Конспект открытого урока по математике по теме:"Умножение на 0". 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс)

Наместникова Дарина Игоревна

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого урока по математике по теме: «Умножение на 0».                 

                 3 класс

 

 

                                     Подготовила:

                                     учитель начальных классов:

                                     Наместникова Д. И.

 

 

 

 

 

 

                        Декабрь 2023 год

 

Тема урока: «Умножение на 0».

Цель урока: способствовать формированию умения умножать на 0.

Задачи урока:

Образовательные:

Активизировать ранее изученные темы.

Научить обучающихся умножать на 0; уметь формулировать правило умножения натурального числа на ноль; закреплять знания таблицы умножения; умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.

Развивающие:

Развивать у детей мыслительные операции, математическую речь в ходе комментирования, объяснения и аргументации.

Развивать познавательную активность и интерес к предмету.

Учить рассуждать, используя ранее полученные знания.

Развивать умения наблюдать и догадываться.

Воспитательные:

Содействовать воспитанию у учащихся аккуратности, чёткости и правильности при оформлении работ в тетрадях и на доске.

Воспитывать организованность и умения слушать мнение других, высказывать свою точку зрения.

Здоровьесберегающие:

Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности.

Формирование УУД:

Личностные результаты:

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

Формулировать и удерживать учебную задачу. Составлять план и последовательность действий. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

Познавательные универсальные учебные действия:

Пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Работать с учебными моделями. Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Предметные результаты:

Уметь работать с математическим текстом (структурировать, извлекать необходимую информацию).

Уметь применять изученные понятия при умножении на 0.

Учебник: М. М. Моро, М. А. Бантов, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова «Математика». М. Просвещение, 2018 г.

Методы:

- словесные;

- наглядные;

- практический;

- частично-поисковый.

Технологии:

- здоровьесберегающие (физкультминутки, смена видов деятельности);

- личностно – ориентированная;

- проблемное обучение (частично поисковый метод);

- игровые.

Принципы: доступность, наглядность, направленность на комплексное решение задач. Принцип систематичности и последовательности реализуется через переходы от простого к сложному.

Тип урока: урок открытия нового знания

Ход урока.

1.   Организационный момент.

        2. Актуализация знаний и мотивация.

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Я хочу, чтобы вы были особенно активными и показали все, чему мы с вами научились за это время.

Чтобы скорей математиком стать

Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без устного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света,
Без счета не может подняться ракета,
Без счета письмо не найдет адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Слушаем внимательно, помним правило «Ответить хочешь  – не шуми, а только руку подними».

  1. Увеличь число 9 в 3 раза. (27).
  2. Найди произведение чисел 15 и 1. (15).
  3. Найди частное чисел 16 и 8. (2).
  4. Уменьши число 49 в 7 раз. (7).
  5. Во сколько раз число 8 меньше 32? (в 4 раза).
  6. Какое число надо умножить само на себя, чтобы получилось 64. (8).
  7. Уменьши  число 18 на 9. (9).

8. Увеличь число 5 в 7 раз (35).

9. Найдите частное чисел 64 и 8 (8).

10. На сколько число 75 больше 5? (на 70).

11. На какое число нужно умножить 6, чтобы получить 24? (на 4).

12. Какое - то число умножили на 1 и получили 56. Какое число умножили? (56).

13. Дима, Саша, Петя играли в футбол во дворе час. Скажите, пожалуйста, сколько играл в футбол каждый из мальчиков?

14. 5 лыжников прошли расстояние за 2 часа. Сколько часов прошёл каждый лыжник?

15. Груша дороже яблока в 2 раза. Что дороже 8 яблок или 4 груши? (стоят одинаково).

Молодцы, справились с этой работой.

3. Постановка учебной задачи.

Ребята, посмотрите, что лежит у вас на партах? (Карточки). Скажите, что вы на них видите? (Примеры).

А сейчас открываем свои тетради. Записываем число, классная работа.

4. Введение в систему знаний.

Давайте решим следующее задание, познакомимся с примерами и научимся решать их. Вы должны быть внимательными, слушать, правильно считать и делать выводы.

Вычислите.     6*1               0+12      12*3

54*1              11-0       23*2

                                    1*23              5+0        6*0

            К доске вызываю детей решать по очереди по столбикам с комментированием.

На какое правило даны примеры в 1 столбике? Какой вывод можно сделать? (Умножение на 1. При умножении любого числа на 1, получится то число, которое умножали.)

С каким правилом мы столкнулись при решении примеров 2 столбика? (При сложении и вычитании любого числа с нулем число не меняется).

В примерах 3 столбика мы умножение можем заменить чем ?  (Конечно, сложением).

Правильно ребята! Молодцы!

Какой пример из 3 столбика у вас вызвал затруднение, проблему решения?

Кто догадался, какая тема нашего урока? (Умножение на 0.)

 

5. Первичное закрепление новой темы.

Сегодня мы с вами будем знакомиться с правилом умножения чисел на 0. Цель нашего занятия научиться применять это правило при решении заданий. Дети, а давайте рассмотрим таблицу. Вызываю к доске прочитать таблицу.

Как вы думаете, чему равно произведение чисел 6 и 0 (Равно 0).

        Доказательство: воспользуемся переместительным  правилом умножения: от перестановки множителей произведение не изменяется, произведение – это сложение одинаковых слагаемых, т.е. 6 • 0 = 0 • 6 =0 + 0+ 0+ 0 + 0 + 0 = 0.

Вывод: При умножении любого числа на 0, получится 0. Это и будет нашим первым правилом. Второе правило прочитаем по таблице.

Словарная работа

Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовем,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким,
Но как его ни назовем,
Он называется…(нулем)

(На доску вывесить карточки со словами)Вы, наверное, заметили, что некоторые люди говорят слово «нуль», а некоторые «ноль». Слова «ноль» и «нуль» являются равноценными, т.е. могут употребляться оба слова. Так, понятие «нуль» чаще встречается в устойчивых словосочетаниях, таких как «равно нулю», «начать с нуля». Так же обычно мы говорим «12 часов ноль минут» или «температура ноль градусов».

6. Физминутка.

Дружно с вами мы считали

И про числа рассуждали.

А теперь все вместе встали.

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка.

На четыре руки шире.

Пять –руками помахать

Шесть – за парту тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

7.      Работа с учебником.

Откройте учебники на стр. 83 и прочитайте правило в красной рамке.

Какой вывод можем сделать?

Прочитаем второе правило в красной рамке.

№ 1 – 2 с. 83   устно с объяснением

 (устно по цепочке).

            Вспомним правила: Сложение с нулем. Вычитание нуля. Умножение на 1.

Вывод: «При умножении любого числа на нуль получается нуль».

Молодцы, ребята!

8.      Применение полученных знаний и умений.

А теперь откройте учебники и решим №3 стр. 83. Ребята, что перед нами? Конечно, задача. Давайте с вами вспомним, а что же такое задача?

Прочитайте задачу. Один ученик выходит решать задачу к доске.

О чем говорится в задаче?

Как удобно записать задачу кратко? (Таблицу).

Что такое 35 метров?

Что в задаче будет одинаковым?

            Заполним таблицу.

Длина одного рулона

Количество рулонов

Всего метров в рулонах

7 м

? одинаково

35 м

10 м

?

Прочитайте вопрос задачи.

Можем сразу на него ответить? (Нет).

Что надо узнать, чтобы ответить на вопрос? (Надо знать количество рулонов.)

Как найти количество рулонов? (Общую длину рулонов разделить на длину одного рулона, т.е. разделить 35 на 7.)    Зная количество рулонов обоев по 7 метров, мы можем найти сколько всего метров обоев было в рулонах по 10 метров? (Да, в задаче говорится, что купили количество   рулонов обоев по 10 м столько же, сколько по 7 м, т. е. одинаковое).

Что для этого надо сделать? (Надо длину одного рулона по 10 м умножить на количество купленных рулонов, т.е. умножить 10 на 5.)

Запишите решение этой задачи и ответ.

 Молодцы, ребята!

            А теперь решаем задачу под №4 стр. 83.

9. Итог урока.

Что мы с вами сегодня делали на уроке? (Решали задачи и примеры)

С какими новыми правилами вы познакомились? (Умножение на 0 и деление на 0).

 

9. Домашнее задание. Повторить таблицу умножения.

10. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке с помощью яблони ожидания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».

Конспект открытого урока по математике по теме: «Умножение на 0».                 

                 3 класс

                                     Подготовила:

                                     учитель начальных классов:

                                     Наместникова Д. И.

                        Декабрь 2023 год

Тема урока: «Умножение на 0».

Цель урока: способствовать формированию умения умножать на 0.

Задачи урока:

Образовательные:

Активизировать ранее изученные темы.

Научить обучающихся умножать на 0; уметь формулировать правило умножения натурального числа на ноль; закреплять знания таблицы умножения; умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.

Развивающие:

Развивать у детей мыслительные операции, математическую речь в ходе комментирования, объяснения и аргументации.

Развивать познавательную активность и интерес к предмету.

Учить рассуждать, используя ранее полученные знания.

Развивать умения наблюдать и догадываться.

Воспитательные:

Содействовать воспитанию у учащихся аккуратности, чёткости и правильности при оформлении работ в тетрадях и на доске.

Воспитывать организованность и умения слушать мнение других, высказывать свою точку зрения.

Здоровьесберегающие:

Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности.

Формирование УУД:

Личностные результаты:

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

Формулировать и удерживать учебную задачу. Составлять план и последовательность действий. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

Познавательные универсальные учебные действия:

Пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Работать с учебными моделями. Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Предметные результаты:

Уметь работать с математическим текстом (структурировать, извлекать необходимую информацию).

Уметь применять изученные понятия при умножении на 0.

Учебник: М. М. Моро, М. А. Бантов, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова «Математика». М. Просвещение, 2018 г.

Методы:

- словесные;

- наглядные;

- практический;

- частично-поисковый.

Технологии:

- здоровьесберегающие (физкультминутки, смена видов деятельности);

- личностно – ориентированная;

- проблемное обучение (частично поисковый метод);

- игровые.

Принципы: доступность, наглядность, направленность на комплексное решение задач. Принцип систематичности и последовательности реализуется через переходы от простого к сложному.

Тип урока: урок открытия нового знания

Ход урока.

  1. Организационный момент.

        2. Актуализация знаний и мотивация.

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Я хочу, чтобы вы были особенно активными и показали все, чему мы с вами научились за это время.

Чтобы скорей математиком стать

Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без устного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света,
Без счета не может подняться ракета,
Без счета письмо не найдет адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Слушаем внимательно, помним правило «Ответить хочешь  – не шуми, а только руку подними».

  1. Увеличь число 9 в 3 раза. (27).
  2. Найди произведение чисел 15 и 1. (15).
  3. Найди частное чисел 16 и 8. (2).
  4. Уменьши число 49 в 7 раз. (7).
  5. Во сколько раз число 8 меньше 32? (в 4 раза).
  6. Какое число надо умножить само на себя, чтобы получилось 64. (8).
  7. Уменьши  число 18 на 9. (9).

8. Увеличь число 5 в 7 раз (35).

9. Найдите частное чисел 64 и 8 (8).

10. На сколько число 75 больше 5? (на 70).

11. На какое число нужно умножить 6, чтобы получить 24? (на 4).

12. Какое - то число умножили на 1 и получили 56. Какое число умножили? (56).

13. Дима, Саша, Петя играли в футбол во дворе час. Скажите, пожалуйста, сколько играл в футбол каждый из мальчиков?

14. 5 лыжников прошли расстояние за 2 часа. Сколько часов прошёл каждый лыжник?

15. Груша дороже яблока в 2 раза. Что дороже 8 яблок или 4 груши? (стоят одинаково).

Молодцы, справились с этой работой.

3. Постановка учебной задачи.

Ребята, посмотрите, что лежит у вас на партах? (Карточки). Скажите, что вы на них видите? (Примеры).

А сейчас открываем свои тетради. Записываем число, классная работа.

4. Введение в систему знаний.

Давайте решим следующее задание, познакомимся с примерами и научимся решать их. Вы должны быть внимательными, слушать, правильно считать и делать выводы.

Вычислите.     6*1               0+12      12*3

54*1              11-0       23*2

                              1*23              5+0        6*0

        К доске вызываю детей решать по очереди по столбикам с комментированием.

На какое правило даны примеры в 1 столбике? Какой вывод можно сделать? (Умножение на 1. При умножении любого числа на 1, получится то число, которое умножали.)

С каким правилом мы столкнулись при решении примеров 2 столбика? (При сложении и вычитании любого числа с нулем число не меняется).

В примерах 3 столбика мы умножение можем заменить чем ?  (Конечно, сложением).

Правильно ребята! Молодцы!

Какой пример из 3 столбика у вас вызвал затруднение, проблему решения?

Кто догадался, какая тема нашего урока? (Умножение на 0.)

5. Первичное закрепление новой темы.

Сегодня мы с вами будем знакомиться с правилом умножения чисел на 0. Цель нашего занятия научиться применять это правило при решении заданий. Дети, а давайте рассмотрим таблицу. Вызываю к доске прочитать таблицу.

Как вы думаете, чему равно произведение чисел 6 и 0 (Равно 0).

        Доказательство: воспользуемся переместительным  правилом умножения: от перестановки множителей произведение не изменяется, произведение – это сложение одинаковых слагаемых, т.е. 6 • 0 = 0 • 6 =0 + 0+ 0+ 0 + 0 + 0 = 0.

Вывод: При умножении любого числа на 0, получится 0. Это и будет нашим первым правилом. Второе правило прочитаем по таблице.

Словарная работа

Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовем,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким,
Но как его ни назовем,
Он называется…(нулем)

(На доску вывесить карточки со словами)Вы, наверное, заметили, что некоторые люди говорят слово «нуль», а некоторые «ноль». Слова «ноль» и «нуль» являются равноценными, т.е. могут употребляться оба слова. Так, понятие «нуль» чаще встречается в устойчивых словосочетаниях, таких как «равно нулю», «начать с нуля». Так же обычно мы говорим «12 часов ноль минут» или «температура ноль градусов».

6. Физминутка.

Дружно с вами мы считали

И про числа рассуждали.

А теперь все вместе встали.

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка.

На четыре руки шире.

Пять –руками помахать

Шесть – за парту тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим. 

  1. Работа с учебником.

Откройте учебники на стр. 83 и прочитайте правило в красной рамке.

Какой вывод можем сделать?

Прочитаем второе правило в красной рамке.

№ 1 – 2 с. 83   устно с объяснением

 (устно по цепочке).

         Вспомним правила: Сложение с нулем. Вычитание нуля. Умножение на 1.

Вывод: «При умножении любого числа на нуль получается нуль».

Молодцы, ребята!

  1. Применение полученных знаний и умений.

А теперь откройте учебники и решим №3 стр. 83. Ребята, что перед нами? Конечно, задача. Давайте с вами вспомним, а что же такое задача?

Прочитайте задачу. Один ученик выходит решать задачу к доске.

О чем говорится в задаче?

Как удобно записать задачу кратко? (Таблицу).

Что такое 35 метров?

Что в задаче будет одинаковым?

         Заполним таблицу.

Длина одного рулона

Количество рулонов

Всего метров в рулонах

7 м

? одинаково

35 м

10 м

?

Прочитайте вопрос задачи.

Можем сразу на него ответить? (Нет).

Что надо узнать, чтобы ответить на вопрос? (Надо знать количество рулонов.)

Как найти количество рулонов? (Общую длину рулонов разделить на длину одного рулона, т.е. разделить 35 на 7.)    Зная количество рулонов обоев по 7 метров, мы можем найти сколько всего метров обоев было в рулонах по 10 метров? (Да, в задаче говорится, что купили количество   рулонов обоев по 10 м столько же, сколько по 7 м, т. е. одинаковое).

Что для этого надо сделать? (Надо длину одного рулона по 10 м умножить на количество купленных рулонов, т.е. умножить 10 на 5.)

Запишите решение этой задачи и ответ.

 Молодцы, ребята!

          А теперь решаем задачу под №4 стр. 83.

9. Итог урока.

Что мы с вами сегодня делали на уроке? (Решали задачи и примеры)

С какими новыми правилами вы познакомились? (Умножение на 0 и деление на 0).

9. Домашнее задание. Повторить таблицу умножения.

10. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке с помощью яблони ожидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по математике на тему "Приемы письменного умножения для случаев вида 7019*4"

Урок математики в 4 классе показывает разнообразные виды работы учащихся на уроке с целью рассмотрения письменных приемов умножения многозначных чисел на однозначное, сравнение величин...

Конспект открытого урока по математике на тему "Приемы письменного умножения для случаев вида 7019*4"

Урок математики в 4 классе показывает разнообразные виды работы учащихся на уроке с целью рассмотрения письменных приемов умножения многозначных чисел на однозначное, сравнение величин...

Приложение к конспекту открытого урока по математике на тему "Приемы письменного умножения для случаев вида 7019*4"

Приложение к конспекту открытого урока по математикена тему "Приемы письменного умножения для случаев вида 7019*4"...

открытый урок по математике на тему "Умножение суммы на число"

Данный урок проведен в 4 классе по учебнику математика Моро...

Конспект открытого урока по математике " Конкретный смысл умножения"

Конспект открытого урока по математике " Конкретный смысл умножения"...

Конспект открытого урока по математике по теме: «Доли» 3 класс

Тема урока: Доля. Сравнение долей.Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли; закреплять знание...

Открытый урок по математике на тему "Умножение на числа, оканчивающиеся нолями" ,4 класс.

Занимательный урок по математике, посвящен отработке вычислительных навыков, по умножению на числа, оканчивающиеся нолями. Урок посвящен празднику, День Защитника Отечества....