Тема урока | Закрепление приемов письменного умножения |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний |
Цель урока | Создание условий для закрепления знаний о приемах письменного умножения на двузначные и трехзначные числа |
Задачи | Образовательная: закрепить знания о приемах письменного умножения многозначного числа на двузначные и трехзначные числа; Развивающая: развивать мышление, память, речь, вычислительные навыки; Воспитательная: воспитывать интерес к предмету математики, дисциплинированность, аккуратность. |
Планируемые образовательные результаты (предметные) | - Закрепят знания по выполнению приемов письменного умножения многозначного числа на двузначные и трехзначного на трехзначные числа; - Усовершенствуют вычислительные умения и навыки при решении примеров и составных задач. |
Личностные результаты | - Формирование ценностных ориентиров и смысла в учебной деятельности; - Осознанно контролировать и оценивать свою работу и её результат; - Развитие познавательных интересов, выражение положительного отношения к процессу познания |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: - Умение организовывать свое рабочее место; - Умение ставить учебную задачу на основе сопоставления того, что уже известно; - Умение осуществлять самоконтроль, самооценку и оценку деятельности других учащихся. Познавательные: - Умение самостоятельно определять и формулировать познавательную цель, проблему урока, анализ и синтез; - Умение выполнять действия по алгоритму, логически рассуждать и доказывать; - Умение использовать полученные знания. Коммуникативные: - Умение работать в парах; - Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; - Умение продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками. |
Основные понятия | Неполное произведение |
Межпредметные связи | Математика, ИКТ. |
Ресурсы: Основные Дополнительные | Учебник: М.И. Моро Математика 4 класс, 2 часть (УМК Школа России)
Презентация, карточки для индивидуальной работы, мультимедийное сопровождение урока, рабочая тетрадь. |
Организация пространства | Фронтальная, индивидуальная работа, работа с учебником |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Мотивация к учебной деятельности | 1. Приветствие и мотивация к учебной деятельности - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Татьяна Алексеевна, и сегодня урок математики проведу у вас я. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»! 2. Проверка рабочего места - Проверьте, все ли у вас находится на столах: учебник, рабочая тетрадь, ручка. |
- Здравствуйте. Присаживаются за свои места
Проверяют готовность к уроку |
II. Актуализация знаний и выявление их индивидуальных затруднений | Индивидуальная работа - Ребята, к нам сегодня в гости пришла пчелка Майя. Она хочет проверить, как вы умеете умножать, поэтому она дает вам задания. (приложение 1) Фронтальная работа - Обратите внимание на слайд. Пчелка Майя предлагает решить примеры. Задание 1 – решение примеров. Давайте поможем Майе умножить числа (слайд 2) 85∙100 | 103∙2 | 85∙10 | 53∙3 | 103∙100 | 104∙3 | 105∙10 | 201∙100 | 36∙3 | 74∙10 |
- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием. - Переходим ко 2 заданию. Задание 2 – решение задач. (слайд 3)
А В![]()
6 см
Д С - Какая геометрическая фигура изображена? Как называется? - Из каких геометрических фигур состоит квадрат? - Почему треугольник так называется? - Как называются эти треугольники? - Угол Д какой? - Значит, какой треугольник АДС? - Угол В какой? - Значит, какой треугольник АВС? - Найдите площадь всего квадрата, если известно, что сторона ВС равна 6 см. Кто посчитал? - Как посчитали? - Почему? - Верно, молодцы! Вы помогли пчелке Майе. - Сдаем карточки. |
Работают по карточкам
Решают примеры 8500 | 206 | 850 | 159 | 10300 | 312 | 1050 | 20100 | 108 | 740 |
- Квадрат АВСД - Из двух треугольников - Есть три стороны и три угла - Первый треугольник АВС, второй – АДС - Угол Д прямой - Треугольник АДС прямоугольный, т.к. угол Д прямой - Угол В прямой - Треугольник АВС прямоугольный, т.к. угол В прямой - Площадь квадрата АВСД равна 36 см2 - 6 умножили на 6 - В квадрате все стороны равны, значит, все стороны равны 6 см. |
III. Постановка проблемного вопроса | - Ребята, обратите внимание на экран. (слайд 4) - Посмотрите на примеры. ![]()
- На какие две группы можно их разделить? - Вы сталкивались уже с подобными примерами? - Кто скажет, какая тема нашего урока? (слайд 5) - Какие задачи вы можете перед собой поставить? |
- Первая группа умножение многозначных чисел на двузначные, а вторая - умножение многозначных чисел на трехзначные числа - Да, мы уже видели и решали такие примеры - Закрепление приемов письменного умножения - Продолжить закреплять приемы письменного умножения |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | - А теперь давайте вспомним, как решить наши примеры. ![]()
- Вызываю по одному ученику к доске, остальные внимательно слушают. За объяснение ставлю оценки. - Кто объяснит решение первого примера?
- Решение второго примера объясняет…
- Третий пример объяснит нам…
- Кто решит четвертый пример? | Решают примеры у доски
- Записываем пример в столбик. Начинаем умножать. 9 умножаем на 75 дес, получаем 675 дес-это первое неполное произведение. 3 умножаем на 75, получаем 225- это второе неполное произведение, складываем полученные числа, получается 2925, 00 переписываем справа. Ответ: 292500
- Записываем пример в столбик. Начинаем умножать. 2 умножаем на 5006 дес, получаем 10012 дес-это первое неполное произведение. 3 умножаем на 5006, получаем 15018- это второе неполное произведение, складываем полученные числа, получается 160192. Ответ: 160192
- Записываем пример в столбик. Начинаем умножать. 7 умножаем на 408 дес, получаем 2956 дес-это первое неполное произведение. 0 умножаем на 408, получаем 000- полученный ответ не записываем, продолжаем умножать. 6 умножаем на 408, получаем 2448- это второе неполное произведение, складываем полученные числа, получается 247656. Ответ: 247656
- Записываем пример в столбик. Начинаем умножать. 8 умножаем на 49 дес, получаем 392 дес-это первое неполное произведение. 5 умножаем на 49, получаем 245- это второе неполное произведение, складываем полученные числа, получается 2842, 00 переписываем справа. Ответ: 284200 |
V. Реализация построенного проекта | Фронтальная работа, работа с учебником - Ребята, откройте тетради, запишите дату 18 марта и классная работа. - Найдите номер 191 в учебнике на странице 50. Будем решать 1 и 2 столбики. - Сейчас вы будете выходить к доске, решать данные примеры. - Итак, первый пример решает …, а остальные работают в тетрадях. 1780 ∙ 23. За объяснение ставлю оценку.
- Дальше идет к доске …, остальные работают в тетрадях 7820 ∙ 36. За объяснение ставлю оценку.
- К доске выходит …, остальные работают в тетрадях 607 ∙ 250.
- У доски решает …, остальные работают в тетрадях. 706 ∙ 304. - Молодцы, ребята! |
Открывают тетради, пишут число и классную работу
- Записываем пример в столбик. Начинаем умножать. 3 умножаем на 178 дес, получаем 534 дес-это первое неполное произведение. 2 умножаем на 178, получаем 356- это второе неполное произведение, складываем полученные числа, получается 4094, 0 переписываем справа. Ответ: 40940 1780 × 23 534 + 356 40940 - Записываем пример в столбик. Начинаем умножать. 6 умножаем на 782 дес, получаем 4692 дес-это первое неполное произведение. 3 умножаем на 782, получаем 2346-это второе неполное произведение, складываем полученные числа, получается 28152, 0 переписываем справа. Ответ: 281520 7820 × 36 4692 + 2346 281520 - Записываем пример в столбик. Начинаем умножать. 5 умножаем на 607 дес, получаем 3035 дес-это первое неполное произведение. 2 умножаем 607, получаем 1214-это второен неполное произведение, складываем полученные числа, получается 15175, 0 переписываем справа. Ответ: 151750 607 × 250 3035 + 1214 151750 - Записываем пример в столбик. Начинаем умножать. 4 умножаем на 706 дес, получаем 2824 дес-это первое неполное произведение. 0 умножаем на 706, получаем 000- полученный ответ не записываем, продолжаем умножать. 3 умножаем на 706, получаем 2118-это второе неполное произведение, складываем полученные числа, получается 214624. Ответ: 214624 706 × 304 2824 + 2118 214624 |
Физкультминутка | - Давайте немного отдохнем. Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.) На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком) - Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.) Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.) . За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.) Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.) Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.) Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.) | Повторяют движения за учителем |
V. Включение в систему знаний и повторений | Фронтальная работа, работа с учебником - Найдите номер 193. Прочитайте задачу. На первом тракторе работали 60 ч, на втором – 55 ч. На втором тракторе израсходовали на 35 л меньше горючего, чем на первом. Сколько литров горючего израсходовали на каждом тракторе при одинаковой норме расхода горючего в час? - О чем говорится в задаче?
- Сколько часов работали на первом тракторе? - Сколько работали на втором? - Сколько израсходовали горючего на втором тракторе? - Что сказано про горючее второго трактора?
- Сколько израсходовали горючего на первом тракторе? - Какая норма расхода горючего в час? - Какой вопрос задачи?
- Посмотрите на таблицу.
| Время работы | Общее кол-во горючего | Кол-во горючего в 1 час | 1 трактор | 60 ч | ? л.![]() | Одинаково | 2 трактор | 55 ч | ? на 35 л. м![]() |
- Если на втором тракторе израсходовали на 35л. горючего меньше как найти, на сколько часов меньше на нем работали? - Для чего мы должны найти разницу? - Как найти, сколько литров горючего расходовали в 1 час? - Мы будем знать, сколько расходуют два трактора литров горючего в 1 час, тогда мы ответим на вопрос задачи? - Каким действием найдем расход горючего первым трактором? Как? - Каким действием найдем расход горючего вторым трактором? Как? - Кто сможет записать решение? 1) 60-55=5 (ч) – разница времени работы между двумя тракторами 2) 35:5=7 (л) – расходуют горючего в 1 час 3) 7 ∙ 55=385 (л) – расходует горючего 1ый трактор 4) 7 ∙ 60=420 (л) – расходует горячего 2ой трактор Ответ: 385 литров, 420 литров |
Находят номер, читают задачу
- О горючем, которое расходовали первый и второй тракторы - На первом тракторе работали 60 ч. - На втором тракторе работали 55 ч. - Неизвестно - На втором тракторе израсходовали на 35 л меньше горючего, чем на первом - Неизвестно - Одинаковая норма - Сколько литров горючего израсходовали на каждом тракторе при одинаковой норме расхода горючего в час
- Из 60ч. вычтем 55ч. - Мы должны найти разницу, чтобы определить, сколько литров горючего в 1 час - 35л : 5ч - Да, мы ответим на вопрос задачи - 7 умножим на 60 - 7 умножим на 55
Записывают решение задачи на доске и в тетради |
VI. Самостоятельная работа с последующей проверкой | - Найдите номер 196. Сейчас поделимся по вариантам. 1 вариант делает 1 задание, 2 вариант – 2 задание. Делаете самостоятельно, потом проверим. Я могу посмотреть несколько тетрадей тех ребят, кто решит первыми и поставить им оценку. Читайте задание и приступайте к выполнению. Проверка: - Ребята, посмотрите на доску. На ней написаны решение этих примеров, сравните их со своим решением. 1 вариант: Х ∙ 60=6907+43493
2 вариант: 40450:Х=7621-7571 - Молодцы! | Находят номер, делятся по вариантам, читают задание и выполняют его
Проверяют свое решение с решением на доске
1 вариант Х ∙ 60=6907+43493 Х ∙ 60=50400 Х=50400:60 Х=840 840 ∙ 60=50400 50400=50400
2 вариант 40450:Х=7621-7571 40450:Х=50 Х=40450:50 Х=809 40450:809=7621-7571 809=809 |
VIII. Итог урока и рефлексия | - Итак, наше занятие подошло к концу. - Что мы сегодня с вами закрепляли? - Все ли было понятно? 1. Рефлексия - У вас на столах лежат плоды, цветки, зеленый листик. Вы выбираете что-то одно и крепите на дерево, которое находится на доске. Плоды – усвоил материал; Цветок – частично усвоил материал; Жёлтый листик – нет никакого результата. 2. Домашнее задание - Откройте дневники и запишите домашнее задание, стр.50 №192, №194 - Ребята, вы сегодня хорошо работали. На этом наш урок подошел к концу. Приведите свои рабочие места в порядок. - До свидания! |
- Приемы письменного умножения Ответы учащихся
Оценивают свою деятельность
Записывают домашнее задание
Приводят в порядок свое рабочее место - До свидания! Организованно выходят на перемену |