Формирование познавательного интереса у младших школьников
занимательные факты по математике

Горбачевская Мария Юрьевна

Мы полагаем,что использование занимательных средств способствует развитию и формированию познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка при изучении орфографии в учебном процессе будет эффективно,если:

  1. учитывать возрастные особенности детей;
  2. правильно организовать процесс обучения;
  3. учитывать особенности обучения орфографии;
  4. использовать различные виды занимательного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota_evstigneeva_7761.odt54.94 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет общего и профессионального образования

Ленинградской области

Автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА

Факультет психологии

Кафедра педагогики и педагогических технологий

КУРСОВАЯ РАБОТА

Направление (44.03.02)- Психолого- педагогическое образование

(44.03.01)- Педагогическое образование

Профиль: Начальное образование

Тема: Формирование познавательного интереса у младших школьников.

Выполнила:

Евстигнеева Мария Юрьевна

курс/группа: 2курс/ 7761

форма обучения: заочная

Научный руководитель:

Малышева Маргарита Михайловна

Старший преподаватель

Санкт-Петербург

2019


Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………..5

1.1. Психологические представления о сущности и составе

познавательного интереса………………………………………………………...5

1.2. Особенности формирования познавательного интереса

в младшем школьном возрасте…………………………………………………..18

ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………27

2.1. Сформированность познавательного интереса у младших школьников…27

2.2. Методика формирования у младшего школьника познавательного

Интереса…………………………………………………………………………...29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………………………………………..34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………35


Введение

Тема исследования: Формирование познавательного интереса у младших школьников.

Актуальность: Формирование познавательного интереса у младших школьников обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у младших школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний.

Проблема: Как сформировать познавательный интерес у младших школьников в процессе обучения орфографии?

Цель исследования: разработать и обосновать методику формирования познавательного интереса у младших школьников при обучении орфографии.

Объект исследования: процесс обучения орфографии в начальной школе.

Предмет исследования: совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на формирование познавательного интереса у младших школьников.

Задачи исследования:

Определить теоретические основы формирования познавательного интереса в начальной школе;

Выявить уровень сформированности познавательного интереса у современных младших школьников;

Описать методику формирования познавательного интереса младших школьников;

Определить методические условия формирования познавательного интереса при обучении орфографии.

Гипотеза исследования:

Мы полагаем,что использование занимательных средств способствует развитию и формированию познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка при изучении орфографии в учебном процессе будет эффективно,если:

  1. учитывать возрастные особенности детей;
  2. правильно организовать процесс обучения;
  3. учитывать особенности обучения орфографии;
  4. использовать различные виды занимательного материала.


Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса в начальной школе.

1.1. Психологические представления о сущности и составе познавательного интереса.

Основной показатель становления личности школьника является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего эффекта в его развитии, до сих пор остается открытым. Решение этой проблемы невозможно без теоретического обоснования сущности понятия "познавательный интерес".

При рассмотрении данного вопроса мы будем опираться на теоретические положения психологии и педагогики, раскрывающие сущность и основные характеристики интереса, его значение в развитии личности. Наше исследование, базируясь на основополагающих методологических принципах этих наук, при решении поставленных задач предполагает последовательную реализацию деятельностного подхода.

Интерес в буквальном переводе с латинского (interest) означает - "важно, имеет значение". В педагогической энциклопедии интерес трактуется как реальная причина действий человека, стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности.[1]

Познавательный интерес - важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном отношении к миру предметов, явлений, в глубоком их изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей.

В исследованиях г.и. Щукиной познавательный интерес определяется как: избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Это устойчивое образование, которое в ходе увлеченной деятельности уже не нуждается во внешней стимуляции и как бы самоподкрепляется. Она указывает, что этот интерес не процессуальный, а интерес к подлинному продуктивному познанию, в результате которого появляется нечто новое в развитии учащегося в целом.

Несколько иную точку зрения высказывает н.г. Морозова. Познавательными она называет интересы, направленные на процесс учебного познания и на его результаты. Она рассматривает интерес как эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности.[11]

Бондаревский и  Рубинштейн считают, что познавательный интерес выступает:

— как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;

— как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, деятельностью, которая приносит удовлетворение;

— как особое, избирательно наполненное активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми устремлениями отношение к окружающему миру, его объектам, явлениям, процессам.[2]

Познавательный интерес рассматривается рядом авторов как потребность в знаниях, ориентирующая человека в окружающей действительности, заставляющая его активно стремиться к познанию, к поиску способов и средств удовлетворения имеющейся у него "жажды знаний".

По мнению многих авторов познавательный интерес - это мотив, лежащий в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, устремленный характер.

С точки зрения с.л. Рубинштейна, интерес - это направленность помыслов, мыслей; потребность - желаний, влечений. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес - стремление ознакомиться с ним. С насыщением потребность исчезает, удовлетворение же интереса - стимул его дальнейшего совершенствования и углубления.

Потребности первичны, а интересы развиваются на основе потребностей, основные побудители деятельности человека - не сами потребности (как нужда в восполнении какого-то недостатка), а интересы, чувства, убеждения и взгляды, которые становятся источником действенных стремлений личности. Потребность - непосредственное выражение необходимости в структуре субъекта, она всегда требует своего удовлетворения. Это - исходная причина деятельности. Интерес связан с необходимостью через потребность. Сложна и многообразна связь потребностей и интересов в такой области, как познавательная деятельность человека.[1]

В любой период своего становления познавательный интерес является побудительной силой. Познавательный интерес вырастает из потребностей знать, ориентироваться в действительности, но высокой духовной потребностью он становиться лишь на высшем уровне своего развития, который достигается далеко не у каждого не только школьника, но и зрелого человека.

Познавательный интерес - явление многозначное, поэтому, на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать мышление,увлеченно работать над учебной задачей.

Познавательный интерес - интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.

В единстве объективного и субъективного в интересе проявляется диалектика формирования, развития и углубления интереса. Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся её объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат).

Интерес - это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению). Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости. На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию.[9]

И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность - ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на уроках, но и в труде, когда человек отрешён от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.[9]

Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации. Любознательный школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса.

Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки.

В реальном процессе все указанные ступени познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи. В познавательном интересе обнаруживаются и рецидивы в связи со сменой предметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытство переходит в любознательность. Школьник углубляется в сущность предмета, он поглощён решением проблемы, задачи, опережающего задания. Но бывает, что состояние заинтересованности, которое обнаружит ученик на уроке под влиянием разных ситуаций и обстоятельств (занимательность, расположение к учителю, удачный ответ, поднявший его престиж в коллективе), может пройти, не повлияв на развитие личности.[5]

Итак, сущность познавательных интересов как педагогической проблемы состоит в том, что интерес выступает как особый аспект всех сторон обучения, воспитания и развития, усиливающий эффективность педагогических влияний на учащихся, обостряющий активность личности школьника.

Психолого-педагогический аспект изучения сущности понятия познавательный интерес дает основание говорить о многоплановости и сложности исследуемого понятия. Многочисленные точки зрения на сущность познавательного интереса обобщенно можно представить в виде нескольких направлений, в русле которых данное понятие связывается с потребностью личности, направленностью и мотивационной сферой индивида. Несмотря на то, что позиции авторов в определении познавательного интереса несколько разные, в понимании его сущности есть и существенное сходство.[5]

Общим для всех подходов является констатация связи интереса с мотивационно-потребностной сферой личности. С одной стороны, интерес может выступать в качестве значимого мотива деятельности; с другой стороны, именно в интересах наиболее ярко проявляются потребности. Осознание потребности может вызвать интерес к предмету, способному ее удовлетворить. Сосредоточение школьника на предмете интереса порождает специфическое желание ближе познакомиться с предметом, глубже в него проникнуть. Следует подчеркнуть, что в интересе выражен и момент избирательности.

В своей работе мы будем употреблять термин "познавательный интерес"

Волевой компонент связан, прежде всего, с тем, что школьник стремится сам планировать свою деятельность. Его интерес к занятиям предполагает активно-действенное отношение к предмету деятельности. Это проявляется в степени настойчивости школьника в познании определенной области, в преодолении трудностей в ходе выполняемой деятельности. Постепенно у него формируется умение управлять своим поведением, сознательно ставить цели, что также свидетельствует о становлении интереса.

Эмоциональный компонент выражается в удовольствии, положительных эмоциональных переживаниях, вызываемых самим процессом познавательной деятельности, ходом и результатами учения. Он различается по содержанию, силе и глубине вызываемых чувств.

Поведенческий компонент выражается в постепенном переходе от внешней регуляции к саморегуляции. Под влиянием познавательного интереса у ребенка постоянно возникают вопросы, ответы на которые он ищет сам постоянно и активно. Уровень развитости интереса (глубина, стойкость, осознанность) во многом определяют характер включенности учащегося в деятельность и ее эффективность. Поведенческий аспект характеризует степень действенности интереса, ее актуализацию в практической деятельности. У школьника прослеживается тенденция развития внимания, контроля и самоконтроля.[4]

Говоря о познавательном интересе как о движущей силе обучения, необходимо рассмотреть его качественные характеристики. В психолого-педагогической литературе у разных авторов выделяется разное их число.

Интерес характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами:

1. положительной эмоцией по отношению к деятельности;

2. наличие познавательной стороны этой эмоции, т. е. радостью познавания и познания;

3. наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е. деятельность сама по себе привлекает и пробуждает ею заниматься, независимо от других мотивов (побуждений).

Однако чаще всего выделяют две группы психологических характеристик познавательного интереса: содержательные характеристики (связаны с содержанием интереса, с особенностями деятельности, с активностью учащихся) и динамические характеристики (характеризуют выраженность интереса).

Избирательность, действенность, осознанность, самостоятельность возникновения, доминирование в общей структуре мотивации, устойчивость, интенсивность, широта, эмоциональная окраска. Интерес всегда имеет определенную предметную направленность, интересы человека многообразны, как многообразен окружающий мир. Но из многообразия предметов, явлений окружающего мира в интересе каждой личности избирательно отражается именно то, что связано с ее индивидуальным опытом и развитием. По предметной направленности интересов и ограниченно связанными с ними сферами деятельности вполне правомерно различать интересы художественные, спортивные, технические и т. д. [9]

Познавательный Интерес относится к различным областям познавательной деятельности. Он может быть весьма высоким, размытым, распространяющимся на получение информации вообще, на узнавание нового о различных сторонах предметного мира и углублением в определенную область познавания, в ее теоретические основы, в ее существенные связи и закономерности. В школе объектом познавательных интересов учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения. Тогда в сферу познавательного интереса включается не только приобретаемые школьником знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом.

Ценность познавательного интереса состоит в том, что познавательная деятельность в данной области под влиянием интереса к ней активизирует психологические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение; познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности, ее познавательной деятельности. Суть познавательного интерес состоит в том, что объектом его является сам процесс познавания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений. Познавательный интерес представляет собою сплав важнейших для развития личности психологических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, появляется:

· активный поиск;

· догадка;

· исследовательский подход;

· готовность к решению задач.

Эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес:

· эмоции удивления;

· чувство ожидания нового;

· чувство интеллектуальной радости;

· чувство успеха.

В этом своеобразном сплаве психических процессов, важнейшим элементом является волевое усилие. Самыми характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями следует считать инициативу поиска, самостоятельность добывания знаний, выдвижения и постановки задач на пути познания. Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы. Итак, познавательный интерес выступает как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Задача формирования познавательных интересов у людей нашей эпохи, и особенно у учащихся, выходит за пределы рассмотрения его лишь как побудителя к учению, к отдельным учебным действиям. Воспитание разносторонних познавательных интересов представляет собою процесс приобщения молодых людей к общественным ценностям, наличие же таких доминирующих интересов, которые способствуют развитию творчества, в конечном итоге содействует созданию новых ценностей.

Взаимосвязь между познавательными потребностями и интересами очень сложна. Существует тончайшая взаимообусловленность интересов и потребностей, которые, однако, не дает оснований проводить между ними знак равенства.

Подход к познавательному интересу как к внешнему стимулу обучения может иметь основания. Если из окружающего мира человек отбирает далеко не все, а только значимое для него, то следует задуматься над тем, чтобы особо важное в обучении представить в интересной для ученика форме. Избирательное отношение к учебным предметам, в первую очередь, зависит от учителя, от его личности и от степени его мастерства.

Рассматривая познавательный интерес в качестве средства, стимула обучения, мы не всегда можем рассчитывать на то, что все наши стимулы будут иметь в ходе обучения именно тот эффект, который важен для познавательного интереса как свойства личности нашего ученика, потому, что внешние воздействия механически не преломляются во внутренние процессы личности. Учащихся могут привлекать такие стороны обучения, которые связаны с особенно яркими, эмоционально поданными фактами, эффектными опытами, с обаянием личности учителя. Все эти сами по себе ученые стимулы обучения не должны подменять самого существа познавательного интереса.[1]

Ограничивать трактовку познавательного интереса внешней стороной его влияния на учащегося, понимать его лишь как средство обучения - неосмотрительно. Отбирая соответствующие приемы, «оживляющие» уроки, учитель очень часто не пытается заглянуть во внутренние процессы познавательной деятельности самих учеников, которые происходят под влиянием этих приемов; управление процессом учения происходит нередко вслепую, наугад.[9]

Познавательный интерес как средство обучения становится наделенным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения. Внесение элементов оживления в содержание, методы обучения и формы работы учащихся с целью вызвать или упрочить их познавательный интерес может дать лишь вспышку непосредственного интереса, но не перейдет во внутренний план деятельности, в отношение к учению. С устранением внешне занимательной ситуации, породившей этот временный, неустойчивый интерес, он может быстро угаснуть.

Там, где при отборе «оживляющих» учебный процесс средств учитель приоткрывает для себя процессы познавательной деятельности, «выводит их наружу», там познавательный интерес действительно становится мощным средством обучения, а учение - управляемым процессом.

Рассмотрение познавательного интереса в качестве средства обучения поднимает проблему занимательности.

Занимательность - элементарный уровень интереса, возникающий под влиянием яркости впечатлений и сосредотачивающийся на внешних сторонах, этот интерес нестоек, легко вытесняется новыми яркими впечатлениями. Включая занимательность в русло формирования познавательных интересов, учитель приобщает ее к тем сторонам обучения, которые способствуют общему развитию учащихся. Изолируя занимательность от проблемы познавательных интересов, учитель игнорирует подлинные цели обучения, превращая его в развлекательное средство, когда учащиеся начинают учиться лишь постольку, поскольку это учение занимательно. Учитель, уделяя должное внимание развитию учащихся, превращает познавательный интерес-стимул в ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление.

Руководство поведением и деятельностью детей - без знаний о сущности общих мотивов деятельности и специальных мотивов деятельности - невозможно.

В отличие от неясных и неосознанных влечений, желаний познавательного интереса всегда имеет свой предмет, в нем ясно и отчетливо выражена направленность на определенную предметную область, к более глубокому познанию которой школьник стремится.[4]

Для образования мотивов недостаточно только внешних стимулов, они, эти стимулы, должны опираться на потребности самой личности, чтобы стать ее мотивами. Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, которые могут существовать вместе и наряду с ними (мотив самоутверждения, стремление быть в коллективе и др.).

1. Познавательный интерес фигурирует среди других мотивов учения школьника как мотив, которому отдается предпочтение.

2. Особенностью познавательного интереса как мотива учения школьника является также и то, что в нем как бы совмещается, является самым «личностным», которым руководствуется подросток не в перспективе, а непосредственно, постоянно и повседневно. В этом смысле познавательный интерес становится побуждающим к реальным действиям; он сочетает в себе элемент общей мотивации деятельности и мотивов непосредственного действия. Поэтому познавательный интерес выступает в педагогических явлениях и как цель, и как средство.

3. Познавательный интерес раньше и более ясно, чем другие мотивы, осознается школьником. «интересно» и «неинтересно» - основной критерий школьника, по которому он судит о ценности урока или прочитанной книги.

4. Для характеристики познавательного интереса как мотива чрезвычайно выразителен термин «бескорыстный». Подобно тому как общение человека с прекрасным приносит ему высокое наслаждение, деятельность под влиянием познавательного интереса вызывает глубочайшее удовлетворение.

5. Будучи сильным мотивом учения, познавательный интерес, создавая «внутреннюю среду» развития, существенно меняет саму деятельность: влияет на ее характер, протекание и результаты.

6. Как и всякий мотив, познавательный интерес не обособлен, он развивается в кругу других мотивов и взаимодействует с ними.

Познавательный интерес, связанный с сильными переживаниями, интеллектуальными радостями, обогащает своим вниманием другие мотивы.[4]

Методы развития познавательного интереса:

1.Формирование Готовности восприятия учебного материала.

Метод представляет собой одно или несколько упражнений или заданий учителя направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока.

2.Выстраивание вокруг учебного материала приключенческого сюжета – это проведение в ходе урока игры, включающей в себя выполнение запланированных учебных действий.

Игры с готовым содержанием и правилами также используют дидактические и подвижные игры.

Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. Эти игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать.[12]


1.2. Особенности формирования познавательного интереса у младших школьников.

Психологический закон гласит: прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его, позаботься о том. Чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность.[1]

Первоначально восприятие младшего школьника носит непроизвольный характер. Восприятие ребенка определяется особенностями самого предмета, т.е. лучше воспринимается то, что ярко выделяется на фоне других. Для младшего школьника характерна слабая дифференцированность восприятия. Ученик легко и быстро запоминает то, что вызывает сильные чувства. В этом возрасте основным приемом запоминания является многократное повторение материала. Способом, облегчающим запоминание и последующее воспроизведение, является соотнесение того, что запоминается, с чем-либо известным или сопоставление отдельных частей внутри запоминаемого материала.

Воспроизведение представляет большие трудности в связи с тем, что оно требует умения ставить цель, активизировать мышление. Младшие школьники лучше запоминают материал, подкрепленный наглядностью; лучше запоминают слова, обозначающие названия конкретных предметов, чем абстрактные понятия.

Дети младшего школьного возраста имеют наглядно-образный тип мышления. Преобладающим является практически-действенный и чувственный анализ. Характерен для этого возраста простой суммирующий синтез – части целого соединяются вместе, составляя простую сумму признаков. Ученики сравнивают предметы по существенным признакам, легче находят различия, чем сходства.

Особенность абстрактного мышления младших школьников состоит в том, что они за существенные признаки принимают внешние, часто воспринимаемые признаки.[8]

Воображение младшего школьника характеризуется незначительной переработкой имеющихся представлений. Мечты и фантазии занимают огромное место в его жизни. Его воображение опирается на конкретные предметы.

Учебная деятельность для ребенка младшего школьного возраста социально значима. Он приходит в школу с желанием и радостью. Примечательно, что не столько сама по себе учебная деятельность выступает фактором развития личности младшего школьника, к его успеваемости, дисциплине и прилежанию.

Младший школьный возраст – это возраст открытого, доверчивого отношения к учителю, к его оценкам и суждением, когда дети еще тяготеют к игре, эмоциональны, непосредственны. Учителю важно учитывать потребность младших школьников в теплом общении, в эмпатии. Поэтому от него требуется умение поддерживать эту эмоциональность и непосредственность детей, воспитывать у младших школьников сопереживание другим людям.

Ребенок, поступающий в школу, не умеет учиться, не владеет учебной деятельностью. В первые дни в школе действует в основном учитель. Он ставит перед детьми цели, показывает способы выполнения задания, контролирует и оценивает работу ребенка.

Учебная деятельность – ведущая деятельность младшего школьника. Учебная деятельность осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Но свою ведущую функцию та или иная деятельность, - как считает Д.В. Эльконин, - осуществляет наиболее полно в период, когда она складывается, формируется. Младший школьный возраст и есть период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности.[9]

Возникает задача всеми средствами вызвать интеллектуальную активность младших школьников в процессе урока. Этому может помочь стимуляция вопросов по пройденной теме, стимуляция вопросов по теме, которую только начинают изучать.

Это должна быть активность, направленная на познание сути явления, его скрытых свойств, закономерностей, научных понятий, изучаемых в школе. Ребенок должен испытывать наслаждение от самого процесса анализа вещей и их происхождения. «Если еще в младшем школьном возрасте, - пишет В,В. Давыдов, - такое стремление должным образом не сформировано, то в последующем ни прилежание, ни добросовестность не могут стать психологическим источником радостного и эффективного учения».

Необходимо отличать понятия интерес и занимательность. Школьники плохо усваивают научное содержание научных книг занимательного характера. Это объясняется тем, что занимательность обычно создается приключениями, неожиданными событиями, которые только отвлекают от сути, от научной проблемы.[1]

Подлинный интерес к познавательному содержанию текста возникал лишь только в тех случаях, когда линия действия персонажей была связана с поиском решения научной проблемы и все события развертывались вокруг этой проблемы.

Такая же картина может быть и на уроке: яркие наглядные пособия, эффективное оформление, неожиданные опыты, занятые детали.

В результате – эмоции, но нет узнавания нового, т.е. нет познавательного интереса в собственном смысле слова.

Важно помнить, что неожиданное, броское вызывает любопытство, желание посмотреть, рассмотреть, но только с внешней стороны, не вникая в существо вопроса.

Любопытство связано с положительными эмоциями, но внимание быстро угасает, если не возбуждается желание пойти дальне, понять, что это такое, как это возникло, какова его природа.

В это время занимательность необходима, поскольку она способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного, эпизодического интереса, на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в сущность познаваемого.

Ценность познавательного интереса для развития личности состоит в том, что познавательная деятельность  активизирует психические процессы личности, приносит интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему, познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности, ее познавательной деятельности.

Общим психологическим правилом выработки интереса является следующее: для того чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным.

Следовательно, чтобы поставить этот предмет в личные отношения к ученику, надо сделать его изучение личным делом ученика, тогда мы можем быть уверены в успехе.

Так же в области познавательной деятельности, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов .Выделяют три уровня развития познавательного интереса.

1. Уровень фактов и репродуктивной деятельности (элементарный уровень). На этом уровне интерес находится на поверхности отдельных фактов.

2. Уровень выделения существенных связей и стремления к поисковой деятельности. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными навыками. На этой стадии учащиеся еще не имеют достаточного теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть вещей, но уже оторвались от элементарных конкретных действий и становятся способными к самостоятельному дедуктивному подходу в обучении.

3. Уровень выявления существенных закономерностей и глубоких причинно-следственных связей. Он связан с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствование прежних способов учения.[10]

Названные уровни сопровождаются параметрами устойчивости, локализованности и осознанности, что следует иметь в виду при анализе роли познавательного интереса в структуре личности ученика.

Устойчивость познавательного интереса различна. Интерес к учению может быть ситуативным. Он исчезает вместе с породившей его ситуацией (эффектный опыт, впечатляющий рассказ, интересный фильм). Познавательный интерес может быть относительно устойчив и связан с определенным кругом предметов, заданий. Наконец, интерес к познанию может быть достаточно устойчив. В этом случае в учении преобладает внутренняя мотивация, и ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам.[5]

Рассмотрим формы проявления познавательного интереса.

Успешная познавательная деятельность укрепляет познавательный интерес. А он в свою очередь проявляться в различных формах.

1. Интеллектуальная активность. учащиеся задают вопросы учителю (здесь мы имеем в виду те из них, которые носят подлинно познавательный смысл, т.е. либо обнаруживают желание ученика уточнить что-то, либо открыть перспективу дальнейшего познания), стремятся участвовать в деятельности, в обсуждении заявленных на уроке вопросов, в дополнениях, хотят высказать свою точку зрения, свободно оперируют приобретенными научными знаниями, стремятся поделиться новой информацией, добытой за пределами обучения и выходящей за рамки программы.

2. Эмоциональные проявления – мимика, жесты, возгласы, обмен впечатлениями с соседом, обостренность внимания в позе, боязни нарушить тишину. Эмоциональные проявления связаны, во-первых, с процессом озарения, внезапно возникшей радостной перспективой найденного решения и уверенностью в своих силах, во-вторых, с найденным рациональным способом решения задачи, с успехом деятельности, в-третьих, с определенным отношением к герою литературного произведения и т.д.

3. Волевые проявления – сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость. Показательны в этом отношении реакции учащихся на звонок с урока. Для одних звонок является нейтральным раздражителем, и они продолжают работу, стараясь довести ее до логического конца; другие моментально демобилизируются, перестают слушать, закрывают книги и тетради, оставляя незаконченным начатое задание, и первыми выбегают на перемену. Также хорошим показателем познавательного интереса является поведение ученика при затруднениях.

4. Свободный выбор деятельности. Оказывая предпочтение определенной области знаний, деятельности, ученик раскрывает и свои интересы, и свои потенциальные возможности, и все накопленные им в учении и примененные в желанной деятельности способы познавательной и практической деятельности .

Так же не стоит забывать, что влияние личности учителя составляет ту живительную силу, которая даёт толчок и детской любознательности и глубокому познанию. Говоря об источниках, пробуждающих познавательный интерес у учащихся, мы не должны забывать, что все они успешно действуют только благоприятном влиянии учителя на учащихся, при его умелом руководстве развитием воспитуемых. Учитель, как субъект учебной деятельности, осуществляет очень широкие по своему размаху функции: гностическую, стимулирующую, организаторскую, коммуникативную, прогностическую. Ни радио, ни телевидение, ни старшие товарищи и друзья, ни родные и близкие ребёнку люди в семье — никто и ничто не может оказать такого всестороннего систематического воздействия на умственные и нравственные интересы школьника, как учитель. Если учитель влюблён в свой предмет, обладает педагогической культурой, пониманием возрастных и индивидуальных особенностей своих учеников, он, как правило, добивается наибольших успехов в развитии детской любознательности и воспитании у школьников глубокого интереса к знаниям. Главное для педагога — увлечь детей серьёзным и глубоким трудом, доставляющим истинное, ни с чем несравнимое наслаждение каждому ребёнку, испытавшему радость творчества.  Воспитание творческой личности неразрывно связано с выявлением и развитием научных интересов и склонностей, способностей и дарований учащихся, воспитанием у них потребности самообразования. Учитель раскрывает перед учениками цель деятельности и способствует её осознанию; содействует доступности содержания знаний, актуализирует ведущие идеи, мировоззренческие проблемы, обнажает ценность знаний, логику процесса их приобретения; ставит перед учебными действиями учащихся последовательно усложняющиеся задачи; в соответствии с ними вооружает школьников необходимыми способами деятельности, познавательными умениями.

Учитель способствует благополучному протеканию деятельности учеников, предвосхищает затруднения, помогает их преодолению, корректирует процесс выполнения, контролирует и анализирует результаты, проявляет заботу об успехах школьников.[12]

Богатство педагогического процесса создаётся глубокой эрудицией учителя, его мастерством в организации деятельности и самостоятельной деятельностью учащихся, одухотворённой познавательным интересом. Именно здесь происходит единая, сливающаяся по своим целям и мотивации деятельность, увлечённая, интересна. Здесь учитель, опираясь на активность и самостоятельность учащихся, всецело полагается на их творческие возможности, прогнозирует итоги. Возрастает интерес к учению тогда, когда учитель поощряет поиск разных способов и результатов решения, их сопоставление, выбор правильного результата, наиболее экономного, рационального или изящного способа действия. Интерес учащихся также возрастает, если учитель оценивает не только итог работы, но и пути и способы её достижения, если он терпимо относится к ошибке ученика там, где она является следствием активного поиска нового способа.

В процессе обучения и воспитания школьника познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ученика обучения, и как сильный мотив отдельных учебных действий школьника и учения в целом, побуждающий к интенсивному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как устойчивая черта личности школьника, и в конечном итоге, способствующая её направленности .

Ввыводы по первой главе:

Познавательный интерес — это двусторонний взаимосвязанный процесс:

с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося;

с другой — результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося.

При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом.

Однако для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе — это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, воспитателя, педагога помочь учащемуся перейти с нулевого на относительно активный или исполнительно активный уровень.

Необходимо подчеркнуть также, что интерес связан с мотивами, целями, задачами, установками, способностями и притязаниями личности и формируется под воздействием внутренних и внешних факторов.

Очень важную роль в формировании познавательной активности младшего школьника играет учитель. Уровень развития познавательного интереса у детей зависит от того, насколько правильно учитель сможет:

  • создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
  • использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;
  • концентрировать внимание на главном в учебном материале;
  • направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
  • осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
  • избегать перегрузки учащихся;
  • принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
  • контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
  • создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.

Следует отметить, что особое внимание в данной работе уделяется проблеме формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста т. к. решение этой проблемы в данный возрастной период определяет эффективность обучения на следующих этапах образования . Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном не устойчив, поэтому учителю важно развивать познавательную интерес младших школьников в различных видах деятельности.


Глава 2. Определение уровня познавательного интереса младших школьников.

2.1. Сформированность познавательного интереса у младших школьников.

Развитие познавательных интересов ребенка – один из важнейших факторов успешности учения. Все усилия педагога сформировать у детей какие-либо представления или понятия обречены на неуспех, если учеников не удалось заинтересовать предметом рассуждения.

В психолого-педагогических исследованиях познавательный интерес определяется как потребность ребенка в знаниях, ориентирующих его в окружающей действительности. Под влиянием познавательного интереса дети стараются найти новые стороны в предмете, привлекающем их внимание, пытаются найти более глубокие связи и отношения между различными явлениями.[1]

Познавательная активность на ранних этапах развития ребенка проявляется в форме реагирования на новые ситуации, в непроизвольном проявлении внимания, памяти, способствует закреплению первых знаний о мире. В последующем развитии, познавательная активность проявляется в любознательности, в бескорыстном стремлении к новому. В подростковом возрасте проявляется творческая активность.

Проявление познавательной активности связываются с уровнем развития познавательной потребности человека и проходит определенные этапы становления. Она начинает проявляться в элементарной поисковой активности, затем находит выражение в исследовательской активности, и высшим ее уровнем является творческая активность личности.

По результатам увиденых и изученых нами диагностик все младшие школьники хотят учиться хорошо, но не хотят прикладывать к этому никаких усилий: выражают пожелания «чтобы робот ходил за меня в школу», «Ручка делала за меня уроки». Таким образом на поверхность выходит один из воспитательных просчетов как педагогов, так и родителей: мы не учим детей испытывать радость от преодоления трудностей.

Первым двигателем познавательных процессов у детей является любопытство. К.Д. Ушинский подчеркивал, что любопытство побуждает ребенка к вопросам, создает ориентировку в окружающем мире, сосредотачивает умственную деятельность на определенной области и перерастает в любознательность. Для развития любознательности необходимо обучение и воспитание.[1]

Для развития познавательной потребности необходим постоянный переход от уже знакомого предмета на новый, еще неизвестный, неизученный ребенком. В основе развития потребности в знании, лежит неудовлетворенность уже имеющимися знаниями и стремление к приобретению новых. Это во многом зависит от воспитания ребенка:

 Ребенку предоставляют последовательно для восприятия и изучения в доступной ему форме (ощупывание, рассматривание) разнообразные предметы. Это способствует аналитико-синтетической деятельности мозга, тренировке познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, речи, воображения), накоплению индивидуального опыта.

Ребенок предоставлен сам себе. Деятельность взрослого сводится только к удовлетворению его витальных потребностей. Такие условия воспитания не будут способствовать развитию познавательной потребности ребенка. Как зерно, упавшее в почву, которую не поливают, где нет тепла и солнечного света, не прорастает и познавательная потребность, нуждающаяся в определенных условиях, и лишенная их, - не получает своего развития

Основным источником побуждения младших школьников к труду, умственной деятельности является интерес. Для формирования познавательного интереса учитель должен руководствоваться основными правилами:

  1. необходимо постепенно переходить от естественных интересов к прививаемым;
  2. объект, предлагаемый детям для изучения, не должен быть для них ни совершенно новым, ни уже хорошо известным;
  3. материал целесообразно «группировать вокруг одного стержня».

Самостоятельно открывать новые знания позволяет технология проблемно-диалогического обучения, основная особенность которой заключается в том, что новые вычислительные приемы не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, построенной на организации побуждающего, подводящего диалогов и сообщения темы с мотивирующим приемом. При ознакомлении учащихся с новым вычислительным приемом используются такие подходы постановки учебной проблемы:

  1. столкновение мнений учащихся при выполнении практического задания;
  2. предложение задания не сходного с предыдущим;
  3.  предложение задания сходного с предыдущим, но с ошибочным его выполнением;

Использование проблемного подхода создает благоприятные условия для развития у младших школьников познавательных интересов, формирует у них стремление к размышлению, самостоятельному творчеству.

Немаловажную роль в формировании познавательных интересов играют вопросы учителя. Грамотно составленные, вовремя и последовательно заданные, они учат мыслить связно, последовательно, самостоятельно, экономно выбирать средства для достижения цели, анализировать свои действия, рассуждать и обосновывать свои суждения.[7]

2.2.  Методы и приёмы формирования у младшего школьника познавательного интереса.

К основным методам и приемам формирования познавательного интереса на уроках можно отнести следующее:

    - метод эмоционального стимулирования;

    - создание ситуации успеха в учении;

    - проведение познавательных игр;

    - анализ реальных жизненных ситуаций;

    - создание ситуации познавательного спора.

Прием эмоционального стимулирования.

Это и прием создания ситуации нравственных переживаний (эмоциональный, яркий рассказ), использование ситуации занимательности, чтение стихов, необычных наглядных пособий; фрагментов кинофильмов.[3]

Создание ситуации успеха в учении. Урок является важным стимулом возникновения и развития познавательного интереса. Стремление к успеху характерно для каждого учащегося, независимо от того, как он учится. Использование успеха для стимуляции познавательного интереса требует психологического настроя преподавателя на положительное результаты работы с учащимися. Следует иметь в виду что, проектируя учебную деятельность учащихся, обеспечивающую успех, необходимо учитывать реальный уровень знаний и умений учащихся, их индивидуальные особенности и возможности. Важной является также и психологическая подготовка учащихся к тому, что их деятельность будет успешной, их настрой на положительный результат учения. Достигается это различными приемами поддержки стремления к успеху, похвалой в процессе работы, демонстрацией положительных итогов деятельности учащихся классу, родителям.[5]

Большое значение имеет создание успеха для слабоуспевающих учащихся. Для этого используются разнообразные методические приемы. Например, преподаватель, контролируя поэтапно их работу, старается выбрать такой момент, когда он уверен в положительном результате деятельности учащегося. В системе заданий, предлагаемых этой категории учащихся, определенное место занимают задания, подобные которым ранее выполнялись учащимся. Их выполнение вызывает у учащихся чувство удовлетворения от того, что они сами сумели успешно, без помощи преподавателя справиться с учебным заданием.

Источником наиболее сильной стимуляции учения в глазах учащихся является не только содержание обучения и процесс учебной деятельности, сколько социальные стимулы. Преподаватель должен быть предельно внимательным к интересам и увлечением учащихся, по возможности реализовывать их на уроках, разнообразить индивидуальные задания с учетом знаний, умений учащихся и их интересов.

Индивидуальный подход необходимо осуществлять и при организации домашней работы учащихся. Приходя домой, учащийся остается «один на один» с домашним заданием, и желание его выполнить имеет большое значение. Рациональная организация домашней работы учащегося начинается на уроке, он должен уйти домой с четкой установкой продолжить работу самостоятельно с интересом к ней и ясным представлением, как ее организовать, с уверенностью, что он успешно ее выполнит. Зная возможности, сильные и слабые стороны учащихся, преподаватель может предложить им посильные индивидуальные задания, конкретизировать их, указать способы работы, совместно выполнить образец задания. Можно применить и следующие приемы: домашние задание предлагается учащимся в двух вариантах - обязательном и необязательном, меньшим по объему, но более трудном.[7]

Каким бы не было интересным содержание учебного материала, если учащийся не вовлечен в активную учебную деятельность, у него не развивается стойкий сознательный интерес. Именно познавательная деятельность является одним из стимулов формирования и развития познавательных интересов. Формированию познавательного интереса в процессе учебной деятельности способствует овладение общеучебными умениями: работы с книгой, планированием, самоконтролем и т.п. Познавательный интерес вызывает существенные изменения в способах умственной деятельности, в свою очередь, обучение приемам умственной работы является важным источником формирования познавательной интересов. Медлительность в учебной работе определяется чаще всего не особенностями нервной системы, а положительным или отрицательным отношением к процессу деятельности или слабым развитием общих умений. Увеличение темпа работы может служить одним из критериев развития познавательного интереса учащихся. Зависимость познавательного интереса от операционной стороны обучения обнаруживается в динамике учебного процесса. Установлено, что при переходе к изучению новой темы уровень овладения уже приобретенными умениями у учащихся снижается, ослабляется интерес. Нужны систематическое напряжение и усилия в выравнивании операционной стоны для поддержки положительной мотивации учения.

Эффективен с точки зрения формирования интереса прием постановок перед учащимся проблемных вопросов, для решения которых необходимо использовать определенные знания. Вызывает интерес и выполнение работ исследовательского характера, использование в обучении компьютеров, , магнитных досок, плакатов с обобщением схемами, других средств наглядности. Заинтересованность вызывает у учащихся и работа с пособиями, которые изготовлены ими или их товарищами.[12]

Большое значение для развития интереса имеет коллективная учебно-познавательная деятельность. Практика показывает, что, преподаватели, разрабатывая планы уроков, ориентируются в основном на « среднего учащегося. При этом теряют интерес к занятиям « слабые» учащиеся, которые не успевают за общим передвижением группы, и «сильные», которые попросту скучают. Между тем именно в процессе коллективной учебно-познавательной деятельности формируются познавательные интересы, самостоятельность, активность, умения и навыки учебного труда. При этом коллективная работа воспитывает у учащихся социальные мотивы учения, чувство ответственности и умение работать сообща, творческое отношение к делу. Коллективная деятельность может быть разнообразной: одновременная работа всех учащихся, направленная на достижение общей цели, работа в парах, классовая и межклассовая работа, фронтально-коллективная деятельность.

Метод познавательных игр. Игра уже давно используется как средство возбуждения интереса к учению. Эмоциональная окрашенность игры, увлекательная ситуация позволяет усвоить значительный объем информации, в сравнительно небольшое время углубить, систематизировать знания, но непременным условием при этом является органическая связь игры с содержанием материала урока.

Виды игр: дидактические игры; игры-загадки; деловые игры.

При организации игр нужно четко представлять себе их достоинства и недостатки.

К достоинствам относят: приобретение учащимся навыков принятия значимых решений в обстановке, приближенной к реальной; обучением можно предотвратить реальные ошибки; возможность имитации многолетнего опыта решения какого-либо вопроса, в очень короткий промежуток времени; приобретение знаний без прямого вмешательства или помощи преподавателя; игра- мощное средство побуждения интереса к содержанию, к познавательной деятельности, к активной учебной деятельности учащихся; перевод теоретических знаний на язык практических действий; возможность реализации таких необходимых для человека умений, как умение видеть ситуацию в целом, выделять в ней главное, цель, задачу; оценивать и обобщать полученные результаты, доказывать аргументировано правильность своего решения.[5]

К недостаткам, ограничивающим применение игр, относятся: большая значимость хода игры, и ее успеха от личности преподавателя, являющегося координатором игры; большая психологическая нагрузка на преподавателя как организатора игры; достаточно длительная ее подготовка. Кроме того, зачастую учащиеся увлекаются игрой ради игры, и при этом страдает познавательная сторона их действий; потребность в информации в процессе игры слишком легко удовлетворяется по сравнению с теми затруднениями и усилиями, которые требуются в реальном деле для получения аналогичной информации; применяемые в игре система оценок в достаточной степени условна.[5]

Наибольшей интерес вызывают задачи и упражнения творческого характера, лабораторно-практические работы с элементами исследования, различные самостоятельные работы, причем от урока к уроку, от темы к теме характер самостоятельных работ должен усложняться. Необходимо применять упражнения и задания, развивающие сообразительность учащихся, смекалку, требующие самостоятельности мысли и творческого подхода.[6]

К методам стимулирования и мотивации учения относят также метод создания ситуации познавательного спора. Учебная дискуссия -обсуждение каких-либо вопросов с целью их правильного решения и привлечения внимания учащихся к обсуждаемым проблемам. Этот метод формирования суждений, оценок, убеждений основан на давно открытой закономерности: знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Дискуссия - прекрасный способ активизации познавательной деятельности, углубления знаний учащихся, формирования у них интереса, она дает учащимся возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других.

Ввывод по второй главе:

 Анализ   психолого- педагогической   и   методической   литературы,

позволяют   сделать   выводы   и   обобщения   по   теме  курсовой

Познавательный процесс является важным фактором учения и в то же

время   это   жизненно - необходимый   фактор   становления   личности.

Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности

ученика.

В   ходе   изучения литературы   установлено,   что   проблема   развития

познавательного  интереса  в  начальной  школе  является  актуальной  в

современном  мире  и  требует  постоянных  доработок,  введение  каких-либо

новшеств,  постоянную  работу  преподавателя  над  методами  и  способами

подачи   информации.   В   настоящее   время   основы   по   развитию

познавательного  интереса  немного  изменились,  выявляется  изменение  в

отношениях между субъектами образования, что влечет за собой и перемены

по  отношению  к  образованию.  Сейчас  сложнее  заинтересо

вать  ученика  в получении новых знаний.

Проанализировав литературные источники, мы можем сделать вывод, что данная тема является актуальной в любое время. Благодаря ФГОС есть большое разнообразие средств воспитания, одним из них является проектная деятельность. Именно это средство и будет более эффективно для достижения поставленной цели и задач.


Список используемой литературы:

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984. - 297 c.
  2. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
  3. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: в 2 ч. / А.Л. Венгер. - М.: Генезис, 2001. - 128 с.
  4. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. -М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.
  5. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. Т.1 / А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 1986. - 176 с.
  6. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы: учеб. пособие / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
  7. Лебедева, А.В. Уровни развития познавательных интересов у младших школьников / А.В. Лебедева Школа педагога. СПО. - 2010. - № 2. - С. 62-64.
  8. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
  9. Пиаже Ж. Психология интеллекта: пер.с англ. и фр. / Ж. Пиаже. - СПб.: Питер, 2003. - 192 с.
  10. Шевцова, М.А. Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе обучения на основе использования личностно- развивающих ситуаций: дис. канд. пед. наук / М.А. Шевцова. - Воронеж, 2004. - 217 с.
  11. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика.
  12. Щукина, Г.И Пути формирования познавательных интересов учащихся на уроке в процессе сообщения новых знаний: ученые записки. Т.106 / Г.И. Щукина. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы учителя по формированию познавательных интересов у младших школьников на уроках

Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не являе...

Презентация "Формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках математики"

Презентация "Формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках математики"...

"Формирование познавательного интереса у младших школьников"

Доклад.      Главное в системе работы по развитию познавательного интереса младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягки...

Специфика работы учителя по формированию познавательных интересов у младших школьников на уроках

Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является им...

Формирование познавательного интереса у младших школьников

Формирование познавательного интереса у младших школьников и их методы...

Доклад ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация: статья посвящена проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников с умственной отсталостью. Данная проблема присутствует не только среди детей с умственной отсталостью, н...