Решение уравнений "От простого к сложному"
консультация по математике (3 класс)
В курсе математики начальных классов уравнение рассматривается как истинное равенство, содержащее неизвестное число. Термин «решение» употребляется в двух смыслах: Он обозначает как число (корень), при подстановке которого уравнение обращается в верное равенство, так и сам процесс отыскания такого числа, то есть способ решения уравнения. Линия уравнений и неравенств является стержнем алгебраического материала школьного курса математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_uravneniy.docx | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
В курсе математики начальных классов уравнение рассматривается как истинное равенство, содержащее неизвестное число. (слайд 2) Термин «решение» употребляется в двух смыслах: Он обозначает как число (корень), при подстановке которого уравнение обращается в верное равенство, так и сам процесс отыскания такого числа, то есть способ решения уравнения. Линия уравнений и неравенств является стержнем алгебраического материала школьного курса математики. Задачи обучения данной темы представлены на слайде: (слайд 3)
Основываясь на свой опыт, я проанализировала содержание и последовательность расположения материала, касающегося изучения уравнений и сопутствующих ему понятий учебника математики для начальных классов Л.Г. Петерсон и сопоставила это с содержанием учебника М.И. Моро. (слайд 4)
Впервые младшие школьники знакомятся с уравнениями в первом классе при изучении действий сложения и вычитания. Столь раннее включение этой темы в программу призвано решить задачу осознания связи, которая существует между компонентами и результатом арифметических действий при сложении и вычитании. (слайд 5) Заполнение пропусков в равенствах, так называемые примеры с «окошками» являются подготовительным этапом к решению уравнений. По учебнику М.И.Моро дети находят число либо подбором, либо на основе знаний состава числа.
Умение устанавливать связь между целым и частями является базовым для решения уравнений в учебнике Л.Г. Петерсон. Данное умение формируется у учащихся на первых уроках математики. В основе лежит умение классифицировать предметы по разным свойствам. Это отношение между частью и целым моделируется сначала на совокупности, записывается в знаковом виде с помощью букв. (слайд 6)
Части в полученной записи подчеркиваются чертой, целое обводится замкнутой линией. Затем данное отношение моделируется на числах и на отрезках. В подготовительный этап входит изучение сравнения совокупностей. Совокупности сначала сравниваются по наполнению группы (по факту), а затем по количеству предметов. (слайд 7) Для решения уравнений важно то, что изображено слева, так как дети будут решать уравнения с мешками и находить в целом ту часть, которая известна. Для этого ученики устанавливают взаимно однозначное соответствие, ищут те же самые элементы.
В учебнике Л.Г. Петерсон (слайд 8) обращено внимание на предлагаемые способы заполнения окошек: подбор; с помощью числового отрезка; на основе связи между целым и частью. На подготовительном этапе у учащихся формируется представление о равенстве. Уравнение рассматривается как равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического действия. Этот неизвестный компонент обозначается буквой латинского алфавита. По учебнику Л.Г. Петерсон ученики решают разные виды уравнений: не только с числами, но и на отрезках и с символами. При решении уравнений детям нужно вспомнить лишь два известных правила: (слайд 9)
К концу изучения темы дети учатся комментировать уравнения через компоненты действий.
Итогом изучения темы является то, что все виды уравнений «собираются» вместе и сопоставляются. Дети должны продемонстрировать умение решать уравнения всех видов в ситуации, когда надо не просто применить заданный способ решения, а выбрать его из трех возможных.
В результате, решение всех видов уравнений, приобретает общий алгоритм, представленный на слайде. (слайд 10)
Таким образом, к концу первого класса по учебнику Л.Г. Петерсон учащиеся умеют решать и комментировать простые уравнения на сложение и вычитание с предметами, фигурами, числами на основе взаимосвязи между частью и целым. Знакомятся с комментированием по компонентам действий.
В учебнике Моро понятие уравнения как равенства вводится во 2 классе и решается с помощью названия компонентов математических действий. (слайд 11)
В 3 классе учащиеся знакомятся с уравнениями на умножение и деление и решают их так же с помощью компонентов математических действий (деление и умножение)
В учебнике Л.Г. Петерсон уравнения следующего вида вводятся во 2 классе (слайд 12) и решаются с комментированием правил нахождения площади и его сторон. Поэтому изменяется и графическое обозначение компонентов уравнения. Здесь важно понять то, что обучение решению и комментированию уравнений ведется по определенной схеме.
Как у Петерсон Л.Г., так и у Моро М.И. после изучения простых уравнений происходит переход к более сложным (составным) уравнениям, которые решаются в два и более действия. В начальной школе уравнения имеют только одну переменную. Решение таких уравнений строится на качественном анализе выражения, стоящего в левой части уравнения. Существует следующая классификация сложных уравнений. (слайд 13)
Решение уравнений 1 и 2 вида выполняется на основе взаимосвязи между результатами и компонентами арифметических действий, и рассматриваются в учебниках М.И.Моро и Л.Г. Петерсон. Для решения таких уравнений необходимы знания порядка действий в выражении, а также умение выполнять простейшие преобразования. (слайд 14) Уравнения 3 вида рассматриваются только по учебнику Петерсон. Учебник М.И.Моро не предусматривает данные виды уравнений.
Решение составных уравнений данного вида ведется по алгоритму: (слайд 15)
1.Найди в левой части последнее действие, обведи его в кружок.
2.Сверху подпиши компоненты действия.
3.Выбери правило.
4.Компонент с неизвестным оставь слева.
5.Вычисли результат правой части.
6.Получилось простое уравнение?
Нет - значит возвращайся в пункт 1.
Да – решай, начиная с пункта 3.
В ходе работы над уравнениями, проводится закрепление правил о взаимосвязи части и целого, сторон прямоугольника и его площади, формирование вычислительных навыков и понимания связи между элементами действий. А так же, закрепление порядка действий и формирование умения решать текстовые задачи, осуществляется работа над формированием правильной математической речи. На уроках закрепления уравнения способствуют разнообразию видов заданий.
В начальных классах рассматриваются уравнения только с одной переменной.
Виды уравнений, рассматриваемых в начальных классах представлены на слайде. (слайд 16)
Проанализировав оба учебника можно составить общие требования по теме «Уравнения» к уровню подготовки младшего школьника на окончание начальной школы:
- Знать правила взаимосвязи компонентов действий, применять их в решении уравнений.
- Уметь решать простые и составные уравнения, выполнять проверку.
-Уметь решать задачи с помощью уравнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.
Практическое пособие "Простые и сложные предложения..." помогут ребятам без особого труда, но при систематической работе над темой усвоить сложный материал из раздела русского языка "Синтаксис. Пункту...
Самостоятельная работа по теме" Простые и сложные задачи" и "Решение уравнений"
"Умей выбирать"- так называется самостоятельная работа, где ребёнок должен выбрать задание и выполнить его....
Методическая разработка технологической карты урока математики в 4 классе (по УМС «Начальная школа 21 века) «Решение простых и сложных уравнений» (из опыта работы учителя).
Методическая разработка технологической карты урока математики в 4 классе (по УМС «Начальная школа 21 века). Урок "открытия новых знаний"....
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....
Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....
Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного.
Конспект урока по программе "Школа России" для 4 класса....