Методическая разработка "Использование игровых форм на уроках математики как средство развития познавательного интереса"
методическая разработка по математике

Маспанова Екатерина Владиленовна

методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

на тему « Использование игровых форм на уроках математики как средство развития познавательного интереса».

Оглавление.

Введение.                                                                                2

Глава 1. Игра как психологическое явление.                                4

1.1. Теории происхождения игры.                                                4

1.2. Сущность игры, как психологического явления.                        8

1.3. Виды игровой деятельности.                                                9

Глава 2. Роль игровой деятельности в развитии личности

детей.                                                                                        10

2.1. Роль и значение дидактической игры в учебном процессе.        10

2.2 Виды дидактических игр.                                                        12

2.3. Требования к дидактической игре.                                        14

Глава 3. Дидактическая игра как средство развития

познавательного интереса учащихся на уроках

математики.                                                                        16

Заключение.                                                                        24

Литература.                                                                        26

Приложение.                                                                        27

Введение.

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения её в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального её изучения.

 Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.

При изучении игры исследователи сталкиваются с её богатством, многомерностью проявлений, неопределённостью границ игры, с её феноменом первоисточника досуга, и одной из форм человеческой деятельности.

Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: “В игре выявляется характер ребёнка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того, не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира и т.п. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. “Игра – регулятор всех жизненных позиций ребёнка. Она хранит и развивает “детское” в детях, она – их школа жизни и “практика развития”

Формирование и развитие познавательных процессов - часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Важно развивать в человеке способность понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать. Каждому человеку необходимо умение анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать, отчетливо выражать свои мысли. Поэтому математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным компонентом развития личности.

Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит материалу, игровым действиям. В своей работе я постаралась показать всю важность обучающей игры в педагогическом процессе на примере использования её на уроках математики.

Прежде, чем использовать тот или иной приём в процессе обучения, необходимо знать, с какой категорией детей учитель будет работать, следовательно, прежде всего нужно учесть психологические особенности детей и то, какие виды игр приемлемы для этого возраста.

Цель исследования:

Игра – не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и  снятия умственного перенапряжения учащихся.

Задачи исследования:

1) Изучение роли игры в процессе обучения.

2) Рассмотрение необходимости применения дидактических игр на уроках для устранения психологических барьеров.

3) Выявление форм и способов игровой деятельности, влияющих на тот или иной аспект процесса познания.

Объект исследования: влияние игры на процесс обучения и на процесс формирования знаний, умений, навыков.

 Предмет исследования: дидактическая игра как средство повышения  эффективности учебного процесса.

Практическое значение работы заключается в разработке методических рекомендаций по использованию дидактической игры в учебно-воспитательном процессе.

 

Глава I. Игра как психологическое явление.

1.1 Теории происхождения игры.

Попытки разгадать тайну происхождения игры предпринимались учёными на протяжении многих сотен лет.

Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу тенденций религиозно–социально–экономического и культурного развития общества.

Начало разработки общей теории игры следует относить к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в развитие данной теории внесли Фрейд, Пиаже, Штерн, Дьюи, Фромм, Хейзинга и др.

В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, А.С. Макаренко и другие.

А.Н. Леонтьев в работе “Психологические основы дошкольной игры” описывает процесс возникновения детской ролевой игры следующим образом: “в ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов действия) - с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия... потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия... Это противоречие... может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре...

Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия - другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется.

Вот несколько основных подходов к объяснению причин возникновения игры:

Теория избытка нервных сил, возникла в XIX веке, в то время, когда преобладала точка зрения, что игра есть явление, замещающее, компенсирующее активность. Родоначальником данной теории является английский философ Спенсер (1820 – 1903), который считал игру результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности. Согласно Спенсеру, игра значима только тем, что позволяет высвободить избыток энергии, присущей животным с высоким уровнем организации и человеку. Спенсер утверждает, что игры людей, в том числе детей есть проявление инстинктов, направленных на успех в “борьбе за существование”, порождают “идеальное удовлетворение” этих инстинктов и совершаются ради этого удовлетворения.

Теория инстинктивности, функции упражнения в игре. Эта теория приобрела особую популярность в начале века. Швейцарский учёный К. Гросс считал игру первичной, изначальной, какими бы внешними или внутренними факторами она не вызывалась: избытком сил, усталостью, стремлением к соперничеству, подражанию и т.д. Игра, по Гроссу, вечная школа поведения.

Гросс стоял на такой же позиции укрепления развития наследственных форм поведения в играх, критически относился к теориям отдыха и избытка нервных сил. Суть концепции Гросса сводится к отрицанию рефлекторной природы и к признанию спонтанности развития за счёт разряда внутреннеё энергии в организме, то есть в игре упражняются только инстинкты.

  Теория рекапитуляции и антиципации. Американский психолог, педагог Г.С. Холл (1846-1924) выдвинул идею рекапитуляции (сокращённого повторения этапов развития человечества) в детских играх.

Игра, по мнению сторонников этой теории, помогает преодолевать инстинкты прошлого, становиться цивилизованнее. Данные исследователи воспринимают игру и игровую атрибутику как редуцированную деятельность, т.е. как воспроизводство образа жизни, культовых церемоний далёких предков.

Существует также теория антиципации будущего в детской игре. Сторонники этой теории считают, что игры у мальчиков и девочек различны, так как обусловлены жизненной ролью, которая их ждёт. Временными аспектами игровой деятельности занимался О.С. Газман. Он писал: “Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях – в настоящем и будущем.” Приверженцы этой теории пытаются доказать, что игры, с одной стороны, предвосхищают будущее, но работают на настоящее.

Теория функционального удовольствия, реализации врождённых влечений фактически является теорией психоанализа. Авторы данной теории считают, что скрытые желания бессознательной сферы в играх имеют преимущественно эротическую окраску и обнаруживаются чаще всего в ролевых играх. А. Адлер (1870 – 1937) – австрийский психиатр и психолог, ученик З. Фрейда, основатель индивидуальной психологии, объясняет появление игры и её своеобразие как реализацию желаний, которые ребёнок не может осуществить в действительности.

По Фрейду, бессознательные влечения реализуются в детских играх символически. Игры, по исследовательским данным Фрейда, очищают психику, снимают травматические ситуации, являющиеся причиной многих неврологических заболеваний.

Полезность игры, согласно теории Фрейда, заключается в том, чтобы вызвать с помощью удовлетворения, получаемого окольным путём, подлинный катарсис. Игры позволяют либидо развернуться и выразиться, высвобождать чувственность, стремящуюся испытать и познать себя.

Теория отдыха в игре. Игру как средство поддержания бодрости и силы трактовали Шиллер и  Спенсер. В игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Такие исследователи, как Шалер, Валлон, Патрик, Штейнталь, считали игру не столько компенсаторной, сколько уравновешенной, значит отдыхом. Игра позволяет привлечь в работу ранее бездействовавшие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие.

Теория духовного развития ребёнка в игре. К.Д. Ушинский (1824 – 1871) противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребёнка через игру к трудовой деятельности. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление.

Многие учёные, в том числе Пиаже, Левин, Выготский, Эльконин, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский, полагали, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития ребёнка.

Бесспорно, существуют и другие версии происхождения игры. Например, Ж. Шато считает, что игры детей возникли из их вечного стремления подражать взрослым. Р. Хартли, Л. Франк, Р. Гольденсон предполагают, что игра порождается “коллективным инстинктом” детей. Многие из вышеназванных исследователей называют источником игры общественный разум.

Теорию игры в аспекте её исторического проявления, выяснения её социальной природы, внутренней структуры и её значения для развития индивида в нашей стране разрабатывали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие.

Один и тот же круг исследователей называют разные источники и причины появления феномена игры, рассматривая различные функции или близкие ей явления культуры.

1.2 Сущность игры, как психологического явления.

Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Происходит это благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать он это может только с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи. Расширение игры (воссоздание всё более сложных действий и событий из жизни взрослых, их отношений) и невозможность реализовать его только через предметные действия с игрушками влечёт за собой переход к использованию изобразительных, речевых и воображаемых действий (совершаемых во внутреннем плане, “в уме”).

В игре у ребёнка закладывается способность оперировать образами действительности, что, в свою очередь, создаёт основу для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности. Кроме того, развитие воображения важно само по себе, ведь без него невозможна никакая, даже самая простая человеческая деятельность.

Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребёнок, воспроизводя в игре взаимодействие и взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовать их с другими детьми.

Нет нужды объяснять, насколько все эти качества необходимы ребёнку в дальнейшей жизни, и, в первую очередь, в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредотачиваться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий.

Иными словами, взрослые должны сознавать, что игра вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребёнку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.

1.3 Виды игровой деятельности.

Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является непродуктивной деятельностью. Кроме того, это особого рода моделирующая деятельность, обнаруживающая связь с реальным миром (воссоздающая реальную деятельность или отношения в ней), явную (сюжетная игра) или скрытую (игра с правилами).

Творческие или сюжетно – ролевые игры создаются самими детьми. Они различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, общественной жизни) ; по организации, по количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные) ; по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации – разыгрывание сказок и рассказов).

Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них – решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы: подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.

Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость в активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх – без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.

Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета; в играх с правилами главное – решение задачи, выполнение правил.

 

Глава II. Роль игровой деятельности в развитии личности детей.

2.1 Роль и значение дидактической игры в учебном процессе.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.

Сенсорное развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Подготовить ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное  положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать.

Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе.

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми, формируются  качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.

Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со школой, должны дополнять друг друга. Различные занятия  нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во  время экскурсий, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им, ведя переписку с детьми других детских садов.

Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе.

Любовь и бережное отношение к книге сохраняется у детей и в школе. Те, кто в детском саду с интересом занимаются с учебником; во время внеклассного чтения предлагают разные формы работы с книгой; выступают организаторами викторин по произведениям любимых писателей; оформляют выставки книг.

Потребность детей в книге, желание и умение находить в ней ответы на возникающие вопросы, бережное отношение к книге с первых же дней обучения в школе помогают учителю заинтересовать их чтением, вызвать стремление быстрее научиться читать, поддержать и развить интерес к получению новых знаний.

2.2 Виды дидактических игр.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли учителя. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других – иные.

Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет. Часто игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.

Иногда игры соотносят с материалом:

  1. Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.
  2. Настольно–печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.
  3.  Словесные игры наиболее сложны, Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

 Можно группировать игры и так:

  1. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, чему-то научиться. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
  2. Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме).
  3. Игры-предположения. “Что было бы…        ?” или “Что бы я сделал…?” и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача  и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.
  4. Игры-загадки используются для проверки знаний, находчивости. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребёнка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться составляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
  5. Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение учителя с детьми, детей с учителем и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Всё это характеризует активный поиск решения задачи.

2.3 Требования к дидактической игре.

Из понимания  значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:

  1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
  2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
  3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.  

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить «приобретение такого опыта» учащихся, научить их самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких игр – забота каждого учителя. «Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать».

При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные образы.

В работе по технологии игровых форм обучения используется разнообразный спектр средств обучения:

  1. Работа с учебником.
  2. Использование аппарата учебника.
  3. Иллюстрации учебного пособия.
  4. Учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы.

е)   Практические и лабораторные работы.

f)   раздаточный и наглядный материал.

Глава III.Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках математики.

Активизировать деятельность учащихся по овладению математическими знаниями можно путем умелого применения занимательных задач, игр с математическим содержанием. Занимательная задача –это та, которая вызывает у учащихся непроизвольный интерес. Занимательность характеризуется новизной, неожиданностью, несоответствием прежним представлениям.

Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличается от другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

        В отличии игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата.

        Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности учащихся, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха.

Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчинятся требованиям коллектива.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения, кодопозитивов, диапозитивов, диафильмов. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.

Все структурные элементы взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры, указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.

Ценность дидактической игры заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.

При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра «по обязанности» теряет свое дидактическое, развивающее значение. При потере интереса учителю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой ,что благотворно влияет на усвоение ими знаний.

Очень важно проводить игру выразительно. Если учитель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к занятиям безразлично, начинают отвлекаться. Учитель должен сам в определенной степени включаться в игру. При проведении дидактических игр забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они не мешали, а, наоборот, помогали друг другу.

Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.

Дидактические игры  часто бывают связаны определенными сюжетами. Сюжеты эти весьма просты, рассчитаны на детское воображение.

При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать такие вопросы:

  1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят во время игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
  2. Количество играющих. Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих. Это надо учитывать при организации игр.
  3. Какие дидактические материалы и  пособия понадобятся для игры.
  4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры.
  5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней еще раз?
  6. Как обеспечить участие всех школьников  в игре?
  7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу
  8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
  9. Какие выводы следует сообщать учащимся в заключении после игры( лучшие моменты игры, результат усвоения математических знаний, оценки отдельным участникам игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)?

В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по команде.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у ребят бодрое настроение, превращает преодоление трудностей в успешное усвоение учебного материала. На дидактические игры надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Очень важно учесть:

  1. место дидактических игр игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке;
  2. целесообразность использования их на различных этапах урока;
  3. требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения;
  4. разнообразие игр;
  5. применение воспитательных игр.

Целесообразность использования дидактических игр на различных

этапах урока. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формирования умений. В ходе игры у учащихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учебе.

        Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависит от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. Коллективные игры следует разделять по дидактическим задачам урока. Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

        Дидактические игры при их систематическом использовании становятся эффективным средством активизации учебной деятельности школьников.

        При организации дидактических игр необходимо у ч и т ы в а т ь :

  • правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала доступно пониманию школьников.
  • Игра должна давать пищу для мыслительной деятельности, иначе она не будет развивать математическую зоркость и внимание.
  • Дидактический материал должен быть удобен в использовании, в противном случае игра не даст должного эффекта.
  • При проведении игры в форме командных соревнований должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива или выбранных лиц. Учет должен быть открытым, ясным, справедливым.
  • Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес к игре.
  • Если на уроке проводятся несколько игр, то легкие и трудные должны чередоваться.
  • Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определенную меру. Превышение ее может привести к тому, что дети во все будут видеть игру.
  • В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть грамотной, четкой, краткой.
  • Игру нужно закончить на уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.

Виды игр на уроках математики.

        Деловая игра. В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения. Возможный вариант структуры деловой игры на уроке математики может быть таким:

  • Знакомство с реальной ситуацией;
  • Построение ее имитационной модели;
  • Постановка главной задачи командам, уточнение их роли в игре;
  • Создание игровой проблемной ситуации;
  • Вычисление необходимого для решения проблемы теоретического материала;
  • Разрешение проблемы;
  • Обсуждение и проверка полученных результатов;
  • Коррекция;
  • Реализация принятого решения;
  • Анализ итогов работы ( рефлексия)
  • Оценка результатов работы.

Ролевая игра. Специфика ролевой игры характеризуется ограниченным набором структурных компонентов. Уроки -ролевые игры можно разделить на три группы:

  1. имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия;
  2. ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы –игровой ситуации;
  3. условные, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов.

Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разнообразными: путешествия, дискуссии.

Методика проведения ролевых игр:

На подготовительном этапе рассматриваются организационные вопросы: распределение ролей, выбор жюри, ознакомление с правилами.

Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием проблемной ситуации.

На заключительном этапе вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное решение.

При анализе результатов ролевой игры определяется степень активности участников, уровень знаний, умений, вырабатываются рекомендации по совершенствованию игры.

Игровые формы уроков. Особенно ребята любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Разнообразие форм зависит от фантазии учителя.

Игровые ситуации. В качестве вспомогательного средства для возбуждения познавательного интереса и создания проблемной ситуации можно применять игровые ситуации.

Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:

  1. Предварительной подготовки. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.
  2. Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
  3. Обязательна констатация результата игры.
  4.  Компетентное жюри.
  5. Обязательны игровые моменты не обучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т.д.) для переключения внимания и снятия напряжения.

Главное – уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Заключение.

Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроках.

Игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность.

Дидактическая игра это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы. Продумывая задачи и содержание игр с правилами, необходимо постепенно усложнять их. Нельзя шаблонизировать дидактической игры, необходимо давать простор детской инициативе и творчеству. В самостоятельных играх не следует навязывать содержание дидактической игры. В жизни ребенка дидактическая игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть “рабочее усилие и усилие мысли”, а “дидактическая игра без усилия, игра без активной деятельности — всегда плохая игра” ".

Руководство детскими дидактическими играми должно иметь целью:

  1. установление правильного соотношения между игрой и миром, знаниями в жизни ребенка;
  2. воспитание в игре физических и психологических качеств, необходимых для будущего деятеля и работника.

Список литературы:

  1. Бедарев Г.К. Организаторам весёлого досуга – М.: Сов. Россия, 1979.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Пер. с англ. Берн Э. Л.: Лениздат, 1992.
  3. Большая Советская Энциклопедия. Под ред. Прохорова А.М. – М., Советская Энциклопедия, 1972 т.10 с. 31-32.
  4. Былеева Л.В. Русские народные игры: ч. II – M.:Сов. Россия, 1988.
  5. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1973.
  6. Жуковская Р. И. Игра и её педагогическое значение – М.: Педагогика ,1975.
  7. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.: Просвещение,1990.
  8. Манвелов С. Г. Конструирование современного урока математики. –М.: Просвещение, 2002.
  9. Математика. 5 -11 классы: игровые технологии на уроках/ авт.- сост. Н. В. Барышникова.- Волгоград: Учитель, 2007.
  10. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре – М.: Просвещение ,1982.
  11. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком – М., Педагогика, 1990.

Приложение.

Копилка дидактических игр.

Покормите рыбок.

Тема « Сложение и вычитание целых чисел.»

Цель: совершенствовать вычислительные умения.

Оборудование: наглядный материал в виде изображения рыбок. На каждой рыбке записан пример на сложение и вычитание. Кормушки с цифрами 10 и 25.

Ход игры: разыгрывается ситуация кормления рыбок в пруду. Участники игры, решив пример, размещают своих рыбок около той кормушки, цифра которой соответствует результату вычисления.

Игру можно использовать на различных этапах урок анна устные вычисления.

Не зевай.

Ученики каждого ряда получают по карточке. У первого ученика в ряду задание записано полностью, а у всех остальных вместо первого числа написано многоточие. Что скрывается за многоточием, ученик узнает только тогда, когда его товарищ, сидящий впереди, сообщит ему ответ в своем задании. Этот ответ и будет недостающим числом. В такой игре все должны быть предельно внимательны, поскольку ошибка одного ученика зачеркивает работу остальных.

Составь слово.

Учитель предлагает на карточках записанные сверху вниз 5-6 примеров, и на каждый пример 3-4 варианта ответа, которые закодированы буквами. Ребята разбиваются на пары, каждый решает соответствующий пример, выбирает правильный ответ и записывает букву – код. По окончании счета у ребят появится слово.

Математическая эстафета.

Лучший результат дают эстафеты проводимые в конце урока.

        Три картинки разрезаются на 12 прямоугольников. На обратной сторона прямоугольника написано задание. Прямоугольники складываются в три коробочки, по коробочке для каждого ряда. Коробочка передается по ряду, и каждый ученик берет себе карточку. На доске против каждого ряда прикрепляют по листу бумаги, разделенному на части, в которых записаны ответы. По команде ученики, сидящие на первых партах идут к листу бумаги и прикрепляют свою карточку к нужной части так, чтобы ответы совпадали и картинка была с лицевой стороны. Побеждает та команда, которая первой составит картинку.

Аукцион математических понятий.

        Предлагается математическое понятие. Минимальная цена определяется по значимости понятия, но не менее 3 баллов – 3 предложения. За определенное время все пишут все, что знают об этом понятии. По окончании времени зачитывается ответ, в котором самое большое число суждений об этом понятии. Учащиеся, которые слушают, отмечают у себя встретившиеся суждения и дополняют не упомянутым суждением, верным по смыслу.

        Учитель корректирует сразу верность, грамотность высказанного суждения, затем определяет по общему числу всех верных суждений наибольшее количество баллов.

Ярмарка.

Актуализация опорных знаний.

Цель: повторить и закрепить основные вопросы по данной теме.

Группам на карточках даются вопросы и задания, которые они обсуждают, а затем «защищают» свои решения.

Математическое лото.

        Цель: закрепление и повторение материала, отработка формул.

В специальном конверте каждой группе предлагается набор карточек( обычно 10 штук). Это карточки-задания. Второй набор карточек -это карточки-ответы, которых больше, так как среди ответов есть ложные ответы. Решая пример, учащийся находит ответ, и этой карточкой накрывает соответствующий номер в специальной карте. Если все задания выполнены верно, то обратные стороны карточек – ответов составляют какую – то картинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

. Теоретические основы исследования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьниковПонятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературеОсобенност...

Дидактические игры на уроках математики, как средство развития познавательной деятельности младших школьников

Активизация познавательной деятельности  младших школьников посредством  дидактических игр на уроках математики. Определение наиболее эффективных методов использования дидактических игр на у...

Статья "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников"

Игра является основным видом деятельности ребенка, начиная практически от рождения. Именно она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способно...

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изуч...

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики....

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

В статье раскрывается проблема развития познавательных интересов младших школьников...

Комплект интерактивных презентаций для уроков математики как средство развития познавательного интереса обучающихся 2 класса

Комплект интерактивных презентаций для уроков математики, направленных на развитие познавательного интереса обучающихся 2 класса/ сост. Бачерикова А.А. – Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский п...