Повышение учебной мотивации у младших школьников на уроках математики
статья по математике
Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность, развитие способностей и потребности субъекта к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию. Именно в младшем школьном возрасте закладывается основа для дальнейшего учения школьника и зачастую от желания учителя в начальной школе зависит и стремление к учению в средних и старших классах.
Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.
Проблему мотивации изучали такие ученые-исследователи, как
Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, А.Н. Леонтьев, Л.М. Фридман. Отечественными педагогами А.С. Макаренко,
В.А. Сухомлинским разработаны общепедагогические положения формирования мотивации учения школьников в качестве неотъемлемого компонента всестороннего развития личности.
Теоретико-методологической основой работы стали основные положения системно-деятельностного подхода, который предполагает развитие учебной мотивации на уроках математики в начальной школе на основе использования приемов занимательности, рассмотренные в трудах А.Г. Асмолова, И.А. Зимней, Д.Б. Эльконина; теория формирования учебной мотивации,разработанная Н.Ф. Виноградовой, Е.В. Губановым;концепция формирования учебной мотивации к изучению математики в начальной школе, сформулированная М.А. Кирилиной, Д.А. Маловичко.
Проблема формирования мотивации учения у школьников привлекала исследователей В.Г. Асеева, Ю.К. Бабанского, А.С. Белкина, Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.К. Маркову,
М.В. Матюхину, Л.С. Рубинштейна, М.Н. Скаткина, Е.И. Савонько,
Г.И. Щукину, П.М. Якобсон. Ими выявлены основные источники формирования и развития мотивации учебной деятельности обучающихся при изучении предмета (содержание материала; организация деятельности учащихся; отношения, складывающиеся как между учителем и учащимися, так и между учащимися); освещен психологический аспект этой проблемы; исследована роль некоторых форм и средств организации деятельности учащихся с целью формирования положительной мотивации учения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_uchebnoy_motivatsii.docx | 80.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование учебной мотивации у младших школьников
на уроках математики
Дворянинова Анна Кирилловна
Специальность:
Коррекционная педагогика в начальном образовании
Учитель начальных классов
МБОУ г. Мурманска СОШ №3
Мурманск
2024
Содержание
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования учебной мотивации у младших школьников на уроках математики 6
Сущность понятия «учебная мотивация» в математическом образовании 6
Средства, способствующие формированию учебной мотивации изучения математики в начальных классах 12
Способы повышения учебной мотивации у младших школьников на уроках математики 16
Глава 2. Организация работы по формированию учебной мотивации у младших школьников на уроках математики 23
Выявление особенностей учебной мотивации обучения в школе и изучения математики в начальных классах 23
Анализ заданий и упражнений для младших школьников, направленных на повышение учебной мотивации 29
Упражнения и задания, направленные на формирование учебной мотивации изучения математики у третьеклассников 30
Список используемой литературы 37
Введение
Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность, развитие способностей и потребности субъекта к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию. Именно в младшем школьном возрасте закладывается основа для дальнейшего учения школьника и зачастую от желания учителя в начальной школе зависит и стремление к учению в средних и старших классах.
Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.
Проблему мотивации изучали такие ученые-исследователи, как
Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, А.Н. Леонтьев, Л.М. Фридман. Отечественными педагогами А.С. Макаренко,
В.А. Сухомлинским разработаны общепедагогические положения формирования мотивации учения школьников в качестве неотъемлемого компонента всестороннего развития личности.
Теоретико-методологической основой работы стали основные положения системно-деятельностного подхода, который предполагает развитие учебной мотивации на уроках математики в начальной школе на основе использования приемов занимательности, рассмотренные в трудах А.Г. Асмолова, И.А. Зимней, Д.Б. Эльконина; теория формирования учебной мотивации,разработанная Н.Ф. Виноградовой, Е.В. Губановым;концепция формирования учебной мотивации к изучению математики в начальной школе, сформулированная М.А. Кирилиной, Д.А. Маловичко.
Проблема формирования мотивации учения у школьников привлекала исследователей В.Г. Асеева, Ю.К. Бабанского, А.С. Белкина, Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.К. Маркову,
М.В. Матюхину, Л.С. Рубинштейна, М.Н. Скаткина, Е.И. Савонько,
Г.И. Щукину, П.М. Якобсон. Ими выявлены основные источники формирования и развития мотивации учебной деятельности обучающихся при изучении предмета (содержание материала; организация деятельности учащихся; отношения, складывающиеся как между учителем и учащимися, так и между учащимися); освещен психологический аспект этой проблемы; исследована роль некоторых форм и средств организации деятельности учащихся с целью формирования положительной мотивации учения.
Президент России В.В. Путин заявил, что «нужно уже с ранних лет прививать школьникам готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде и навыкам жизни в цифровую эпоху» [22].
Глобальные изменения в сфере образования, начавшиеся в начале XXI века, кардинально изменили представления о целях образования и путях их достижения. Сегодня цель обучения – это формирование умения учиться, формирование умений организовывать учебную деятельность и осмысливать её. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала, актуальной задачей становится повышение учебной мотивации младших школьников как собственно психолого-педагогической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Данные посылки и подтверждают актуальность выбранной темы.
Объект работы: процесс формирования учебной мотивации у обучающихся.
Предмет: формирование учебной мотивации у младших школьников на уроках математики.
Цель: составить упражнения и задания, направленные на формирование учебной мотивации к изучению математики.
Задачи:
- Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме формирования учебной мотивации у младших школьников.
- Определить средства и способы, способствующие формированию мотивов к изучению математики.
- Провести диагностику учебной мотивации младших школьников.
- Апробировать задания и упражнения, направленные на формирование учебной мотивации к изучению математики.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы: анализ, анкетирование, количественный и качественный анализ, моделирование.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования учебной мотивации у младших школьников на уроках математики
Сущность понятия «учебная мотивация» в математическом образовании
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин.
Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов. Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, модернизация 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Развитые страны и страны, совершающие в настоящее время технологический рывок, вкладывают существенные ресурсы в развитие математики и математического образования [2].
Одна из выделенных проблем в «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» – это проблема мотивационного характера. Низкая учебная мотивация школьников и студентов связана с общественной недооценкой значимости математического образования и трудоемкости его получения, перегруженностью образовательных программ общего образования, профессионального образования, а также оценочных и методических материалов техническими элементами и устаревшим содержанием, с отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки. Все это приводит к несоответствию заданий промежуточной и государственной итоговой аттестации фактическому уровню подготовки значительной части обучающихся [2].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) в разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» предполагает отражение в предметных результатах «освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы – овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов» [1, 13].
Как отмечает А.К. Маркова в своих работах, ведущей деятельностью для всех школьных возрастов является учение, однако, специфика каждого возраста определяется тем, освоение каких сторон действительности осуществляется ребенком в ходе учения. Это и определяет ведущую деятельность каждого школьного возраста. Так, в младшем школьном возрасте ребенок осваивает «предметную» действительность, то есть знания, закрепленные в учебных курсах. По мнению Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, младший школьный возраст – это возраст вхождения в учебную деятельность, овладения ее структурными компонентами.
Объективно этот этап развития ребенка характеризуется тем, что он впервые включается в новую социально значимую деятельность, важную не только для него, но и для окружающих. Широко известно, что к концу дошкольного детства у ребенка складывается достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Психологи Л.И. Божович, Л.С. Славина определили это новое личностное образование как «внутреннюю позицию школьника». И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова и А.М. Прихожан отмечают, что мотивация состоит в потребности ребенка посещать школу, включиться в новую для него деятельность учения, занять новое положение среди окружающих. Психолог Л.И. Божович писала о том, что «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания» [11].
Понятие мотивации у человека, по всеобщему признанию включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения и т.д. [3].
Современный, постоянно меняющийся мир ставит во главу угла не просто процессы воспитания и обучения, а именно личности обучающихся, их активность и деятельность, способствующих в будущем эволюции социального прогресса. Успешное воспитание и обучение личности невозможны без сформированной системы мотивов, характер которых и уровень развития которых выступают в некоторой мере показателем качества образовательного процесса. Данный факт объясняется невозможностью успешного обучения без осознания потребностей в нем, без осознанного интереса – мотива [17].
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и в зарубежной психологии и педагогики. Ее значимость связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. В самом общем плане мотив – это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность [7].
О мотивационной готовности детей 6-7 лет к школе свидетельствуют: их отношения к обучению как серьезной значимой деятельности, эмоциональная расположенность выполнять требования взрослых, познавательный интерес к окружающей действительности, стремление овладеть новыми знаниями и умениями.
В мотив обучения могут входить следующие причины:
- интерес к учению вообще, основанный на потребности в новых впечатлениях от приобретения знаний;
- желание получить образование в связи с пониманием его необходимости для жизни и профессиональной деятельности;
- желания заслужить похвалу, удовлетворить свое тщеславие (быть отличником).
Особенности мотивации большинства первоклассников является беспрекословное выполнение требования учителя. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что они даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель, так как полученные задания кажутся им важными. Это безусловно имеет положительную сторону, так как было бы трудно объяснять первоклассникам значение того или иного вида работы для их образования [4].
Как правило, учебная деятельность побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов.
Мотив – это направленность школьников на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.
К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то это говорит о социальных мотивах [8].
В качестве благоприятных черт мотивации младших школьников отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любознательность. Широта интересов младших школьников проявляется в том, что их интересует многие явления окружающей жизни, которые не входят в программу даже средней школы. Любознательность является формой проявления широкой умственной активности младших школьников.
Мотивация младших школьников имеет и ряд негативных характеристик. Так, А.К. Маркова отмечает, что интересы младших школьников:
- недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность;
- неустойчивы, то есть ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться – учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают утомление;
- малоосознанны, что проявляется в неумении младшего школьника назвать, что и почему ему нравится в данном предмете;
- слабо обобщены, то есть охватывают один или несколько учебных предметов, но объединенных по их внешним признакам; содержат в себе ориентировку школьника чаще на результат учения, а не на способы учебной деятельности;
- до конца начальной школы порой не складывается интерес к преодолению трудностей в учебной работе.
Учебная мотивация в общем смысле определяется как частный вид мотивации. Также под мотивацией учения подразумевают систему объективных и субъективных побуждений, включающих потребность как основной источник мотивации. В учебную мотивацию, соответственно, входят потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.
Учебная мотивация, как «понимание важности учебы для жизни», обычно рассматривается родителями и педагогами как вполне внутренняя относительно учебного процесса. Тем неменее, такой объект как «собственное благополучное будущее» не является собственно объектом учения и может нести вполне индивидуализованный личностный смысл [16].
Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:
1) образовательной системой, образовательнойорганизацией, где осуществляется учебная деятельность;
2) организацией учебного процесса;
3) субъектными особенностями обучающегося;
4) субъектными особенностями педагога;
5) спецификой учебного предмета.
Отсюда следует, что у детей, поступающих в школу, мотивы выражают возникающую в старшем дошкольном возрасте потребность занять новое положение среди окружающих, а именно положение школьника. В первом и втором классах положительное отношение к школе сохраняется и даже усиливается и развивается. Однако постепенно положительное отношение маленьких школьников к учению начинает утрачиваться. Переломным моментом, как правило, является 4 класс. Здесь уже многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, их старательность уменьшается, авторитет учителя заметно падает [10].
В психолого-педагогической литературе до сих пор не существует однозначно принятого определения термина «учебная мотивация». При этом наряду с ним в качестве синонимов также используются термины «мотивация учения», «мотивация деятельности учения», «мотивационная сфера ученика». В первом случае, эти термины обозначают всю совокупность мотивирующих факторов, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (А.К. Маркова); во втором – сложную систему мотивов (В.Я. Ляудис, М.В. Матюхина, Н.Ф. Талызина) [7].
Результаты исследования развития мотивации младших школьников – на уровне деятельности (учебная мотивация) и на надситуативном уровне (мотивация, отражающая отношение к миру и себе, и определяющая основные тенденции поведения) представлены в работах И. Ю. Кулагиной и С. В. Гани [14].
Анализ исследований зарубежных и отечественных психологов помогает сделать вывод о неоднозначности подходов к определению, пониманию сущности, природы, структуры, а также методов изучения мотивации учебной деятельности ребёнка младшего школьного возраста. Существует большое разнообразие факторов, влияющих на мотивацию младших школьников, на эффективность процесса обучения.
Таким образом, младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебных действий. Для того, чтобы эта деятельность была эффективной, необходимо сформировать мотивацию к учению [4]. Ребенок желает выполнить социально значимую и социально оцениваемую деятельность, а в школе необходима познавательная мотивация. Одной из важнейших проблем обучения и воспитания учащихся является формирование учебной мотивации младших школьников.
Средства, способствующие формированию учебной мотивации изучения математики в начальных классах
Проблема формирования учебной мотивации заключается в том, что, несмотря на множество научных исследований, посвященных раскрытию понятия, целей, условий ее становления и развития, учителя начальных классов на практике регулярно сталкиваются с недостаточным уровнем ее сформированности, в том числе и на уроках математики [10].
Математика в отличие от других школьных предметов имеет отвлеченный, абстрактный характер. В начальном курсе математики учащимся приходится оперировать такими понятиями, как число, величина, мера, пространственные формы. Зачастую учителю начальных классов приходится прикладывать немало усилий, чтобы показать необходимость изучения новых математических понятий и фактов, сделать поиск новых математических знаний личностно значимым для учащихся, пробудить у детей интерес к предмету.
Между тем в школьной практике учителя начальных классов часто встречаются со случаем, когда, например, педагог не может заинтересовать своих учеников, подобрать такие средства, которые бы привлекли детей к продуктивной учебной деятельности в рамках дисциплины «Математика».
В практическом плане решение вопросов строения мотивации у первоклассников позволяет создать научную основу для выявления наиболее эффективных форм воздействия на личность. Усложняющиеся задачи трудового, морально-нравственного, культурно-эстетического воспитания требует дальнейшего повышения эффективности новых цифровых технологий, улучшение профессиональной подготовкиучителей [3].
Процесс формирования, развития личности характеризуется взаимным влиянием мотивации на деятельность и деятельности на мотивацию. Как известно, наиболее трудным для взрослых в управлении учащимися является регулирование побудительных стимулов учащихся, при которых возникает желание учиться так, чтобы содействовать достижению целей [24].
В узкоспециализированном понимании мотивация – это один из первых этапов организации учебной деятельности учащихся по изучению того или иного факта: закона, правила, алгоритма, теоремы, по формированию того или иного понятия и по работе с той или иной задачей. Суть этого этапа заключается в следующем: показать учащимся целесообразность изучения данного понятия или теоремы, подчеркнуть необходимость и важность открытия нового факта с целью побуждения школьников к целенаправленной и активной деятельности и возбуждения интереса к изучению данного материала. Это достигается с помощью ряда методических приемов: опоры на жизненныйопыт учащихся, использования исторического материала и материала межпредметного характера, показа необходимости изучения данного факта для решения некоторых практических задач, целенаправленное создание проблемных ситуаций и т.д. [25].
Чтобы обучение было по-настоящему эффективным, у ученика должна возникнуть внутренняя потребность в знаниях, умениях и навыках, которые предлагает учитель, а также желание активно действовать по их приобретению. Из-за высокого уровня мотивации у обучающегося формируется цель и его обучение становится активным, независимым от учителя, переходит в самостоятельную целенаправленную деятельность. Если на уроке ученик переживает свои успехи– это мощный фактор развития мотивации.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому можно выделить такие средства, способствующие формированию учебной мотивации, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса:
- апелляция к жизненному опыту детей;
- создание проблемной ситуации;
- ситуация удивления;
- ролевые и деловые игры;
- ассоциации вместо правил;
- решение нестандартных задач на смекалку и логику;
- элементы занимательности;
- кроссворды, сканворды, ребусы, творческие работы;
- презентации, творческие домашние задания;
- накопительная система оценок, рефлексия;
- доброжелательный настрой урока, благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке.
Использование данных средств состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.
Методическая ценность данных средств заключается в:
- активном включении в работу всех учащихся;
- свободу выбора деятельности – ученик не привязан к конкретной задаче, а выбирает факты, ему знакомые и понятные;
- обеспечении системности знаний и умений;
- обнаружении проблемы, решение которой, возможно, связано с исследованием каких-либо фактов, причем вопрос для исследования ставят сами учащиеся;
- развитии математической «зоркости», формировании произвольного внимания.
Также невозможно отмахиваться и от использования новейших информационных технологий и методов обучения, которые должны обязательно присутствовать в процессе современной школы. Например, это могут быть короткие презентации или видеоролики, компьютерные тесты или обучающие компьютерные игры. Одной из составляющих эффективного нескучного обучения является полезная информация, преподнесённая способом, вызывающим у ребёнка удивление или другое яркое позитивное впечатление. В этом плане, кроме технических приёмов, учителям не стоило бы недооценивать и положительное влияние на эффективность преподавания некоторой доли юмора и смеха в классе. Находить время для весёлого настроения в классе – одна из граней возникновения у детей желания учиться. В той же мере каждый ребёнок должен чувствовать вовлечённость в учебный процесс. И в этом тоже проявляется осознанность и профессионализм учителя. Полезно распределять небольшие задачи между учениками, подчёркивая важность их своевременного выполнения. Дети должны в какой-то мере участвовать конкретными делами в учебном процессе: кто-то может раздавать материалы для урока, кто-то – возглавлять группу из нескольких учеников, кто-то – готовить и проводить доклады для класса по изучаемым темам, и так далее [11].
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, то есть познавать мир в подлинном смысле этого слова. Процесс познания пройдет через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных, а это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.
И какими бы знаниями и средствами ни обладали учителя, какими методиками не владели, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.
Способы повышения учебной мотивации у младших школьников на уроках математики
Младший школьный возраст является новой ситуацией развития личности и требует от ребенка особой деятельности – учебной. Для того, чтобы эта деятельность была эффективной, необходимо сформировать мотивацию к учению, что является специфической задачей младшего школьного возраста. И именно на решение данной задачи направлено в начальной школе стремление учителя развивать у учащихся умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, способствовать формированию творческого нешаблонного мышления, развитию детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики [5].
Учащийся должен овладеть способностью ставить перед собой цель научиться видеть интересное, стимулируя творческий поиск, развивая представление о различных математических процессах. В этом помогают интересные факты, которые можно сообщать, как на этапе мотивации обучения, так и во время закрепления материала, чтобы показать практическую значимость того, чему обучаются. Например, можно учащимся предложить вопрос: «Что произойдет если…?».
Также учебно-проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами:
а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;
б) беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы;
в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.
Формулировка основной учебной задачи обычно производится учителем как итог обсуждения проблемной ситуации. Л.С. Выготский писал: «Важное условие организации учебной деятельности – подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач» [15].
Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемной ситуации в классе. Например, ученик получил задание: «К 2 прибавь 5 и помножь на 3». И другое: «К 2 прибавь 5, помноженное на 3». Можно записать оба равенства следующим образом:
2 + 5 ⋅ 3 = 21,
2 + 5 ⋅ 3 = 17.
Такая запись вызывает удивление у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильными и зависят от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ.
Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок, равенство принимает правильный вид:
(2 + 5) ⋅ 3 = 21,
2 + 5 ⋅ 3 = 17.
Проблемная ситуация активизирует мыслительную деятельность обучающихся, помогая им глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений, понять их взаимосвязь.
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются в игре для достижения поставленной цели. В таких случаях используется приём «Привлекательная цель». Перед учениками ставится простая и привлекательная цель, выполняя которую, он выполняет учебное действие, которое запланировал педагог.В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев.
Особенность деятельностного подхода – самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.
Ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.
Успех – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания, это результат продуманной подготовленной деятельности учителя.
К основным приемам относятся:
- «Даю шанс» – учителем специально для ребенка подготовлены задания, где он раскрывает для самого себя свои возможности. Если ученик не согласен с отметкой, тогда учитель соглашается проверить его знания по всей теме.
- «Эмоциональное поглаживание» – применяется для поддержки у ребенка состояния уверенности и успеха. Оказывают серьезное влияние на становление личности.
- «Анонсирование»– можно применять, когда нужно сообщить о предстоящей контрольной работе. Смысл этого приема в том, что заранее обсуждаются темы и задания по учебному материалу. Перед каждой контрольной работой проводится самостоятельная работа и последующий анализ ошибок в самостоятельной работе. Такая подготовка создает установку на успех [25].
Использование вместо отметок следующие приемы:
- текущую оценку достижений можно фиксировать с помощью особых условных шкал – «волшебных линеечек» (используется при самооценке);
- текущие оценки, фиксирующие продвижения школьников в освоении умений, записывать в специальный «Лист достижений», освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в нем с помощью значков;
- оценка работ в баллах;
- собирать все результаты в «папку достижений», имеющуюся у каждого ученика [9].
Способы повышения мотивации на уроках математики:
1. Обращать внимание на пробелы в знаниях учеников: когда у ребенка выявляется отсутствие знаний по теме, в нем может зародиться желание познавать новое. Например, можно дать несколько простых примеров по теме, а затем нетипичные примеры по той же теме.
2. Показать последовательность достижений: эта техника тесно связана с предыдущей. Показ ученикам логического следствия понятий друг из друга мотивирует их познавать смежные темы, а не сосредотачиваться на полном понимании только одной.
3. Задать сложную ситуацию, для выхода из которой ученикам необходимо будет найти правильный образец решения. Поиски образца сильно мотивируют учеников, так как каждый из них стремится найти его первым и объявить себя автором идеи. Пример: сложите между собой числа от 1 до 100. Можно складывать их по очереди, но на это уйдет много времени. Проще здесь найти определенный образец действий: сложить первое и последнее (1+100=101) и так далее. Затем ученикам надо умножить 101 на 50 – столько раз повторится это число. Ответом будет 5050.
4. Бросить ученикам интеллектуальный вызов: такие вызовы дети встречают с энтузиазмом. Очень важно верно подобрать вызов. Пример, если для вызова выбран именно он, должен быть связан с темой урока и быть по силам ученикам. Вызов не должен отвлекать от занятия, а плавно приводить к нему.
5. Показать математические фокусы: в математике много примеров, которые на первый взгляд противоречат здравому смыслу. Такие примеры по своей природе привлекают большое внимание к математическим упражнениям. Например, 4 : 4 = 5 : 5 – вынесем общие множители за скобки и запишем, 4 · (1 : 1) = 5 · (1 : 1). Разделим обе части на общие множители и получим 4 = 5. Невероятный результат парадокса приведет учеников в восторг.
6. Показать пользу от знания темы: показать в начале урока, как можно будет применить на практике новые знания. Например, можно попросить ученика измерить обхват груди для определения размера одежды. Такие примеры должны быть краткими и простыми, чтобы вовлечь детей в занятие, а не отвлекать от него.
7. Использовать на уроках развлекательные задания по математике: развлечения включают в себя пазлы, игры, либо математические походы в помещениях школы. Эти развлечения должны быть простыми и не занимать много времени. Успешное применение этой техники – быстрое вовлечение учеников в занятия по математике. Стоит внимательно относиться к эффекту от этих игр – веселье не должно отвлекать от самого урока.
8. Рассказ интересной истории о математике: об историческом событии (например, как Карл Фридрих Гаусс сложил числа от 1 о 100 за минуту, когда ему было 10 лет в 1787 году). Такие истории успеха хорошо мотивируют учеников. Главное, уделить истории достаточно времени. В противном случае она не произведет должного эффекта.
9. Обсудить с учениками интересные математические факты: одна изсамых эффективных техник мотивации учащихся – попросить их выразить свое мнение о любопытных математических фактах: например, «если сумма всех цифр числа делится на 9, то и само число делится на 9». Конечно, все эти факты должны быть хорошо известны ученикам.
Учителя математики должны понимать, какие мотивы есть у их учеников на данный момент. На основе этих данных учитель может увеличивать вовлечение учеников в предмет и повышать эффективность образовательного процесса.
Желание ребёнка показать себя с самой лучшей стороны, хорошо выполнять все требования педагога и является одним из главных мотивов, который заставляет его проявлять активность в учебной деятельности. Если у ребёнка низкий уровень учебной мотивации, то наблюдается снижение школьной успеваемости. Роль личности учителя играет важную роль в развитии учебной мотивации учащихся. Ведь, стиль педагогической деятельности учителя включает в себя характерное только для него сочетание задач, средств, способов педагогического воздействия на формирование личности ученика, на умение общаться с ним [21].
И самое главное, о чем не должен забывать учитель, это то что на протяжении всего периода обучения в начальной школе большое значение имеет игровой мотив, который в начале обучения проявляется в традиционных детских играх, а затем – в компьютерных.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: учитель играет важную роль в формировании ведущих учебных мотивов младших школьников; учебная мотивация формируется под воздействием нескольких факторов; большое значение в младшем школьном возрасте имеет интерес, который имеет свои особенности, он проявляется и сохраняется только при активном взаимодействии учеников с учителем; ученики беспрекословно выполняют требования учителя; формированию положительной учебной мотивации способствуют благоприятные предпосылки: любознательность и положительное отношение к учению, которое непосредственно зависит от работы учителя; игровой мотив остается важным на протяжении всего обучения в начальной школе; отметки играют мотивационную роль, однако школьники воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не оценку качества работы, чем не должен забывать учитель [12].
Анализ методической литературы позволяет сделать вывод, что на уроке математики учитель не должен быть в роли хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается личность ученика, он должен стимулировать её развитие различными средствами и способами. На становление ученика как личности оказывает огромное влияние учебная мотивация. Она влияет на характер деятельности школьников, на отношение ребёнка к учению.
Глава 2. Организация работы по формированию учебной мотивации у младших школьников на уроках математики
Выявление особенностей учебной мотивации обучения в школе и изучения математики в начальных классах
В период производственной практики (по профилю специальности) профессионального модуля 03 «Классное руководство» с 16 по 30 марта 2021 года было проведено анкетирование обучающихся 1-4 классов, в котором приняли участие 91 человек: 1 класс – 19 детей; 2 класс – 23 респондента; 3 класс – 24 ученика; 4 класс – 25 учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Мурманска «Основная общеобразовательная школа №3» (р-н Росляково). Ученикам было предложено ответить на 4 вопроса анкеты методики М.Р. Гинзбург «Изучение учебной мотивации» (см. приложении 1) и дополнительные вопросы:
- Я учусь в школе, потому что...
- Самое интересное на уроке...
- Я стараюсь учится лучше, чтобы...
- Если я получу хорошую отметку, то мне нравится, что...
- Больше всех мне нравится предмет…
- Мне нравятся уроки математики, потому что …
Данная анкета проводилась с целью выявления направленности интересов учащихся начальных классов, а также для определения причин интереса к урокам математики. Ответы учащихся приведены в приложении 2-5. Наглядное представление данных изображено на рисунках 1-6.
Рис. 1. Ответы на вопрос «Я учусь в школе, потому что...»
В ходе анализа ответов на вопрос «Я учусь в школе потому что...» 7 респондентов (7,69%) ответили «так хотят мои родители», 23 учащихся (25,27%) выбрали ответ «мне нравится учиться», 9 человек (9,89%) – я чувствую себя взрослым, 11 человек (12,09%) выбрало «я люблю хорошие отметки», 30 учащихся (32,97%) дали ответ «хочу получить профессию» и 11 принявших участие в анкетировании (12,09%) выбрали «у меня хорошие друзья».
Рис. 2. Ответы на вопрос «Самое интересное на уроке...»
Анализируя ответы на вопрос «Самое интересное на уроке...» мнения детей разделились следующим образом: самым интересное оказалось «хорошие оценки и похвала учителя» – 24 человек (26,37%), на втором месте – «ответы у доски» – такой ответ выбрало 22 респондента (24,18%), на третьем месте – «познание нового и выполнение задания» – его выбрали 17 респондентов (18,68%), четвертую позицию разделили ответы «игры и физкультминутки» и «общение с друзьями» – 11 учащихся (12,09%), на последнем месте – «готовиться к жизни» – 6 респондентов (6,59%).
Рис. 3. Ответы на вопрос «Я стараюсь учиться лучше, чтобы...»
В ходе анализа ответов на вопрос «Я стараюсь учиться лучше, чтобы...» 17 респондентов (18,68%) выбрали вариант ответа «получить хорошую отметку», 28 учащихся (30,77%) – «больше знать и уметь», «мне покупали красивые вещи» – их выбрало 3 ребенка (3,3%), «у меня было больше друзей» – 15 человека (16,48%), «меня любила и хвалила учительница» выбрало 7 участников (7,69%) и «приносить пользу, когда выросту» – 21 ученик (23,08%).
Рис. 4. Ответы на вопрос «Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...»
Анализируя ответы на вопрос «Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...», первую позицию заняло «я узнаю больше нового» – выбрало 22 обучающихся (24,18%), «дома меня похвалят» оказалось на втором месте – 19 учеников (20,88%), на следующем оказалось два ответа «в дневнике стоит хорошая отметка» и «учительница будет рада» – 14 респондентов (15,38%), и на последнем – «смогу побольше поиграть на улице» – 9 учащихся (9,89%).
Рис. 5. Ответы на вопрос «Больше всех мне нравится предмет…»
Анализируя ответы на вопрос «Больше всех мне нравится предмет…» первое место занял предмет «Окружающий мир» – его выбрали 38 респондентов (41,76%), вторую позицию занял «Русский язык» – 20 учащихся (21,98%), на третьем месте оказалось «Литературное чтение» – 18 учеников (19,78%) и на последнем – «Математика», ее выбрали лишь 15 человек (16,48%).
Рис. 6. Ответы на вопрос «Мне нравятся уроки математики, потому что …»
Анализ ответов на вопрос «Мне нравятся уроки математики, потому что …» показал, что 21 респондентов (23,08%) считают, что уроки математики они любят, так как их выделяют, 19 учащихся (20,88%) выбрали ответ «нравятся уроки учителя», 15 учеников (16,48%) – «родители считают их важными», 14 человек (15,38%) – «математика везде нужна», 13 детей (14,29%) легко добиваются успехов, и только 9 из участников (9,89%) решили, что уроки математики пригодятся в будущей профессии.
Рассматривая результаты анкетирования, были определены уровни учебной мотивации по каждому классу (см. приложение 6) и уровни учебной мотивации всех младших школьников, принявших участие в исследовании. Сводные данные приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сводные результаты уровней учебной мотивации младших школьников
Уровень учебной мотивации | Кол-во учащихся (чел.) | Процентное отношение (%) |
высокий, преобладает учебный мотив и социальный | 11 | 12,09 |
высокий уровень учебной мотивации | 25 | 27,47 |
средний уровень мотивации | 33 | 36,26 |
сниженный уровень мотивации | 17 | 18,68 |
низкий уровень мотивации | 5 | 5,49 |
Таким образом, можно сделать вывод, что из общего числа младших школьников, принявших участие в анкетировании только 12,09% обладают высоким уровнем учебной мотивации с преобладанием учебного и социальный мотивов, 27,47% – высоким уровнем учебной мотивации, 36,26% – средним уровнем мотивации, у 18,68% уровень мотивации снижен и 5,49% обладает низким уровнем учебной мотивации.
Рассматривая результаты по каждому классу, получаем данные о том, что 37,5% обучающихся 3 класса и 31,58% учеников 1 класса обладают либо сниженным, либо низким уровнем учебной мотивации. Во 2 и 4 классах преобладают позиционный и социальный мотивы, что выражается в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет, попытке самоутверждения: желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников; быть полезным. По полученным данным было решено организовать работу, направленную на повышение уровня учебной мотивации к области «Математика» в 3 классе. Для успешной организации работы были проанализированы задания и упражнения по математике для обучающихся 3 класса УМК «Школа России».
Анализ заданий и упражнений для младших школьников, направленных на повышение учебной мотивации
Анализ учебников математики для 3 класса (см. приложение 7), позволил выделить примеры заданий, направленных на повышение учебной мотивации:
- «найди отличия» (можно задать их количество);
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- «лабиринты»;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и распознавание диаграмм;
- работа со словарями;
- работа с учебником;
- проблемная задача;
- решение текстовых задач (в соответствии с алгоритмом, приведенным выше);
- ситуативная задача;
- задачи с избытком информации;
- задачи с недостатком информации.
Таким образом, несмотря на разнообразие типов заданий, умело подобранный материал к уроку усиливает интерес учащихся к урокам математики, что способствует формированию учебной мотивации. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу на уроке, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, внутренне приняты им, чтобы приобрели значимость для учащегося.
Упражнения и задания, направленные на формирование учебной мотивации изучения математики у третьеклассников
Было составлено 12 типов заданий
Пример 1. Тема «Прямоугольник. Свойство противолежащих сторон прямоугольника». Учитель предлагает школьникам построить прямоугольник с длинами сторон 2 см, 3 см, 5 см и 7 см. Очевидно, что учащиеся либо не смогут построить фигуру, обладающую данными характеристиками, либо построенная фигура не будет похожа на прямоугольник (может получиться произвольный четырехугольник).
Пример 2 (2 класс). Тема «Прямая линия». Учитель раздает школьникам листы, на которых изображены две незамкнутые линии – прямая и кривая. На каждой линии отмечена точка А. После уточнения общих признаков этих фигур (линии незамкнутые, можно продолжить в обе стороны), учащимся предлагается на каждой линии отложить вправо от точки А отрезок длиной 3 см так, чтобы он лежал на линии. Сделать это на кривой нельзя, и как следствие ученики сформулируют вывод о свойстве прямой – это линия, на которой можно отложить отрезки (в обе стороны, любой длины).
Пример 3 (4 класс). Тема «Скорость движения». Учитель предлагает учащимся систему задач, подводящих их к осознанию существенного свойства скорости как величины. – Коля и Толя живут в одном подъезде и учатся в одной школе. Толя идет от дома до школы 10 мин, а Коля – 15 мин. Кто идет быстрее? (Толя, поскольку он тратит времени меньше.) Заяц за 10 с пробегает 80 м, а волк за это же время – 50 м. Кто бежит быстрее? (Заяц, поскольку за то же время он преодолевает большее расстояние.) Маше идти до школы 280 м, а Насте – 320 м. Обе девочки вышли из дома ровно в полдень. Кто быстрее дойдет до школы? Максим тратит на дорогу от школы до дома 20 мин, а Катя – 15 мин. Кто из них живет ближе к школе? (Ответить на вопросы невозможно, так как это зависит от скорости – величины, которая характеризует быстроту движения.)
Пример 4 (2 класс). Тема «Виды углов». Учитель раздает ученикам карточки с изображением углов, величина которых близка к 90°, и просит их выписать (назвать) номера острых, тупых и прямых углов. Для удобства фиксации вариантов ответов углы должны быть пронумерованы. Очевидно, что результаты выполнения задания не будут однозначны, поскольку определить вид угла на глаз в данном случае практически невозможно – все они кажутся прямыми. Возникает противоречие: при выполнении задания, учащиеся получили разные ответы. Заметим, что известный школьникам способ сравнения углов (наложением) здесь не работает: он позволяет выявить больший (меньший) угол, а не определить его вид.
Пример 5 (1-2 класс). Тема «Прикидка результатов арифметических действий».
- Проверяя домашнее задание, я обнаружила, что, делая вычитание 11 -3, Женя получил в ответе 3, Сережа – 14, Коля – 9, а Борис – 8. Попробуйте за 30 с определить, кому из мальчиков я поставила отметку 5?
Пример 6 (4 класс). Тема «Окружность. Круг». После того как ученики повторили знания о точках, линиях и их видах, взаимном расположении точек и линий, они получают листы бумаги, на которых изображены точки А, В, О. Учитель предлагает провести через точку А незамкнутую линию (учащиеся проводят кривую или прямую линию), а через точку В – замкнутую кривую линию. Через точку О школьникам надо про вести линию, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от нее. Фиксируется затруднение, поскольку учащиеся не знают, что это за линия, а через точки А и В они проводили знакомые им линии.
Пример 7 (3 класс). Тема «Прямоугольник. Квадрат». Ученики получают карточки с изображением геометрических фигур. Учитель предлагает им выписать номера только прямоугольников. Очевидно, что учащиеся выполнят задания по-разному, поскольку образ и прямоугольника, и квадрата уже сложился у большей части школьников (они противопоставляют эти фигуры, не осознавая, что квадрат – это тоже прямоугольник, но особенный: у него все стороны равны), поэтому в списке прямоугольников, скорее всего, у большей части учеников не окажется квадратов [основа примеров из 19, 23].
Пример 8 (везде). «Угадай, о чем меня спросили?». Нужно по ответу отгадать вопрос. Например, число, которое делится только на себя и на единицу. Какой был задан вопрос? (Какое число называется простым?).
Пример 9 (использовала). «Вычисли и расшифруй». Инструкция: произвести вычисления, каждому ответу соответствует буква, затем расшифровать фразу.
Пример 10 (везде). «Математические лабиринты». «Лабиринт» – это несколько заданий, соединенных таким образом, что ответ одного задания служит номером другого. Выполнив одно задание, следует перейти к другому, и так до тех пор, пока ответ задания не совпадет с его номером. Игра начинается за 15-20 минут до конца урока. Лабиринт рассчитан на самостоятельное решение заданий. В результате решения получается цепочка чисел, по которой, как по ориентиру, ученик выходит из лабиринта. Перечень таких цепочек-чисел для каждого варианта должен быть записан у учителя. Это позволит следить за успешностью прохождения лабиринта отдельными учащимися или командой.
Пример 11 (использовала). Логические задачи. Умение самостоятельно применять свои знания на практике:
- поиск и выделение необходимой информации;
- моделирование,
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты,
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Пример 12 (везде, использовала). Поиск лишнего. В каждом ряду три числа обладают общим свойством, а одно число этим свойством не обладает. Укажите, что это за свойство и какое число лишнее
а) 5; 9; 12; 4: б) 1; 9; 7; 4: в) 14; 10; 9; 8.
В период работы в МБОУ г. Мурманска СОШ №3 были апробированы составленные упражнения и задания на уроках математики, направленные на повышение учебной мотивации:
№ | Описание |
1 | Цифровойбокс. Перед детьми представлены два спортсмена, которые учувствуют в спарринге, но имеют необычный вид, состоят из цифр. Задача узнать какой же боксер победит, сложив все цифры, из которых они состоят. В первую очередь дети на глаз пытались определить спортсмена, у которого сумма больше. Пару человек работали у доски, складывая все цифровые значения каждого из боксеров, для выявления победителя. |
2 | Сколько треугольников спрятано в рисунке? На слайде представлено животное изображенное с помощью геометрических фигур, учащиеся должны сосчитать все треугольники в данном рисунке. Ученики говорили свои предположения, кто называл самое большое количе6ство выходил к доске и показывал данные треугольники, но называли не все, забывая про пересечение фигур. |
3 | Волшебный треугольник. В конце урока, после самостоятельной работы, детям, которые сдали работу предлагалось данное задание. Стояла задача вставить в пустые фигуры числа так, чтобы по каждой стороне треугольника в сумме получилось 9. |
4 | Зашифрованное послание. Учащимся нужно разгадать фразу, которая зашифрована с помощью символов. В помощь представлен ключ, в котором представлено описание, что обозначает каждый символ. Класс активно искал ответ. В какой-то момент разделились на группы для решения данного задания, где каждый член группы отгадывал по одному слову из фразы, были те, кто работал в паре, один диктовал буквы, другой их записывал. Так же был представлен пример, где нужно отгадать фразу с помощью вычисления выражений, где каждая буква скрывалась под каким-то выражением, а ответы на них представляла последовательность букв. |
5 | Логические задачки. На каждом уроке в этапе актуализации знаний были представлены логические задачи, которые были представлены в устной форме, дети внимательно слушали и активно принимали участие в рассуждениях, что приводило к правильному ответу. |
6 | Составление задачи по рисунку. Детям был представлен рисунок на интерактивной доске, перед ними стояла задача составить условие к изображению и вопрос. Во время выполнения данного задания учащиеся активно предполагали все возможные условия задачи. Так же частой ошибкой было то, что по некоторым условиям невозможно решение задачи. |
7 | |
8 | |
Графический диктант. Каждый ученик работал индивидуально в своей тетради. Трудность была в том, что не все успевали, путались в последовательности шагов. В следствии не все смогли справиться с данным заданием. | |
Переставьте спички, чтобы получилось верное неравенство. На слайде было представлено неравенство. Дети в первую очередь перевели из римских чисел в арабские. После чего по очереди выходили и показывали свое решение. | |
Неравенства. На слайде в начале урока были представлены неравенства (1м 7дм≠1м 7см, 2+2*2+2≠ (2+2) *2+2), перед учащимися была поставлена задача, доказать, почему две стороны не равны и что нужно сделать для того, чтобы стоял знак «равно». |
Заключение
Формирование учебной мотивации – это проблема первостепенной важности, решением которой занимается не одно поколение ученых, педагогов, психологов.
С самого раннего возраста нынешние дети привыкают к мгновенному получению информации с помощью планшетов и телефонов, поэтому неудивительно, что традиционные формы преподавания в школе вызывают у них скуку и неприятие. Поэтому использование новейших информационных технологий и методов обучения должно обязательно присутствовать в процессе современной школы.
Содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивировано, однако не с помощью создания сиюминутных интересов (например, с помощью внешней занимательности, которая лишь изредка может служить предпосылкой к возбуждению и воспитанию глубоких познавательных интересов) или ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и это иногда не следует упускать), а главным образом, тем, что это содержание должно быть направлено на решение проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. Только в этом случае у детей будет создаваться перспектива на дальнейшее изучение знакомых, постоянно наблюдаемых явлений, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности (то есть мотивов, направленных на само содержание деятельности, а не на какие-то побочные цели этой деятельности).
На мотивационном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий.
Список используемой литературы
- ФГОС НОО
- Концепция развития математического образования в Российской Федерации
- Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М.: Мысль, 2016. – 158 с.
- Гуткина Н.И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы // Культурно-историческая психология. – 2017. – №4. – С. 11-19.
- Дятлова, Е.В. Инновационные методы обучения на уроках в начальной школе // Современная начальная школа, 2021. – №16, С. 45-47.
- Жаворонкова, Ю.М., Кильмасова, И.А. Мотивация учебной деятельности у детей младшего школьного возраста // Санкт-Петербургский образовательный вестник, 2017. – №3(7), С. 18-23.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2010. – 384 с.
- Иванова, И.Ю. Приемы дифференцированного обучения математики // Начальная школа, 2016 – №5, с. 33-36.
- Колесникова, В.П. Безотметочная система обучения в начальной школе // Современная начальная школа, 2020. №6, с. 59-62.
- Копылова, В.Л. Педагогические условия развития мотивации к учебной деятельности / В.Л. Копылова // Современные проблемы развития науки. – 2017. – № 8. – С. 125-129.
- Корчагина, Е.Н. Проблемы мотивации у младших школьников / Е.Н. Корчагина. // Молодой ученый. – 2020. – № 9 (299). – С. 165-167.
- Крылова, Д.А. Учебная мотивация младших школьников / Д.А. Крылова. // Молодой ученый. – 2016. – №9 (127). – С. 437-439.
- Кудакова, Н.С. Робототехника – средство математического развития младших школьников // Начальная школа, 2016. – №9, С. 32-34.
- Кулагина, И.Ю., Гани, С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 2. – С.102-109.
- Малова, А.А. Методы формирования интереса к обучению у младших школьников // Современная начальная школа, 2019. – №1, С.45-47.
- Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности //Вопросы психологии. – 2017. – №2. – С. 42-47.
- Миронов, А.Г. Эффективные практики формирования мотивации обучающихся / А.Г. Миронов // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2019. – №2. – С. 53-55.
- Моро, М.И., Бантова, М.А., Бельтюкова, Г.В. и др. УМК «Школа России»: Математика 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2020 г.
- Селькина, Л.В., Худякова, М.А. Методический аспект реализации деятельностного подхода на уроке математики // Начальная школа, ; №6, С. 20-29.
- Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам / Авт.-сост.: Т.М. Баринова, И.О. Гарипова, В.В. Каранова,
Н.П. Леонова, Е. А. Шкатова. Магадан: Изд. «Охотник», 2011. – 112 с. - Шенбергер И. А., Литвинова О. В., Фомичёва И. Б. Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика // Молодой ученый. 2017. – №31. С. 67–70.
- 6 тезисов из послания Владимира Путина о детях и школе. Краткая и полная версия [Электронный ресурс] /Режим доступа: (Дата обращения: , свободный).
- Абдулина, М.Ф. Формирование учебной мотивации младших школьников на уроках математики / Абдулина М. Ф. // Аллея науки. – 2019. –Т. 3, №12 (39). – С. 885-889. – Режим доступа: ?id= 42517341 (Дата обращения: , свободный).
- Бичерова, Е. Особенности учебной мотивации младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам / Бичерова Е. Н., Фещенко// Российский психологический журнал. – 2016. – №4. –С. 117-136. –Режим доступа: (Дата обращения: , свободный).
- Графова, О.П. Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников в процессе обучения математике / Графова О. П. // Формирование универсальных учебных действий у младших школьников : сборник научных статей / под общ. ред. Л. Д. Мали, Н. И. Наумовой. – Пенза, 2015. – С. 48-61. – Режим доступа: 13 (Дата обращения: , свободный).
- Пустовалова, Н.И. Формирование мотивов учебной деятельности для повышения эффективности обучения математике учащихся первого класса / Пустовалова Н.И., Лазаренко Д.В., Пустовалова В.Г. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2012. – № 4 (11). – С. 239-242. – Режим доступа: https://www. (Дата обращения: , свободный).
- Сурикова, С.В. Практико-ориентированные задачи в начальном курсе математики как средство развития учебной мотивации младших школьников / Сурикова С.В., Анисимова С.А. // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2014. – Т. 5, №1. – С. 197-203. – Режим доступа: https://www. (Дата обращения: , свободный).
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебной самостоятельности у младшего школьника на уроках математики.
Тематическая разработка...
Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики
Работая с числовыми закономерностями, ученики открывают для себя немало интересных связей, переживают ситуацию успеха, активно сопереживают одноклассникам в поиске нестандартного решения. Помимо этого...
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики...
Рекомендации учителю по повышению учебной мотивации у младших школьников
Мотивация – это то побуждение, которое заставляет вчерашнего малыша устремиться в неизведанную взрослую школьную жизнь. Мотивация, интерес к учению намного важнее того багажа готовых знаний...
Рекомендации по повышению учебной мотивации у младших школьников
Рекомендации для родителей младших школьников....
«Повышение учебной мотивации у младших школьников»
В статье рассматриваются способы и пути формирования положительной мотивации у младших школьников"...
Повышение учебной мотивации у младших школьников
В настоящее время, с увеличением нагрузки на младших школьников и изменениями в образовательной системе, особенно актуальной становится проблема повышения учебной мотивации у детей. Учебная мотивация ...