Устная работа на уроках математики в начальной школе
план-конспект занятия по математике (1 класс)
Предварительный просмотр:
Устная работа на уроках математики в начальной школе
Устная работа на уроках математики в начальной школе имеет большое значение. Особое место занимают среди видов данной работы устные упражнения- «устный счёт».
Опытный педагог О.П. Зайцева «Важность и необходимость устных упражнений доказывать не приходится. Значение их велико в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ребёнка. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала даёт учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер».
На каждом уроке математики необходимо выделять 5 - 10 минут для проведения устных упражнений, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся. При их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Это и воспитательная роль. Устные упражнения дисциплинируют, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им.
Данный этап помогает учителю переключить ученика с одной деятельности на другую, подготовить учащихся к изучению новой темы, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, , он повышает интеллект учеников.
Целями данного этапа урока:
- развитие вычислительных навыков;
- развитие математической культуры, речи;
- умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.
Задачи:
- Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
- Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
- Повышение познавательного интереса.
Учитель придерживается следующих требований:
- Упражнения для устного счета выбираются целенаправленно.
- Задания должны быть разнообразными.
- Тексты упражнений, чертежей и записей, должны быть приготовлены заранее.
- К устному счету должны привлекаться все ученики.
- При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).
Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений:
1 класс:
Работа с числовым рядом.
- Математический диктант.
- Состав числа.
- Лесенка.
- Сравнение.
- Задачи в стихах.
- Занимательные задачи.
- Математические игры.
- Тесты
При составлении заданий к устному счёту, необходимо учитывать особенности восприятия каждого ребёнка.
Насыщение уроков разнообразными, занимательными и полезными вычислительными заданиями по изучаемым темам возможно лишь через совершенствование системы устных упражнений на уроках. Это позволит научить учащихся учиться.
Это придает им уверенность в себе и подвигает их на улучшение достигнутых результатов. Дети начинают активно работать на уроке и им начинает нравиться этот предмет.
Математические игры.
Игра «День, ночь». Учитель говорит «Ночь», дети закрывают глаза, далее вопрос учителя «сумма чисел 7 и 2», затем слово «День», дети открывают глаза и говорят результат. Вопросы для игры связаны с действиями сложения и вычитания и компонентами при сложении и вычитании, сравнение:
- к 5 прибавить 4;
- 6 увеличить на 2;
- сумма чисел 3 и 4;
- разность чисел 9 и 4;
- от 8 отнять 2;
- 6 уменьшить на 6;
- на сколько 7 больше 3 и т.д.
Игра с мячом. Кидая мяч ученику, учитель предлагает вопрос, ученик при ответе возвращает мяч учителю. В игре используется индивидуальный подход к каждому учащемуся. Например, тема «Состав чисел»: учитель, кидая мяч ученику « 8 – это 3 и …» с ответом ученика «6», мяч возвращается к учителю.
Работа с геометрическим материалом.
Игровая карточка-раскраска.
Вычисли и узнай, что сказал жучок. Придумай ему имя.
4 + 2 = ........ 7 – 5 =….. 10 – 7 =……
10 - 9 = ....... 8 – 8 =….. 9 – 4 =……
6 + 3 = ........ 4 + 4 =….. 5 – 1 = ……
8 - 4 = ........ 3 + 2 = …. 4 + 3 = ……
3 - 3 = ......... 8 + 2 = ….
5 + 5 = ........
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Е | р | М | З | в | ю | П | У | в | И | Т |
Задачи в стихах:
1)Ёжик по грибы пошёл,
10 рыжиков нашёл.
8 положил корзинку,
Остальные же - на спинку.
«Сколько рыжиков везёшь
На своих иголках, ёж?» 10—8=2
2)3 ромашки – желтоглазки,
2 весёлых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете? 3+2=5
3)Группа малышей- утят
Плавать и нырять хотят.
6 – уплыли далеко,
2 – нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду?
Сосчитать я не могу.
4)Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 3-х окуней,
Рыбак Евсей – 4-х карасей,
А рыбак Михаил 2-х сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? 3+4+2=9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный счет на уроках математики в начальной школе
Устный счет на уроках математики в начальной школе...
Мастер - класс "Устный счет на уроках математики в начальной школе"
Классификация упражнений для устного счета по форме их восприяти. Условия продуктивного использования устного счета на уроках математики....
Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.
В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...
«Методика работы над устными вычислениями на уроках математики в начальной школе.» (из опыта работы)
Представлены различные приемы для отработки устных вычислений на уроках математики в начальной школе....
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ " ПРИЕМЫ УСТНОГО СЧЕТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ".
В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин. Учителю ...
Статья. Значение и виды устного счёта на уроках математики в начальной школе
В статье приведены примеры, как разнообразить устный счёт на уроках математики в начальной школе....
Доклад " Устный счет на уроках математики в начальной школе"
Доклад " Устный счет на уроках математики в начальной школе"...