Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС
статья по математике
Система оценивания образовательных достижений это сложная и многофункциональная система, включающая входной (стартовый), текущий, тематический (промежуточный), рубежный и итоговый контроли...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenivaniya.docx | 77.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений учащихся
начальной школы в соответствии с ФГОС
Система контроля достижения планируемых результатов - один из инструментов для выполнения стандартного требования к основной программе образования, необходимый элемент для обеспечения качественного образования.
Успехи выполнения задач зависят от использования системы оценки: поддержки или стимулирования учащихся; обратной связи учащихся; практики самостоятельной оценочной деятельности на уроках. Система оценок - сложная и комплексная система, в которой входит текущая, итоговая оценка результатов деятельности учащихся начального класса.
Особенности системы оценивания:
- комплексный метод оценивания результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения ООП в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка итогового освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно – деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно – практических и учебно – познавательных задач;
- оценка изменений достижений учащихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений.
Основным показателем развития обучающихся является уровень сформированности:
- предметных (знания и умения, опыт творческой деятельности);
- метапредметных (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; включают совокупность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.);
- личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).
Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов:
- Оценка должна быть непрерывным процессом, естественно интегрированным в учебную практику. В зависимости от этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
- Оценка может осуществляться только критериально, то есть необходимо определить степень индивидуальной близости ученика к прогнозируемым результатам обучения. Основные критерии оценки - ожидаемый результат, соответствующий учебным задачам.
- Оценивать отметку можно только по результатам работы ученика, а не по личным качествам.
- Критерии оценки и порядок выставления отметок ранее известны учителям и студентам.
Система оценки строится так, чтобы студенты включились в контрольную и оценочную работу, приобретая умения и навыки самооценки.
Виды оценивания:
- внутренняя оценка, выставляемая учителем или общеобразовательным учреждением;
- внешняя оценка осуществляется в форме мониторинговых исследований и итоговых проверочных работ.
Система оценивания предметных результатов
Цель: оценка планируемых результатов по отдельным предметам.
Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана.
Предметные результаты содержат:
- систему основополагающих элементов научного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов;
- систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение новых знаний.
В системе предметных знаний можно выделить:
- опорные знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения, они могут быть достигнуты основным большинством учащихся;
- знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний и служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.
При оценке результатов предмета важно не самостоятельно освоить систему опорного знания и воспроизводить полученные знания в стандартных учебных ситуациях, а иметь способность применять эти знания в решении учебных, познавательных и практических задач:
- анализ процесса изучения способами действий с изучаемым предметным содержимым.
- определение соответствия уровню формированности способа действий с объектом содержания требованиям к планируемым результатам.
- освоение программного материала по теме, блоку, содержательной линии.
- освоение программного материала за четверть, полугодие, год.
Процедура оценивания.
– устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа);
- письменный опрос (контрольная работа на оценку усвоения программного материала по теме, блоку, содержательной линии);
- письменный опрос (итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе).
Методы и формы оценивания предметных результатов
Инструментарием оценивания образовательных достижений являются КИМы – задания (вопросы) для выявления уровня сформированности действий с предметным содержанием (достижение планируемых предметных результатов).
Оценочная процедура и инструментарий
1. Стартовая диагностика: стартовые (входные) проверочные работы по учебным предметам
2. Текущее оценивание предметной обученности: самостоятельные работы, проверочные работы, диагностические работы
3. Итоговая оценка предметной обученности: итоговые контрольные работы по предметам
Критериями являются планируемые предметные результаты. которые описаны ниже. См. приложение 1.
Система оценивания метапредметных результатов
Цель: оценка формирования регулятивного, познавательного и коммуникативного УУД на данной стадии обучения по требованиям к планируемому метапредметному результату в освоении междисциплинарного плана формирования УД; ориентация на осуществление метапредметного результата.
Объект оценивания:
- формирование ряда регулятивно-коммуникативных и интеллектуальных универсальных действующих действий, т.е. таких интеллектуальных действий ученика, направленных на анализ, управление своими познавательными действиями;
- умение воспринимать и сохранять учебные цели;
- умение самостоятельно превращать практические задачи в познавательные;
- умение планировать свою деятельность в зависимости от поставленной задачи и условий ее реализации, а также поискать средства для ее осуществления;
- навыки контроля и оценки своих действий, внесение коррективых изменений в их действие на основе анализа и характера ошибок, навыки контроля и оценки своих действий и внесение в них коррективых изменений;
- проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение использовать знаково – символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно – познавательных и практиче6ских задач;
- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Процедуры оценивания
- наблюдение, устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа)
- письменный опрос (диагностические работы, проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе)
Методы оценивания метапредметных результатов:
- фронтальный письменный опрос, индивидуальная беседа, анкетирование;
- наблюдения за определёнными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении;
- оценка процесса выполнения обучающимися различного рода творческих работ;
- тестирование;
- оценка результатов рефлексии обучающихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседования, дневников учащихся);
- портфолио обучающегося;
- выставки и презентации крупных законченных работ.
Технологии оценивания
- «Технология оценивания образовательных достижений» Д.Д.Данилов
- «Оценка без отметки» Г.А. Цукерман
- «Индивидуально – ориентированные эталоны оценки» Г.Ю. Ксензова
- «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» А.В.Воронцов
- «Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе» М.Р. Битянова, Т.В. Беглова, Т.В.Меркулова, А.Г.Теплицкая
- «Учимся учиться и действовать» - мониторинг метапредметных универсальных учебных действий М.Р. Битянова, Т.В. Беглова, Т.В.Меркулова, А.Г.Теплицкая
- оценочные суждения учителя, учеников письменные и устные, характеризующие регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД.
Инструментарий оценивания.
1.Диагностические задачи по проверке отдельных видов универсальных учебных действий, которые нельзя оценить в ходе стандартизированной контрольной работы (по А.Г.Асломову)
2.Итоговые проверочные работы по предметам УУД как инструментальная основа (тетради для контрольных и проверочных работ по УМК «Школа России»)
3.Комплексные работы на межпредметной основе и работа с информацией
4.Олимпиадные и творческие задания, проекты
5.КИМы – задания, вопросы для выявления уровня сформированности метапредметных результатов (достижения планируемых метапредметных результатов);
6. тесты для изучения метапредметных результатов.
Критериями являются планируемые предметные результаты.
Формы фиксации
- листы наблюдения за развитием регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД;
- дневник «Я учусь учиться: мои достижения»;
- портфолио «Мои достижения»;
- дневник ученика;
- диагностическая тетрадь учителя.
Система оценивания личностных результатов
Цель: Оценка формирования личностных УУД на данной стадии обучения по требованиям планируемых личностных результатов обучения междисциплинарных программ формирования УУД. Применение навыков для решения задач оптимизации личностно-личностного развития учащихся.
Объект оценивания:
Основным предметом оценки результатов личности является формирование универсального действия, входящего в три основные блока:
-самоопределение, формирование внутреннего позиционирования ученика;
- смыслообразование – поиск и установление личностного смысла учения, т.е. «значения для себя»;
- морально – этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости
Процедура оценивания:
- Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования.
- Наблюдение за формированием личностных качеств обучающихся.
- Диагностика сформированности личностных качеств учеников может осуществляться учителем или педагогом – психологом. Личностные результаты не подлежат персонифицированной оценке и не выносятся на итоговую оценку.
- устный опрос, письменный опрос.
Технологии, методики, методы, приёмы:
- «Технология оценивания образовательных достижений» Д.Д.Данилов
- «Оценка без отметки» Г.А.Цукерман
- «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» А.В.Воронцов
- оценочные суждения учителя и учеников (письменные и устные), характеризующие положительные качества личности обучающихся и их действия;
- рефлексивные сочинения.
Инструментарий оценивания:
- КИМы
- задания или вопросы, для выявления уровня сформированности личностных УУД (достижения планируемых личностных результатов);
- тесты для обнаружения личностных сфер обучающегося
Критерии оценивания:
- планируемые результаты личностного развития действия учеников в ситуациях самостоятельности, осознания, оценки усвояемого содержания в соответствии с социальными и личностными ценностями, обеспечивающими личностный выбор;
- обобщенные критерии: понимание смысла ЗУНов, их значимости, необходимости, целесообразности, полезности.
Формы фиксации:
- листы наблюдений за развитием личностных качеств обучающихся;
- дневник «Я учусь учиться: мои достижения»;
- портфолио «Мои достижения»;
- дневник ученика;
- диагностическая тетрадь учителя;
Образовательные результаты могут быть представлены:
- отчет об успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);
- итоговые диагностические контрольные работы, диктанты и анализ выполнения обучающимися,
- устные оценки успешности и формулировки причин неудачи и рекомендации для устранения пробелов по предмету;
- портфолио учащегося;
- итоги психологических исследований, которые показывают динамическое развитие отдельных личностных и интеллектуальных качеств учащегося, универсальных учебных действий.
Систематическая оценка личностного, мета-предметного результата осуществляется в рамках системы накопления рабочего портфолио ученика.
Приложение 1
Система оценивания предметных результатов
Для первого класса вместо баллов допустимо использовать только положительную оценку, не отличающуюся по уровням фиксацию:
- учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,
- ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или закрашивает кружок.
В следующем классе, когда появляются балльные отметки, правило применяется полностью: отметку можно поставлять не за «общую деятельность», не за отдельную реплику, а лишь за самостоятельное решение ученика учебного задания.
Обучающиеся в диалоге с преподавателем учатся самостоятельно оценивать собственные результаты по «Алгоритму самооценки».
Отметки в таблицы результатов выставляются:
в 1-м классе в виде «+» (зачёт, решение задачи, выполнение задания) или отсутствие «-» (задача не решена, задание не выполнено), во 2−4 классах отметки ставятся по5-балльной шкале. Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).
Что же делать в 1 классе, в котором ученик еще психологически не готов адекватно оценивать свои результаты, включая признание своих ошибок?
1.На первых занятиях. Демонстрируем своё настроение.
Например, смайлики или кружки с цветами светофора.
2.Через 2–4 недели. Учимся сопоставлять цель и результат.
3.Примерно через месяц. Устанавливаем порядок самооценки.
4. Учимся признавать свои ошибки.
5. Учимся признавать свою неудачу.
6. Используем умение самооценки.
Совокупность материалов, стандартизированных работ и работ, подобранных с целью иллюстрирования нарастания успешности, объема и глубины знаний, отвечает требованиям Стандарта. Они включают в себя материалы стартовой диагностики, промежуточные и итоговые стандартизированные работы по учебным предметам, для достижения более высоких уровней формируемых учебных действий.
В письменной форме проводится тематическая проверка знаний по предмету. Для оценки мастерства учащихся выбираются различные задания по программе. Всесторонняя проверка связана с выставлением текущих, диагностических и итоговых оценок за устные ответы и повседневную работу студентов.
Успешность освоения учебных программ обучающихся 2-4 классов оценивается в форме бальной отметки «5», «4», «3», «2». В личном деле выставляется отметка по пятибалльной шкале. Перевод в пятибалльную шкалу осуществляется по соответствующей схеме.
Качество освоения программы | Уровень достижений | Отметка в 5 балльной шкале |
90-100% | высокий | «5» |
66 -89% | повышенный | «4» |
50 -65 % | средний | «3» |
меньше 50% | ниже среднего | «2» |
В журнале ставится отметка в пятибалльной шкале.
Необходимый базовый уровень – решение типовых задач, подобных тому, что уже было решено много раз, в которых требовалось отработанное действие раздела примерной программы, а также усвоенное знание, входящее в основную систему знания предмета примерной программы.
Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки − «хорошо, но не отлично» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень программы является решением нестандартных задач, где требуется:
- либо действовать в новой незнакомой ситуации;
- либо использовать новые, усвоенные в настоящее время знания.
Умение работать в нестандартных ситуациях является отличием от необходимых для всех уровней.
Качественная оценка: «Отличная» или «почти отличная» (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (необязательный)− решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка −«превосходно».
Оценочная шкала в 1 классе
В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
Успешность освоения учебных программ обучающихся 1 классов в соответствии с ФГОС НОО (2009г.) оценивается следующими уровнями:
Качество освоения программы | Уровень достижений |
90-100% | Высокий |
66 -89% | Повышенный |
50 -65 % | Средний |
меньше 50% | ниже среднего |
Критерии оценивания по русскому языку
При определении уровня образования навыков и умений на русском языке необходимо учитывать уровень развития навыков каллиграфии, знания, умения и навыки орфографии и уровень формирования устной речи.
Высокому уровню развития каллиграфического навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией. Допускается 1 негрубый недочёт.
Повышенный уровень развития навыка каллиграфии соответствует письму при наличии 1 существенного недочета и 1-2 грубых недочета.
Средний уровень развития алгоритма каллиграфии соответствует письму, если существует 2-3 существенных недостатка (неправильное расположение букв и слов, равное расстояние букв и слов, пропорция букв высотой и широтой и т.д.) и 2-3 грубых недочетов.
Ниже средней степени развития навыка каллиграфии соответствует письму, не соответствующему в целом многим вышеперечисленным требованиям, небрежным, неразборчивым, с помарками.
К числу грубых недочетов относится: частичное искажение формы букв; неправильное соотношение высоты заглавной и строчной буквы; выход за рабочую линию, наличие неправильного соединения; в некоторых случаях неправильного наклонения.
Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо без ошибок.
Повышенному уровню развития знаний, умений и навыков соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 2, и работа содержит не более 2-3 недочётов.
Среднему уровню развития знаний, умений и навыков соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 5, и работа содержит не более 3–4 недочётов.
Ниже средней степени развития знания, умения и навыки орфографии относится к письму, где число ошибочных и недочетных ошибок выше указанного количества.
Высокому уровню развития устной речи соответствуют полные, правильные, связанные, последовательные ответы ученика без недочётов или допускается не более одной неточности в речи.
Повышенному уровню развития устной речи соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки оптимального уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов.
Средний уровень развития устной речи соответствует неполным, достаточно последовательным ответам ученика, позволяет допустить неправильное употребление слов и строить предложения.
Ниже средней степени развития устной речи соответствует ответам, когда ученика отвечают неполно, на наводящие вопросы, затрудняются самостоятельно подтверждать правило, излагают материал не связно.
Критерии оценивания работ по литературному чтению
Определяя уровень развития умения и навыков чтения, необходимо учитывать стиль чтения, правильность чтения, правильность выражения, понимания прочитанного, знание речевых навыков и навыков общения с текстом и навыки общения с книгами.
Высокий уровень развития навыков чтения соответствует способу чтения, без ошибок, с темпом не меньше 30 слов за минуту, пониманию значения отдельного слова и предложения, умению выделить основную мысль, найти слова и выражения, подтверждающие это мысль в тексте.
Повышенный уровень развития речи соответствует слоговому способу чтения, если чтение допускает от 1 до 2-х ошибок, а темп чтения - не более 30 слов за минуту в конце учебного года. Учитель может понимать определенные слова при общих пониманиях прочитанного, может выделить основную мысль и найти слова и выражения, подтверждающие это мысль в тексте. Средний уровень развития умения читать соответствует уровню, если во время чтения допускается до 2–4 ошибок, при темпе чтения ниже 25-30 слов в минуте. Ученик не может понимать определенные слова при общем понимании прочитанного, может выделять главную идею, но в тексте не находит слов и выражений, подтверждающих эту идею.
Ниже средней степени развития навыков чтения соответствует чтению буквально при темпе не более 25 слов за минуту без пауз смысла и четкости произнесения, непонятному общему смыслу прочитанных текстов, некорректному ответу на вопросы о содержании.
Высокий уровень развития навыка работы с книгами соответствует способностям ученика сами ориентироваться на детскую книгу, легко выделять на обложку и прочитать название, определение темы, сопоставление трех внешних параметров ее содержания в книге.
Повышенный уровень развития навыка работы с книгами соответствует навыку самостоятельного ориентирования в детских книгах, вычленения на обложках и чтения наименования книги, сочетая в себе не менее два основных показателя внешнего содержания книги. Средний уровень развития навыка работы с книгами соответствует такой деятельности ученика, в которой он ориентируется на книгу только после того, как напоминает учителя, самостоятельно ориентируется лишь на книгу с типовыми оформлениями, выделяет и стирает название учителем, определяет тематику, учитывая в основном иллюстрации в обложках и текстах.
Ниже средней степени уровня развития навыка работы с книгами соответствует такой деятельности ученика, в которой ученик не может ориентироваться самостоятельно на книгу, не выделяет, не стирает название, нельзя определить тематику.
Критерии оценивания работ по математике
Определяя уровень развития математические умения и навыки, необходимо учитывать формирование устного и письменного вычислительного навыка, формирование способности решать простую задачу, ориентацию на простейшие геометрические понятия.
Высокий уровень развития устного и письменного вычислительного навыка соответствует навыкам изготовления вычислений без ошибки.
Повышенный уровень развития устного и письменного вычислительного навыка соответствует ответам и работам, где допущено не менее 2 грубой ошибки. Средний уровень развития устного и письменного вычислительного навыка соответствует ответам и работам, где допущено от 3-х до 4-х грубой ошибки.
Ниже среднего уровня уровню развития устных и письменных вычислительных навыков соответствуют ответы и работы, в которых допущено от 5 грубых ошибок.
Высокий уровень формированности навыка решения задач соответствует работе и ответам, где ученик может самостоятельно и без ошибок составлять план, решать, объяснять ход решения, точно формулировать ответ на задачу.
Повышенный уровень формированности способности к решению задач соответствует работе и ответам, где ученик сам принимает решение задачи. При этом работы не должны иметь более 1-го грубого и 2-го негрубого.
Средний уровень формированности навыка решения задач соответствует работе и ответам, где ученик может допустить ошибки в расчетах, а решение задачи исправляет сам или самостоятельно. При этом работы не должны иметь более одного грубого и 3-4 грубых ошибки.
Ниже средней степени формированности навыка решения задач соответствуют работам и ответам, где ученик не может справиться с задачами.
Высокий уровень формирования способности ориентироваться в понятиях геометрии соответствует умению называть геометрию и ее основные признаки, разобраться в геометрии, их чертить, при помощи линейки, циркуля.
Повышенный уровень формирования способности ориентироваться в понятиях геометрии соответствует способности называть геометрические объекты и их распознавать, однако ученик допускает неточности при определении существенного признака.
Средний уровень формирования способности ориентироваться в понятиях геометрии соответствует способности назвать и опознать геометрию, однако не умеет выделять существенные знаки.
Ниже среднего уровня сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях определяются знания и умения, не соответствующие указанным требованиям.
Критерии оценивания по окружающему миру
Определение степени развития навыков и умений в окружающем мире производится в зависимости от требований программы, основанных на результатах бесед, наблюданий, практической работы и дидактических игр. Высокий уровень развития данных навыков и умений соответствует ответам, которые являются правильными, логичными и законченными рассказами, основываясь на наблюдениях явлений окружающего природного и социального мира. Ученик может открыть возможные связи и уметь применять знания в практической деятельности. Повышенный уровень развития навыков и умений по данному предмету соответствует ответам, которые построены как правильные логически завершенные рассказы, однако ученики допускают отдельные ошибки в описании фактических материалов. Средний уровень развития навыков и умений по данному предмету соответствует ответам, где ученик не полностью раскрывает связь явлений и возникает трудности в использовании своих навыков на практике и может испытывать трудности в использовании своих навыков.
Ниже средней степени развития данных навыков и умений соответствуют ответам, когда ученик обнаруживает, что он не знает большей части программы, не может выполнять практические работы даже при помощи преподавателя.
Оценочные шкалы 2-4 классы
Успешность освоения учебных программ обучающихся 2 – 4 классов в соответствии с ФГОС НОО (2009г.) оценивается по пятибалльной шкале.
Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме:
Качество освоения программы | Уровень достижений | Отметка в 5 балльной шкале |
90-100% | высокий | «5» |
66 -89% | повышенный | «4» |
50 -65 % | средний | «3» |
меньше 50% | ниже среднего | «2» |
Характеристика цифровой оценки (отметки) по предметам:
"5" ("отлично") - На уровне удовлетворения требований намного выше уровня удовлетворения: нет ошибок в текущем и предыдущем учебном материале; не менее двух ошибок в двух ошибках приравнивается к одному недочету; логика и полность изложения.
"4" ("хорошо") - На уровне выполнения требования выше удовлетворительный уровень:ученик имеетспособность использовать дополнительный материал, полноту и логику раскрытия проблемы; самостоятельность обсуждения, отражение отношений к предмету дискуссии. Наличие 1-3 ошибок или 4-х недочетов в текущем учебном материале; не менее 2 ошибки или 4-х недочетов в пройденном материале; незначительное нарушение логики изложения материала; применение нерациональных подходов к решению учебных задач; отдельные некорректности в изложении материала;
"3" ("удовлетворительно") - достаточно минимального уровня выполнения обязательных требований к конкретной деятельности; не менее 4–6 ошибок и 10 недостатков в текущем учебном материале; не менее 3-5 ошибок и не менее 8 недостатков в пройденном учебном материале; неполное раскрытие вопроса;
"2" ("плохо") - На уровне удовлетворения требований уровень исполнения требований неудовлетворителен: наличие в текущем материале более б и 10 ошибок; наличие в текущем материале более 5 и более 8 ошибок; на нарушении логики, несостоятельности, нераскрытии обсуждаемых вопросов, отсутствия аргументации или ошибки ее основного положения.
Формы контроля уровня достижений и критерии оценки по русскому языку
Диктант
«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3-4 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если более 5 ошибок в орфографии, работа выполнена некорректно.
Ошибки:
Повторные ошибки в одном слове считаются 1 ошибкой, например, в слове «песок» ученик дважды писал вместо «е» букву «и».
Ошибки одного и того же правила, которые допущены в различных словах считаются двумя ошибками, например, у ученика написано букву «т» вместо «д» в слове «лошадка», а букву «с» вместо «з» в слове «повозка».
Считается ошибкой:
-Нарушение правил орфографии при написании слова, в том числе ошибки пропускания, искажения, перестановки, замены и вставки лишних слов в слова;
-Изменение слов;
-Отсутствие знака препинания в настоящее время изученного по программе, отсутствие точек в конце предложения считается ошибкой, если следующее предложение написано буквой большой.
За ошибку не считаются:
Ошибки в разделах орфографии, пунктуации и орфографии, которые не изучены в этом классе и не изучались в прошлых учебных годах; единичная пропускная точка в конце предложения при написании первого слова следующего предложения с заголовной буквой; единичная замена одного слова, не искаженного смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторять одну и ту же букву в слове,
- не дописать слово,
- перенос слов, часть которых написана в одной строке и второе опущено;
- повторять одно и ту же букву в предложении дважды.
Примечание: В оценке контрольных работ учитывается, прежде всего, правильность их выполнения, а также правильность выполнения контрольных работ. При оценке работы преподаватель учит каллиграфические навыки.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если правильно выполнено менее 1/2 заданий, ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
Тест
Тестовые задачи являются динамичной формой проверки, которая направлена на определение уровня формирования способности использовать знания в экстремальных учебных условиях.
Оценка:
«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» – верно выполнено 3/4 заданий.
«3» – верно выполнено 1/2 заданий.
«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
Оценки | Допустимое количество ошибок | ||
II класс | III класс | IV класс | |
«5» | Нет ошибок. Один недочёт графического характера. | Нет ошибок. | Нет ошибок. |
«4» | 1 -2 ошибки и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление |
«3» | 3 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление |
«2» | 4 ошибки 1 - 2 исправления | 3 ошибки 1 - 2 исправления | 3 ошибки 1 - 2 исправления |
Словарный диктант
Классы | 1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс |
Количество слов | 7-8 слов | 10-12 слов | 12-15 слов | До 20 слов |
Критерии оценки | «5» – нет ошибок; «4» - 1 - 2 ошибки и 1 исправление. «3» - 3-4 ошибки и 1 исправление (если 15-20 слов) «2» -более 6 ошибок (если 15-20 слов) |
Критерии оценки работ творческого характера
К творческим работам относятся статьи, произведения, рассказы, рассказы о картинках, личный опыт и др. На начальной школе все творческие произведения носят учебный характер, так что отрицательные оценки не выставляются за них и не заносятся в классные журналы. Во 2-м и 3-м классах за учебные сочинения и произведения выставляется один отметок - за содержание.
В 3-м классе 1 контрольный доклад за год, в 4-м классе 2 контрольных доклада за годы.
Оценки по итоговым изложениям выставляются по дробной черте - первая ставится за содержание и речи, соблюдение правил языка и выбора стильных средств, вторая – за соблюдение норм орфографии и пунктуации. Обе показатели считаются показателями русского языка.
В четвертом классе за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку.
Нормы оценки работ творческого характера
Изложение
Содержание:
- оценку «5» считают последовательным и правильным пониманием авторских текстов логически обоснованным раскрытием темы, наличием фактических недостатков, правильным речевым оформлением. Может быть, не больше одного речевого нетока;
- «4» считается правильной и довольно полной информацией по авторскому тексту. Тема раскрывается, но есть небольшие нарушения в изложении мыслей и отдельные неточности в речи. Может быть, не менее трех речевых недостатков в содержании текста и структуре текста.
- оценка «3» ставится за небольшие отклонения от авторского текста, отклонение от темы , бедность словаря, речевые неточности. Допустим не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста;
- оценки «2» считаются не соответствующими работой теме, значительными отклонениями от текста автора, большим количеством неточностей в фактическом характере, нарушением последовательности высказывания, отсутствием связи между частицами текста, неграмотностью словаря и т.д. - оценки «2» считаются не соответствующими работой теме. В целом, в работе допущено более 6 речевых ошибок, ошибок в тексте и структуре.
Соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
- оценка «5»: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо 1-2 исправления;
- оценка «4»: не более 2 орфографических и одной пунктуационной ошибки, 1-2 исправления;
- оценка «3»: 3-5 орфографических ошибок, 1-2 пунктуационные, 1-2 исправления;
- оценка «2»: 6 и более орфографических ошибок, 3-4 пунктуационных, 3-4 исправления.
Сочинение
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка "5" – логически последовательно раскрыта тема.
Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
Отметка "3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Отметка "2" – тема имеет значительные отклонения, пропускает важные эпизоды, главную часть, основную мысль и т.д., нарушается последовательность изложения мыслей, нет связи между частями и отдельными предложениями, словарь крайне единый.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
Отметка "3" – имеются 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
Отметка "2" – имеются более 6 орфографических ошибок.
Формы контроля уровня достижений и критерии оценки по литературному чтению
В начальных классах проверяют следующие навыки и умения, относящиеся к читательской деятельности: умение осознанно читать в определенной степени вслух, «про себя» ; умение выразительно читать и произносить текст, изучать стихи, прозаические произведения. При проверке способности писать текст произведения особенно обращается внимание на правильность передачи главного содержания произведения, последовательность и полноту развития событий, выразительность при описании образов.
Кроме знания чтения, учителя контролируют и самостоятельную деятельность ученика: знание литературного произведения, его жанра и специфики, знание имени детского писателя и поэта и его жанровых приоритетов, написания сказок, стихов природы и др.
Литературная и читательная деятельность в различных начальных классах школы имеют специфические черты. Если первый класс чтения является объектом усваивания, осваиваются навыки чтения, проводится работа по пониманию прочитанных слов и предложений, маленьких текстов, то в втором и четвертом классах чтения становятся постепенно общеучебными умениями.
Одним из параметров этого становится изменение соотношения чтения «о себе» и «вслух». Кроме того, основное время учебного времени занимает читать вслух, а по мере освоения навыков быстрой осознанности чтения - от 10-15% в 1 классе до 80-85% в 4 классе.
Навык чтения
В классном журнале выставляется оценка навыка чтения по следующему критерию: бегливости, правильности, осознанности, выразительности. Оценка 5 ставится при выполнении всех четырех требований. Оценка 4 ставится при выполнении нормы чтения беглости по каждому классу и по каждому четверти - разная, но одна из других требований не выполнена. Оценка 3 ставится при выполнении нормы беглости, а не выполнении двух других требований.
В индивидуальной форме, когда ученик правильно прочитал, выразился, понимал прочитанное, а не ушел в норму из-за бегства на небольшом количестве слов, ставят положительную отметку.
Норма беглости чтения:
Классы | Обязательный уровень | Возможный уровень | ||||||
1ч | 2ч | 3ч | 4ч | 1ч | 2ч | 3ч | 4ч | |
1 класс | - | 10-15 | 15-20 | 20-30 | - | 20-25 | 25-30 | 30-35 |
2 класс | 40сл | 50 | 55 | 60 | 55 | 60 | 65 | 70 |
3 класс | 65 | 70 | 75 | 80 | 75 | 80 | 85 | 90 |
4 класс | 85 | 90 | 95 | 100 | 95 | 100 | 105 | 1 10 |
Чтение наизусть
Оценка "5" - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение текста
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" - допущены ошибки по трём требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более чем по трём требованиям
Формы контроля уровня достижений и критерии оценки по математике
В контрольной работе:
- Задания должны иметь один уровень для всех классов;
- Задания повышеннной сложности вносятся в «задания повышения сложности», предлагаемые всем студентам, а их не выполнение не повлияет на общее оценивание работы;
- разобраться в их решении при выполнении работ над ошибками, оценка не снижена, если ошибки грамматические и корректные исправления, оценка математики не ниже 1 балла, а не ниже 3 баллов.
Контрольная работа.
Работа, состоящая из выражений:
- «5» - без ошибок.
- «4» -1-2 грубая и 1-2 негрубые ошибки.
- «3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
- «2» - 4 и более грубых ошибки.
Работа, состоящая из задач:
- «5» - без ошибок.
- «4» - 1-2 негрубых ошибки.
- «3» - 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки.
- «2» - 2 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа:
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки, но не в задаче;
«3» – 2 – 3 ошибки, 3 – 4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен;
«2» – не решена задача или более 4 грубых ошибок.
Грубые ошибки:
- Вычислительные ошибки в выражениях и задачах.
- Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.
- Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия).
- Не решенная до конца задача или выражение.
- Невыполненное задание.
Негрубые ошибки:
- Нерациональный прием вычислений.
- Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.
- Неверно сформулированный ответ задачи.
- Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
- Недоведение до конца преобразований.
Тест
Оценка "5" ставится за 90-100% правильно выполненных заданий
Оценка "4" ставится за 66 - 89% правильно выполненных заданий
Оценка "3" ставится за 50-65% правильно выполненных заданий
Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий
Критерии оценивания по окружающему миру
Ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки:
Ошибки:
- неправильные определения понятий, изменение существенной характеристик понятия на несущественную;
- нарушение последовательности описания предметов явлений, если они являются существенными;
- нарушение последовательности описания предметов явлений, если они являются существенными;
- неправильные раскрытие причин, закономерностей, условий протекания явления или процесса, неспособность сравнивать предметы и производить классификацию их на группы в соответствии с существенными признаками;
- неспособность сравнивать предметы и производить классификацию их в соответствии с существенными признаками;
- незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- неумение ориентироваться по карте, правильно показывать изучаемые объекты.
Недочёты:
Преобладание для описания объекта с несущественными признаками; неточность в определении предназначения прибора и его использования; неточность в нахождения объектов в картах.
Оценивание по результатам творческих работ
Работа может быть представлена как проекты, презентации и так далее. Взаимодействие проводится в виде подготовки и представления творческих произведений.
Результаты по подготовке и защите творческих произведений проектов можно учитывать при составлении портфолио студентов. Оценка успеваемости на курсе предлагается осуществлять в форме анализа каждого творческого произведения по установленному критерию.
№ | Критерии, показатели | Баллы |
Цели задания приняты обучающимся, конкретны. | ||
Замысел работы реализован. | ||
Содержание оптимально (научно, грамотно, доступно) | ||
Характер изложения предлагаемого материала доступный, соответствует возрастным особенностям обучающегося. | ||
Обучающийся использовал различные формы (самостоятельно, помощь родителей, учителя, интернет-ресурсы) и средства работы (применение ИКТ, иллюстративного материала). | ||
Во время защиты творческой работы созданы условия для личностного общения с одноклассниками, для рефлексии. | ||
Любознательность и активность | ||
Эмоциональность, отзывчивость | ||
Общение с учителем и сверстниками | ||
Соблюдение общепринятых норм и правил поведения | ||
Способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту | ||
Владение универсальными предпосылками учебной деятельности | ||
Владение необходимыми умениями и навыками | ||
Обучающийся сумел заинтересовать одноклассников. | ||
Всего баллов: |
Предлагается оценить каждую из позиций по следующей шкале:
- Достигнуто в высокой степени 3 балла
- Достигнуто частично 2 балла
- Достигнуто в малой степени 1 баллов
- Не достигнуто (или не входило в цели) 0 баллов
Вывод:
- от 42 до 35 баллов – отметка «5»
- от 34 до 21 балла – отметка «4»
- ниже 21 балла результат не подлежит интерпретации
Выставляются только «5» или «4» бальные отметки. Работы, набравшие менее 21 балла, не оцениваются.
Как определить четвертные оценки и отметки по предмету?
Четвертная ОЦЕНКА
- Это выражается словесно-устной характеристикой уровня образования ученика: на каких предметных действиях и каких уровнях он смог проявить умения в решении задач по тематике этой четверти;
- основное внимание в этом случае уделяется сравнению с уровнем самой ученицы на предыдущем этапе, подчеркивается продвижение, выделяются те действия, которые необходимо продолжать развитие в дальнейшем;
- В конце четверти учителю не следует записывать оценки-характеры на каждого ученика! Иначе это приведет к перегрузке и уменьшению эффективности учебного труда учителей. Характеристика четвертной оценки может выполняться в любом случае на основе отметок учеников за различные навыки в таблице результатов или выдается автоматически при проведении таблиц результатов в электронной форме.
Четвертная ОТМЕТКА
- Вычисляется как среднеарифметический, поскольку это единственная объективная и понятная для ученика норма, только в этом случае ученик может самостоятельно контролировать поступки учителя, самостоятельно прогнозировать свои четверные отметки заранее;
- Для определения средних баллов следует учитывать отметки всех тем, которые изучены в этой четверти: текущий отчет, выставленный с согласия учеников, обязательный отчет за проверочные и контрольные работы с учетом их передачи;
- Средний арифметический вычисляется по показателям, выставленным либо в официальном журнале при минимальном выборе системы оценки, либо по таблице результатов, при условии, что учитель туда выставляет все показатели - как за контрольную работу, так и для текущих ответов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС
Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС...
Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС
Система оценки сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов школы, так и оценку р...
Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС
Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы и является необходи...
Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС
Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы и является необходи...
Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС
Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы и является необходи...
Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС
Статья посвящена системе оценивания образовательных достижений в соответствии с ФГОСв начальных классах....
Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС
Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС...