Рабочая программа внеурочной деятельности "Интеллектуалы"
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс)
Одним из направлений внеурочной деятельности является научно-познавательное направление, которое предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учёт личностного опыта обучающихся, их склонностей, интересов и развитие способностей. Достичь этого можно путем включения в обучение задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки программного материала. Наша программа внеурочной деятельности называется «Интеллектуалы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualy.docx | 39.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
внеурочной деятельности
«Интеллектуалы»
Ханнанова Венера Данифовна, учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия города Азнакаево»
Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
Пояснительная записка
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения для общеобразовательных учреждений Российской Федерации обязательной является организация занятий по внеурочной деятельности. Одним из направлений внеурочной деятельности является научно-познавательное направление, которое предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учёт личностного опыта обучающихся, их склонностей, интересов и развитие способностей. Достичь этого можно путем включения в обучение задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки программного материала. Наша программа внеурочной деятельности называется «Интеллектуалы».
Актуальность программы. Человечество вступило в XXI век. Новое время требует человека, способного решать проблемы, способного к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, человека-творца, исследователя. Учитель в постоянном поиске: как научить обучающихся мыслить и действовать самостоятельно? В настоящее время математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Поэтому одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь обучающимся в полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, самостоятельность.
Успешная реализация этих задач зависит от сформированности у обучающихся познавательных интересов, которые возникают тогда, когда они имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в которых могут достичь успеха и вместе с тем, чувствуют необходимость преодоления определенных препятствий при достижении цели.
Внеурочная деятельность представляет собой занятия, направленные на формирование у обучающихся стремления творчески мыслить. Организация творческой работы позволяет даже слабому обучающемуся, который плохо решает типовые задачи, включиться в работу и почувствовать вкус успеха. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволяют обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Программа курса «Интеллектуалы» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Целевая группа проекта: обучающиеся 4 класса МБОУ «Гимназия г. Азнакаево» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан.
Цели программы:
- повысить интерес к математике;
- развивать творческие способности и самостоятельность мышления.
Задачи программы:
- развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений обучающихся;
- развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания.
Отличительные особенности программы:
Работа по формированию познавательного интереса возможна лишь при создании следующих условий:
- соответствие индивидуальным и возрастным особенностям;
- привлекательность материала;
- необходимость «активного изучения»;
- материал должен раскрывать практическую силу знаний и возможность их применения в иной деятельности;
- благоприятная обстановка в коллективе;
- эффективные методы и приёмы.
В процессе реализации программы используются следующие технологии:
•технологии проблемного обучения;
•игровые технологии;
•технологии проектного обучения;
•развитие критического мышления;
- технологии личностно-ориентированного подхода.
Программа рассчитана на 34 учебных недели, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению, творческому потенциалу. Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Планируемые результаты реализации программы:
Внеурочная деятельность для обучающихся 4 класса «Интеллектуалы» в связи с его содержанием и способами организации раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий:
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
- развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- использования знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовности слушать собеседника и вести диалог.
Календарно – тематическое планирование
Итоговые формы учёта и контроля:
- открытые занятия;
- мониторинг (диагностика).
Формы подведения итогов:
- участие в игровых конкурсных соревнованиях (КВН, конкурс знатоков, блиц - турнир);
- участие в проектной деятельности (выпуск газет, создание презентаций)
- участие в олимпиадах;
- участие в конкурсах интеллектуалов: «КИТ», «Кенгуру», «Учи.ру», «Олимпиада плюс», (ЭМУ-Эрудит и др.);
- выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности обучающихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях) Презентация продукта проектной деятельности обучающихся «Танграм» (выставка поделок из геометрических фигур).
Технические средства обучения и оборудование
- Компьютер, интерактивная доска.
- Магнитная доска.
- Измерительные приборы: весы, часы.
- Демонстрационные инструменты: линейка, угольник, циркуль.
- Наборы предметных картинок.
- Набор пространственных геометрических фигур: куб, шар, конус, цилиндр, разные виды многогранников.
Критерии эффективности проекта (методы диагностики)
1.Л.Е. Журова, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. Педагогическая диагностика. 4 класс: Руководство для учителя. – М: Вентана- Граф, 2013. – 108 с.
Педагогическая диагностика по проекту «Начальная школа ХХI века» в качестве контроля проводится в конце учебного года. Работа включает в себя разные по форме задания: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания на классификацию, задания на установление соответствия. Выполнение заданий педагогической диагностики требует от обучающихся понимания смысла нестандартного задания, самостоятельного нахождения нового способа действия, выполняя при этом мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
При оценивании выполнения заданий педагогической диагностики используется четыре оценки от 0 до 3 баллов. При этом 0 свидетельствует о полном невыполнении задания. Любой выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику и точно указывает, в чём ошибочность рассуждений обучающегося.
Особенность диагностической работы состоит в том, чтобы не только проверить, выполнено или не выполнено задание, а выяснить в чём причина невыполнении или частичного выполнения. Диагностические работы дают возможность также определить, умеет ли обучающийся планировать отдельные действия до начала работы, проверять себя в середине и процессе работы, проверять себя после окончания работы.
Рекомендации по оцениванию результатов.
- – 100% -высокий уровень
50 – 80% - средний уровень
0 - 50% - низкий уровень
Проведение педагогической диагностики и её анализ – дело, безусловно, достаточно трудоёмкое, но если учитель хочет достичь результатов, определённых в новом стандарте, среди которых особое место занимает формирование универсальных учебных действий, педагогическая диагностика оказывает помощь, которую трудно переоценить.
Основная литература
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ. 2. Федеральный государственный стандарт (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).
3.Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
4. СанПиН 2.4.2.2821-10. Тип документа: СанПиН и (Санитарные правила и нормы). ...Утвержден: ИПТЭР 29.12.2010
5. "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва
6. Примерные программы внеурочной деятельности.
7. Закон РТ «Об образовании» от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ
8. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. - 223 с. (Стандарты второго поколения).
9 .М.В. Буряк, Е. Н. Карышева. Математика с увлечением. –М.:Планета, 2015.- 80 с. (Учение с увлечением)
Интернет-ресурсы
http://www.admnsergi.ru/fgos1.html
http://www.un.org/ru/documents/
Дополнительная литература.
1.Математика и конструирование: электронное издание. — М.: ООО ДОС Калуга, 2011;
2. Дружим с математикой: 4 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных организаций / Е.Э.Кочурова.- 2-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2014.- 80 с.: ил
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...