Конспект открытого урока по математике Табличное умножение и деление
план-конспект урока по математике (3 класс)

ПИЛИПЕНКО ЮЛИЯ ЛЕОНИДОВНА

Разработка урока. Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

по математике в 3 классе

Тема: Повторение пройденного материала, основанного на знании таблиц умножения и деления.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.

Цель: обобщение знаний обучающихся по таблице умножения и деления.

Задачи:

Образовательные.                                  

  • закрепить знания таблиц умножения и деления на 2,3,4,5,6,7.
  • проверить умения решать задачи изученных видов: на уменьшение и увеличение числа в несколько раз и на несколько единиц.
  • закрепить умения выполнять порядок действий.
  • активизировать мыслительную деятельность обучающихся.

Развивающие.

  • развивать отдельные логические операции: умение анализировать и обобщать, сравнивать, делать умозаключения и выводы.
  • создать условия для развития вычислительных навыков обучающихся.

Воспитательные.

  • создать условия для воспитания взаимопомощи, умения работать в коллективе через парную и групповую форму работы.

Основное содержание темы, термины и понятия:

Содержание темы предполагает:

- закрепление знаний табличного умножения и деления в пределах 7;

- решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз;

- совершенствование навыков порядкового выполнения действий.

Планируемые результаты:

Личностные:

- Проявление творческого отношения к процессу обучения.

- Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Метапредметные:

  • Познавательные

Умение:

- учиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- развивать логическое мышление;

- воспитывать интерес к математике, стремление использовать в повседневной жизни математические умения.

  • Регулятивные

Умение:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие с поставленной задачей;

- прочно и осознанно овладевать математическими умениями.

  • Коммуникативные

Умение:

- формировать своё мнение;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- строить понятные для партнёра высказывания.

Предметные:

- закрепление навыков табличного умножения и деления;

- умение находить результат числовых выражений, используя порядок действия;

- умение решать задачи на увеличение и уменьшение чисел в несколько раз.

Организация образовательного пространства

Оборудование: проектор, интерактивная доска, карточки для устного счета, для работы по кальке, в ППС, технологическая карта для каждого обучающегося.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

  • На улице холодно, а в нашем кабинете тепло и уютно. Посмотрите какое солнышко нам улыбается (на экране)
  • Подарите такую же теплую улыбку друг другу (дети улыбаются).
  • А какое волшебство может сотворить улыбка? (поднять настроение).
  • Как вы думаете, для чего необходимо хорошее настроение на уроке? (чтобы хорошо работалось).
  • Совершенно верно. Итак, начнем.

  1. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

  • Наш сегодняшний урок я хочу начать с притчи. Послушайте внимательно. «Жил мудрец, который знал всё. Один человек решил доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажите, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая- я ее умертвлю, скажет мёртвая- выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
  • Ваши знания тоже в ваших руках. Давайте мы это и докажем своей работой на уроке.

  1. Устный счет.

-        Итак, настроение у нас замечательное и я предлагаю вам приступить к работе.

-         Вы когда-нибудь играли в «Русское лото»? (да)

-        Перед вами карточки с числами. Я буду читать числовые выражения, а вам необходимо будет вычеркнуть ответ в данной карточке. Задание всем понятно? (да)

-         Тогда начинаем нашу игру.

1 * 0 = 0                6 * 5 = 30                21 : 3 = 7                6 * 8 = 48

12 : 2 = 6                7 * 10 = 70                7 * 7 = 49                5 * 4 = 20

20

24

48

77

7

12

50

0

70

8

35

49

45

30

63

6

-        В вашей карточке остались незачёркнутые числа. Выпишите оставшиеся числа и расположите их в порядке убывания и узнаете, какое слово зашифровано.

77

63

50

45

35

24

12

8

с

н

е

г

о

в

и

к

-         Ребята, встаньте те, кто слепил снеговика без единой ошибки (встают те, кто все сделал верно).

-        Встаньте те, кто допустил ошибки при выполнении данного задания (встают дети, кто допустил ошибки).

-        Как вы думаете с какой целью мы выполняли это задание? (отрабатывали вычислительные навыки, проверяли знание таблиц умножения). 

-        У вас на столе лежит технологическая карта, где представлены все задания. Поставьте себе отметку за работу.

  1. Постановка цели и задач урока.

-        Какие арифметические действия вы выполняли? (умножение и деление)

-        Какое умножение и деление? (табличное умножение и деление)

-        Какова же тема урока? (табличное умножение и деление)

-         Что вы знаете по этой теме? (компоненты при умножении и делении, как найти неизвестный компонент, таблицу умножения и деления).

-        Что умеете? (находить неизвестные компоненты, решать задачи на умножение и деление).

-        Какую цель мы поставим перед собой на урок? (обобщение знаний по теме табличное умножение и деление)

-        Какие задачи? (применить полученные знания по данной теме)

-        Чего вы ждете от сегодняшнего урока?

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Работа по кальке.

-        Снеговик предлагает вам поиграть в снежки. Вы согласны? (да)

-        При выполнении следующего задания, вам предстоит показать все свои знания и умения.

-        Перед вами карточки с числовыми выражениями, в которых пропущен знак действия.

-        Вам предстоит определить нужный знак и вписать его в выражение (дети выполняют работу).

7 … 4 = 28                        6 … 6 = 1

18 … 0 = 0                        100 … 100 = 1

-         Проверьте правильность выполнения по ключу (на кальке).

-         Оцените свою работу:

        - Кто выполнил все задания правильно – поставьте себе в технологическую карту «5»

        - Кто правильно выполнил 3 задания – поставьте себе «4»

        

-         Встаньте те, кто выполнил задание на «5»

-         Встаньте те, кто выполнил задание на «4»

-         Ребята, какие умения вам пригодились при выполнении этого задания (знание таблиц умножения и деления, умножения на 1 и на 0).

        

        Решение задачи.

-        Ребята, скажите пожалуйста, вам тяжело было идти сегодня в школу по дороге? (да)

-        Почему? (не все дороги расчищены, снег проваливается под ногами)

-        Вот и герои задачи, над которой нам мы будем работать, уже начали расчищать дорожку. Давайте к ним присоединимся.

-        Прочитайте задачу (один хорошо читающий ребенок читает вслух).

Ира расчистила 5 метров дорожки, Миша в 3 раза больше Иры, а остальное расчистил папа. Сколько метров дорожки расчистил папа, если длина всей дорожки составляет 38 метров.

-         Кто чистил дорожку? (Ира, Миша, папа).

-         Сколько метров расчистила Ира? (5 метров)

-         Сколько метров расчистил Миша? (неизвестно, но сказано, что в 3 раза больше, чем Ира)

-         Каков вопрос задачи? Можем мы сразу на него ответить? (нет) Почему? (не знаем сколько расчистил Миша)

-        Выполните краткую запись и решите задачу по действиям (дети работают в технологической карте)

И – 5 м.

М - ? м.  в 3 р. больше              32 к.

П -  ? м.

  1. 5 * 3 = 15 (м.) – расчистил Миша.
  2. 5 + 15 = 20 (м.) – расчистили Ира и Миша вместе.
  3. 32 – 20 = 12 (м.)

Ответ: 12 метров расчистил папа.        

-        Кто рассуждал точно также и у кого такое же решение, поставьте оценку «5».

-        Кто допустил ошибку – поставьте «4».

-        Поднимите руки те, кто получил «5».

-        Поднимите руки те, кто получил «4».

-        Какие умения вам помогли правильно решить задачу? (умение правильно записать краткую запись, умение решать примеры на умножение, сложение, вычитание, порядок действий)

-         Подскажите, людям каких профессий требуется умение находить результат числовых выражений? (перечисляют профессии)

-         На любой работе есть перерыв. Вы очень хорошо потрудились, и я приглашаю вас отдохнуть, покататься на коньках (дети встают на физминутку).

  1. Физкультминутка.

Мы катались на коньких,

Разогрелись ушки.

Рукавички на руках,

Шапка на макушке.

Раз – два – левая,

Три – четыре – правая.

-        Понравилось кататься на коньках? (да)

-        Какие виды спорта вы знаете на коньках? (фигурное катание, конькобежный спорт)

-        А знаете ли вы, что родиной фигурного катания является Голландия. Именно там в 14 веке появились первые железные коньки. Я уверена, что выступать успешно с партнёром помогает дружба, слаженность и взаимопонимание.

-        Хотите и вы поработать в парах? (да)

Работа в парах постоянного состава.

-        Вам необходимо расставить порядок действий и решить выражение (дети совместно решают выражение).

25 : 5 + (18 * 1) = 23

  1. 18 * 1 = 18
  2. 25 : 5 = 5
  3. 5 + 18 = 23

-        Проверьте по ключу.

-        Встаньте те, кто не допустил ни одной ошибки. Поставьте себе в технологическую карту оценку «5».

-        Встаньте те, кто допустил одну ошибку. Поставьте себе в технологическую карту оценку «5».

-        Какие знания помогли вам правильно выполнить задание? (порядок выполнения действия, таблица умножения и деления).

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Разноуровневая самостоятельная работа.

-         А хотите проверить свои знания каждый сам? (да)

-        Снеговик вам приготовили самостоятельную работу. А как вы думаете, по какой теме будет эта самостоятельная работа? (табличное умножение и деление).

-        В вашей технологической карте вам необходимо выбрать одно из трёх заданий и выполнить его.

-        Думайте быстро, решайте правильно, записывайте внимательно. (выполняют индивидуальные задания).

1 задание.

Решите пример.

(37 + 29 - 18) + 35 : 7 = 53

  1. 37 + 29 = 66
  2. 66 – 18 = 48
  3. 35 : 7 = 5
  4. 48 + 5 = 53

2 задание.

Выбери и запиши верные равенства и неравенства, если вместо пропущенного числа вставить 6.

54 : … > 7                        4 * … > 24

48 : … = 8                        … : 3 > 2

3 задание.

Решите логическую цепочку.

3   9   45   45   15   3

3 * 1 = 3                        45 : 1 = 45

3 * 3 = 9                        45 : 3 = 15

9 * 5 = 45                        15 : 5 = 3  

-         Ребята, как вы думаете, для чего мы выполняли это задание? (для закрепления полученных знаний)

-         Проверьте, как вы выполнили задание и поставьте себе оценку за самостоятельную работу (в технологической карте).

  1. Рефлексия деятельности.

-        Оцените себя. У кого большинство пятёрок – поставьте себе итоговую оценку «5»

-        У кого четверок больше, чем пятёрок – поставьте итоговую «4».

-        Встаньте те, кто за работу на уроке получил «5»

-        Встаньте те, кто получил «4».

-        Ребята, какая цель стола пред нами в начале урока (обобщение знаний по теме табличное умножение и деление)

-        Достигли ли мы цели урока? (да) 

-        А как вы думаете, где нам могут пригодиться полученные знания в жизни? (при покупке в магазине, в дальнейшем обучении и т.д.)

  1. Домашнее задание.

-        Вам необходимо повторить таблицы умножения и деления на 5, 6, 7.

  1.  Подведение итогов работы.

-        Ну а теперь давайте подведем итоги урока.

-         Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, нарисуйте в технологической карте весёлого человечка.

-         Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, нарисуйте второго человечка.

-        Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справились, нарисуйте грустного человечка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике "Табличное умножение и деление на 3"

Тема: «Табличное умножение и деление. Умножение числа 3 и на 3.»Цели деятельности учителя: составление таблицы умножения с числом 3; закрепление умения решать задачи на умножение и деление...

Конспект урока по математике "Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2" (1) (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения реализовывать способы действия, помогающие вывести таблицу умножения и деления на 2; знакомство учащихся с таблицей умножения числа 2 и составление табли...

Конспект урока по математике "Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2" (2) (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения реализовывать способы действия, помогающие вывести таблицу умножения и деления на 2; знакомство учащихся с таблицей умножения числа 2 и составление табли...

Конспект урока по математике "Табличное умножение и деление. Умножение числа 3 и на 3" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения реализовывать способы действия, помогающие вывести таблицу умножения и деления на 3; знакомство учащихся с таблицей умножения числа 3 и составление табли...

Конспект урока по математике "Табличное умножение и деление. Умножение числа 3 и на 3" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  закрепление умения реализовывать способы действия, помогающие вывести таблицу умножения и деления на 3; закреплять навыки решения задач на умножение и деление.Планируе...