Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида … + 4
план-конспект урока по математике (1 класс)

Пакшина Лариса Александровна

Содержание учебного материала соответствовует триединой цели урока, имеет связь с жизнью. Учебный материал урока соответствовует принципу научности, доступности и был посилен для детей за счёт ярких образов.

Для формирования мотивации используются различные приёмы активизации деятельности учащихся: «ситуация успеха», «интеллектуальная разминка».

На уроке чередуются различные виды деятельности. Умственные действия опираются и подкрепляются практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работает на организацию посильного поиска, соответствует жизненному опыту младшего школьника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhenie_i_vychitanie_s_perehodom_cherez_razryad_4.docx45.51 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 4

Тема урока: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида … + 4

Предметные результаты:

- выполнять устно сложение, вычитание однозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах от 0 до 10

-выполнять устно сложение однозначных чисел в пределах 20 м переходом через десяток

Метапредметные результаты:  

- актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания

- актуализация соответствующих мыслительных операций (синтез, анализ, обобщение) и познавательных процессов

Личностные результаты:

- формировать способность к оценке своей учебной деятельности

- формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающую учебно-познавательную и внешнюю мотивацию

Регулятивные:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Познавательные:

-  строить рассуждения в форме связи простых суждений об изучаемом объекте

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Коммуникативные:

- учиться работать в группе, в паре

- слушать и понимать речь других одноклассников

Этапы

Деятельность учителя

Примечания

1. Организационный момент. Организация познавательной деятельности учащихся.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лариса Александровна! Я проведу для вас урок математики! А вас как зовут, громко прокричите свои имена.

Звук смс.

- Что это за звук? Ой, смс пришло. На наш экран пришло сообщение. Прочитаем его все вместе.

«Здравствуйте, ребята. Мы рады видеть вас в нашей школе Фиксиков. С нами вы узнаете еще один секрет сложения чисел»

- Где мы с вами оказались? Сегодня на уроке с вами буду не только я, но и Фиксики. Фиксики очень маленькие и не могут работать сразу со всеми, а только с 4 –мя могут поговорить. Чтобы Фиксикам было удобно с нами работать, рассядемся по командам. При входе вы получили маркеры разных цветов, у кого синий маркер – садятся в команду к Нолику, красный – к Симке, зеленый – к Верте, оранжевый – к Шпуле. Быстренько сели. Положите маркеры в корзинку на парте.

- Фиксики могут быстро определять проблему в работе любого прибора. И мы тоже должны работать быстро, четко и слаженно.

- Для чего мы пришло в школу Фиксиков? Наверное, мы узнаем что-то новое. А что новое мы можем узнать? (еще один секрет сложения чисел – из текста сообщения)

- А вы знаете знак Фиксиков? В каких случаях они его показывают? (когда устранили поломку, справились с заданием) Покажите его. Сегодня мы тоже им будем пользоваться.

- С Фиксиками всегда интересно! И я вам покажу что-то интересное. Фиксики принесли сюда свою фиксилабораторию.

- Проведем небольшие опыты.

Опыт 1. Опустим кусочек пластилина в контейнер с водой. Что произошло с пластилином?

Опыт 2. Опустим мячик в контейнер с водой. Что произошло с мячиком?

- Почему же пластилин утонул, а мячик нет?

- Объяснение этому явлению дал великий учёный Архимед.

- Проделаем еще один опыт: бросим листок бумаги и посмотрим, как он падает. А теперь такой же лист сомнем и опять бросим. Как теперь падал лист бумаги?

- Это явление объяснил великий ученый Исаак Ньютон

- Проделаем последний опыт: добавим в воду немного краски. Что происходит с водой?

А это явление объяснил великий учёный Михаил Васильевич Ломоносов.

- Все свои открытия великие ученые смогли сделать в результате наблюдений и опытов, приложив много труда.  Предлагаю вам сегодня понаблюдать и сделать еще одно свое открытие, на основе знаний,  полученных вами на предыдущих уроках.

Не одно открытий в математике невозможно без умения работать с числами. И начнем мы с открытия имени нашего урока.

- Вспомните, что было использовано в опытах?

- Из всех предложенных слов нам сегодня понадобятся слова: лист, пластилин, краска и имя ученого Ньютон.

Так как сейчас урок математики, имя откроется только после того, как вы решите примеры:

пластилин 11-10=

лист 8-7=

Ньютон 10-7=

краска 14-10=

Ответ примера укажет вам букву, которую нужно выбрать из слова.

плюс

Решите  прмеры:

8-4=

10-6=  4

2+2=

Что объединяет эти примеры?

Итак, имя нашего урока “Плюс 4”. И это символично. Сейчас апрель- какой это по счету месяц? (4 месяц по счету). 4 фиксика пришли к нам на урок, мы разбились на 4 группы, этот урок 4 в теме “Сложение с переходом через десяток”

2. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации (подводящий к теме диалог)

10+5

3+10

10+8

2+10

10+4

10

13

14

18

9

5

6

15

8

12

А

В

Т

Е

О

Р

П

К

И

С

- Иногда информация, нужная нам, бывает скрыта. Помогите разгадать слово. В 1 таблице – примеры. А ниже – цифры и буквы. Решите пример, найдите букву, которая соответствует ответу и перенесите ее в верхнюю таблицу. (решаем все, один перетаскивает)

10+5

3+10

10+8

2+10

10+4

к

в

Е

с

т

- Ребята, какое интересное слово.

 - Обратите внимание, написано квест, а произносится – квэст, потому что это слово иностранное. Прочитайте хором слово, которое получилось.

А что это слово означает узнаем у  преподавателя  школы Фиксиков - Дедуса!

Путешествие к определённой цели через преодоление трудностей.

Мы сегодня будем идти к цели преодолевая трудности.

- Квест – это движение. Перед работой нам надо зарядиться, как Фиксики заряжаются от электроприборов. А мы зарядимся. Быстро отвечаем на мои вопросы.

1. 4 - это 3 и ...

2. Какой сегодня день недели?

3. Разбейте 4 на сумму двух одинаковых слагаемых

4. Какой месяц идет после апреля?

5. 4 - это 1 и ...

6. Сколько слогов в слове Симка?

Звук из фиксиков про инструменты.

гвоздодер  2, молоток 5, отвертка 7, гаечный ключ 4, дрель - 8, пила 6, ножевка 9, посатижи 3, напильник 1

- Какие инструменты запомнили? Что такое ножовка, напильник, пассатижи?

- Поможем Симке разложить инструменты по полочкам? На каждой полочке должно быть по 10 инструментов. Сколько инструментов не хватает? Добавьте до 10.

-Зарядились?

-  Первый шаг квеста содержится в  примерах.

6+3

8+2

8+3

7+3

7+4

9+3

9+2

- На какие две группы их можно разделить? Разбейте их по группам.       

                                                     

- Решите примеры (сложите однозначные числа) из первого столбика, ответ покажите на пальцах.

- Прежде, чем сложить однозначные числа с переходом через десяток из второго столбика, вспомним порядок (алгоритм) сложения с переходом через десяток. А что такое алгоритм?

  1. Добавлю до 10
  2. Вспомню состав числа
  3. Прибавлю оставшуюся часть

- Объясните, как к 9 прибавить 2, используя алгоритм. Мы с Фиксиками вам поможем. Это трудно. Как к 8 прибавить 3? К 9 прибавить 3? Это первые три примера из большой таблицы сложения с переходом через десяток. Их вы выучили вчера. (показать таблицу)

- А как к 7 прибавить 4? Можем применить тот же алгоритм? Применим свои знания, пораскинем мозгами. Пораскинем мозгами? Это как? Подберите синоним. (Подумаем)

(Звучит горос Дедуса: Дети, слово квест пришло к нам из английского языка.Оно означает путешествие к определённой цели через преодоление трудностей.

3. Формулирование проблемы. Постановка темы и цели урока.

 - Предлагаю вам понаблюдать и открыть новые примеры в таблице.

- подумайте, какова тема нашего урока? Послушайте, как Дедус назовет нам нашу тему урока.

- А чему будем учиться на уроке?

- Прежде чем идти дальше, оцените свою работу на данном этапе.

- У кого все хорошо получалось – показывает знак Фиксиков. А у кого были затруднения – пока не показывает.

ФИЗМИНУТКА

4. Поиск решения проблемы.

- С этого момента квеста работа усложняется. Каждая группа будет работать самостоятельно.

Вместе прочитаем правила работы в группе. (Каждое правило по одному на слайд)

1. Работаем дружно.

2. Говорим вежливо.

3. Слушаем друг друга.

- Ключ к следующему шагу квеста у ваших Фиксиков. Посмотрите внимательно. Внутри находится пример.

1 группа  17-7=

2 группа  12-1 =

3 группа 14+1 =

4 группа 17-1 =

- Найдите значение выражения, впишите ответ маркером.

- Ваши задания спрятаны у нас в классе. Ответ вашего примера - это то место, где спрятан конверт. Посмотрите внимательно вокруг. Найдите ваше число, возьмите конверт. 1 конверт на группу. Ищите вместе.

-  Все группы нашли конверты?   Какое задание будем выполнять? (на конверте написано слово - примеры)

-Посмотрите на экран. Сколько синих болтиков у Нолика? (7) Сколько красных? (4) Сколько всего болтиков?

I I I I I I I    I I I

I

- Какой пример можно составить? Выложите его на магнитной доске на партах, используя числа и знаки из конверта. Решите пример, используя алгоритм сложения с переходом через разряд. Как к 7 прибавить 4?

Сколько надо добавить до 10? Значит, 4 – это 3 и … Сложим 7 +3 +1 =11

Сколько всего прибавили? (4) Значит, 7 +4 = 11

Составьте еще 2 примера по иллюстрациям, решите их, используя алгоритм сложения.

На доске:

I I I I I I I I   I I I    8+4

I

I I I I I I I I I  I I I    9 + 4

I

Какие примеры составили? Объясните, как решили примеры.

5. Выражение решения

(нового знания)

- Мы получили новые примеры для таблицы сложения с переходом через десяток. А где мы можем проверить правильность нашей работы? Математика – точная наука, нельзя нигде ошибиться.

Фиксики нам тоже прислали сообщение на фиксипот.

Группа Нолика проверит в читает сообщение на фиксипоте.

Группа Симки послушает учителя Дедуса в наушниках у компьютеров.

Группа Верты спросит у взрослых в кабинете. Возьмите с собой магнитные доски.

Группа Шпули – посчитают на калькуляторе (на другом столе).

- Правильно ли мы составили примеры?

- Но самый источник знаний – это книга, а у нас учебник. А в учебнике мы проверим все вместе.

-У вас на партах учебники, откройте их по закладке на странице 67. (На экране страница учебника). Вы смотрите в учебник, а я на экран.

-Прочитаем примеры ещё раз. Эти примеры надо запомнить!

- Оцените свою работу на этом этапе урока. Покажите знак Фиксиков, если все получилось.

6. Первичное закрепление.

- На экране часть таблицы сложения. Найдите по таблице все примеры с ответом 11, 12, 13

- Найдите в классе глазами число 12 … Это следующий шаг квеста.

Соедините вместе в фиксиками примеры из 1 столбика с примерами из 2 столбика. Сколько прибавили ? Назовите ответ.

7+3+1            9+4

8+2+2            8+3

9+1+3            7+4

8+2+1            9+3

9+1+2            9+2

9+1+1            8+4

- Посмотрите, что это у Фиксиков на стене? (микросхема) Что это такое? (очень маленькое электронное устройство)

Файер, как и все фиксики,  занимается ремонтов приборов.

- Составьте задачу по схеме.

Было - …..

Нашел - ….

Стало - ?

(У Файера было 9 микросхем. В старых приборах он нашел еще 4. Сколько стало микросхем у Файера? )

- О чем говорится в задаче? Сколько было микросхем? Сколько нашел? Что требуется узнать? Как узнать, сколько микросхем стало?

- Возьмите маркеры и крупно запишите решение задачи на чистых листах.

Поднимите и покажите всем.

Объясните, как к 9 прибавили 4.

- Оцените свое понимание темы на этом этапе уроке.

7. Реализация продукта.

- У Фиксиков есть специальный прибор, который им во всем помогает. Как он называется?

- У Фиксиков в помогаторе есть все, что им понадобится.

Чтобы вы не забывали примеры из таблицы, создадим свой математический помогатор. Он будет в виде картины-памятки, которую нужно открыть по номерам. Я знаю, вы рисуете, мы нарисуем картину – помогатор.

-Вы выполните задания квеста и перевернёте карточки с ответами, которые получились в ваших заданиях.

-Фиксики принесли для вас фиксилисты.  Возьмите  фиксилист и прочитайте каждый свои задания, работайте в группе. (Комментарии к выполнению фиксилистов)

Группа Нолика.

1. Составь задачу. Запиши решение.

Нолик  (7 красных молотков, 4 синих, фигурная скобка)

Решение: ......

Ответ: 8-

 Это твой номер!

Группа Симки

1.  Составь задачу. Запиши решение.

Симка  (8 желтых щеток, 4 красные щетки, фигурная скобка)

Решение: ......

Ответ:

- Это твой номер!

Группа Верды

1. Составь задачу. Запиши решение.

Верда (9 круглых зеркал, 4 овальных, фигурная скобка)

Решение: ......

Ответ:

- Это твой номер!

Группа Шпули

Реши примеры:

7+4-1=

8+4-2=

9+4-3=

- Какой ответ во всех примерах? Это твой номер!

- Сверьте ваши ответы.

8. Представление продукта учителю и классу.

- Какое число получили? Переверните каждый по одному числу.

Получилась картина-памятка.

- Это таблица сложения с переходом через десяток. Ответы даны только к тем примерам, с которыми вы уже работали вчера и сегодня. Посмотрите, как много примеров вам предстоит научиться решать. Каждый урок вы будете дополнять таблицу ответами. Выучив примеры из этой таблицы, вы сможете быстро считать более сложные примеры и быстро решать задачи.

- Оцените свою работу на этом этапе. Как вы поработали с фиксилистом.

9. Рефлексия деятельности. Итог урока.

- Мы прибавляли 4.

-  Какие новые примеры запомнили?

- Оцените себя за работу на уроке в целом.

Для дальнейшей вашей работы по этой теме Фиксики дарят вам таблицы-памятки. Эти памятки помогут вам на уроках математики. (Включаю Дедуса)

- Я приехала из самого северного города нашей республики, из Воркуты. Посмотрите на карту Республики Коми. Где Воркута? А где Сыктывкар? Поэтому, на память о нашем уроке, я добавила к подарку Фиксиков другой стороне памятки фотографию одного из памятников города Воркуты.

- Помните, в начале урока мы говорили, что вы каждый совершите сегодня свое открытие? Какое открытие для себя сделали? Что нового узнали?

(квест, инструменты Фиксиков, имена ученых и их открытия, пораскинуть мозгами, Воркута – самый северный город)

Я тоже сделала для себя открытие, приехав к вам в город весной.

Директор МОУ «СОШ № 12» г. Воркуты                                                              А. А, Гончар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по математике. Тема "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида ...+8, ....+9"

Данная презентация предназначена для урока  математики в 1 классе по теме "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида ...+8, ...+9"...

Тема: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +6.

Тема: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +6....

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида … + 4

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с видами сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида  + 4; составления таблицы сложения; развития умения сравнивать именованные...

Урок-игра по теме "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида (□ + 8, +9)"

Задачи урока:- организовать деятельность детей по открытию приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток (прием разложения второго слагаемого на удобные слагаемые и дополнение 1-го слага...