Урок "Квадрат"
методическая разработка по математике (2 класс)
Предварительный просмотр:
Александрова Тамара Дмитриевна
МОУ «Изварская СОШ»
Предмет: математика, УМК «Школа России»
Класс: 2
Тема: "Квадрат"
Цель: познакомить со свойствами квадрата.
Задачи:
1)обучающие: обеспечить усвоение обучающимися знаний о новом виде четырехугольников – квадрате, его свойствах;
2)развивающие: развивать практические навыки построения геометрических фигур на плоскости, развивать смекалку и находчивость;
3)воспитывающие: формировать самооценку и самоконтроль, умение сотрудничать в группе, воспитывать трудолюбие, аккуратность, ответственность и интерес к геометрии.
Планируемые результаты:
личностные: развивать познавательный интерес к учебному материалу; способность к самооценке;
регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; различать способ и результат действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
познавательные: осознанно строить высказывание в устной форме; рассуждать логически; произвольно и осознанно овладевать общим приёмом решения задачи; ориентироваться на разнообразие способов решения задачи;
коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, модели прямого угла, белые прямоугольные листы, модели корабликов – 4 шт., бескозырки – 4 шт., карточки с задачами – 4 шт., карточки с ребусами – 4 шт.
Ход урока.
I. Организационный момент
Начинаем математики урок.
Он пойдёт, ребята, впрок.
Постарайтесь всё понять
И внимательно считать!
II. Актуализация знаний
1.Устный счет.
- Ребята! Во время устного счёта я приглашаю вас в морское путешествие. Оно будет коротким, но очень интересным.
Капитаны, постройте свои команды на палубах кораблей. (Класс разбит на 4 группы.)
- Сейчас вы отправитесь в путешествие по морю. Но на вашем пути будут встречаться препятствия, которые нужно преодолеть, чтобы потом благополучно высадиться на берегу.
Остров «Сосчитай-ка» (1 задание)
Решить примеры и записать на доске ответы.
На доске записаны 4 столбика примеров. Каждая команда друг за другом решает свои примеры. За каждый правильно решённый пример получает балл.
1 команда 2 команда 3 команда 4 команда
80 – 14 =(66) 70 + 14 =(84) 18 + 20 =(38) 21 + 42 =(63)
42 + 43 =(85) 32 + 34 =(66) 60 – 22 =(38) 100 – 6 =(94)
36 + 30 =(66) 78 – 12 = (66) 52 + 42 =(94) 14 + 70 =(84)
90 – 6 = (84) 33 – 30 =(3) 80 – 17 =(63) 80 – 26 =(54)
17 – 9 = (8) 15 – 8 = (7) 14 – 6 = (8) 16 – 8 = (8)
Проверка. Выставление баллов.
Бухта «Задачка» (2 задание)
Решить задачу.
Всем командам выдаются карточки, на которых напечатаны задачи. Каждая команда решает свою задачу и записывает решение выражением на обратной стороне карточки.
1 команда: «В одной лодке было 13 рыбаков, а в другой на 7 больше. Сколько рыбаков было в двух лодках?» (13+7+13=33)
2 команда: «На первом теплоходе плыли 45 пассажиров, а на втором теплоходе 15 пассажиров. На пристани 30 пассажиров вышли. Сколько пассажиров осталось на двух теплоходах?» (45+15-30=30)
3 команда: «Один рыбак поймал 26 окуней и 14 лещей. Из 10 рыб сварили уху. Сколько рыб осталось?» (26+14-10=30)
4 команда: «На одном катере было 57 моряков, а на другом на 17 моряков меньше. Сколько моряков было на двух катерах вместе?» (57-17+57=97)
Проверка. Выставление баллов. За правильно решённую задачу команды получают по 2 балла.
Риф «Головоломка» (3 задание)
Отгадать математический ребус.
Всем командам выдаются карточки, на которых написаны ребусы. Команды отгадывают и называют ответ. За правильный ответ получают по 1баллу.
1 команда: «100 лица» (столица).
2 команда: «Про 100 р» (простор).
3 команда: «Ко100 чка» (косточка).
4 команда: «По 100 вой» (постовой).
2. Проверка. Подведение итогов морского путешествия.
Поощрение победителей.
III. Самоопределение к деятельности
(На экране изображены автомобили.)
-Рассмотрите автомобили. Из каких геометрических фигур они состоят? (Из кругов, квадратов и прямоугольников.)
-Какие фигуры имеют прямые углы? (Квадраты и прямоугольники.)
-Что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольника? (Противоположные стороны прямоугольника равны.)
-Какие фигуры составляют кабины машин? (Квадраты.)
-Что вы можете сказать о сторонах квадратов? (У квадратов все стороны равны.)
- Послушайте стихотворение и сами определите тему и сформулируйте цель нашего урока.
Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем знаком.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад.
Как зовут его? … (квадрат)
- Тема урока: «Квадрат».
- Цель: выявить свойства квадрата.
- А ещё вы научитесь чертить квадрат в тетради; будете учиться решать задачи на нахождение периметра; закреплять вычислительные навыки.
IV. Работа по теме урока
- Знакомство с квадратом и его свойствами.
-Я расскажу вам сказку. Она необычная, математическая и называется «Родственники».
-Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась: "Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!"
-Назовите эту фигуру, ребята! ( Квадрат)
-Как вы узнали? (Стороны равны, углы прямые.)
-Ходил Квадрат по свету, и стало тяготить его одиночество: не с кем побеседовать и потрудиться в хорошей и дружной компании. Ведь весело и легко бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников... "Если встречу родственника, то сразу его узнаю, думал Квадрат, – ведь он должен быть похож на меня".
-Однажды встречает он на пути такую фигуру:
-Пригляделся Квадрат к ней и увидел что-то знакомое. «Как тебя зовут?» – спрашивает.
- Узнали, ребята? ( Это прямоугольник.)
- Почему он так называется? (У него все углы прямые.)
Квадрат спрашивает у Прямоугольника:
- А мы не родственники с тобой?
- Я бы тоже был рад узнать об этом, – говорит Прямоугольник. – Если у нас найдется четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники, и у нас может быть одна фамилия.
- Давайте поможем фигурам найти такие признаки, обобщим полученные знания.
( У фигур четыре угла, все углы прямые, у них по четыре стороны, противоположные стороны равны.)
- А какая же у них общая фамилия? (Прямоугольники)
- Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоем жить – поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе по белу свету шагать.(Ребята повторяют общие признаки фигур).
2. Практическая работа. Нахождение периметра квадрата.
- Как называют людей, которые ремонтируют автомобили? (Автослесари.)
(Учитель разбирает один из автомобилей на отдельные фигуры.)
- Чем похожи квадрат и прямоугольник? (4 угла, прямые углы, четыре стороны, противоположные стороны равны.)
- Как это доказать? (Приложить противоположные стороны.)
- Чем они отличаются? (У квадрата все стороны равны.)
Проверим это.
Из прямоугольного листа бумаги дети делают квадрат. Путём сгибания сравнивают противоположные стороны квадрата, затем квадрат сгибают по диагонали и сравнивают смежные стороны.
- Чтобы отремонтировать кабину, нам надо выполнить ее чертеж в тетради. Нам известно, что длина одной стороны 4 см. Можем ли мы выполнить чертеж, не зная длин других сторон? (Можем.)
- Как? (Кабина квадратная, а у квадрата все стороны равны. Значит, остальные стропы кабины также будут иметь длину 4 см.) (Учащиеся по клеточкам под руководством учителя чертят квадрат со стороной 4 см.)
- Найдите периметр вашего квадрата. Что для этого нужно сделать? (Число 4 взять 4 раза.)
- Запишите решение. (Р = 4 + 4 + 4 + 4 = 16 (см).) .
Физкультминутка.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче. (Рывки руками перед грудью.)
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Руки к плечам, круговые вращения рук вперёд.)
Голова устала тоже,
Так давайте ей поможем! (Руки к плечам, круговые вращения рук назад.)
Вправо, влево – раз и два.
Думай, думай, голова! (Наклоны головы вправо, влево.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. ( Наклоны туловища вправо, влево.)
3. Работа по учебнику .
№ 1 (с. 34). (Работа в парах) Проверь с помощью модели прямого угла, что все эти (на рисунке) четырёхугольники – прямоугольники.
№ 2 (с. 34). (Коллективное выполнение.) Найди среди прямоугольников такие, у которых все стороны равны. Под какими номерами?
- Прочитайте правило. Совпадает ли оно с выводом, который мы сделали в ходе нашего исследования?
Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Квадрат – прямоугольник – четырёхугольник – многоугольник.
V. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
1) №6 (с. 34). Составление задачи по выражению. Решение задачи.
Составьте задачу о транспорте на автомобильной стоянке по выражению и опорным словам.
100 – (25 + 15)
Было
Уехали
Осталось
Было – 100 м.
Уехали - ? 25 м. и 15 м.
Осталось - ? м.
( Можно выполнить схематический чертёж.)
- А теперь решим эту задачу, записав решение выражением.
100 – (25 + 15) = 60 (м.) – осталось.
Ответ: 60 машин.
2) № 5 (с. 34) Порядок выполнения действий.
(1 и 2 столбики - у доски, 3 столбик - самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
3) № 7 (с. 34). Решение уравнений.
(1 уравнение – у доски, 2 и 3 - самостоятельное выполнение (по вариантам). Взаимопроверка.)
(Учащимся, испытывающим трудности в решении уравнений, можно предложить карточки-помощницы.)
VI. Рефлексия
- Что вы узнали о квадрате на уроке сегодня?
- Какие утверждения правильны?
На доске:
Любой квадрат – это прямоугольник.
Любой прямоугольник – это квадрат.
Любой четырёхугольник – это многоугольник.
- Правильные – 1 и 3 утверждения.
- Какие предметы в классе или их части похожи на квадрат?
- Оцените свою работу на уроке. («Светофор»)
VII. Подведение итогов урока
- Все ли вам было понятно?
- Какое задание вам показалось трудным?
- Как вы думаете, пригодятся ли в жизни знания о геометрии, полученные сегодня на уроке?
Домашнее задание
Учебник: № 4,6(2) стр. 34.