Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС
учебно-методический материал по математике (2 класс)

Корген-оол Софья Доптун-ооловна

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным процесс обучения. Применение игровых технологий в учебной деятельности способствует лучшей социализации школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Труд, учеба, игра - важные виды деятельности ученика начальной школы. Функция игровой деятельности – доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес. В игре происходит освоение правил общения, преодоление трудностей, усвоение социально – культурных ценностей и т.д.

Для младшего школьного возраста характерны яркость восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:

- помогает снять чувство усталости;

- раскрывает способности детей, их индивидуальность;

- усиливает непроизвольное запоминание.

Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным процесс обучения. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие в учебный процесс.

Игра – это естественная для ребёнка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно. Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна.

В современной школе игровая деятельность используется в качестве: самостоятельной технологии; как элементы более обширной технологии; технологии внеклассной работы. Игровая форма урока создаётся при помощи игровых приемов и ситуаций.

Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она является сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами.

Главной особенностью игровой деятельности является, что с одной стороны – играющий выполняет реальную деятельность, решает конкретную задачу, с другой стороны - ряд моментов деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации. Именно эффект игры, помогает снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз. Особенно это относится к имитационным играм.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Выделим наиболее важные функции игры.

1. Социокультурное назначение игры. Игра - средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, влияющие на формирование человека.

2. Функция межнациональной коммуникации. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

3. Самореализации человека в игре - это одна из основных функций игры. Процесс игры - это пространство самореализации.

4. Коммуникативная функция игры. Игра - деятельность коммуникативная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений.

5. Диагностическая функция игры. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведёт себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое «поле самовыражения».

6. Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д. Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребёнок в ролевой игре.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства;

- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровой приём должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания.

В играх могут быть реализованы следующие потребности:

- наличие собственной деятельности;

- творчество;

- общение;

- самоопределение через ролевое экспериментирование;

- самоопределение через различную деятельность.

По характеру педагогического процесса игры бывают:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, психотехнические и другие.

По характеру игровой методики делятся на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.

Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей. Это зависит от типа игры. Очевидно, наиболее привлекательны возможности, соответствующие актуальным потребностям возраста и личности. Проблема игровой мотивации очень важна.

Требования к играм:

1. Должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.

2. Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.

3. Возможность действия для каждого ученика.

4. Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.

5. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от лёгких, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).

6. Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.

Ценность игры:

1. Игра выполняет важнейшие функции - формирует УУД.

2. Активизация и интенсификация учебного процесса.

3. Учебно-познавательная направленность.

4. Эффективность сочетания с любым учебным материалом.

Игры можно использовать на различных этапах урока: при опросе или проверке домашнего задания, при самостоятельном изучении нового материала, при закреплении его.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

МАТЕМАТИКА

1. Игра «Чудесный мешочек».

Материал игры: Мешочек с геометрическими фигурами или телами:

круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, кубы, брусы, шары.

Содержание игры: 

Вариант 1. Учитель показывает круг и спрашивает: «Что это?» и т. д.

Вариант 2. «Возьми в мешочке любую фигуру, не доставая, только на ощупь определи, что это за фигура, назови её, достань, а ребята пусть проверят, правильно ли ты эту фигуру назвал».

Вариант 3. Учитель говорит: «Найди на ощупь в мешочке квадрат. Покажи ребятам». Выигрывает тот, кто безошибочно выполнил все задания. Он и получает звёздочку. В конце игры можно подсчитать, какой ряд получил больше звёздочек, сколько всего ребят из класса получили звёздочки.

2. «Логические концовки»

Дидактическая цель: развивать логическое мышление.

Содержание: вооружись логическим мышлением, учащиеся должны закончить и фразы:

Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).

Если 2 больше одного, то один... (меньше двух).

Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).

Если правая рука справа, то левая... (слева).

Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).

Если из ведра льется вода, то ведро... (дырявое).

РУССКИЙ ЯЗЫК

1. «Исправь ошибку»

Эта игра позволяет отрабатывать орфографическую зоркость, находить ошибки в текстах, повторять правила, уметь применять их на практике, способствовать выработке навыка орфографического письма.

Учитель предлагает текст или набор слов, с ошибками в некоторых словах. Задания могут подразделяться по уровню сложности:

С указанием количества ошибок.

Без указания количества ошибок.

С ограничением по времени или ввести элементы соревнования между учениками.

Учитель или сам предлагает слова или выбирает их из детских работ, что позволяет отработать наиболее частые ошибки, допускаемых учащимися.

Учащиеся должны обнаружить ошибки и оформить результаты работы в указанном виде (исправить прямо в тексте, выписать слова с ошибками и т.д.).

Введение в учебную деятельность элементов игры или развивающих игр позволяет ребёнку легче адаптироваться к учебной деятельности, развивать потребность в знаниях, способность анализировать, классифицировать, обобщать объекты, понятия и явления, развивать непроизвольное внимание, повышать мотивацию учебно-познавательной деятельности, развивать самоконтроль и самооценку.

2. «Кто больше придумает слов из данного слова?». 

Например: второклассник (класс, кот, вторник, рот, ток, ластик, крот, и т.д.).

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

1.  Найди «Лишнее слово»

- подбери антоним, который завершил бы народную пословицу.

Ученье — свет, а неученье — ... (тьма).

Знай больше, а говори ... (меньше).

В учебе корень горек, зато плод ее ... (сладок).

Не бойся врага умного, бойся друга ... (глупого).

Лучшая вещь — новая, лучший друг — ... (старый).

Мир строит, а война ... (разрушает).

Смелый побеждает, а трус ... (погибает).

Ласточка день начинает, а соловей ... (кончает).

Родная сторона — мать, а чужая … (мачеха).

Горькая правда лучше сладкой … (лжи).

Встречают по одежке, а провожают … (по уму).

Поутру был хорош, а к вечеру стал … (непригож).

Умная ложь лучше глупой … (правды).

Глупый осудит, а умный … (рассудит).

Умей сказать, умей и … (смолчать).

Говорит направо, а взгляд … (налево).

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

  1. "Какие мы деревья? "

Игра может быть использована в 1 - 4 классах. Игра проводится эффективно, если до её проведения организовать экскурсию в парк, где дети могут наблюдать деревья в природе. 

Цель игры: Закрепить знания детей о лиственных и хвойных растениях, расширять кругозор детей.

Материал: Учитель должен иметь мяч или мягкую игрушку.

Содержание: Учитель называет дерево и бросает мяч детям, которые сидят за партой. Он может называть лиственные и хвойные деревья.

Например: липа, кедр, дуб, лиственница, сосна, ясень, берёза, ель, вяз, осина, пихта, ива, тополь, клён, ольха.

Дети ловят мяч и возвращают его учителю вместе с ответом. Они называют, к какой группе относится данное растение /к лиственным или хвойным/.

Дети не должны думать более 10 секунд. Если ребёнок не знает, или затрудняется назвать ответ, то он возвращает мяч учителю. Учитель бросает его другому ребёнку.

Например: дуб — лиственное, сосна — хвойное ...

Игра с мячом может проводиться по темам: "Разнообразие животного мира", "Съедобные и несъедобные грибы", "Зимующие и перелётные птицы", "Разнообразие растительного мира", "Дикие и домашние животные ", т.е. по всем темам, где есть классификация. Например: щука — рыба, лягушка — земноводное, ворона — птица...

  1. Да, нет.

НАПРИМЕР: Животное — лось.

Вопросы детей: Ответы учителя:

Это насекомое? Нет.

Это зверь? Да.

Он живет в наших лесах? Да.

Он хищный? Нет.

Он травоядный? Да.

У него длинный хвост? Нет.

Он быстро бегает? Да.

Это лось? Да.

Примечание: Количество правильных ответов может быть записано на доске по командам.

Такая игра может проводиться по темам: «Растения», «Комнатные растения» и т.д. Темы «Режим дня школьника»,«Личная и общественная гигиена»

Игровые технологии направлены на: расширение кругозора, применение знаний, умений и навыков в знакомой и незнакомой ситуации на практике, воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности, развитие внимания, памяти, речи, мышления, творческих способностей. Игровые технологии имеют свои особенности в применении в разные возрастные периоды для развития детей. Применение игровых технологий в учебной деятельности способствует лучшей социализации школьников.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие младшего школьника.

Список литературы:

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы присхологии. - №6 – с.61-64

Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 192 с.

Зайцев Д. В. Теория и практика аргументации: учеб. пособие. М.: Форум; Инфра-М, 2007. 224 с.

Максимова А.А. «Учим общаться детей 6-10 лет» Методическое пособие. Москва. Издательство «ООО «ТЦ Сфера». 2005 г.

Максимук Н.Н. «Игры по обучению грамоте и чтению» Мастерская учителя. Москва «ВАКО» 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

Цель: развитие устойчивого познавательного интереса ребенка к многообразию явлений жизни....

Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо- поисковом уровне, но и будничные шаги по о...

Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС...

Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Ценность игры как воспитательного средства заключается я в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизн...

Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Ценность игры как воспитательного средства заключается я в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизн...

Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету- игра. Игровые технологии являются одной уникальных  форм обучения. Они  способствуют  использованию знаний в новой...