Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике «Магия интеллекта»
рабочая программа по математике (3, 4 класс)
Программа курса «Магия интеллекта» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования Исполнительного комитета
г. Набережные Челны Республики Татарстан
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Набережночелнинская школа №75 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Принято»
Педагогическим советом
протокол от _29.08_2022г.№_1_
Введено приказом от 01.09.2022 г. №203
Директор ГБОУ «НШ№75»
___________ О.В. Марданова
Подпись Ф.И.О.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
по математике «Магия интеллекта»
направление: общеинтеллектуальное
(1час в неделю, 34часа в год)
Возраст детей: 10 -11 лет
Составитель: ШагивалееваАсияГабдрахмановна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
«Согласовано»
Заместитель директора________ Ширыбырова Л.Н. от_________2022г.
Подпись Ф.И.О.
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от_26.08.2022 г. № 1
Руководитель МО__________Харисова З.Н.
Подпись Ф.И.О
г. Набережные Челны
2022
Программа курса внеурочной деятельности «Магия интеллекта»
- Пояснительная записка
Программа курса «Магия интеллекта» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Программа основана на комплексном подходе к построению занятий. В данной программе создана система заданий, направленных на развитие творческого и логического мышления младшего школьника, включающую в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.
Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Используются различные типы заданий:
«закрытые» задачи, т.е. имеющие точные решения; задачи с неполным условием; с избыточными условиями; открытые задачи, допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов; творческие задания.
Перед учениками ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель. Программа содержит задания, большинство из которых не требует вычислений, однако на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учит строить правильные суждения, проводить несложные доказательства, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них. Задания по математической грамотности основаны на тесной взаимосвязи математических умений, предметных результатов и предлагаемых ситуаций, удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя формированию и развитию их личности.
- Основной целью программы является:
развитие у детей разных видов и качеств мышления на основе совершенствования мыслительных операций, функциональной грамотности учащихся как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
- Задачи:
- научить тайнам шифра (чтение и составление ребусов);
- обучить решению и составлению задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;
- научить решать задачи, применяя принцип Дирихле;
- научить решать более сложные комбинаторные задачи;
- научить обобщать, делать выводы;
- обучить приемам поисковой и творческой деятельности;
- развивать комплекс свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности»;
- формировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
- воспитывать такие качества, как доброта, любознательность, стремление к размышлению и поиску, к постоянной проверке возможностей своего интеллекта через интеллектуальные игры.
4. Срок реализации курса – 1 учебный год. Возраст детей: 10 -11 лет
5. Общая характеристика учебного предмета
1) Актуальность выбора курса «Магия интеллекта» определена следующими факторами: российские школьники обладают значительным объемом знаний, но не умеют грамотно пользоваться этими знаниями в повседневной жизни;
на основе диагностических фактов выявлено, что у младших школьников слабо развита математическая функциональная грамотность, то есть способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
2) Необходимость введения курса обусловлена тем, что задачи и задания традиционного типа приводят к тому, что развивается стиль учения, ориентированный на наведение на «правильный ответ». Однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление. Поэтому в программу включены задачи на нахождение и описание процесса достижения поставленной цели – процессуальные задачи. Процессуальные задачи можно разделить (условно) на эвристические и алгоритмические. Ценность этих задач в том, что их решение способствует формированию операционного стиля мышления, необходимого при изучении математики и информатики. В связи с этим, при обучении в начальной школе математики и естественнонаучным предметам учителя должны в процессе выполнения упражнений, решения задач связывать их с жизнью, а в этом помогает мне внеурочная деятельность.
Все это требует творческого подхода к работе. Для того, чтобы поддерживать в течение всего занятия внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности.
3) Новизна данной программы. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования. Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60- х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, грамотность в чтении и письме, в естественных, математических финансовых науках. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире, человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей. Так же она необходима для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, для развития российского общества в целом. В процессе реализации программы «Магия интеллекта» у детей формируются предметные и ключевые компетенции, позволяющие учителю успешно формировать функциональную грамотность обучающихся.
4) Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
- ее направленность на формирование у ребенка интереса к знаниям и умственной работе через интеллектуальные игры и доступность для детей с различным интеллектуальным уровнем и физическим здоровьем;
- ориентированность на запросы детей и родителей;
- определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
5) Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности состоит в том, что помогает детям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, использовать математические понятия, факты, инструменты чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Способствует развитию творческих мыслительных способностей, преодолению стереотипов и шаблонов мышления. Дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса детей к мыслительной деятельности и урокам математики.
6) Основные виды и формы деятельности учащихся:
развитие логического мышления на примере решения нестандартных задач;
- сказки на математические темы
формирование умений читать столбчатые и круговые диаграммы
- формирование умений читать и заполнять таблицыУмение переводить информацию в другие текстовые формы
- извлекать информацию из календаря, чеков, билетов;
- оформление математических газет, плакатов;
- экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу;
- участие в математической олимпиаде «Олимпис», международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- творческие работы
7) Основные принципы распределения учебного материала:
- от простого к сложному;
- увеличение объёма материала;
- наращивание темпа выполнения заданий;
- смена различных видов деятельности;
- увеличение количества часов на выполнение логических заданий каждый год;
- наглядности
Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий
8) Методы проведения занятий
- Методы по источнику познания:
-словесный
-практический
-наглядный
-работа с книгой;
-видеометод.
- По степени продуктивности, по типу (характеру познавательной деятельности):
-объяснительно-иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации);
-репродуктивный (работа по образцам);
-проблемный (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение);
-частично-поисковый (выполнение вариантных заданий);
-исследовательский (самостоятельная творческая работа).
- На основе структуры личности:
-методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, порицание, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, использование общественного мнения, примера и т.д.).
Основной принцип моей программы: «Учись играючи». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
- на развитие внимания и закрепления терминологии;
- игры-тренинги;
- игры-конкурсы (с делением на команды);
- сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
- интеллектуально-познавательные игры;
- интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому урок состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и поиск девятого и многое другое.
- Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
сказочные сюжеты уроков;
поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках;
сочинение своих сказок.
9) Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых.
по количеству детей, участвующих на занятии:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы, пары для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
по особенностям коммуникативного взаимодействия:
практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Регулярно проводятся конкурсы творческих работ, математические викторины, турниры и т.д. В зависимости от содержания цели и задач занятия, возрастных особенностей и возможностей учащихся, используются следующие типы занятий: урок – рассказ, урок - упражнение, урок - практическая работа, урок – игра, урок – сказка, урок – олимпиада, урок – КВН. Роль руководителя занятий сводится к тому, что он организует внимание детей, направляет их мысль, воображение, уточняет цели и задачи практических действий.
10) Итоговый контроль осуществляется в формах:
Проводится всегда с целью отслеживания: какой процент информации остается в голове у каждого конкретного ребенка. Проводится в следующих формах:
- тестирование;
- практические работы; (вставить пропущенное ключевое слово, цифровой диктант; графический диктант, маршрутная карта; обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление и др.)
- опрос по «цепочке»;
- повторение последней фразы и оценка ее корректности;
- продолжение ответа, прерванного в произвольном месте;
- организация цепочки отвечающих;
- комбинированная эстафета и т.д.
- практические работы;
- проектные, творческие работы учащихся;
- результаты контрольныхзаданий;
- результаты олимпиад , конкурсов;
- Описание места курса в учебном плане
Данная программа рассчитана на 34 учебных часа. Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Программа построена с учётом возрастных особенностей младших школьников (возраст – 10– 11 лет, 3- 4 класс )
- Планируемые результаты реализации программы.
Личностные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса).
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
- развитие умения легко решать занимательные задачи, ребусы, математические загадки, задачи повышенной трудности;
- умения выбирать рациональные способы решения, развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.
- приобретение учениками опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками,воспитание чувства справедливости, ответственности;
- приобретение опыта участия в классных, школьных и городских викторинах, олимпиадах;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- Умения вести исследовательские записи, систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли, вести поисковую и исследовательскую работу.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- сознание качества и уровня усвоения (на сколько усвоили полученную информацию);
- способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору и преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов;
- выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера; контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Познавательные УУД:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
- Использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять свои ошибки и ошибки товарищей.
Предметные УУД :
- сравнивать предметы по заданному свойству; анализировать полученную информацию;
- определять целое и часть;
- устанавливать общие признаки;
- находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
- определять последовательность действий;
- находить истинные и ложные высказывания;
- наделять предметы новыми свойствами;
- переносить свойства с одних предметов на другие.
- Содержание программы.
Развивающий курс «Магия интеллекта» состоит из трёх блоков: «Арифметические забавы», «Логика в математике», «Задачи с геометрическим содержанием».
Арифметические забавы
Вводное занятие «Зачем быть сообразительным?» Знакомство с планом работы объединения. Общее о головоломках. Игры на знакомство. Цифры у разных народов. Арифметические головоломки. Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов. Некоторые старинные задачи. Задачи на упорядочивание множеств. Математический бой. Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними. Задачи, связанные с величинами. Математический лабиринт.
Логика в математике
Тайны шифра (чтение и составление ребусов). Решение шахматных задач. Игра «Логическое домино». Знаете ли вы проценты? Математические софизмы. Танграмы. Задачи, требующие большей сообразительности и более сложных вычислений.
Ряды чисел, суммы которых можно получать, не производя сложение этих чисел. Решение и составление задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов; Задачи на принцип Дирихле. Что мы знаем об Архимеде? Логленд (логический марафон). Математический КВН.
Задачи с геометрическим содержанием
Геометрия танграма. Конструирование из «Т». Задачи на разрезание и складывание фигур. Геометрические головоломки. Зашифрованная переписка (способ решётки). Задачи со спичками. Геометрия клетчатой бумаги. Три способа прохождения лабиринта.Игры на развитие конструкторских способностей.Геометрическая викторина. Геометрический тренинг. Игра – головоломка «Монгольская игра». Обобщение изученного. Подведение итогов.
- Распределение учебных часов по разделам программы:
Наименование разделов, блоков, тем | Количество часов учебных занятий | |
1. | Арифметические забавы. | 9 |
2. | Логика в математике. | 13 |
3. | Задачи с геометрическим содержанием. | 12 |
ИТОГО: | 34 ч | 34 |
9. Календарно – тематическое планирование
№ | Содержание занятий | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |||||
План | Факт | ||||||||
Тема 1. Арифметические забавы. | |||||||||
1. | «Зачем быть сообразительным?» Вводное занятие. Цифры у разных народов. | 1 | |||||||
2. | Арифметические головоломки. | 1 | |||||||
3. | Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов. | 1 | |||||||
4. | Некоторые старинные задачи. | 1 | |||||||
5. | Задачи на упорядочивание множеств. | 1 | |||||||
6. | Математический бой. | 1 | |||||||
7. | Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними. | 1 | |||||||
8. | Задачи, связанные с величинами. | 1 | |||||||
9. | Математический лабиринт. | 1 | |||||||
Тема 2. Логика в математике. | |||||||||
10. | Тайны шифра (чтение и составление ребусов). | 1 | |||||||
11. | Решение шахматных задач. | 1 | |||||||
12. | Игра «Логическое домино». | 1 | |||||||
13. | Знаете ли вы проценты? | 1 | |||||||
14. | Математические софизмы. | 1 | |||||||
15. | Танграмы. | 1 | |||||||
16. | Задачи, требующие большей сообразительности и более сложных вычислений. | 1 | |||||||
17. | Ряды чисел, суммы которых можно получать, не производя сложение этих чисел | 1 | |||||||
18. | Решение и составление задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов. | 1 | |||||||
19. | Задачи на принцип Дирихле. | 1 | |||||||
20. | Что мы знаем об Архимеде? | 1 | |||||||
21. | Логленд (логический марафон). | 1 | |||||||
22. | Математический КВН. | 1 | |||||||
Тема 3. Задачи с геометрическим содержанием. | |||||||||
23. | Геометрия танграма Геометрия танграмма. | 1 | |||||||
24. | Конструирование из «Т». | 1 | |||||||
25. | Задачи на разрезание и складывание фигур. | 1 | |||||||
26. | Геометрические головоломки. | 1 | |||||||
27. | Зашифрованная переписка (способ решётки). | 1 | |||||||
28. | Задачи со спичками. | 1 | |||||||
29. | Геометрия клетчатой бумаги. | 1 | |||||||
30. | Три способа прохождения лабиринта. | 1 | |||||||
31. | Игры на развитие конструкторских способностей. | 1 | |||||||
32. | Геометрическая викторина. Геометрический тренинг. | 1 | |||||||
33. | Игра – головоломка «Монгольская игра». | 1 | |||||||
34. | Обобщение изученного. Подведение итогов. | 1 |
В заключение хочу отметить, что медики предлагают гипотезу, что математика продлевает жизнь, давая возможность на долгие годы сохранять ум свежим, а человека работоспособным, энергичным. И моя задача, как учителя - убедить в этом учеников.
10. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для более успешного усвоения программного материала детьми и придания занятиям яркости, насыщенности необходимо использовать:
- - технические и электронные средства обучения:
Мультимедийный компьютер; проектор; экран; интернет; Интерактивная доска PROMETHEAN.
Программное обеспечение: операционная система Windows 98/Me(2000/XP), текстовый редактор MS Word;
http://school-collection.edu.ru
http:// http://www.openclass.ru/node/234008
- Наглядные средства обучения:
1.Комплекты карточек с числами.
2. «Математический веер» с цифрами и знаками.
3.Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
4.Часовой циферблат с подвижными стрелками.
5.Набор «Геометрические тела».
6.Плакаты «Таблицу умножения учим с увлечением» / АЛ. Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009.
7.Таблицы для начальной школы. Математика вокруг нас: методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010 г.
11. Учебная и справочная литература:
Для педагогов:
- И.А., Агапова, М.А. Давыдова 30 литературных вечеров, конкурсов, викторин для начальной школы. – М.: «АКВАРИУМ ЛТД», К.: ГИППВ, 2002.- 224 с.
- Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума , М.: Просвещение, Учебн.мет., 1997
- В.В.Волина Праздник числа, -М.: ЗНАНИЕ, 1993.
- Гин С. Мир логики , М.: Вита, 2001, Пособие для учителя начальной школы
- А.З. Зак. Задачи для развития логического мышления, журнал Начальная школа,1989 -№6.
- Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2004. – 240 с. – (Мастерская учителя).
- Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров. Забавная арифметика, - М.: Наука, 1991.
- Шмаков С.А. Игры-шутки-игры-минутки. – М.: Новая школа, 1993. – 112 с.
- Г.В.Керова. Нестандартные задачи по математике, -М.: Вако, 2006.
- Н.П. Локалова, 90 уроков психологического развития младших школьников, книга для учителя учителя начальной школы, М.:, 1995.
Для обучающихся:
для дополнительной информации, закрепления изученного материала:
- Журнал «Никита и его друзья» (периодическая печать)
- Остер Г., Задачник. Ненаглядное пособие по математике. – М.: «Спарк-М», 1992. – 99 с.
- М.М. Давыдова. Развивающие игры для детей: Загадки, игры со словами, ребусы, сценарии детских праздников/– М.: ООО «Издательство «Аквариум»: 2001.–208 с.:
- .Л.М.Лихтарников. Занимательные логические задачи для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.
- 2. А.А.Свечников, П.И,Сорокин. Числа, фигуры, задачи. - М.,1997.
- 3. Л.М.Лихтарников. Числовые ребусы для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.
- 4.В.П.Труднев. Считай, смекай, отгадывай: Пособие для учащихся начальной школы. 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс
Рабочая программа кружка "Занимательная математика" соответствует ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса " ИНТЕЛЛЕКТ. МЫШЛЕНИЕ. ЛОГИКА"
Рабочая программа курса " ИНТЕЛЛЕКТ. МЫШЛЕНИЕ. ЛОГИКА" разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также о...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика» .
Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика»....
Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика»
Рабочая программа по внеурочной деятельностипо математике "Занимательная математика"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике "Волшебная математика"
В последние десятилетия усилия специалистов в области школьной математики и представителей из Министерства образования РФ, отвечающих за состояние образования в нашей стране, сосредоточены, главным об...