Технологическая карта урока математики «Величина и её часть», 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»
план-конспект урока по математике (3 класс)

Новикова Юлия Александровна

Тема урока «Величина и её часть»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования представлений о доле величины. 

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) Научить находить часть различных величин (время, масса, длина, вместимость).

2) Закрепить умение находить часть величины в процессе выполнения упражнений. 

3) формировать понятия величин: цена, количество, стоимость.

Предметные:

1) сформируют понятия величин: цена, количество, стоимость;

2) использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы величин; преобразовывать одни единицы данной величины в другие;

3) выполнять арифметическое действие: деление в столбик с остатком.

Развивающие:

1) развивать навыки самостоятельной работы посредством самостоятельного выполнения упражнений;

2) развивать коммуникативные функции посредством парной работы.

3) развивать логическое мышление учащихся, память, речь посредством выполнения упражнений.

Личностные:

1) осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека;

2) осознавать необходимость развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.

Воспитательные:

1) воспитывать ответственность обучающихся за свои поступки;

2) воспитывать учебно-познавательный интерес к выполнению действий с величинами.  

 

УМК: «Начальная школа XXI века», учебник Математика. 3 класс 1 часть. / С. С. Минаева, Л. О. Рослова, О. А. Рыдзе. - М.: Вентана-Граф , 2017

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 18.04.2023

Школа: МАОУ «АЛ №95»

Класс: 3-8

Урок: 4

Время: 10:50 – 11:30 Кабинет: 312

Студент: Новикова Юлия Александровна

Группа: 31

Учитель: Нужная Мария Викторовна

Методист: Серебренникова Светлана Валентиновна  

Тема урока «Величина и её часть»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования представлений о доле величины. 

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) Научить находить часть различных величин (время, масса, длина, вместимость).

2) Закрепить умение находить часть величины в процессе выполнения упражнений. 

3) формировать понятия величин: цена, количество, стоимость. 

Предметные:

1) сформируют понятия величин: цена, количество, стоимость;

2) использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы величин; преобразовывать одни единицы данной величины в другие;

3) выполнять арифметическое действие: деление в столбик с остатком.

Развивающие:

1) развивать навыки самостоятельной работы посредством самостоятельного выполнения упражнений;

2) развивать коммуникативные функции посредством парной работы.

3) развивать логическое мышление учащихся, память, речь посредством выполнения упражнений.

Личностные:

1) осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека;

2) осознавать необходимость развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.

Воспитательные:

1) воспитывать ответственность обучающихся за свои поступки;

2) воспитывать учебно-познавательный интерес к выполнению действий с величинами.  

УМК: «Начальная школа XXI века», учебник Математика. 3 класс 1 часть. / С. С. Минаева, Л. О. Рослова, О. А. Рыдзе. - М.: Вентана-Граф , 2017

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(30 сек)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М: беседа

П: эмоциональный настрой на урок

М: демонстрация

П: презентация слайдов

Учитель мобилизует внимание класса и приветствует учащихся.

- Здравствуйте! Меня зовут Юлия Александровна. Сегодня я проведу у вас урок математики.

Девиз нашего урока: учись, смекай, активным будь, и к знаниям откроешь путь!

- Занимайте свои места.

Приветствуют учителя.

Садятся на места.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

М: беседа

П: слово учителя

М: беседа

П: инструктаж

Ф

М: практический

П: устный счёт

ВК

Мотивирует учащихся. Актуализирует опыт обучающихся.

Проводит словарную работу.  

- Ребята откройте тетрадь. Отступаем 4 клетки вниз и 10 клеток вправо. Записываем число, сегодня у нас 18 апреля. Кто записал, руку на локоть.

- Устный счёт. Из данного ряда чисел выберите те, которые без остатка делятся:

а) на 5: 25, 28, 30, 38, 40, 49, 50, 55, 60;

б) на 6: 11, 12, 18, 24, 28, 36, 40, 42, 48;

в) на 8: 15, 18, 24, 27, 32, 34, 36, 40, 64.

- Посмотрите на слайд. Прочитайте задание.  

1. Рассмотри рисунок и скажи, какое время показывают часы? Выбери правильный вариант ответа. 1) 12:05 2) 5:01 3) 5:00

https://ak.picdn.net/shutterstock/videos/1027103798/thumb/1.jpg

2. Найдите число, которое в 3 раза больше 4. Число, которое в 6 раз меньше 12.

Число, которое в 8 раз больше 7.

Число, которое в 30 раз меньше 60.

3. Выразите. 10 см - ? дм; 5 см - ? мм; 2 мин - ? с; 1 час - ? мин; 1 неделя - ? дней.

- Посмотрите на слайд. Прочитайте задание.

- 1 вариант выполняет под буквами а и в, 2 вариант - буквы б, г. У вас есть 1,5-2 минуты.

- Давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями.

а) 1 м 60 см=160 см 17 см < 1 дм 9 см 2 м > 18 дм

б) 2 м 1 см > 199 см 68 см < 7 дм 2 см 50 дм = 5 м

в) 1м 30 см < 140 см 67 см = 6 дм 7 см 33 дм > 3 м

г) 1 м 50 см > 148 см 5 дм 9 см < 61 см 90 дм < 10 м

- Кто выполнил всё правильно? У кого есть ошибки?

-Ученикам 3 класса нужно было придумать задания, в которых речь шла о величине и какой-то ее части. К заданиям требовалось сделать рисунок.

https://sun9-43.userapi.com/impg/OkwP8LaWyJIGLpx4o__QAyZKA3Zs-Ie7gUh9lQ/aueMAEphQVI.jpg?size=1215x2160&quality=95&sign=8d8e3601e97c30ca275146a2603e721b&type=albumhttps://sun9-15.userapi.com/impg/DeOoRDmlE1q1w_GiQk52SS5iN4Uh7_GpuiM-bA/Bq6Yk4ZW1M0.jpg?size=2305x1145&quality=95&sign=d378779d0cb5d05f3319f37d7cf905d1&type=album

- Посмотрите на картинки и попробуйте догадаться, о каких величинах идёт речь.

- Учеников просят

1) назвать время, используя слова “четверть”, “половина”;

2) найти длину четвертой ее части, восьмой части;

3) назвать массу половины, четверти, восьмой части.

- Можете ли вы найти ответы на эти вопросы?

Выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал.  

Делают записи в тетрадях.

- 25, 30, 40, 50, 55, 60

12, 18, 24, 36, 42, 48

24, 32, 64

- 2

- 12

-2

-56

-2

- 10 см –1 дм; 5 см–50 мм; 2 мин- 120 с; 1 час-60 мин; 1 неделя – 7 дней

Читают задание

- Сравните величины.

Выполняют задание Взаимопроверка

- Время, длина, масса

- Нет

УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях

наблюдения за языковым материалом, делать выводы

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУПД: распознавать достоверную и недостоверную информацию

самостоятельно или на основании предложенного учителем

способа её проверки

Презентация

Постановка учебной задачи

(2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Повторение и совершенствование ранее изученного материала для воспроизведения на новом уровне

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Ф

М: практический

П: составление плана

Создаёт условия для определения обучающимися темы и цели урока.

- Сформулируем тему урока.

- Что мы должны узнать и научиться делать?

На доске и у вас на партах есть пункты плана, но они разбросаны. Давайте расставим их в правильном порядке. Двое человек выходят к доске, остальные работают на местах.

Итак, у нас получилось:

1. Проведём математическую разминку.

2. Узнаем части различных величин

3. Порешаем задачи на нахождение частей величин

4. Выполним самостоятельную работу.

5. Сделаем выводы.

- Какой-то пункт мы уже выполнили? Поставим галочку напротив этого пункта.

Определяют тему и цели урока.

- Величина и её часть.

- Цель:

1. Узнать части различных величин.

2. Научиться находить различные части у разных величин.

Составляют план работы на уроке – два человека у доски, остальные работают с раздаточным материалом.

- Да, мы провели математическую разминку.  

УУПД: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Презентация

«Открытие» нового знания

П
М: дидактическая игра

П: заполнение пропусков

С

Ф

М: беседа

П: слово учителя

М: демонстрация

П: презентация слайдов

Ф

М: беседа

П: слово учителя

М: демонстрация

П: таблица

Организует открытие новых знаний.

- Откройте учебники на стр. 78. Выполним сначала задание Полины.

- Давайте посмотрим на картинки и назовем время сначала с помощью слова “четверть”. Который час показан на первых часах?

- Следовательно, на часах сейчас четверть девятого.

Посмотрите на часы №2. Здесь такое же время. Попробуйте сами назвать время с помощью слова “половина”.

- Верно. На часах под №3 мы также видим, что идет 9-й час, но здесь не хватает как раз той четверти, о которой мы говорили в часах под №1. Как вы думаете, как будет звучать время? - Отлично, молодцы! Прочитайте задание под номер 2.

- Каким действием можно найти часть какой-л. величины?

- Назовите ответы.

- Верно. Запишите решения в своих тетрадях: полчаса — это 60 : 2 = 30 (мин), четверть часа — это 60 : 4 =15 (мин), треть часа — это 60 : 3 = 20 (мин).

- Переходим к заданию Сергея.

- Как вы думаете, как можно, не разрезая нить, найти длину четвертой части и восьмой части? Объясните.

- Верно.

- Выполним задание 2.

Сколько см в 1 дм? Что значит уменьшился на полдециметра?

- Отлично. Сколько в 1 м см?

Если ткань села на 10 часть метра, то сколько это см?

- Запишите кратко в своих тетрадях: полдециметра — это 10 : 2 = 5 (см), десятая часть метра — это 100 : 10 = 10 (см).

- Прочитайте задание Ильи и ответьте на вопрос №1.

- Как найти массу каждой, если знаем, что весь торт 800 г, а всего частей 8?

- Перейдем к вопросу №2. Здесь аналогично находим часть делением. Посчитайте и назовите массы в граммах.

- Оформите записи в тетрадь: половина от 800 г — это 800 : 2 = 400 (г), четверть от 800 г — это 800 : 4 = 200 (г), восьмая часть от 800 г — это 800 : 8 = 100 (г).

Работают с новым знанием.

Слушают учителя

- 9-й час

- половина девятого

- без четверти девять

Читают задание

- делением

- Разговор затянулся на полчаса, то есть на 30 минут.

- Перемена продлится четверть часа, то есть 15 минут.

-Перерыв увеличили на треть часа, то есть на 20 минут. Записывают в тетрадях 

- Делением.

24:4=6 (см), 24:8=3 (см).

- в 1 дм 10 см, это значит уменьшился в половину, т.е. 10:2=5 см

- 100 см

- 100:10=10 см

Записывают в тетрадь

- Торт разделен на 8 равных кусочков

- Делением: 800:8=100 г

- 400 г, 200 г, 100 г Записывают в тетрадь

УУПД: выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

УУПД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом

УУПД: понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;

Презентация

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

П: выполнение динамической паузы

 

Проводит динамическую паузу.

- Давайте встанем со своих мест и проведём физминутку.

Включает видео.

- Молодцы! Присаживайтесь.

Повторяют движения.

Видеофрагмент

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

Ф

М: беседа

П: инструктаж

И

М: практический

П: выполнение тестовой работы

Закрепляет с детьми полученные на уроке знания.

 Ответьте на вопросы:

1) О каких величинах шла речь в заданиях, составленных ребятами?

2) Каким действием находят величины? - Послушайте задачу и скажите ответ: Отрезок, длина которого равна 20 см, разделили на 5 одинаковых частей. Какова длина каждой части?

- Посмотрите на номер 208. Прочтите задачу под буквой а). Теперь познакомимся с задачей под буквой б).

-Два человека у доски. Остальные решают в своих тетрадях и комментируют решение.

- Хорошо, обменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте ответы. На доске верное решение.

- У кого нет ошибок? Молодцы!

У кого-то были трудности?

Закрепляют новое знание.

- масса, длина, время

- делением

- 20:5=4(см) - длина каждой части

Читают задачи.

Два человека выходят к доске решают по одной задаче. Остальные в своих тетрадях. А) 36 см : 4 = 9 (см)

Ответ: длина каждого отрезка ломаной 9 см.

Б) 10 км : 5 = 2 (км )

Ответ: 5 км заасфальтировали.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой

(5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф

М: беседа

П: инструктаж

И

М: практический

П: выполнение тестовой работы

Организует самостоятельную работу

- Теперь поработаете самостоятельно. Задание по вариантам на 79 странице учебника №209-№210: 1 в. - под буквами а, 2 в. - под буквами б.

https://sun9-30.userapi.com/impg/ZQMd802U818Jt9wQ8CQoS-VGeBScvipVfPEL0g/U0paJWT1H4s.jpg?size=1215x2160&quality=95&sign=503fa2a93357c5bf6d9812ed3c06acbe&type=album

Организует взаимопроверку.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте по образцу на экране.

Обратите внимание на систему проверки.

- У кого нет ошибок - “5”, 1 ошибка - “4”, 2 ошибки - “3”, 3 и более ошибок - “2”. - Обменяйтесь тетрадями обратно. Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки? У кого есть ошибки?

- О какой еще величине шла речь в №210? 

Работают самостоятельно.

Ответы:

- 1 вариант:

а) 10:2=5 (л) - воды в канистре.

а) 1) 12:3=4 (л) - истратили.

2) 12- 4=8 (л) - осталось.

2 вариант:

б) 40:4=10 (л) - бензина израсходовали.

б) 1) 20:5=4 (л) - залили в бак. 2) 20-4=16 (л) - осталось.

Организуют взаимопроверку.

- Вместимость.

Раздаточный материал

Презентация

Включение в систему знаний, повторение (2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль

- Выполним задание, работая в группах по 4 человека.

Вспомните правила работы в группах.

 

Чья группа готова устно представить своё решение?

Теперь подведем итог: каким действием можно найти часть величины?

- Верно. Молодцы!

Выполняют задание

Правила работы в группах:

1.Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.

2.Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.

3.Не бойся высказывать своё мнение.

4.Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы. 

Работают в группах

Читают задание.

а)

1) 24:2=12 (ор.) - отдал папе.

2) 24:3=8 (ор.) - отдал маме.

3) 24-12-8=4 (ор.) - оставил себе.

б)

1) 48:3=16 (гр.) - нашла мама.

2) 48:4=12 (гр.) - нашел папа.

3) 48-16-12= 20 (гр.) - нашла Вика.

- делением. 

УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Рефлексия деятельности

(3-4 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф
М: беседа

П: ответы на вопросы

 

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

- Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

- Чему мы сегодня учились?

- До новых встреч!  

Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения.

- Величина и её часть.

- Цель:

1. Узнать части различных величин.

2. Научиться находить различные части у разных величин.

УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики "Запись деления уголком" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства обучающихся с алгоритмом записи деления уголком.Задачи урокаДидактические:Учить выполнять деление уголком дву...

Технологическая карта урока математики "Деление с остатком" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для закрепления алгоритма деления с остатком.Задачи урокаДидактические:Вспомнить алгоритм деления с остатком и алгоритм проверки деления с остатко...

Технологическая карта урока математики "Запись деления уголком" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования умения у обучающихся выполнять запись деления уголком по изученному алгоритму.Задачи урокаДидактические...

Технологическая карта урока математики "Ось симметрии фигуры" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для знакомства обучающихся с понятием “ось симметрии фигуры”.  Задачи урока Дидактические:П...

Технологическая карта урока математики "Сложение двузначных чисел" (2 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения выполнять сложение двузначных чисел.Задачи урокаДидактические:Учить выполнять сложение двузначных чи...

Технологическая карта урока математики "Нахождение неизвестного множителя" (3 класс, УМК "Начальная школы XXI века")

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: создание условий для формирования умения использовать правило нахождения неизвестного множителя.Задачи урокаДидактические:познакомить с прав...

Технологическая карта урока математики "Повторение.Площадь прямоугольника" 3 класс (УМК:«Начальная школа XXI века»)

Тема урока «Повторение. Площадь прямоугольника.» Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: создание условий для повторения формулы площади прямоугольника.Задачи ...