Технологическая карта урока математики «Приёмы устных вычислений в пределах 1000» для 3 класса УМК "Школа России"
план-конспект занятия по математике (3 класс)

Технологическая карта урока математики «Приёмы устных вычислений в пределах 1000» для 3 класса УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 20.04.23

Школа: МАОУ «СОШ № 91»

Класс: 3 «а»

Урок: 1

Время: 08:00-08:40    Кабинет: 34

Студент: Елисеева Елизавета Олеговна

Группа: 42

Учитель: Силина Ирина Юрьевна

Методист: Иванова Наталья Викторовна

Тема урока: «Приёмы устных вычислений в пределах 1000»

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний о приёмах устных вычислений в пределах 1000.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Обобщить знания учащихся о приёмах устных вычислений в пределах 1000; познакомить обучающихся с приёмами вычислений вида 260 + 310, 670 – 140;

2. Закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.

Предметные:

1. Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание в пределах 1000  — устно;

2. Решать задачи в одно-два действия: представлять текст задачи, планировать ход решения, записывать решение и ответ, анализировать решение (искать другой способ решения), оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления).

Развивающие:

1. Развивать интерес к предмету через афоризм Рене Декарта, устный счёт;

2. Развивать внимание через решение примеров, задач.

Личностные:

1. Оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей.

2. Применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение к одноклассникам через парную, групповую работу;

2. Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.

УМК: «Школа России», учебник «Математика»: 3 кл.: Учебник: М.И Моро - М.: Просвещение, 2013.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образов-ная цель этапа урока

Формы орган-ции учеб. деят-ти, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые

метапредметные

результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

работа

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов

(демонстрация презентации)

Приветствует учащихся. Создает эмоциональный настрой на урок,  проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте готовность к уроку, порядок на парте, сядьте ровно.

Прочтите  афоризм французского философа, математика и естествоиспытателя Рене Декарта.

- Как вы понимаете это высказывание?

- Отлично, тогда начнём урок математики и будем внимательно наблюдать её законы и рассуждать.

Записывает число на доске.

- Перед началом работы откройте тетради и запишите число, классная работа.

Приветствуют учителя и выполняют самооценку    готовности к уроку.

- «Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше рассуждать, чем заучивать».

- Сегодня 20 апреля.

УУРД:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий

Проектор с презентацией.

Актуализация знаний и мотивация

(5-7 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная работа

Группа словесных методов (побуждающий диалог, беседа)

Группа практических методов (выполнение заданий)

Группа наглядных методов (демонстрация презентации)

Внешний контроль

Актуализирует опыт обучающихся,

подготавливает к изучению нового материала.

- Начнём с математического диктанта.

1. Найдите сумму чисел 500 и 30.

2. Уменьшите 700 на 200.

3. Первое слагаемое 60, а второе слагаемое 70. Найдите сумму.

4. Чему равна разность чисел 840 и 50?

5. На сколько 540 больше, чем 70?

6. Из какого числа вычли 310 и получили 70?

7. Увеличьте 206 на 70.

8. Найдите разность чисел 766 и 6.

9. На сколько нужно уменьшить 827, чтобы получилось 807?

10. Увеличьте 640 на 70.

- Проверим. Кто продиктует свои ответы?

- Рассмотрите выражения. Чем они похожи, чем отличаются?

76 + 12     760 + 120

65 – 32     650 – 320

Выполняют задание, вспоминают и обобщают учебный материал.

530

500

130

790

на 470

380

276

760

на 20

710

УУРД:  выбирать и при необходимости корректировать способы действий.

УУПД:  понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать,  характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач.

УУКД: строить логическое рассуждение.

Проектор с презентацией

Актуализация знаний и мотивация

(5-7 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная работа

Группа словесных методов (побуждающий диалог, беседа)

Группа практических методов (выполнение заданий)

Группа наглядных методов (демонстрация презентации)

Внешний контроль

- Как решить пример 76+12?

- Как решить пример 65-32?

- Можно ли применить аналогичный способ для решения примеров 2 столбика?

- Давайте проверим. Как будем рассуждать?

- Какой вывод можем сделать?

- А знаете ли вы ещё способ решения выражений такого вида?

- К 6 ед. прибавляем 2 ед., получаем 8 ед.. К 7 дес. прибавляем 1 дес., получаем 8 дес.

Ответ: 8 дес. и 8 ед. или 88.

- Из 5 ед. вычитаем 2 ед., получаем 3 ед. Из 6 дес. вычитаем 3 дес., получаем 3 дес.. Ответ: 3 дес. и 3 ед. или 33.

- Надо проверить.

- 760 - это 76 дес., 120 – это 12 дес.

76 дес. + 12 дес.

- 650 – это 65 дес., 320 – это 32 дес. 65 дес. – 32 дес.

- Получаются те же числа, что и в примерах первого столбика, значит, мы можем применять аналогичные способы вычислений: к сотням прибавить сотни, к десяткам - десятки, из сотен вычесть сотни, из десятков - десятки.

- Нет, не знаем.

УУРД:  выбирать и при необходимости корректировать способы действий.

УУПД:  понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать,  характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач.

УУКД: строить логическое рассуждение.

Проектор с презентацией

Постановка учебной задачи

(5-7 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная работа.

Группа словесных методов (диалог)

Группа наглядных методов (демонстрация презентации)

Внешний контроль.

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися. Организует работу по составлению плана.

- Сформулируем тему нашего урока. Некоторые слова из неё потерялись, дополните.

Тема урока: «Приёмы ______ вычислений  в пределах ________»

- Какую цель мы поставим на урок?

- Чтобы добиться поставленной цели, нам необходимо составить план урока. На слайде вы видите слова-подсказки. Попробуйте составить план.

Вспомним...

Узнаем…

Выполним…

Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию.

 На партах вы видите Карточки «Моя успешность нам уроке». В них вы будете оценивать свои результаты смайликами. Улыбающийся – с заданием справился(ась), грустный – были допущены ошибки.

Выдвигают варианты формулировок темы, цели, участвуют в их обсуждении, высказывают свои мнения, суждения. Составляют план урока.

- «Приёмы устных вычислений в пределах 1000»

- Обобщить знания о приёмах устных вычислений в пределах 1000, узнать приёмы устных вычислений вида 260 + 310,

670 – 140.

План урока:

1. Вспомним приёмы устного вычисления.

2. Узнаем приёмы устных вычислений вида 260 + 310,

670 – 140.

3. Выполним упражнения по теме урока.

УУПД:  понимать и адекватно использовать математическую терминологию: использовать для решения учебных задач.

УУКД: конструировать утверждения, проверять их истинность.

УУРД:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий

Проектор с презентацией

Раздаточный материал

Обобщение и систематизация знаний и умений   (20 мин)

Научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Фронтальная работа

Группа словесных методов (беседа)

Группа практических методов (выполнение задания)

Группа наглядных методов (демонстрация презентации)

Внешний контроль

- Какой пункт плана мы уже выполнили?

- Откройте учебники на стр. 69 .

- Кто попробует объяснить, как выполняли вычисления на примере 260+310?

- Какой 2 способ?

-  Кто попробует объяснить, как выполняли вычисления на примере 670-140?


- Какой 2 способ?

- Как выполняли действия в 1 способе?

- Как во 2?

- Какой вывод можем сделать?

- Какой способ кажется вам удобнее?

- Какой пункт плана мы выполнили?

1. Вспомнили приёмы устного вычисления.

- 310 разложили на сотни и десятки. К 260 + сначала 300, а потом + 10, получилось 370.

- Числа 260 и 310 разложили на сотни и десятки. Сотни сложили с сотнями, десятки с десятками.

- 140 разложили на сотни и десятки. Из 670 – сначала 100, а затем 40, получилось 530.

- 670 и 140 разложили на сотни и десятки. Из сотен вычли сотни, из десятков десятки.

- Складывали и вычитали по частям.

- Складывали, вычитали сначала сотни, потом десятки.

- Можно складывать и вычитать по частям. Прибавляем к числу сначала сотни, а потом десятки. Вычитаем из чисел сначала сотни, а потом десятки.

2. Узнали приёмы устных вычислений вида 260 + 310,

670 – 140.

УУПД:    устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие).

УУКД:  конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение.

УУРД:

предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения.

Проектор с презентацией

Учебник с.69

Обобщение и систематизация знаний и умений   (20 мин)

Научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Фронтальная

Групповая работа

Группа словесных методов (диалог)

Группа практических методов (выполнение заданий)

Группа наглядных методов (учебник, демонстрация презентации)

Внешний контроль

Самоконтроль

- Выполним номер 1 на стр. 69.

- Первые 2 столбика выполняем вместе, с комментированием у доски (4 человека по желанию). Последний столбик самостоятельно.

        

- Проверьте свои ответы с доской. Кто не согласен?

- Кто расскажет, какие ответы у вас получились в последнем столбике?

- №4 (с.69)  Прочтём условие задачи.

- Найдите разные решения в группах, сделайте чертежи и запишите решение.

Контролирует выполнение работы.

- Заканчиваем выполнение задания.

Организует проверку.

- Проверим. Попрошу выйти представителей групп к доске. Они сделают чертёж и объяснят решение. Задача остальных – внимательно следить за объяснением, я буду задавать вопросы.

- Какие возникли затруднения при выполнении данного задания?

- Оцените выполнение задания в карте успеха.

- Какой пункт плана мы выполнили?

- Оцените свою работу в карточке успеха.

1. 570+240=(570+200)+30+10=    

   =770+30+10=810.

2. 360+170=(300+100)+(60+70)=

   = 400+130=(400+100)+30=530.

3. 760-480=(760-400)-(60+20)=

   =360-60-20=280.

4. 540+290=(540+200)+(60+30)=

   =740+60+30=830.

5. 320-160=(320-100)-(20+40)=

   =220-20-40=160.

6.430+180=(430+100)+(70+10)=

  =530+70+10=610.

- Школа, магазин и аптека расположены на одной стороне улицы. От школы до магазина 700 м, от магазина до аптеки на 400 м меньше. Какое расстояние от школы до аптеки?

Сделай по условию разные чертежи и реши задачи.

700 + (700 − 400) = 1000 (м)

Ответ: 1000 м.

700 − (700 − 400) = 400 (м)

Ответ: 400 м.

3. Выполнили упражнения по теме урока.

УУПД: применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ.

УУКД:  использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи.

УУРД:

участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы.

Учебник

с.69, №1

Учебник

с.69, №4

Проектор с презентацией

Раздаточный материал

Динамическая пауза

Проводит динамическую паузу.

-Сейчас, я предлагаю немного отдохнуть. Вставайте, я буду показывать движения, ваша задача повторять за мной.

Выполняет упражнения.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(10-15 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Фронтальная

Индивидуальная

Парная работы

Группа словесных методов (беседа)

Группа практических методов (выполнение заданий)

Группа наглядных методов (демонстрация презентации, работа с раздаточным материалом)

Внешний,

Взаимоконтроль.

Организует выполнение сам. работы.

- Откройте рабочие тетради на стр. 52, №14 под цифрой 2. Выполните самостоятельно. Даю вам 4 минуты.

Контролирует выполнение работы.

- Заканчиваем выполнение задания.

Организует взаимопроверку.

- Проверим. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. На слайде представлено верное выполнение задания. Проверьте друг друга по эталону на слайде.

- Кто не допустил ни одной ошибки в самостоятельной работе? Кто сделал 1 ошибку? 2 ошибки? Есть ребята, которые сделали больше ошибок?

- Какие возникли затруднения?

- Оцените выполнение задания в карте успеха.

Выполняют самостоятельную работу. Анализируют выполненное задание.

 

УУПД: применять базовые логические универсальные действия: обобщение, анализ.

УУРД:  осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их.

Рабочая тетрадь на

с. 52, №14 (2)

Проектор с презентацией

Раздаточный материал

Рефлексия деятельности

(2 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная работа

Группа словесных методов (диалог)

Группа наглядных методов (демонстрация презентации)

Внешний контроль

Самоконтроль

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся

- Ребята, наш урок подходит к концу, подведём итог. Вспомним тему нашего урока.

- Какую цель мы ставили перед собой?

- Как вы думаете, вы достигли ее?

- С какими приёмами вы познакомились сегодня?

 А теперь проанализируйте свою карточку успеха. Скажите, у кого все смайлики с улыбками?

У кого 1 грустный смайлик? У кого несколько грустных смайликов?

—  Какое задание вам было интересно/сложно выполнять?

— Домашнее задание:

— Ребята, вы отлично поработали! Урок окончен.

Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения.

- «Приёмы устных вычислений в пределах 1000»

- Обобщить знания о приёмах устных вычислений в пределах 1000, узнать приёмы устных вычислений вида 260 + 310,

670 – 140.

1) Можно складывать и вычитать по частям.

2) Прибавляем к числу сначала сотни, а потом десятки. Вычитаем из чисел сначала сотни, а потом десятки.

Ответы детей.

УУПД: применять базовые логические ун-ные действия: анализ, обобщ.

УУКД:  конструировать утверждения, проверять их истинность.

УУРД:  осущ-ть контроль рез-та своей де-ти.

Проектор с презентацией

Раздаточный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Приёмы устных вычислений в пределах 1000. Закрепление" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Приёмы устных вычислений в пределах 1000. Закрепление» Цели деятельности учителя: расширение знаний о приёмах устных вычислений в пределах 1000, уме...

Технологическая карта урока математики "Приёмы устных вычислений", 3 класс (УМК "Школа России, М. И. Моро)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока: «Приёмы устных вычислений»Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: создание условий для формирования у учащихся знаний о...

Технологическая карта урока математики «Приёмы устных вычислений вида 450+30»», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока «Приёмы устных вычислений вида 450+30» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирова...

Технологическая карта урока математики «Приёмы устных вычислений»», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Тема урока «Приёмы устных вычислений вида 450+30» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для фор...

Технологическая карта урока математики "Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование устных вычислительных навыков у учащихся посредством решения примеров вида 260+310, 670-140. Задачи урокаДидактические:1. П...

Технологическая карта урока математики «Приёмы устных вычислений в пределах 1000.» 3 класс.(УМК Школа России)

Тема урока «Приёмы устных вычислений в пределах 1000.» Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование умений устных вычислений: устного умножения и деления, знакомство и по...

Технологическая карта по математике " Приемы устных вычислений в пределах 1000" (3 класс) УМК "Школа России"

Цель урока: формирование знаний о приёмах устных вычислений деления и умножения трёхзначных чисел, основанных на свойствах умножения и деления суммы на число.Задачи урока:Дидактические:1 познакомить с...