Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Формы работы: фронтальная
Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (указания, пояснения)
Формы контроля: внешний, самоконтроль
| - Сейчас у нас будет игра, в которой мы будем исследовать мир умножения. На каждый ряд будет один листок с примерами. Вы решаете первый пример в паре, а затем быстро передаете его дальше по ряду. Это игра на скорость. Как только листочек доходит до последней парты, кто-то один встает и быстро несёт листок мне.
- Итак, проверяем ответы. - Вы всё правильно сделали, молодцы! - Хорошо, а теперь мы с вами перейдем к одной интересной задаче.
- Два мальчика решали одну задачу. Она звучит так: На столе лежали три тарелки. На каждой тарелке было по 2 яблока. Сколько всего яблок на столе? - Один мальчик написал решение так: 2*3, а другой написал 2+2+2. Скажите, какой из них прав? - На самом деле, они оба правы. А скажите, почему? - Всё верно. Мы можем заменять умножение сложением и результат у нас будет тот же. Скажите, а сколькими способами мальчики решили эту задачу? - А вот здесь вы не правы. На самом деле, эта задача решена одним способом. Здесь у нас различается запись решения задачи, но не способ. | Решают примеры: 3 x 2 = 6 7 x 1 = 7 2 x 10 = 20 6 x 2 = 12 9 x 1 = 9 1 x 10 = 10 5 x 1 = 5 |
Дети выполняют задание на скорость по ряду. Несут листочек с примерами.
- Варианты детей / Оба правы.
- Варианты детей / Потому что умножение можно заменить сложением.
- Двумя | УУПД: находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; УУРП: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; |
Презентация
|
Постановка учебной задачи (3 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям)
Формы контроля: внешний
| Построение проекта выхода из затруднения. - Скажите, какая тема урока будет тогда? - Какую цель мы поставим перед собой?
- Всё верно. - У нас на доске находятся наши цели на урок, но они в неправильном порядке. - Нам нужно восстановить порядок целей. - Посмотрите внимательно, я прочитаю их: ЧИТАЕТ цели - Кто хочет выйти к доске и восстановить порядок?
- Отлично. Тогда идём дальше. |
- Умножение и сложение. - Научиться заменять умножение на сложение.
Восстанавливают порядок целей - Вспомнить приём умножения.
- Научиться заменять умножение сложением.
- Выполнить задания с заменой умножения на сложение и наоборот.
- Сделать выводы о том, как умножение и сложение связаны.
| УУПД: устанавливать связи и зависимости между объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; | Презентация
|
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям)
Формы контроля: внешний
| - Сейчас мы с вами узнаем как связаны сложение и умножение. - Откройте учебник на странице 62. Перед нами задача и после неё написано правило. Кто прочитает нам его? - Это действительно так, и сегодня мы с вами убедимся в этом. - Откройте свои тетради, отступите 4 клетки вниз от прошлой работы, а теперь 10 клеток от края и пишем сегодняшнее число. Записываем 27о. - Отступили слева 4 клетки и записываем «Классная работа»
- Отступаем от края отступаем 2 клетки и пишем №1. - Давайте представим, что у нас есть магический автомат, который умеет упаковывать теннисные мячи в коробки. Этот автомат взял 6 мячей, уложил их аккуратно в коробку и закрыл её. Так он сделал уже один раз. - Теперь представьте, что этот магический автомат решил повторить это еще два раза! Он снова взял 6 мячей, уложил их в коробку и закрыл. Потом сделал это еще раз. - Нам нужно посчитать, сколько всего мячей упаковано. Это у нас значение произведения. Для этого что нам нужно сделать? - Сколько раз оно повторилось? - Всё верно. Оно повторилось три раза. А что нам теперь нужно сделать? - Итак, кто-то один решает у доски, а все остальные записывают решение в тетради. Как только вы закончите, поставьте руку на локоть. - Сколько у нас получилось мячей? - Запишите ответ. - А как ещё можно посчитать количество мячей? - Кто может показать у доски? - Молодец, садись. - А можем ли мы записать решение в виде 3*6? - На самом деле, нет. - В записи решение мы умножаем то, что ищем. В нашем случае, мы ищем количество мячей, именно поэтому мы умножаем это количество мячей на 3, то есть первый множитель на второй, и мы получаем значение произведения.
6 – показывает нам какие одинаковые слагаемые складывали. А 3 – это сколько было одинаковых слагаемых. - Итак, вот как мы заменили сложение на умножение, чтобы найти ответ. | Слушают учителя
Открывают учебник Читает правило: сложение равных слагаемых заменяют другим арифметическим действием - умножением.
- Нам нужно посчитать сколько раз повторяется число 6. - Оно повторилось три раза. - Нам нужно сложить
Кто-то один решает у доски
- У нас получилось 18 мячей.
- Через умножение
Выходит кто-то один к доске и решает: 6*3=18 - Да
| УУПД: находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; понимать и адекватно использовать терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; УУКД: ответственно выполнять свою часть работы; УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; | Презентация
Учебник |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная
Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям), практические (упражнения)
Формы контроля: внешний
| - А сейчас давайте выполним задания из учебника. - Отступаем от края отступаем 2 клетки и пишем №1. - Здесь мы попробуем самостоятельно заменить сложение умножением. У нас есть пример, выделенный синим цветом сбоку, кто его прочитает? - Почему именно 4*3, а не 3*4? - Всё верно. А сейчас по такому же принципу запишите три примера у себя в тетради. - Первый пример. Что нам сначала нужно сделать, чтобы решить этот пример? - Кто уже посчитал, сколько раз оно повторяется? - Хорошо. А как нам заменить это умножением? Что на что мы должны умножить? - Всё верно. Запишите решение в тетради. Проговаривают следующие примеры по такому же принципу (посчитать повторы числа, заменить умножением) - Хорошо. Идём дальше. - Отступаем от края отступаем 2 клетки и пишем №2. Здесь нам нужно сделать всё наоборот: нам нужно заменить умножение сложением и вычислить. - У нас пример: 4*3. У нас есть число 4 и количество его повторов. Сколько раз оно повторяется? - Да, оно повторяется три раза, это показывает у нас число 3. Тогда как мы можем заменить это сложением? - Всё верно. А теперь считаем, сколько будет 4+4+4. Сколько будет равно? - Да. Запишите это себе в тетрадь. - А сейчас мы начинаем решать остальные примеры в тетрадях, а двое пойдут решать у доски. Проверяет решение у доски и проговаривает с учеником объяснение. - Сейчас сверьте решение у себя в тетради с доской. Сейчас скажите, у кого решено задание по-другому?
Дальше у нас №3. - Отступаем от края отступаем 2 клетки и пишем №3. Это задание интересное. Его вам нужно будет сделать в парах. Вам нужно дополнить предложения. Давайте обсудим первое вместе, а второе вы сделаете в парах. - Двузначное число записано 4 раза. У нас есть число, оно двузначное, так что записываем 2. 2* Сколько раз оно написано? Оно записано 4 раза, поэтому мы записываем: 2*4. - 2*4 Сколько получится? - Поэтому мы записываем “то есть 8 цифр”. - Скажите, а как вы посчитали, сколько всего цифр у нас получится? С помощью чего? - А если бы мы не знали таблицу умножения, то как бы вы тогда посчитали этот пример? - И как бы тогда звучала запись? - Скажите, а это другой способ решения? - Нет, это точно тот же способ решения, но мы заменили запись этого способа. - А теперь второе предложение обсудите в парах и посчитайте, сколько всего слов получится. Работаем в полголоса, а я смотрю, какая пара работает тише всех. Устно проверяют
| Решают задания в тетрадях
Читает пример: 4+4+4=4*3
Отвечают: потому что число 4 у нас повторяется три раза. Что ищем, то и умножаем.
- Нам нужно посчитать сколько раз повторяется число 5. - Оно повторяется 5 раз.
- Нам нужно умножить 5 на 5.
Записывают в тетради.
- Оно повторяется три раза
- Мы можем заменить умножение сложением: 4+4+4
- Будет равно 12.
Кто-то выходит решать у доски
Сверяют решение с доской
Отвечают если у кого-то есть ошибки
- 4 раза
- Будет 8.
- Мы умножили 2*4, с помощью умножения мы узнали, сколько всего цифр будет - Мы бы заменили умножение сложением. 2+2+2+2 = 8 - Нет
Устно проверяют | УУПД: применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; | Раздаточный материал Учебник Презентация |
Физкультминутка (1 мин) проводится на 20-ой минуте урока, но не прерывая выполнение учебного задания! |
Сейчас мы начнем захватывающую игру, где вам придется быть настоящими математиками! На экране будут появляться разные математические примеры. Ваша задача - решить, можно ли этот пример переделать в умножение. Если вы считаете, что можно, прыгайте вверх, как настоящие супергерои. А если думаете, что переделать нельзя, садитесь на корточки, как настоящие космические исследователи. Готовы стать математическими детективами и принять вызов? - 4 + 4
- 5 + 3
- 6 + 6
- 2 + 9
- 7 + 7
| - 8 + 2
- 3 + 5
- 4 + 3
- 10 + 1
- 6 + 9
|
|
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)
| Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Формы работы: индивидуальная
Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям), практические (упражнения)
Формы контроля: внешний | - Сейчас вы самостоятельно выполните задание на листочках. - Справа сверху подпишите ФИ. - У вас 4 минуты, начинайте. - Итак, время вышло. Закончили. - Сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. - Проверяем со слайдом.
− Кто допустил ошибки? (…) − В чем причина ваших ошибок? (...) − Поднимите руки, кто не допустил ошибок в самостоятельной работе? − Молодцы! Поставьте себе «+».
| Выполняют с/р В1: 1. Замените сложение умножением: a) 2 + 2 б) 5+5 в) 3+3+3 г) 4+4+4+4
2. Замените умножение сложением: а) 2*2 б) 5*5 в) 3*8 В2: 1. Замените сложение умножением: а) 3+3 б) 4+4 в) 5+5+5 г) 6+6+6+6
2. Замените умножение сложением: а) 2*2 б) 6*6 в) 4*7 | УУПД: находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; понимать и адекватно использовать терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; УУКД: ответственно выполнять свою часть работы; УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; | Учебник Презентация
Раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям), практические (упражнения)
Формы контроля: внешний, самоконтроль | - Сейчас откройте учебник стр 63 №4.
- Прочитай нам задачу, пожалуйста.
Как мы можем посчитать сколько у нас всего колёс? - А как ещё мы можем посчитать это, не используя умножение? - Записываем в тетради №4. Кто-то один идёт решать у доски.
- Отступаем от края отступаем 2 клетки и пишем №4. - Сейчас сверьте решение у себя в тетради с доской. Сейчас скажите, у кого решено задание по-другому? Если остается время, то начинают решать в РТ задания стр 32 №1 - Откройте рабочие тетради на стр. 32 №1. Прочитайте задачу
- Как мы можем посчитать сколько цыплят могут пить из 6 корыт, если из одного могут пить только 4 цыплёнка. - Записывайте решение в рабочей тетради. - А какой второй способ решения этой задачи? Как нам посчитать количество цыплят, не используя умножение? Всё верно. Запишите второй способ решения и не забудьте посчитать ответ. | Слушают учителя Читает задачу - Сколько колёс у четырёх двухколесных велосипедов; у шести? - Мы можем посчитать количество колёс используя умножение. Умножить два на четыре, два на шесть. - Мы можем использовать сложение. Решение: 2*4=8 колёс 2*6=12 колёс ИЛИ 2+2+2+2=8 колёс 2+2+2+2+2+2=12 колёс
Читает задачу - Из одного корыта могут пить 4 цыплёнка. Сколько цыплят могут пить из 6 таких корыт? Запиши решение сначала через сложение, а потом умножение.
- Умножить 4*6.
Заменить сложением. У нас будет 4+4+4+4+4+4 | УУПД: устанавливать связи и зависимости между объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; | Учебник
Рабочая тетрадь
|
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям), практические (упражнения)
Формы контроля: самоконтроль | - А давайте представим ситуацию: если бы ваш друг попросил вас рассказать о сегодняшнем уроке, что бы вы ему рассказали? - Сразу видно, что вы всё-всё запомнили, такие молодцы! - Какая была у нас цель урока? - Мы её достигли? - Были у вас какие-нибудь трудности? Как вы с ними справились? - Посмотрите на экран и продолжите фразы: Раньше я думал(а)… Теперь я знаю… Мне было интересно… - Спасибо за урок! |
- Ответы детей | УУПД: представлять информацию в разных формах; УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; | Презентация |