одна сторона называется длина, а другая -ширина. Покажите длину и ширину прямоугольника.
- Ещё раз посмотрите на углы прямоугольника и квадрата. Прямоугольник так назвали, потому что у него прямые углы. А у квадрата углы прямые? Как можно его ещё назвать? Дети: - Прямоугольник. Учитель: - Да, прямоугольник, но с какими сторонами? Дети: - Равными. Учитель: - Квадрат - это прямоугольник с равными сторонами.
- Учитель: - Ещё раз посмотрите на углы прямоугольника и квадрата. Прямоугольник так назвали, потому что у него прямые углы. А у квадрата углы прямые? Как можно его ещё назвать? Дети: - Прямоугольник. Учитель: - Да, прямоугольник, но с какими сторонами? Дети: - Равными. Учитель: - Квадрат - это прямоугольник с равными сторонами. Дети: - Это четырёхугольник, у которого все углы прямые и противоположные стороны равны.
Все четыре стороны Одинаковой длины. Прямоугольнику я брат, Называй меня квадрат.
- Откройте учебник на странице 34. - Прочитайте правило. - Совпадает ли оно с выводом, который мы сделали в ходе нашего исследования? Оцените свою работу.
Из истории - Слово квадрат пришло к нам из латинского языка, в этом слове есть часть «квадр», которая означает четыре. - А вы знаете слова с частью «квадр» или «квар»? Посмотрите на экран: -четырёх музыкантов выступающих на сцене называют квартет; - -квадрацикл – мотоцикл на четырех колесах; -квадрига - греческая колесница, запряженная четверкой лошадей; -квартал – часть города, образованная пересечением четырех улиц; четвертая часть года (три месяца); -а это одно из семи чудес света, сохранившееся до наших дней – пирамида Хеопса в Египте. В основании пирамиды – квадрат.
- Ребята, а где в повседневной жизни мы встречаемся с квадратами.
|
|
4. Этап первичной проверки знаний.
| Давайте поучимся строить прямоугольник, используя свойства сторон. Дети строят, выбирая разной длины полоски. Учитель: - Подумайте, можно ли из этого прямоугольника получить квадрат? Дети: - Можно достроить квадрат. дети достраивают квадрат.
- Готовы ли вы проверить свои знания? - Перед вами предложения – утверждения. Если вы согласны с ним, то раскрасьте флажок зелёным цветом, если не согласны – то красным карандашом. 1. У прямоугольника все углы прямые. 2. Любой прямоугольник является квадратом. 3. Квадрат – это четырехугольник, у которого все стороны равны. 4. Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны. 5. У прямоугольника противоположные стороны равны. Учитель проводит проверку на интерактивной доске. В листке достижений отметьте, легко ли вам было справиться с заданием. | Да. Учащиеся закрашивают флажки зелёным или красным цветом.
СЛАЙД №3.
Ученики проверяют себя, ставят «+» или « - « напротив каждого флажка.
Оценивают себя. |
5.Этап первичного закрепления
| Задание: - А можно ли из прямоугольника получить квадрат? - Покажите - как? - Докажите, что это квадрат. - А можно ли из квадрата получить прямоугольник? - Покажите – как? - Докажите, что вы получили прямоугольник? - А будут ли ваши получившиеся прямоугольники равны? - Докажите. В листке достижений отметьте, легко ли вам было справиться с заданием. Задание (РЕЗЕРВ): - Возьмите 10 палочек и составьте из них 3 квадрата.
- Проверьте себя – на стр.63 №4. - А сколько получилось прямоугольников? - Выполните последнее задание: уберите 2 палочки так, чтобы остался один прямоугольник. - Проверьте друг друга. В листке достижений отметьте, легко ли вам было справиться с заданием. | Можно. Складывают, отрезают лишнее. Доказывают любым способом. Можно. Складывают и разрезают. Доказывают любым способом. Да. Накладывают друг на друга.
Оценивают свои достижения.
Проверяют себя. Шесть.
Проверяют друг друга. Оценивают свои достижения.
|
7.Этап рефлексии учебной деятельности и эмоциональной рефлексии. | Рефлексия учебных действий: 1. Я узнал… 2. Я понял… 3. Я запомнил… 4. Я могу объяснить… 5. Мне было трудно…
Рефлексия эмоционального состояния: - На доске вы видите 3 прямоугольника (один – улыбается, другой – спокойный, третий – грустный). Выберите тот прямоугольник, который соответствует сейчас вашему настроению и подарите ему квадратик.
- Я вам желаю побеждать себя каждый день, каждый день открывать для себя что-то новое, идти только вперёд! Спасибо за работу! | СЛАЙД№4. Учащиеся отвечают на вопросы.
СЛАЙД №5. Каждый ученик выходит к доске и перетаскивает квадратик к выбранному прямоугольнику. |