Технологическая карта урока математики «Величина и её часть», 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»
план-конспект урока по математике (3 класс)
Тема урока «Величина и её часть»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования представлений о доле величины.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) Научить находить часть различных величин (время, масса, длина, вместимость). 2) Закрепить умение находить часть величины в процессе выполнения упражнений. 3) формировать понятия величин: цена, количество, стоимость. | Предметные: 1) сформируют понятия величин: цена, количество, стоимость; 2) использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы величин; преобразовывать одни единицы данной величины в другие; 3) выполнять арифметическое действие: деление в столбик с остатком. |
Развивающие: 1) развивать навыки самостоятельной работы посредством самостоятельного выполнения упражнений; 2) развивать коммуникативные функции посредством парной работы. 3) развивать логическое мышление учащихся, память, речь посредством выполнения упражнений. | Личностные: 1) осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; 2) осознавать необходимость развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их. |
Воспитательные: 1) воспитывать ответственность обучающихся за свои поступки; 2) воспитывать учебно-познавательный интерес к выполнению действий с величинами. |
УМК: «Начальная школа XXI века», учебник Математика. 3 класс 1 часть. / С. С. Минаева, Л. О. Рослова, О. А. Рыдзе. - М.: Вентана-Граф , 2017
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ
Дата: 18.04.2023 Школа: МАОУ «АЛ №95» Класс: 3-8 Урок: 4 Время: 10:50 – 11:30 Кабинет: 312 | Студент: Новикова Юлия Александровна Группа: 31 Учитель: Нужная Мария Викторовна Методист: Серебренникова Светлана Валентиновна |
Тема урока «Величина и её часть»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования представлений о доле величины.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) Научить находить часть различных величин (время, масса, длина, вместимость). 2) Закрепить умение находить часть величины в процессе выполнения упражнений. 3) формировать понятия величин: цена, количество, стоимость. | Предметные: 1) сформируют понятия величин: цена, количество, стоимость; 2) использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы величин; преобразовывать одни единицы данной величины в другие; 3) выполнять арифметическое действие: деление в столбик с остатком. |
Развивающие: 1) развивать навыки самостоятельной работы посредством самостоятельного выполнения упражнений; 2) развивать коммуникативные функции посредством парной работы. 3) развивать логическое мышление учащихся, память, речь посредством выполнения упражнений. | Личностные: 1) осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; 2) осознавать необходимость развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их. |
Воспитательные: 1) воспитывать ответственность обучающихся за свои поступки; 2) воспитывать учебно-познавательный интерес к выполнению действий с величинами. |
УМК: «Начальная школа XXI века», учебник Математика. 3 класс 1 часть. / С. С. Минаева, Л. О. Рослова, О. А. Рыдзе. - М.: Вентана-Граф , 2017
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (30 сек) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф М: беседа П: эмоциональный настрой на урок М: демонстрация П: презентация слайдов | Учитель мобилизует внимание класса и приветствует учащихся. - Здравствуйте! Меня зовут Юлия Александровна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Девиз нашего урока: учись, смекай, активным будь, и к знаниям откроешь путь! - Занимайте свои места. | Приветствуют учителя. Садятся на места. | УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф М: беседа П: слово учителя М: беседа П: инструктаж Ф М: практический П: устный счёт ВК | Мотивирует учащихся. Актуализирует опыт обучающихся. Проводит словарную работу. - Ребята откройте тетрадь. Отступаем 4 клетки вниз и 10 клеток вправо. Записываем число, сегодня у нас 18 апреля. Кто записал, руку на локоть. - Устный счёт. Из данного ряда чисел выберите те, которые без остатка делятся: а) на 5: 25, 28, 30, 38, 40, 49, 50, 55, 60; б) на 6: 11, 12, 18, 24, 28, 36, 40, 42, 48; в) на 8: 15, 18, 24, 27, 32, 34, 36, 40, 64. - Посмотрите на слайд. Прочитайте задание. 1. Рассмотри рисунок и скажи, какое время показывают часы? Выбери правильный вариант ответа. 1) 12:05 2) 5:01 3) 5:00 2. Найдите число, которое в 3 раза больше 4. Число, которое в 6 раз меньше 12. Число, которое в 8 раз больше 7. Число, которое в 30 раз меньше 60. 3. Выразите. 10 см - ? дм; 5 см - ? мм; 2 мин - ? с; 1 час - ? мин; 1 неделя - ? дней. - Посмотрите на слайд. Прочитайте задание. - 1 вариант выполняет под буквами а и в, 2 вариант - буквы б, г. У вас есть 1,5-2 минуты. - Давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями. а) 1 м 60 см=160 см 17 см < 1 дм 9 см 2 м > 18 дм б) 2 м 1 см > 199 см 68 см < 7 дм 2 см 50 дм = 5 м в) 1м 30 см < 140 см 67 см = 6 дм 7 см 33 дм > 3 м г) 1 м 50 см > 148 см 5 дм 9 см < 61 см 90 дм < 10 м - Кто выполнил всё правильно? У кого есть ошибки? -Ученикам 3 класса нужно было придумать задания, в которых речь шла о величине и какой-то ее части. К заданиям требовалось сделать рисунок. - Посмотрите на картинки и попробуйте догадаться, о каких величинах идёт речь. - Учеников просят 1) назвать время, используя слова “четверть”, “половина”; 2) найти длину четвертой ее части, восьмой части; 3) назвать массу половины, четверти, восьмой части. - Можете ли вы найти ответы на эти вопросы? | Выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал. Делают записи в тетрадях. - 25, 30, 40, 50, 55, 60 12, 18, 24, 36, 42, 48 24, 32, 64 - 2 - 12 -2 -56 -2 - 10 см –1 дм; 5 см–50 мм; 2 мин- 120 с; 1 час-60 мин; 1 неделя – 7 дней Читают задание - Сравните величины. Выполняют задание Взаимопроверка - Время, длина, масса - Нет | УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение; УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; УУПД: распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки | Презентация |
Постановка учебной задачи (2 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока Повторение и совершенствование ранее изученного материала для воспроизведения на новом уровне | Ф М: беседа П: ответы на вопросы Ф М: практический П: составление плана | Создаёт условия для определения обучающимися темы и цели урока. - Сформулируем тему урока. - Что мы должны узнать и научиться делать? На доске и у вас на партах есть пункты плана, но они разбросаны. Давайте расставим их в правильном порядке. Двое человек выходят к доске, остальные работают на местах. Итак, у нас получилось: 1. Проведём математическую разминку. 2. Узнаем части различных величин 3. Порешаем задачи на нахождение частей величин 4. Выполним самостоятельную работу. 5. Сделаем выводы. - Какой-то пункт мы уже выполнили? Поставим галочку напротив этого пункта. | Определяют тему и цели урока. - Величина и её часть. - Цель: 1. Узнать части различных величин. 2. Научиться находить различные части у разных величин. Составляют план работы на уроке – два человека у доски, остальные работают с раздаточным материалом. - Да, мы провели математическую разминку. | УУПД: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; | Презентация |
«Открытие» нового знания | П П: заполнение пропусков С Ф М: беседа П: слово учителя М: демонстрация П: презентация слайдов Ф М: беседа П: слово учителя М: демонстрация П: таблица | Организует открытие новых знаний. - Откройте учебники на стр. 78. Выполним сначала задание Полины. - Давайте посмотрим на картинки и назовем время сначала с помощью слова “четверть”. Который час показан на первых часах? - Следовательно, на часах сейчас четверть девятого. Посмотрите на часы №2. Здесь такое же время. Попробуйте сами назвать время с помощью слова “половина”. - Верно. На часах под №3 мы также видим, что идет 9-й час, но здесь не хватает как раз той четверти, о которой мы говорили в часах под №1. Как вы думаете, как будет звучать время? - Отлично, молодцы! Прочитайте задание под номер 2. - Каким действием можно найти часть какой-л. величины? - Назовите ответы. - Верно. Запишите решения в своих тетрадях: полчаса — это 60 : 2 = 30 (мин), четверть часа — это 60 : 4 =15 (мин), треть часа — это 60 : 3 = 20 (мин). - Переходим к заданию Сергея. - Как вы думаете, как можно, не разрезая нить, найти длину четвертой части и восьмой части? Объясните. - Верно. - Выполним задание 2. Сколько см в 1 дм? Что значит уменьшился на полдециметра? - Отлично. Сколько в 1 м см? Если ткань села на 10 часть метра, то сколько это см? - Запишите кратко в своих тетрадях: полдециметра — это 10 : 2 = 5 (см), десятая часть метра — это 100 : 10 = 10 (см). - Прочитайте задание Ильи и ответьте на вопрос №1. - Как найти массу каждой, если знаем, что весь торт 800 г, а всего частей 8? - Перейдем к вопросу №2. Здесь аналогично находим часть делением. Посчитайте и назовите массы в граммах. - Оформите записи в тетрадь: половина от 800 г — это 800 : 2 = 400 (г), четверть от 800 г — это 800 : 4 = 200 (г), восьмая часть от 800 г — это 800 : 8 = 100 (г). | Работают с новым знанием. Слушают учителя - 9-й час - половина девятого - без четверти девять Читают задание - делением - Разговор затянулся на полчаса, то есть на 30 минут. - Перемена продлится четверть часа, то есть 15 минут. -Перерыв увеличили на треть часа, то есть на 20 минут. Записывают в тетрадях - Делением. 24:4=6 (см), 24:8=3 (см). - в 1 дм 10 см, это значит уменьшился в половину, т.е. 10:2=5 см - 100 см - 100:10=10 см Записывают в тетрадь - Торт разделен на 8 равных кусочков - Делением: 800:8=100 г - 400 г, 200 г, 100 г Записывают в тетрадь | УУПД: выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма; УУПД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом УУПД: понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; | Презентация | |
Динамическая пауза | Снижение эмоционального и физического напряжения | П: выполнение динамической паузы
| Проводит динамическую паузу. - Давайте встанем со своих мест и проведём физминутку. Включает видео. - Молодцы! Присаживайтесь. | Повторяют движения. | Видеофрагмент | |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль Ф М: беседа П: инструктаж И М: практический П: выполнение тестовой работы | Закрепляет с детьми полученные на уроке знания. Ответьте на вопросы: 1) О каких величинах шла речь в заданиях, составленных ребятами? 2) Каким действием находят величины? - Послушайте задачу и скажите ответ: Отрезок, длина которого равна 20 см, разделили на 5 одинаковых частей. Какова длина каждой части? - Посмотрите на номер 208. Прочтите задачу под буквой а). Теперь познакомимся с задачей под буквой б). -Два человека у доски. Остальные решают в своих тетрадях и комментируют решение. - Хорошо, обменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте ответы. На доске верное решение. - У кого нет ошибок? Молодцы! У кого-то были трудности? | Закрепляют новое знание. - масса, длина, время - делением - 20:5=4(см) - длина каждой части Читают задачи. Два человека выходят к доске решают по одной задаче. Остальные в своих тетрадях. А) 36 см : 4 = 9 (см) Ответ: длина каждого отрезка ломаной 9 см. Б) 10 км : 5 = 2 (км ) Ответ: 5 км заасфальтировали. | УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; | Презентация |
Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф М: беседа П: инструктаж И М: практический П: выполнение тестовой работы | Организует самостоятельную работу - Теперь поработаете самостоятельно. Задание по вариантам на 79 странице учебника №209-№210: 1 в. - под буквами а, 2 в. - под буквами б. Организует взаимопроверку. Обменяйтесь тетрадями и проверьте по образцу на экране. Обратите внимание на систему проверки. - У кого нет ошибок - “5”, 1 ошибка - “4”, 2 ошибки - “3”, 3 и более ошибок - “2”. - Обменяйтесь тетрадями обратно. Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки? У кого есть ошибки? - О какой еще величине шла речь в №210? | Работают самостоятельно. Ответы: - 1 вариант: а) 10:2=5 (л) - воды в канистре. а) 1) 12:3=4 (л) - истратили. 2) 12- 4=8 (л) - осталось. 2 вариант: б) 40:4=10 (л) - бензина израсходовали. б) 1) 20:5=4 (л) - залили в бак. 2) 20-4=16 (л) - осталось. Организуют взаимопроверку. - Вместимость. | Раздаточный материал Презентация | |
Включение в систему знаний, повторение (2 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | - Выполним задание, работая в группах по 4 человека. Вспомните правила работы в группах.
Чья группа готова устно представить своё решение? Теперь подведем итог: каким действием можно найти часть величины? - Верно. Молодцы! | Выполняют задание Правила работы в группах: 1.Работай в группе дружно, помни - вы одна команда. 2.Принимай активное участие в работе, не стой в стороне. 3.Не бойся высказывать своё мнение. 4.Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы. Работают в группах Читают задание. а) 1) 24:2=12 (ор.) - отдал папе. 2) 24:3=8 (ор.) - отдал маме. 3) 24-12-8=4 (ор.) - оставил себе. б) 1) 48:3=16 (гр.) - нашла мама. 2) 48:4=12 (гр.) - нашел папа. 3) 48-16-12= 20 (гр.) - нашла Вика. - делением. | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | |
Рефлексия деятельности (3-4 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф П: ответы на вопросы
| Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. - Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какая была тема нашего урока? - Чему мы сегодня учились? - До новых встреч! | Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения. - Величина и её часть. - Цель: 1. Узнать части различных величин. 2. Научиться находить различные части у разных величин. | УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики "Запись деления уголком" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства обучающихся с алгоритмом записи деления уголком.Задачи урокаДидактические:Учить выполнять деление уголком дву...
Технологическая карта урока математики "Деление с остатком" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для закрепления алгоритма деления с остатком.Задачи урокаДидактические:Вспомнить алгоритм деления с остатком и алгоритм проверки деления с остатко...
Технологическая карта урока математики "Запись деления уголком" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования умения у обучающихся выполнять запись деления уголком по изученному алгоритму.Задачи урокаДидактические...
Технологическая карта урока математики "Ось симметрии фигуры" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для знакомства обучающихся с понятием “ось симметрии фигуры”. Задачи урока Дидактические:П...
Технологическая карта урока математики "Сложение двузначных чисел" (2 класс), УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения выполнять сложение двузначных чисел.Задачи урокаДидактические:Учить выполнять сложение двузначных чи...
Технологическая карта урока математики "Нахождение неизвестного множителя" (3 класс, УМК "Начальная школы XXI века")
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: создание условий для формирования умения использовать правило нахождения неизвестного множителя.Задачи урокаДидактические:познакомить с прав...
Технологическая карта урока математики "Повторение.Площадь прямоугольника" 3 класс (УМК:«Начальная школа XXI века»)
Тема урока «Повторение. Площадь прямоугольника.» Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: создание условий для повторения формулы площади прямоугольника.Задачи ...