Пояснительная записка _математика 4 класс
материал по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая образовательная программа
по предмету «Математика»
для 4 Б класса
на 2020/2021 учебный год
МАТЕМАТИКА
(Авторы: Моро Мария Игнатьевна, Волкова Светлана Ивановна,
Степанова Светлана Вячеславовна)
4 класс
Пояснительная записка
к тематическому планированию по математике
Нормативно – правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации" п.6 часть 3 ст.28;
- Федеральный Государственный образовательный стандарт Начального Общего Образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19, 5);
- Федеральный базисный учебный план;
- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06 – 1844;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Планируемые результаты Начального Общего Образования;
- «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 г. № 199/13);
- Приказ Министерства Просвещения России от 28.12.2018 N 345 (ред. от 18.05.2020) "О Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих Государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях". Действует с 01.09.2011 г.;
- Постановление Главного санитарного врача от 30.06.2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)";
- Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторская программа М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова «Математика», утвержденные МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол 4/15 от 22.12.2015 г.
Нормативно – правовые документы локального уровня:
- Устав МБОУ «СОШ № 2 г. Алдан»;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ № 2 г. Алдан», утвержденной приказом МБОУ СОШ № 2 г. Алдан № 01-17/308 от 30.08.17г;
- Учебный план МБОУ «СОШ № 2 г. Алдан» на 2020 /2021 учебный год, утвержденный приказом № 01-17/287 от 31.08.20 г.;
- Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МБОУ СОШ № 2, утвержденного приказом МБОУ СОШ № 2 № 01-17/304 от 30.08.2016 г.;
- Адаптивная образовательная программа начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ СОШ №2 утвержденной приказом «МБОУ СОШ №2 г. Алдан» №01-17/301 от 30.08.2016г.
Я работаю по программе «Школа России». Данная программа Министерства образования РФ., утвержденная МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, взята за основу. Ценность УМК «Школа России» состоит в том, что ему присущи такие характеристики, которые очень значимы для учителя не только сегодня, но и всегда, а именно: фундаментальность, надежность, открытость новому.
УМК «Школа России» сориентирован на личностно – развивающее образование, граждански – ориентированное образование, глобально – ориентированное образование младших школьников.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования. Учебно – методический комплекс «Школа России» - один из наиболее известных в стране проектов издательства «Просвещение». Система учебников «Школа России» на основании экспертных заключений РАН и РАО, реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Эта программа охватывает все образовательные области учебного плана ФГОС, включает учебники и учебные пособия нового поколения, которые отвечают требованиям к современной учебной книге.
Программа модифицирована для работы в МБОУ СОШ № 2, ориентирована на контингент обучающихся данной школы и составлена с учётом среднего уровня подготовки и общего развития обучающихся 4 «А» класса, добавлен интегрированный материал с использованием регионального компонента.
Уровень программы базовый.
Взяв за основу программу комплекта «Школа России» и исходя из особенностей класса, ставлю для себя следующие задачи:
- Развивать интеллектуальную, творческую личность.
- Формировать потребность к познанию и высокую школьную мотивацию.
- Создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Место курса «Математика» в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение математики в начальной школе выделяется 540 часов.
В 4 классе — 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
Программа курса обеспечена учебно-методическим комплектом:
- Сборник рабочих программ «Школа России». 1 - 4 классы. - М.: Просвещение, 2011. – (ФГОС)
- Концепция учебно – методического комплекса «Школа России»
- Математика. 4 класс : учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе : в 2 ч. / М. И. Моро [и др.]. – М.: Просвещение.
- Моро М. И., Волкова С. И. Математика. 4 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / С. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2011.
- Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по математике: 4 класс. - М.:ВАКО
- Поурочные разработки. Технологические карты уроков: 4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / И. О. Буденная, Ю. И. Глаголева, Н. И. Роговцева. - М.:СПб.: Просвещение
- Волкова, С. И. Математика. Устные упражнения. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. И. Волкова. – М.: Просвещение
- Волкова, С. И. Математика и конструирование. 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С. И. Волкова. – М.: Просвещение
- Моро, М. И. Для тех, кто любит математику. 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Моро, С. И. Волкова. – М.: Просвещение
Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».
Цели и задачи изучения курса «Математика»
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие обучающихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- Формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения).
- Развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления.
- Развитие пространственного воображения.
- Развитие математической речи.
- Формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач.
- Формирование умения вести поиск информации и работать с ней.
- Формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
- Развитие познавательных способностей.
- Воспитание стремления к расширению математических знаний.
- Формирование критичности мышления.
- Развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Математика»
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждения, опровергать или подтверждать истинность предположения).
Ташикулов Фирдавс АООПННОО для обучения с ЗПР вариант 7.2 приказ 01-01 /383 от 04.09.17
Количество часов соответствует учебному плану. Коррекция осуществляется не за счет изменения количества часов, а за счет технологии обучения и индивидуального подхода с учетом психофизиологических особенностей ребенка.
Особенности Фирдавса:
По национальности узбек. Плохо понимает русскую речь, поэтому низкие познавательные интересы, узкий кругозор, низкий уровень развития речи, примитивный активный словарь, нарушена лексическая и грамматическая сторона речи.
Цель обучения детей с ОВЗ: формирование основ функционально-грамотной личности, обеспечения языкового и речевого развития ребёнка, формирование приемов умственной деятельности.
Реализовать данные цели обучения возможно через:
- более широко включены геометрический материал,
- задания графического характера,
- практические упражнения с элементами конструирования,
- накопление и расширение практического опыта действий с реальными предметами,
- усвоение основных математических понятий и действий.
На основе наблюдений и предметно-практической деятельности у обучающихся постепенно формируются навыки самостоятельного выполнения заданий, воспитывается умение планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль в ходе выполнения задания. Доступная детям практическая деятельность помогает также снизить умственное переутомление, которое часто возникает у них на уроке математики. С этой же целью рекомендуется представлять материал в занимательной форме, используя математические дидактические игры и упражнения.
Математическое развитие младших школьников; формирование системы начальных математических знаний; воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Реализовать данные цели обучения возможно через:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
развитие познавательных способностей.
Для того, чтобы школьники усвоили программный материал, обучающимся с ЗПР нужно гораздо более развёрнутое объяснение с опорой на наглядность, выполнение большого количества упражнений с очень медленно, постепенно повышающейся трудностью, многократный возврат к уже изученному.
Методы и приёмы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, звукозапись)
- практическая работа
- самостоятельная работа
- объяснительно-иллюстративный
Использование национально – регионального компонента на уроках математики
Применение национально-регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», «математику с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку. Изучение математики в органической связи с окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание личностно-значимым для ученика.
В МБОУ «СОШ № 2 г. Алдан» обучаются дети, в основном, неякутской национальности. Как пробудить у детей интерес к краю, в котором они живут, к обычаям, традициям якутского народа? На уроках математики можно использовать задачи, составленные на культурно-краеведческом материале республики Саха. Числовые данные взяты из научной, справочной, художественной литературы. Задачи интересны в познавательном отношении. С их помощью есть прекрасная возможность знакомить школьников с природой Якутии, культурой, историей, традициями, математическими представлениями древних якутов, с устным народным творчеством. Простые задачи можно предложить для устного счета, более сложные – для самостоятельного решения или включить в домашнее задание. Задачи практического характера вызывают особый интерес, побуждают к деятельности.
В рабочей программе возможны изменения сроков изучения тематических разделов, отдельных тем по объективным причинам (актированные дни, апробация ОГЭ, ЕГЭ на базе ОО ППЭ) и целесообразности их корректировки.
Планируемые результаты изучения курса «Математика» в 4 классе
Программа обеспечивает достижение обучающимися четвертого класса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД
У учащегося будут сформированы:
- Основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;
- Уважительное отношение к иному мнению и культуре;
- Навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
- Навыки определения наиболее эффективных способов достижения результата, осваивание начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- Положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
- Мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
- Интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
- Умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат;
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
- Уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.
Учащийся получит возможность для формирования:
- Понимания универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, умения строить и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
- Адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;
- Устойчивого интереса к продолжению математического образования, к расширению возможностей использования математических способов познания и описания зависимостей в явлениях и процессах окружающего мира, к решению прикладных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД.
Учащийся научится:
- Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
- Определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- Воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Учащийся получит возможность научиться:
- Ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
- Находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный
Познавательные УУД.
Учащийся научится:
- Использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- Представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
- Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо - видовым признакам, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений;
- Владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- Работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики;
- Использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- Владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
- Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- Читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
- Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета «Математика»; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео- и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё выступление и выступать с аудио- и видеосопровождением.
Учащийся получит возможность научиться:
- Понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
- Выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным основаниям — и делать на этой основе выводы;
- Устанавливать причинно - следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;
- Осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;
- Составлять, записывать и выполнять инструкции (простой алгоритм), план поиска информации;
- Распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
- Планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- Интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Коммуникативные УУД.
Учащийся научится:
- Строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- Признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
- Принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
- Принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- Навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Учащийся получит возможность научиться:
- Обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
- Обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе.
Предметные результаты
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
- Образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000;
- Заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
- Устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/ уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
- Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
- Читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.), и соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
- Классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
- Самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
- Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10 000), с использованием сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
- Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1);
- Выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- Вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 арифметических действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
- Выполнять действия с величинами;
- Выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости между компонентами и результатом действия);
- Использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- Решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания, умножения и деления;
- Находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
- Устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- Решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1—3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью;
- Оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
- Составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;
- Решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс одновременного встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью (цена, количество, стоимость); масса одного предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов и др.;
- Решать задачи в 3—4 действия;
- Находить разные способы решения задачи.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
- Описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;
- Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);
- Выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- Использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
- Распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
- Соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
- Измерять длину отрезка;
- Вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
- Оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Учащийся получит возможность научиться:
- Распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
- Вычислять периметр многоугольника;
- Находить площадь прямоугольного треугольника;
- Находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные треугольники.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
- Читать несложные готовые таблицы;
- Заполнять несложные готовые таблицы;
- Читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Учащийся получит возможность научиться:
- Достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
- Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- Понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова (… и …, если…, то…; верно/неверно, что…; каждый; все; некоторые; не).
Содержание изучаемого курса
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих два - четыре действия. Письменные приемы вычислений. Числа, которые больше 1000. Нумерация. Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Практическая работа. Угол. Построение углов различных видов.
Величины
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Практическая работа. Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений пройденного вида, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Практическая работа. Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.
В течение всего года проводится:
вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий; решение задач в одно действие, раскрывающих: смысл арифметических действий; нахождение неизвестных компонентов действий; отношения больше, меньше, равно; взаимосвязь между величинами; решение задач в два – четыре действия; решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля.
Итоговое повторение
Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий. Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение. Величины. Геометрические фигуры. Доли. Решение задач изученных видов.
Структура курса «Математика»
4 класс (138 часов)
Учебно-тематическое планирование программы:
Учебный план
Числа от 1 до 1 000. Повторение - 14 час.
Числа, которые больше 1 000. Нумерация - 12 час.
Числа, которые больше 1 000. Величины - 15 час.
Числа, которые больше 1 000. Сложение и вычитание - 12 час.
Числа, которые больше 1 000. Умножение и деление - 79 час.
Странички для любознательных - 6 час.
Проекты
- Числа вокруг нас
- Математика вокруг нас
Контроль уровня обученности по математике в 4 классе
(из методического письма МО РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (№ 1561/14-15 от 19.11.1998г)
Контроль за уровнем достижений обучающихся по математике проводится в форме устных ответов и письменных работ.
Оценивание письменных работ
В основе данного оценивания лежат следующие показателя: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
- неверные вычисления в случае, когда щель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
- наличие записи действий;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
- неправильный ответ на поставленный вопрос;
- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
- при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его; неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника; неправильное произношение математических терминов.
Особенности организации контроля по математике
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.
Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5–6 минут урока.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов задании, которые для данной работы являются основными.
Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
Контроль за выполнением практической части программы в начальной школе
4 класс | ||||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | За год |
Контрольная работа - 3 | Контрольная работа - 2 | Контрольная работа - 3 | Контрольная работа - 2 | Контрольная работа - 10 |
Виды контрольных работ, их цели и оценивание.
1 полугодие 4 класса - до 40 минут
2 полугодие 4 класса - до 40 минут
Работа, состоящая из примеров
Цель: проверка вычислительных навыков учащихся.
Не более 12 вычислительных действий
Работа, состоящая из задач
Цель: проверка умения решать задачи
2 - 3 задачи
Комбинированная работа
Цель: проверка знаний, умений и навыков по всему материалу темы, четверти, полугодия года. Содержит задачи, примеры и задания другого вида (задания на нумерацию чисел, на сравнение чисел, на порядок действий).
Работа, состоящая из 1 задачи, примеров и заданий других видов (не более 12 вычислительных действий)
Работа, состоящая из 2 задач и примеров (не более 12 вычислительных действий)
Оценивание контрольных работ
Отметка «5» - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:
- отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу;
- не более одного недочета.
Отметка «4» - уровень выполнения требований выше удовлетворительного:
- наличие 2-3 ошибок или 4–6 недочетов по текущему учебному материалу;
- не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;
- использование нерациональных приемов решения учебной задачи.
Отметка «3» - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе:
- не более 4–6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу;
- не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу.
Отметка «2» - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного:
- наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;
- более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу.
Обязательна дополнительная часть повышенной трудности (не менее 2 заданий), за которую выставляется дополнительная оценка («4» - если выполнено только одно из заданий, «5» - за выполнение двух заданий).
Математические диктанты
4 класс - 9
Минимальный объём 12 действий.
Отметка «5» - без ошибок.
Отметка «4» – 1/5 часть действий выполнена с ошибками.
Отметка «3» – 1/4 выполнена не верно.
Отметка «2» – 1/2 выполнена не верно.
Самостоятельная работа
Цель: проверка знаний, умений, навыков учащихся.
Самостоятельная работа:
- должна присутствовать на каждом уроке (10-20 минут);
- предусматривает помощь учителя;
- может быть раздроблена и использоваться на разных этапах урока.
Цель работы:
- закрепление знаний;
- углубление знаний;
- проверка домашнего задания;
Начиная работу, сообщите детям:
- время, отпущенное на задания;
- цель задания;
- в какой форме оно должно быть выполнено;
- как оформить результат;
- какая помощь будет оказана (не только «слабому» ученику, но и «сильному», т.к. его затруднение может быть вызвано такой причиной, как недомогание).
Тестирование проводится на пройденном и хорошо отработанном материале. Задания не требуют списывания. Ребёнок должен только отметить правильный вариант ответа. Тематические тесты содержат 6 вопросов и заданий, разделённых на три уровня сложности. Задания части А обеспечивают стандартный уровень требований к математической подготовке обучающихся; задания части В - несколько более сложные; Часть С содержит задания высокого уровня сложности. Задания А, В и С предлагаются всем обучающимся класса без исключения.
К каждому заданию теста предлагается четыре варианта ответов, из которых в уровне А правильный только один. Задания уровней В и С предполагают как один, так и несколько правильных ответов.
На выполнение тематических тестов отводится не более 20 минут урока.
Каждое верно выполненное задание части А оценивается в 1 балл, части В – в 2 балла, части С – в 3 балла.
Оценивая работу в баллах, учитель предварительно подсчитывает максимальную сумму баллов, которую может получить ученик, и цену одного балла (в процентах).
При выведении общей отметки учитель ориентируется на следующую шкалу отметок:
Отметка | Процент от максимального числа баллов |
«5» | 100 |
«4» | 76 - 99 |
«3» | 50 - 75 |
«2» | 0 - 49 |
Расчеты оценки выполненного обучающимися теста по теме «Числа от 1 до 100»
Максимальная сумма баллов - 14
Цена одного балла - 7,1 %.
Сумма баллов | 14 | 13 | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 0 -7 |
Выполнено | 100 % | 92,3 % | 85,2 % | 78,1 % | 71 % | 64 % | 57 % | ˂ 49 % |
Отметка | «5» | «4» | «4» | «4» | «3» | «3» | «3» | «2» |
Контрольно – измерительные материалы
Для оценки усвоения школьниками планируемого содержания используется литература:
- Т. Н. Ситникова. Самостоятельные и контрольные работы по математике. 4 класс. - М.: Вако
- С. И. Волкова. Проверочные работы к учебнику «Математика. 4 класс» - М.; Просвещение
- Контрольно – измерительные материалы. Математика: 4 класс / сост. В. В. Никифорова. – М.: Вако
- КИМ ВПР. Математика. 4 класс. Контрольные измерительные материалы: Всероссийская проверочная работа. ФГОС / В. Н. Рудницкая. - 2-е изд. Перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2018.
Литература для обучающихся
- Моро М. И., С. И. Волкова. Математика. 4 кл.: учебник. – М.: Просвещение
- С. И. Волкова. Проверочные работы к учебнику «Математика. 4 класс» - М.; Просвещение.
Пособия для учителя:
- Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» – М.: Просвещение – (Стандарты второго поколения).
- Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4 класс О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева (Стандарты второго поколения).
- Устный счет. Сборник упражнений. 4 класс: к учебнику М. И. Моро и др. «Математика. 4 класс»/ Л. Ю. Самсонова.- М.: Издательство «Экзамен»
- Никифорова В. В. Графические диктанты. Рабочая тетрадь. – М.: Вако
- Математика и конструирование: 4 класс / С. И. Волкова. – М.: Издательство «Просвещение»
- Для тех, кто любит математику: 4 класс / М. И. Моро, С. И. Волкова. – М.: Издательство «Просвещение»
- Поурочные разработки по математике: 4 класс. – М.: Вако
МУЛЬТИМЕДИА - ПОДДЕРЖКА:
- Математика. 3 – 4 класс: поурочные планы по программе «Школа России» (электронный ресурс) - Волгоград: Учитель.
- Математика. Мультимедийное сопровождение уроков в начальной школе. (электронный ресурс) - Волгоград: Учитель.
- Личный архив.
- Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка. математика 1 класс. ФГОС 2 поколения
Пояснительная записка. математика 1 класс. ФГОС 2 поколения...
Пояснительная записка . Математика 4 класс.
Прояснительная записка. математика 4 класс....
Пояснительная записка. Математика 1 класс "Школа России"
В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по математике для 1 класса по программе "Школа России"....
Пояснительная записка Математика 1 класс УМК "Школа 2100"
Пояснительная записка поматематике 1 класс УМК "Школа 2100"...
пояснительная записка-математика 3 класс
пояснительная записка-математика 3 класс...
Пояснительня записка "Математика", 3 класс
Пояснительная записка по математике 3 класс УМК "Планета знаний" в рамках ФГОС: пояснительная записка, характеристика учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, ценностные ориен...
пояснительная записка МАТЕМАТИКА 1-4 классы Школа России ФГОС
Материал содержит пояснительную записку по математике, преподаваемому в начальных классах по программе "Школа России", автор Моро М.И. Соответствует Федеральным государственным образовательн...