Технологическая карта урока математики "Умножение чисел. Взаимосвязь сложения и умножения" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)
план-конспект урока по математике (2 класс)

Алексеева Дарья Игоревна

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. познакомить учащихся с основами умножения чисел и объяснить, как оно связано со сложением;
  2. закрепить навыки умножения чисел, выполняя упражнения и задачи, которые требуют использования знаний о связи между умножением и сложением.

Предметные:

  1. заменять умножение на сложение и наоборот;
  2. решать задачи, связанные с действием умножение.

Развивающие:

1) развивать интерес к предмету;

2) развивать мышление, память и познавательный интерес у обучающихся.

Личностные:

  1. применять математику для решения практических задач в повседневной жизни;
  2. оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем

Воспитательные:

1) воспитывать адекватную самооценку;

2)  воспитывать стремление достичь результат.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Дата: 27.10.2023

Школа: МАОУ «Академический лицей №95» 

Класс: 2-6

Урок: 1

Время: 8:00 – 8:40   Кабинет: 308

Студент: Алексеева Дарья Игоревна

Группа: 43

Учитель: Суворикова Анастасия Сергеевна

Методист: Иванова Наталья Викторовна

Тема урока «Умножение чисел. Взаимосвязь сложения и умножения»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: формирование представлений о взаимосвязи сложения и умножения.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. познакомить учащихся с основами умножения чисел и объяснить, как оно связано со сложением;
  2. закрепить навыки умножения чисел, выполняя упражнения и задачи, которые требуют использования знаний о связи между умножением и сложением.

Предметные:

  1. заменять умножение на сложение и наоборот;
  2. решать задачи, связанные с действием умножение.

Развивающие:

1) развивать интерес к предмету;

2) развивать мышление, память и познавательный интерес у обучающихся.

Личностные:

  1. применять математику для решения практических задач в повседневной жизни;
  2. оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем

Воспитательные:

1) воспитывать адекватную самооценку;

2)  воспитывать стремление достичь результат.

УМК: «Начальная школа XXI века»

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Формы работы: фронтальная

Методы: словесные (указания детям)

Формы контроля: внешний

Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Меня зовут Дарья Игоревна, если у вас будут возникать какие-то сложности, вы знаете, как ко мне обратиться.

- Посмотрите на экран. Что мы видим?

- Перед нами слова известного математика и физика Галилео Галилея: 'Математика – язык, на котором написана книга природы'.

- Как вы понимаете эти слова?

 - Сегодня наша задача – научиться читать эту книгу и раскрывать её секреты. Готовы ли вы начать увлекательное путешествие в мир математики?

Приветствуют учителя и слушают его.

Встают

Слушают учителя, садятся

Отвечают

- Цитату

Варианты детей

- Да

УУПД:  применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

УУКД:  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУРД:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы работы: фронтальная

Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (указания, пояснения)

Формы контроля: внешний, самоконтроль

- Сейчас у нас будет игра, в которой мы будем исследовать мир умножения. На каждый ряд будет один листок с примерами. Вы решаете первый пример в паре, а затем быстро передаете его дальше по ряду. Это игра на скорость. Как только листочек доходит до последней парты, кто-то один встает и быстро несёт листок мне.  

- Итак, проверяем ответы.

- Вы всё правильно сделали, молодцы!

- Хорошо, а теперь мы с вами перейдем к одной интересной задаче.

- Два мальчика решали одну задачу. Она звучит так: На столе лежали три тарелки. На каждой тарелке было по 2 яблока. Сколько всего яблок на столе?

- Один мальчик написал решение так: 2*3, а другой написал 2+2+2. Скажите, какой из них прав?

- На самом деле, они оба правы. А скажите, почему?

- Всё верно. Мы можем заменять умножение сложением и результат у нас будет тот же. Скажите, а сколькими способами мальчики решили эту задачу?

- А вот здесь вы не правы. На самом деле, эта задача решена одним способом. Здесь у нас различается запись решения задачи, но не способ.

Решают примеры:

3 x 2 = 6

7 x 1 = 7

2 x 10 = 20

6 x 2 = 12

9 x 1 = 9

1 x 10 = 10

5 x 1 = 5

Дети выполняют задание на скорость по ряду.

Несут листочек с примерами.

- Варианты детей / Оба правы.

- Варианты детей / Потому что умножение можно заменить сложением.

- Двумя

УУПД:  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУРП:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Презентация

Постановка учебной задачи
(3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям)

Формы контроля: внешний

Построение проекта выхода из затруднения.

- Скажите, какая тема урока будет тогда?

- Какую цель мы поставим перед собой?

- Всё верно.

- У нас на доске находятся наши цели на урок, но они в неправильном порядке.

- Нам нужно восстановить порядок целей.

- Посмотрите внимательно, я прочитаю их: ЧИТАЕТ цели

- Кто хочет выйти к доске и восстановить порядок?

- Отлично. Тогда идём дальше.

- Умножение и сложение.

-  Научиться заменять умножение на сложение.

Восстанавливают порядок целей

  1. Вспомнить приём умножения.
  2. Научиться заменять умножение сложением.
  3. Выполнить задания с заменой умножения на сложение и наоборот.
  4. Сделать выводы о том, как умножение и сложение связаны.

УУПД: устанавливать связи и зависимости между объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям)

Формы контроля: внешний

- Сейчас мы с вами узнаем как связаны сложение и умножение.

- Откройте учебник на странице 62. Перед нами задача и после неё написано правило. Кто прочитает нам его?

- Это действительно так, и сегодня мы с вами убедимся в этом.

- Откройте свои тетради, отступите 4 клетки вниз от прошлой работы, а теперь 10 клеток от края и пишем сегодняшнее число. Записываем 27о.

- Отступили слева 4 клетки и записываем «Классная работа»

- Отступаем от края отступаем 2 клетки и пишем №1.

- Давайте представим, что у нас есть магический автомат, который умеет упаковывать теннисные мячи в коробки. Этот автомат взял 6 мячей, уложил их аккуратно в коробку и закрыл её. Так он сделал уже один раз.

- Теперь представьте, что этот магический автомат решил повторить это еще два раза! Он снова взял 6 мячей, уложил их в коробку и закрыл. Потом сделал это еще раз.

- Нам нужно посчитать, сколько всего мячей упаковано. Это у нас значение произведения. Для этого что нам нужно сделать?

- Сколько раз оно повторилось?

- Всё верно. Оно повторилось три раза. А что нам теперь нужно сделать?

- Итак, кто-то один решает у доски, а все остальные записывают решение в тетради. Как только вы закончите, поставьте руку на локоть.

- Сколько у нас получилось мячей?

- Запишите ответ.

- А как ещё можно посчитать количество мячей?

- Кто может показать у доски?

- Молодец, садись.

- А можем ли мы записать решение в виде 3*6?

- На самом деле, нет.

- В записи решение мы умножаем то, что ищем. В нашем случае, мы ищем количество мячей, именно поэтому мы умножаем это количество мячей на 3, то есть первый множитель на второй, и мы получаем значение произведения.  

6 – показывает нам какие одинаковые слагаемые складывали.

А 3 – это сколько было одинаковых слагаемых.

-  Итак, вот как мы заменили сложение на умножение, чтобы найти ответ.

Слушают учителя

Открывают учебник

Читает правило: сложение равных слагаемых заменяют другим арифметическим действием - умножением.

- Нам нужно посчитать сколько раз повторяется число 6.

- Оно повторилось три раза.

- Нам нужно сложить

Кто-то один решает у доски

- У нас получилось 18 мячей.

- Через умножение

Выходит кто-то один к доске и решает:

6*3=18

- Да

УУПД:  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;  понимать и адекватно использовать терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

УУКД:  ответственно выполнять свою часть работы;

УУРД:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Презентация

Учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная

Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям), практические (упражнения)

Формы контроля: внешний

- А сейчас давайте выполним задания из учебника.

- Отступаем от края отступаем 2 клетки и пишем №1.

- Здесь мы попробуем самостоятельно заменить сложение умножением. У нас есть пример, выделенный синим цветом сбоку, кто его прочитает?

- Почему именно 4*3, а не 3*4?

- Всё верно. А сейчас по такому же принципу запишите три примера у себя в тетради.

- Первый пример. Что нам сначала нужно сделать, чтобы решить этот пример?

- Кто уже посчитал, сколько раз оно повторяется?

- Хорошо. А как нам заменить это умножением? Что на что мы должны умножить?

- Всё верно. Запишите решение в тетради.

Проговаривают следующие примеры по такому же принципу (посчитать повторы числа, заменить умножением)

- Хорошо. Идём дальше.

- Отступаем от края отступаем 2 клетки и пишем №2.

Здесь нам нужно сделать всё наоборот: нам нужно заменить умножение сложением и вычислить.

- У нас пример: 4*3. У нас есть число 4 и количество его повторов. Сколько раз оно повторяется?

- Да, оно повторяется три раза, это показывает у нас число 3. Тогда как мы можем заменить это сложением?

- Всё верно. А теперь считаем, сколько будет 4+4+4. Сколько будет равно?

- Да. Запишите это себе в тетрадь.

- А сейчас мы начинаем решать остальные примеры в тетрадях, а двое пойдут решать у доски.

Проверяет решение у доски и проговаривает с учеником объяснение.

- Сейчас сверьте решение у себя в тетради с доской. Сейчас скажите, у кого решено задание по-другому?

Дальше у нас №3.

- Отступаем от края отступаем 2 клетки и пишем №3.

Это задание интересное. Его вам нужно будет сделать в парах. Вам нужно дополнить предложения. Давайте обсудим первое вместе, а второе вы сделаете в парах.

- Двузначное число записано 4 раза.

У нас есть число, оно двузначное, так что записываем 2.

2*

Сколько раз оно написано?

Оно записано 4 раза, поэтому мы записываем: 2*4.

- 2*4 Сколько получится?

- Поэтому мы записываем “то есть 8 цифр”.

- Скажите, а как вы посчитали, сколько всего цифр у нас получится? С помощью чего?

- А если бы мы не знали таблицу умножения, то как бы вы тогда посчитали этот пример?

- И как бы тогда звучала запись?

- Скажите, а это другой способ решения?

- Нет, это точно тот же способ решения, но мы заменили запись этого способа.

- А теперь второе предложение обсудите в парах и посчитайте, сколько всего слов получится. Работаем в полголоса, а я смотрю, какая пара работает тише всех.

Устно проверяют

Решают задания в тетрадях

Читает пример: 4+4+4=4*3

Отвечают: потому что число 4 у нас повторяется три раза. Что ищем, то и умножаем.

- Нам нужно посчитать сколько раз повторяется число 5.

- Оно повторяется 5 раз.

- Нам нужно умножить 5 на 5.

Записывают в тетради.  

- Оно повторяется три раза

- Мы можем заменить умножение сложением: 4+4+4

- Будет равно 12.

Кто-то выходит решать у доски

Сверяют решение с доской

Отвечают если у кого-то есть ошибки

- 4 раза

- Будет 8.

- Мы умножили 2*4, с помощью умножения мы узнали, сколько всего цифр будет

- Мы бы заменили умножение сложением.

2+2+2+2 = 8

- Нет

Устно проверяют

УУПД:  применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

УУКД:  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУРД:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Раздаточный материал

Учебник

Презентация

Физкультминутка (1 мин)

проводится на 20-ой минуте урока, но не прерывая выполнение учебного задания!

Сейчас мы начнем захватывающую игру, где вам придется быть настоящими математиками!

На экране будут появляться разные математические примеры.

Ваша задача - решить, можно ли этот пример переделать в умножение.

Если вы считаете, что можно, прыгайте вверх, как настоящие супергерои. А если думаете, что переделать нельзя, садитесь на корточки, как настоящие космические исследователи.

Готовы стать математическими детективами и принять вызов?

  1. 4 + 4
  2. 5 + 3
  3. 6 + 6
  4. 2 + 9
  5. 7 + 7
  1. 8 + 2
  2. 3 + 5
  3. 4 + 3
  4. 10 + 1
  5. 6 + 9

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы работы: индивидуальная

Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям), практические (упражнения)

Формы контроля: внешний

- Сейчас вы самостоятельно выполните задание на листочках.

- Справа сверху подпишите ФИ.

- У вас 4 минуты, начинайте.

- Итак, время вышло. Закончили.

- Сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

- Проверяем со слайдом.

 Кто допустил ошибки? (…)

 В чем причина ваших ошибок? (...)

 Поднимите руки, кто не допустил ошибок в самостоятельной работе?

 Молодцы! Поставьте себе «+».

Выполняют с/р

В1:

1. Замените сложение умножением:

a) 2 + 2

б) 5+5

в) 3+3+3

г) 4+4+4+4

2. Замените умножение сложением:

а) 2*2

б) 5*5

в) 3*8

В2:

1. Замените сложение умножением:

а) 3+3

б) 4+4

в) 5+5+5

г) 6+6+6+6

2. Замените умножение сложением:

а) 2*2

б) 6*6

в) 4*7

УУПД:  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;  понимать и адекватно использовать терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

УУКД:  ответственно выполнять свою часть работы;

УУРД:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Учебник

Презентация

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям), практические (упражнения)

Формы контроля: внешний, самоконтроль

- Сейчас откройте учебник стр 63 №4.

- Прочитай нам задачу, пожалуйста.

Как мы можем посчитать сколько у нас всего колёс?

- А как ещё мы можем посчитать это, не используя умножение?

- Записываем в тетради №4. Кто-то один идёт решать у доски.

- Отступаем от края отступаем 2 клетки и пишем №4.

- Сейчас сверьте решение у себя в тетради с доской. Сейчас скажите, у кого решено задание по-другому?

Если остается время, то начинают решать в РТ задания стр 32 №1

- Откройте рабочие тетради на стр. 32 №1. Прочитайте задачу

- Как мы можем посчитать сколько цыплят могут пить из 6 корыт, если из одного могут пить только 4 цыплёнка.

- Записывайте решение в рабочей тетради.

- А какой второй способ решения этой задачи? Как нам посчитать количество цыплят, не используя умножение?

Всё верно. Запишите второй способ решения и не забудьте посчитать ответ.

Слушают учителя

Читает задачу

- Сколько колёс у четырёх двухколесных велосипедов; у шести?

- Мы можем посчитать количество колёс используя умножение. Умножить два на четыре, два на шесть.

- Мы можем использовать сложение.

Решение:

2*4=8 колёс

2*6=12 колёс

ИЛИ

2+2+2+2=8 колёс

2+2+2+2+2+2=12 колёс

Читает задачу

- Из одного корыта могут пить 4 цыплёнка. Сколько цыплят могут пить из 6 таких корыт? Запиши решение сначала через сложение, а потом умножение.

- Умножить 4*6.

Заменить сложением. У нас будет 4+4+4+4+4+4

УУПД: устанавливать связи и зависимости между объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Учебник

Рабочая тетрадь

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям), практические (упражнения)

Формы контроля: самоконтроль

- А давайте представим ситуацию: если бы ваш друг попросил вас рассказать о сегодняшнем уроке, что бы вы ему рассказали?

- Сразу видно, что вы всё-всё запомнили, такие молодцы!

- Какая была у нас цель урока?

- Мы её достигли?

- Были у вас какие-нибудь трудности? Как вы с ними справились?

- Посмотрите на экран и продолжите фразы:

Раньше я думал(а)… Теперь я знаю…

Мне было интересно…

- Спасибо за урок!

- Ответы детей

УУПД: представлять информацию в разных формах;

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;  корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

УУРД:  осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Презентация



Предварительный просмотр:

3 x 2 =

7 x 1 =

2 x 10 =

6 x 2 =

9 x 1 =

1 x 10 =

5 x 1 =

3 x 2 =

7 x 1 =

2 x 10 =

6 x 2 =

9 x 1 =

1 x 10 =

5 x 1 =

3 x 2 =

7 x 1 =

2 x 10 =

6 x 2 =

9 x 1 =

1 x 10 =

5 x 1 =

3 x 2 =

7 x 1 =

2 x 10 =

6 x 2 =

9 x 1 =

1 x 10 =

5 x 1 =



Предварительный просмотр:

ФИ: ______________________________

Вариант 1:

1. Замените сложение умножением:

a) 2 + 2=

б) 5+5=

в) 3+3+3=

г) 4+4+4+4=

2. Замените умножение сложением:

а) 2*2=

б) 5*5=

в) 3*8=

ФИ: ______________________________

Вариант 1:

1. Замените сложение умножением:

a) 2 + 2=

б) 5+5=

в) 3+3+3=

г) 4+4+4+4=

2. Замените умножение сложением:

а) 2*2=

б) 5*5=

в) 3*8=

ФИ: ______________________________

Вариант 2:

1. Замените сложение умножением:

а) 3+3=

б) 4+4=

в) 5+5+5=

г) 6+6+6+6=

2. Замените умножение сложением:

а) 2*2=

б) 6*6=

в) 4*7=

ФИ: ______________________________

Вариант 2:

1. Замените сложение умножением:

а) 3+3=

б) 4+4=

в) 5+5+5=

г) 6+6+6+6=

2. Замените умножение сложением:

а) 2*2=

б) 6*6=

в) 4*7=


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики «Квадратный метр, квадратный дециметр» (УМК "Начальная школа XXI века"); 3 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство с новой единицей измерения площади – квадратным метромЗадачи урока:Дидактические:способствовать формированию умения выделять квадратный ме...

Технологическая карта урока по математике «Равенства и неравенства». УМК "Начальная школа XXI века" (1 класс)

Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для формирования представлений материала по теме «Равенства и неравенства».Задачи урокаДидактические:познакомить  учащихся с понятиями...

Технологическая карта урока математики "Четные и нечетные числа" УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс

Тема урока «Четные и нечетные числа»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о чётных и нечётных числах.Задачи урокаДидакт...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Весенние работы" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: создание условий для ознакомления учащихся с весенними работами.Задачи урокаДидактические:Научить определять важность весенних работ;Науч...

Технологическая карта урока по русскому языку «Ударение. Интонация предложения» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о необходимых речевых средствах для выражения просьбы.Задачи урока      ...

Технологическая карта урока по русскому языку «Описание домашнего питомца» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умений описывать домашнего питомца.Задачи урока...

Технологическая карта урока по русскому языку «Мимика и жесты» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства с несловесными средствами общения: мимикой и жестами.Задачи урока...